Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Степанов Сергей Георгиевич (01.05.1923, г. Орск – 01.10.1995, г. Орск)

Оренбуржец Сергей Степанов – звезда наивного искусства 70–80-х годов, «русский Анри Руссо», как его называли иностранные журналисты. С 1970 года ни одна союзная выставка народных и самодеятельных художников не обходилась без его участия. Его работы демонстрировались на передвижных выставках в СССР, Германии, Англии, Франции. Его работы стали известными и получили одобрение специалистов. О нем писали статьи и рецензии. Степанов получил 11 дипломов лауреата выставок, серебряную медаль ВДНХ.

Работы С. Г. Степанова входят в мировую энциклопедию наивного искусства, что является свидетельством наивысшего признания таланта и мастерства художников-наивов. Излюбленные темы художника: воспоминания о войне и работе в колхозе, история города Орска, Орь, Урал и степное раздолье, портреты родных и знакомых.

Картины художника хранятся во всех крупных собраниях наивного искусства страны, в «Золотом фонде» Министерства культуры РФ, в зарубежных коллекциях, а также в музеях Оренбурга, Орска, частных коллекциях.


О наивном искусстве. Справка

Наивное искусство – одно из направлений искусства, характерное для творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Наивное искусство сочетает самобытную яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием профессиональных навыков рисунка, живописи, композиции, моделировки и пр. (© Орский краеведческий музей)


 

«…И было много радости»

 

«Наив – это особая система мировидения, дар, данный с рождения. Про таких людей, как Степанов, говорят, что их Бог в лоб поцеловал». © Алексей Лебедев

«Сердце Степанова, открытое всем впечатлениям, излучало тепло, передаваемое зрителям в коренастых, крупноголовых, чуточку смешных фигурках людей, населяющих его произведения, в тонко прорисованных нежных листочках на деревьях, в звездочках цветов на лужайках…» © Лидия Медведева

«Извечный наказ художников самим себе: «Не врать!» – у Степанова реализуется почти бессознательно. А снисходительность по отношению к автору проявлять столь же легко, сколь и глупо. Неумелость в данном случае – свидетельство неподдельности». © Велимир Мойст

 

Степанов С. Г. Прибытие войск.
1984 г. Холст, масло.
Степанов С. Г. Орские лошади.
1973 г. Картон, масло. 50х69.
Всероссийский музей декоративного искусства.

На обороте авторская надпись:
Мать пасет лошадей
I Орского полка».
Старый Орск – 1918 г.


(здесь и далее - орфография и пунктуация автора)


Сергей Георгиевич Степанов родился в Орске 1 мая 1923 года.

Мать и отец – активные участники Гражданской войны. В своем творчестве художник «неоднократно возвращался к той давней поре, которую помнить не мог и знал лишь по рассказам матери – к молодости своих родителей. Это время представлялось ему в романтическом свете. Как же иначе?! Полыхал пожар Гражданской войны, в отблесках его летели в бой красные конники, и был среди них эскадронный командир Георгий Семенович Степанов и его верная подруга Надежда Кирилловна. <…> он и она, молодые и красивые, лихие и бесстрашные! Дорога… долгой и бесконечной представлялась она им тогда. Будут на ней и бои в Оренбуржье, и схватки с басмачами, и преждевременная смерть отца…» (Здесь и далее: Л. Медведева* «… И было много радости» [7]).

*Лидия Сергеевна Медведева, искусствовед, Заслуженный работник культуры РФ (Оренбург).

 

Степанов С. Г. Конный портрет матери.
Конец 1970-х гг. Оргалит, масло. 34х28.
Частное собрание.

На обороте авторская надпись:
Мать Надежда Кирилловна в Бузулуки
Степанов С. Г. Конный портрет отца.
Конец 1970-х гг. Оргалит, масло. 34х28. Частное собрание.

На обороте авторская надпись:
Отец Георгий Семёнович в Бузулуки

 

Степанов С. Г. Прощание с домом.
1982 г. (фрагмент)
Степанов С. Г. Сапёры. Кумакские высоты.
1977 г. Картон, масло. 50х70.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

На обороте авторская надпись:
Куматски высоты. Бой 1 Орского полка
в августе 1918 году


После смерти отца, бывшего командира Красной Армии, семья стала бедствовать. В голодный 1933 год на руках у десятилетнего Сергея умерли младшие брат и сестра. С 1934 г. будущий художник жил в селе Сюрюк неподалеку от Черного Отрога, куда приехал в возрасте одиннадцати лет.

Окончил семилетнюю школу и ремесленное училище, работал штукатуром.

Сергей Георгиевич Степанов – участник Великой Отечественной войны, инвалид. Был призван в январе 1942 года. Воевал минометчиком в лыжном батальоне под Москвой, участвовал всего лишь в нескольких боях и был тяжело ранен, в 19 лет стал инвалидом – лишился пальца правой руки, еще один палец был парализован.

«Бои, участником которых был Степанов, как художник он помнит детально, вплоть до того, каков был рельеф местности, и как изгибалась река, и тот снежный холмик, за которым можно было укрыться от вражеской пули, «а вот тут, в этом бою меня ранило…», и мы вместе с Сергеем Георгиевичем всё сохраненное им в памяти, видим в картине, серебристо-белой от снега и маскировочных халатов бойцов, выбивающих фашистов из деревни на другом берегу реки – («Комсомольский батальон. Минометчики»). После лечения в госпиталях Степанов вернулся в родной край, работал бригадиром в колхозе «Новая жизнь» Гавриловского района, потом в МТС учетчиком тракторной бригады, с 1959 года переехал в совхоз «Заречный» Новоорского района, был учетчиком, плотником… Была жизнь и, как пишет Степанов в своей автобиографии, «было много радости». В первый год освоения целинных земель, забрав пятилетнюю дочку Нину, Степанов отправился в создающийся целинный совхоз…» (Л. Медведева[7]).

После выхода на пенсию переехал в Орск.

Степановым искренне восхищались профессиональные художники Орска – Марк Мешков и Николай Митцев. «Отношение к «дяде Сереже» было особенным – не просто любовь, уважение, а скорее удивление, обожание, технические проблемы, над которыми художники часто бились бесполезно, он решал не задумываясь, как бы по наитию, гениально просто». (Л. Медведева[7]).

Степанов С. Г. Первый лыжный комсомольский батальон.
1975 г. Картон, масло. 50х69.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

На обороте авторская надпись:
Особо 1 лыжный комсомольски батальон
у первого миномета, наводит миномет Степанов С.Г.,
зарежает миномет Елесеев Иван
Степанов С. Г. Пришла почта на фронт.
1975 г. Картон, масло. 50,3х69,5

 

Степанов С. Г. Девушки заменили ушедших на фронт.
1975 г.

На первом плане картины, на тракторе,
Степанов изобразил свою жену Полину Андреевну,
застывшую в прощальном жесте.
Степанов С. Г. Знакомство на целине.
1979 г.


Проходят десятилетия, и оживают в картинах бережно хранимые воспоминания военных и послевоенных лет. Степанов помнит и фронт, и крестьянский труд, его «картины и рисунки – как овеществленная память человека, неотделимая от жизни целого поколения советского людей. <…> Он – типичный представитель поколения, прошедшего Великую Отечественную войну, впитавший трагедию войны и великую радость победы, ни с чем не сравнимую радость возвращения к мирному труду. Отсюда – острое ощущение жизни как величайшей ценности, светлый, счастливый взгляд на мир, самоценность любой былинки, неповторимость каждого восхода солнца; как следствие, – родниковая свежесть, непосредственность его работ…» (Л. Медведева[7]).

 

 «Он просто родился художником»


«Его живописные и графические работы имеют истинную художественную ценность, в них – спокойствие и душевная тишина,
та же размеренность и простота, которые столь привлекательны были и в Сергее Георгиевиче».
Лидия Медведева


Не получивший профессионального образования, но богато художественно одаренный, Сергей Степанов с детства увлекался живописью. «Мне было пять лет, я очень любил рисовать. Отец очень мной удивлялся и двоюродный брат, Коршунов Владимир Тимофеевич, который жил у нас и учился на инженера», – вспоминает в своей автобиографии Сергей Степанов.

Постоянно он стал заниматься рисованием, а затем и живописью с 1965, в возрасте 42 лет.

«Этот год стал памятным для Степанова; нарисовал он для школы Деда Мороза и Снегурку, «и тут узнали, что я рисую, и сразу стали заказывать плакаты, стенгазеты…», – написала Л. Медведева [7].

В 1966-1971 годах Степанов учился и окончил с отличием Заочный народный университет искусств. «Образование это было своеобразным: из студентов не стремились вырастить художников, работающих в академической манере. Напротив, в них пытались сохранить их самобытность» – написал А. Лебедев [5].

«Позднее он <Степанов> вспоминал годы учебы с удовольствием, а учителя своего, Алексея Семёновича Айзенмана, с благодарностью. Было нелегко, времени не хватало, садился за рисование после всех дневных забот и трудов и до 2–3 часов сидел, склоняясь над работой. В доме тихо, посапывает дочь, вздохнет, соболезнующе посмотрит на сына мать, тяжелеет голова, того и гляди, смажешь рисунок или просто вот так за столом заснешь. Три – четыре часа сна в сутки пять долгих лет, но вместе с тем, какими же они были счастливыми! И с чем сравнить ту радость, тот восторг, когда получалось, выходило, удавалось!» (Л. Медведева [7]).

Степанов – классик наивного искусства. «В наивном искусстве есть свои «табели о рангах». Самый высокий уровень – худож­ники, которые вошли в мировую энциклопедию наивного искусства. Сергей Георгиевич Степанов (1923–1995) – один из них» – написал доктор искусствоведения А. Лебедев[5]. В 1985 году имя художника включено во «Всемирную энциклопедию наивного искусства» среди 800 художников из 48 стран. (Bihalji-Merin, О. World encyclopedia of naive art : a handred years of naive art / Oto Bihalji-Merin, Nebojsa-Bato Tomasevic [editors]. – London : F. Muller, 1984.).

Степанов С. Г. Рыбаки на Урале.
1975 г. Картон, масло. 35х50.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Степанов С. Г. Новые мостки.
1978 г.


Не пользуясь подготовительными набросками, держа тремя пальцами тоненькую кисть, он писал с угла картины, медленно покрывая плоскость мелкими мазками. Заканчивал работу подробным описанием сюжета на обороте.

«Приходилось видеть, как работал художник: с нижнего правого угла он поднимался диагонально по картону, постепенно заполняя все изобразительное поле. Как он при этом «собирал» картину в композиции и цвете – уму не постижимо! Сам он и слова-то такого не употреблял – «композиция», но зато хорошо знал: «так нужно было». Вот это «так нужно было» заменяло ему все правила композиционного, линейно-пластического, живописного решения. Подсказывало же «нужное», рождалось не столько в уме его, сколько в душе, сердце. Потому такое простодушие, сердечность, искренность». (Л. Медведева [7]).

Степанов С. Г. Копнят сено.
1994 г.
Степанов С. Г. Орь и Урал.
1972 г.


Картины Сергея Степанова – прямое переложение событий его жизни, повествовательный, неторопливый рассказ в красках – он подробно рассказывает о своей жизни: родители, детство, война, семья, жизнь в колхозе и в городе. Картины Степанова отличают яркие, открытые тона.

Наивное искусство парадоксальным образом соединяет детскую раскрепощенность с приверженностью к определенному кругу тем: герой, начало и конец, праздник, любовь, родина, изобилие, пространство.

Степанов тоже пишет эти формулы бытия. Изображение плоскостное, пространство строится чередованием планов, чистые локальные цветовые пятна ритмически организованы. При четкой конструкции целого все фрагменты обладают композиционной и цветовой целостностью, соотношение целого и составляющих его частей потрясающе точно, гармонично. Работы художника отражают светлый мир его души.

«Рисунки, живописные произведения, создаваемые в свободное время, чаще по вечерам, становились, как бы продолжением дневных дел, удовлетворяли потребность души рассказать о сделанном». (Л. Медведева [7]).

Степанов С. Г. Культурный отдых.
1970-е гг. Из собрания ГВСМЗ
Степанов С. Г. Завод строится.
1975 г. Из собрания ГВСМЗ

Орск. Кумакские высоты. Строительство
Орского завода тракторных прицепов (ОЗТП)


В 1974 году, в Москве, за творческие успехи на Всесоюзной выставке произведений самодеятельных художников «Слава труду» Степанову Сергею Георгиевичу присужден Диплом 1-й степени.

В 1996 году на организованной в «Ковчеге» выставке «Нерассказанный мир. Пронзительное искусство из московских частных собраний», творчеству самородка из Орска был отведен целый зал. В 2006 году в «Ковчеге» прошла выставка Сергея Георгиевича Степанова «Ждем, когда заговорит телевизор».

Степанов С. Г. Мать Степанова.
1980 г.
Степанов С. Г. Мать.
Из фондов ЗНУИ. 1966–1971 гг.


Совершенно особым было отношение Степанова к матери, самое красноречивое свидетельство тому – её портреты, наиболее выразительные из всех, им написанных. В них наряду с желанием запечатлеть её внешний облик, умение передать сильный, даже в преклонные годы не потерявший своей властности характер, огромное чувство любви и уважения.

«Как это по-человечески прекрасно – не просто любовь сына к матери, всю жизнь прожившей в его доме, но особенная почтительность, забота и неизбывное горе, связанное с ее уходом из жизни. <…> портреты Надежды Кирилловны размещены были в комнате, занимаемой ею при жизни, что, очевидно, продиктовано желанием постоянно ощущать реальность ее присутствия в доме. Потрясающая картина написана Степановым после ее ухода из жизни – «Смерть матери», многоцветие жизни уходит и остается слепящий – вне тепла, вне чувств, вне жизни – белый цвет, главенствующий в работе». (Л. Медведева [7]).

Степанов С. Г. Мать и дочь Степановы.
1970-е гг. 50х70
Степанов С. Г. Мать померла.
1980 г. Картон. 40х50. Оренбургский музей

 


Алексей Лебедев. «Быт и бытие в произведениях Сергея Степанова»
[5]


Статья доктора искусствоведения Алексея Валентиновича Лебедева (Москва) «Быт и бытие в произведениях Сергея Степанова» (03.09.2023) рассказывает об уникальности художника, о художественную ценность его произведений.

«В наивном искусстве есть свои «табели о рангах». Самый высокий уровень – художники, которые вошли в мировую энциклопедию наивного искусства. Сергей Георгиевич Степанов (1923–1995) – один из них.

Произведения могут вызывать у некоторых зрителей реакцию: «Так бы и я смог!..» Или чуть менее категоричную: «А я так смогу?» Ответ на этот вопрос проводит демаркационную линию между наивным и самодеятельным искусством. Самодеятельный художник стремится усвоить приёмы и образы профессионального искусства, тогда как художник-наив передаёт личное видение с помощью собственных выразительных средств. Поэтому для занятий самодеятельным творчеством необходимо желание, усердие – и, пожалуй, ничего более. Хочешь быть самодеятельным художником – будь им. А вот наив – это особая система мировидения, дар, данный с рождения. Про таких людей, как Степанов, говорят, что их Бог в лоб поцеловал.

Нередко творчество наивных художников определяют, как непрофессиональное искусство, ставя во главу угла отсутствие академической художественной выучки. Но этого явно недостаточно, чтобы понять его отличие от дилетантизма, ремесленничества, самодеятельности. Начав как самоучка, С.Г. Степанов уже во взрослом возрасте получил художественное образование. В 1971 году он с отличием окончил Заочный народный университет искусств (ЗНУИ). Образование это было своеобразным: из студентов не стремились вырастить художников, работающих в академической манере. Напротив, в них пытались сохранить их самобытность.

После заочного университета искусств в картинах Степанова сохраняются контурность, уплощённое пространство, декоративность – приёмы, присущие детскому рисунку. Конечно, взрослый не может рисовать как ребёнок, но он может по-детски непосредственно воспринимать окружающее. «Наивное» – это не только «неученое», но и простодушное, бесхитростное – непосредственное, нерасчленённое, не знающее рефлексий ощущение действительности.

Картина и изображённый на ней мир ощущаются автором как реальность, в которой он сам существует. Наивный художник рисует не столько то, что видит, сколько то, что знает. Стремление передать свои идеи о вещах, людях, мире, отразить наиболее важные моменты из жизненного потока непроизвольно приводит мастера к схематизации и ясности – состоянию, когда чем проще становятся вещи, тем они значительнее».

Выставка С. Г. Степанова, открытая весной 2023 года в Музее Черномырдина, охватывает почти тридцать лет его творчества – с конца 1960-х до начала 1990-х годов. Что же видит посетитель на представленных картинах и рисунках? Интерьеры изб, рыбалку, работу в поле и на огороде, сцены в больнице и санатории… На первый взгляд – мир обыденный, ординарный, даже немного скучноватый. Но вглядимся внимательнее в эти нехитрые сценки. В них рассказ не столько о быте, сколько о бытии: о жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти, труде и празднике… Изображение конкретного эпизода воспринимается здесь не как фиксация момента, но как притча на все времена. Художник неловко выписывает детали, не может отделить главное от второстепенного, но – о чудо! – за этой неумелостью встаёт система мировидения, напрочь отметающая случайное, сиюминутное. Неискушенность оборачивается прозрением: изображая частный эпизод, Сергей Степанов рассказывает о неизменном, вечно сущем, незыблемом.

Наивное искусство парадоксальным образом соединяет детскую раскрепощенность, незашоренность художественных решений с приверженностью к ограниченному кругу тем и сюжетов, цитированием однажды найденных приёмов. В основе этого искусства лежат первоэлементы, соответствующие общечеловеческим представлениям, типические формулы, или архетипы: пространство, родина, герой, начало и конец, праздник, любовь, изобилие. Эта классификация применима и к творчеству С.Г. Степанова. В то же время у его искусства есть своя специфика.

Пространство для наивного художника не является чем-то заданным, существующим как объективная реальность. Оно формулируется самим автором, и его параметры определяются смыслом изображаемого события. Пейзаж на холсте – результат внутреннего путешествия, где воспоминания об увиденном ландшафте соединяются с представлением о том, каким он должен быть в идеале. Кисть рифмует возникающие в сознании образы, выстраивая их в ритмический ряд. В результате непроизвольно создается гармоническая картина мира.

Таковы многие пейзажи Степанова. В каждом его произведении – модель идеального миро­устройства. В картинах «Нетронутый уголок природы», «Рыбаки», «Скотина на Урале» окружающая природа представляется ему в виде райских кущей, где мирно сосуществуют люди и животные. Но очевидно и отличие. У подавляющего большинства наивов подобные «райские видения» относятся к невозвратному прошлому, к сладостным воспоминаниям детства. В искусстве Степанова одна из наиболее устойчивых мифологем человеческого сознания – мечта о «золотом веке» – реализуется в настоящем.

Степанов С. Г. Нетронутый уголок природы.
1988 г. Картон, масло. 49х69. Частное собрание.

На обороте авторская надпись:
Не тронутый уголок природы, заказ сделал
Степанов Виталий Сергеевич в 1988 году апрель месяц)
Степанов С. Г. Рыбаки.
1990 г. Картон, масло. 35х50. Частное собрание.

На обороте авторская надпись:
Степанов С. Г.
и Храмшин Владимир В. на речьги Риклинка
от Ударника 7 км. На рыбалке и видели лося летом 1989 года


Степанов нередко использует фризовое построение пространства. Этот приём изменяет эмоциональную окра­шенность изобра­жённого. Так, сюжет картины «Посевная в 1943 году в колхозе «Новая жизнь» напряжённый, даже трагичный: лошади реквизированы для нужд фронта, в качестве тягловых животных используются коровы. Но ощущения драматизма нет, картина воспринимается как логическое и гармоничное продолжение жизненного цикла. Это достигается благодаря двум приёмам: чередованию фризов, в которые вписаны люди и животные, и специфическому движению персонажей, подобному чинному шествию. Мотив шествия часто используется в наивном искусстве при изображении свадеб, народных гуляний и крестных ходов. Фризовое построение композиции Степанов использует и при изображении батальных сцен. Вне зависимости от того, какую войну рисует художник – Гражданскую или Отечественную, на переднем плане у него всегда «наши» (большинство персонажей повёрнуто спиной к зрителю), на дальнем – маленькие фигурки врагов».

Степанов С. Г. В полдень.
1971 г. Картон, масло. 50х69.
Всероссийский музей декоративного искусства.

На обороте авторская надпись:
Скотина на Урале
Степанов С. Г. Посевная в 1943 году в колхозе «Новая жизнь».
1990 г. Оргалит, масло. 44х60.
Всероссийский музей декоративного искусства.

На обороте авторская надпись:
«Новая жизнь» Гавриловского района Оренбургской области.
Боронование на коровах. Топаева Мария с дочкой.
Бригадир в военной форме Степанов Сергей Георгиевич


Понятие «Родина» вызывает у наивных художников целую цепь ассоциаций. Картины детства, образы родителей, семьи, домашнего очага пробуждают воспоминания о живущих и ушедших из жизни близких, вызывают ощущение принадлежности к неразрывному целому, именуемому родом. Но у Степанова свои особенности.

Большинство наивных художников России родились и выросли в деревне. Впечатления детства выплескиваются у них на холст и бумагу в виде ярких непосредственных сцен сельской жизни, окрашенных ностальгическим чувством. Тема позволяет воссоздать в красках облик родного дома, исчезнувшей, а некогда процветавшей деревни. Художники опираются на представления о крестьянской жизни как первобытии человека, в основе их произведений лежит миф о потерянном рае.

У Степанова архетип Родины (рода) выглядит иначе. Во-первых, он большую часть жизни прожил в городе (Орске, Оренбурге). Во-вторых, и в главных, детство художника было настолько трагическим, что он не мог вспоминать о нём как о рае даже многие годы спустя. В восьмилетнем возрасте Степанов лишился отца, в 10-летнем пережил страшный голод: «Это было в 1933 году. У меня на руках умирает четырёхлетний брат. Брата схоронили, на второй день умирает шестилетняя сестра. От голода на третий день и я слёг. Но врачи меня вылечили». Обострённое чувство личной незащищённости приводит к тому, что тема Родины трансформируется у художника в образ героя-защитника, в поисках которого он обращается к периоду до своего рождения. В картине «Мать пасёт лошадей I Орского полка» и на конных портретах родителей облик победителя, хорошо знакомый по лубочным картинкам (Аника-воин, Илья Муромец, Суворов), приобретает черты героя Гражданской войны. Все они являются интерпретацией образа змееборца, хранящегося в глубинах генетической памяти, и восходят к иконографии Святого Георгия, поражающего дракона.

Наряду с героем-защитником в наивном искусстве широко распространён противоположный по сути образ героя-творца. Акцент в нем переносится с внешнего действия на внутреннее напряжение воли и духа. Особенно популярны у наивов образы художника и поэта. Чаще всего используется один и тот же композиционный приём: изображается сидящая фигура с книгой, листом бумаги и пером или кистью в руках («В полдень», «Нелли на природе на этюдах». Эта универсальная схема служит формулой поэтического вдохновения, а всё остальное выступает в качестве деталей, подтверждающих глубокую достоверность происходящего. Этот образ особенно близок наивному художнику, поскольку он всегда видит себя в картинной вселенной – рядом со своими героями, вновь и вновь переживая вдохновение творца («Завтрак на траве»).

 

Степанов С.Г. Нелли на этюдах.
1993 г. Оргалит, масло. 30х31.
Музей Черномырдина.

На обороте авторская надпись:
Нели на природе на едюдах
Степанов С.Г. Завтрак на траве.
1989 г. Картон, масло. 40х50. Частное собрание.

На обороте авторская надпись:
изображены: Лушников Михаил и Степанов Сергей.
Художники


«Как и другие художники-наивы, С.Г. Степанов неоднократно обращается к архетипу начала и конца. И здесь его прочтение темы в чем-то типично, а в чём-то индивидуально. Райским уголком выглядит пейзаж за окном в картине «Кормление синиц». Этот и многие другие портреты сына написаны Степановым после смерти Виталия («Портрет сына у новогодней ёлки», «Автопортрет с сыном на рыбалке в селе Надеждинка» и др.). Таким же обитателем райского сада выглядит Геннадий Твердохлебов. Это тоже ретроспекция: картина написана уже после трагической гибели изображённого. Идиллия понимается живописцем как изначальное состояние «пока все прекрасно». Его искусство словно возвращает нас к периоду блаженного незнания и благополучия».

  • Степанов С. Г. Кормление синиц. 1993 г. Картон, масло. 31х24. Орский краеведческий музей. На обороте авторская надпись: Степанов Виталий и отец. Кормление синиц салом.

  • Степанов С. Г. Портрет сына у новогодней елки. 1989 г. Картон, масло. 70х50. Частное собрание. На обороте авторская надпись: Елка на Новый год в новой квартире.
  • Степанов С. Г. Автопортрет с сыном на рыбалке в селе Надеждинка. 1990 г. Оргалит, масло. 74х48. Музей Черномырдина. На обороте авторская надпись: Степанов С. и Виталий в 1986 г были последний рас на рыбалки в поселке Надеждинке Саракташском раионе. Оренбургской обл.

  • Степанов С. Г. Геннадий Твердохлебов на природе. 1989 г. Оргалит, масло. 33х25. Частное собрание. На обороте авторская надпись: Зять бывший погиб от трактора.


Но кроме идиллического начала существует и драматический конец. Несколько раз – в живописи и графике – Степанов обращается к изображению смерти зятя, погибшего «от другого тракториста раздавлением головы», трижды рисует гроб с его телом. Не менее трагичен по сюжету «Автопортрет у гроба сына». Трудно найти другого наивного художника, который бы так часто обращался к теме смерти. А Степанов вдобавок использовал редкую разновидность портретного жанра – изображение «на смертном ложе». Возможно, таким способом художник избавлялся от мучивших его воспоминаний.

Впрочем, нельзя не отметить еще одну особенность трагических произведений Степанова: в них есть та же отстранённость, что в идиллических сценах. Даже «Автопортрет у гроба сына» поражает сдержанностью эмоций: это не надрывное оплакивание, а торжественное предстояние. Тщательно выписанный интерьер с множеством обыденных деталей усугубляет ощущение равнозначности жизни и смерти.

 

Степанов С. Г. Гибель Геннадия Твердохлебова.
1980-1983 г. Картон, масло. 50х68,5.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

На обороте авторская надпись:
«Смерть Твердохлебова Генадия Т» (зачеркнуто);
Ниже: «Гибель тракториста. (зачёркнуто)
Тюльгановский р-з х Боглинка»
Степанов С. Г. Автопортрет у гроба сына.
Начало 1990-х гг. Оргалит, масло. 40х62. Частное собрание


Наиболее устойчивой, мифологически насыщенной формулой наивного искусства является народный праздник. У большинства наивов эта тема ретроспективна: обращена к прошлому, к воспоминаниям детства. Поскольку детство Степанова было безрадостным, то и образ праздника претерпевает у него заметную трансформацию. Он превращается в «культурный отдых». Так, в картине «Отдых в колхозе» акцент переносится с ритуала на конкретную ситуацию, в которую в равной степени вовлечены все участники.

 

Степанов С. Г. Культурный отдых (Отдых в колхозе).
1970-е гг. Холст, масло. 48х66.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Степанов С. Г. В совхозе Заречном на парниках.
1975 г. Картон, масло. 51х67,5.
Всероссийский музей декоративного искусства.

На обороте авторская надпись:
Обсуждение проекта ЦК КПСС к XXV съеду партии
«Основные направления развития народного
хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы».
Постановлена […] бригадир
Полина Николаевна Леонтьева


Само словосочетание «культурный отдых» (так называются несколько произведений художника) лишний раз напоминает о том, что Сергей Степанов был советским человеком. Не случайно в его портретном творчестве сформировался образ типичного героя советской эпохи – труженика, передовика производства («Передовая огородница М.И. Ожогина»; портреты А.М. Кондратова и В.Г. Погодина). При этом жанровые сцены превращаются под кистью наивного художника в нечто большее, чем иллюстрации к «советскому образу жизни». В картине «В совхозе Заречном на парниках» совхозницы в обеденный перерыв обсуждают «Основные направления развития народного хозяйства СССР». В глазах сегодняшнего зрителя эта сцена выглядит несколько анекдотично, но Степанов совсем не склонен иронизировать. Создавая образ «коллективного» человека, он предельно серьёзен. Скованность поз, создающая ощущение несвободы и искусственности происходящего, является издержками творческого метода, а не сознательной критикой.

 

  • Степанов С. Г. Передовая огородница М.И. Ожогина. 1975 г. Картон, масло. 70х50. Всероссийский музей декоративного искусства. На обороте авторская надпись: Ожогина Мария Илларионовна. План будет перевыполнен в 10 пятилетке

  • Степанов С. Г. Портрет Владимира Георгиевича Погодина. Середина 1980-х гг. Оргалит, масло. 44х31. Частное собрание. На обороте авторская надпись: Погодин Владимир Георгиевич, сварщик совхоза «Заречный» Новоорского р-на

  • Степанов С. Г. Портрет Александра Максимовича Кондратова. 1986 г. Картон, масло. 55х40. Частное собрание. На обороте авторская надпись: Кондратвов Александыр Максимовичь строитель элеваторов Оренбургской области


Рассказывая о любви, наивный художник проявляет целомудрие. Степанов изображают влюблённых в сценах встреч и расставаний, по композиции очень похожих друг на друга («Знакомство у стана с Полиной Андреевной Степановой», «Любовь на берегу»). Тем самым обозначается начало и конец любовного романа, а его кульминация остается вне холста. Наивному искусству близки также темы несчастной любви, ревности и жестокой расплаты за неверность («Ссора»).

  • Степанов С. Г. Знакомство на полевом стане. 1989 г. Оргалит, масло. 50х69. Всероссийский музей декоративного искусства. На обороте авторская надпись: Знакомство на стане с Степановой Полины Андреевной

  • Степанов С. Г. Любовь на берегу. 1993 г. Оргалит, масло. 41х49. Частное собрание

  • Степанов С. Г. Ссора. Конец 1960-х – начало 1970-х гг. Бумага, карандаш. 19х14. Частное собрание

 

Натюрморты Степанова типичны для наивного искусства, воспринявшего от фольклора приём умножения, избыточности изображенного («Овощи»), в результате чего главным героем становится изобилие. В отличие от «учёного» постановочного натюрморта, где все части должны быть уравновешены, в наивном натюрморте композиция складывается постепенно, обычно от центра, непрестанно усложняясь, обрастая новыми и новыми предметами («Розы II»). Теми же приёмами пользуется художник, рисуя птиц («Птицы»).
Степанов С. Г. Розы II.
Вторая половина 1980-х гг.
Картон, масло. 37х28.
Частное собрание

 

Степанов С.Г. Овощи.
1991 г. Картон, масло. 24х32.
Орский краеведческий музей.

На обороте авторская надпись:
Овощи в моем саду-огороде «Урожайный»
Степанов С.Г. Птицы.
Начало 1980-х гг. Картон, масло. 28х46.
Частное собрание


Сергей Георгиевич Степанов прожил трудную жизнь, «мало что видел хорошего», но при этом остался удивительно добрым человеком: любил своих домашних (правда, досаждал жене сценами ревности), устраивал детские праздники для своих и соседских ребятишек, кормил бездомных животных. «Я люблю писать всё, что окружает меня», – говорил он. Художник лишился на войне пальца правой руки, ещё один палец был парализован. Держа тремя пальцами тоненькую кисть, он начинал писать с любого угла картины, медленно продвигаясь к другому и покрывая плоскость мелкими мазками. «…За день наработаюсь, да ещё и общественная работа была. Сяду вечером и рисую до часу, до двух, а иногда засну за столом. Подойдёт мать или Виталий, или жена разбудит… А иногда намажу на рисунке, очнусь, давай тогда исправлять».

Даже в последние годы жизни, когда начало подводить зрение, Степанов продолжал рисовать. В Орске, куда он вернулся в 1959 году, существовало сообщество художников, члены которого называли Степанова «дядя Серёжа», отдавая должное его таланту, самоотдаче и масштабу личности».


А.В. Лебедев,
доктор искусствоведения (Москва).

К 100-летию художника в апреле 2023 года в Музее Черномырдина в селе Черный Отрог, Саракташского района была оформлена выставка «Жизнь и приключения Сергея Степанова, нарисованные им самим». На ней представлены около 130 произведений художника из собраний Музея Черномырдина, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Всероссийского музея декоративного искусства, Орского краеведческого музея, частных коллекций. Кураторы: доктор искусствоведения А.В. Лебедев, Е.А Лебедева, В.В. Кандыбина. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

 

«Человеком общественным в лучшем, высоком понимании этого слова всегда оставался в повседневном труде и своем творчестве С.Г. Степанов. Не случайно, рядом и одинаково бережно хранил он боевые, трудовые награды – медали «За отвагу», «За освоение целины» со значками участника разнообразных выставок народного творчества. И, конечно же, самой высокой наградой стала для него статья о нем во «Всемирной энциклопедии наивного искусства», подтвердившая его мировую известность».

Лидия Медведева


Юсупов, А. Почерк мастера / А. Юсупов. – Текст : непосредственный // Орский рабочий. – 1989. – 14 января. – С. 4. (читать PDF)

Орлов. Г. Жил-был художник один… / Г. Орлов. – Текст : непосредственный // Орсккая хроника. – 1996. – 29 мая. – С. 3. (читать PDF)


Ресурсы:

  1. Алексеев, М. Глазами художника / М. Алексеев. – Текст : непосредственный // Орский рабочий. – 1988. – 9 мая. – С.4.
  2. Выставка произведений художника-любителя Степанова Сергея Георгиевича, посвященная 70-летию Великого Октября. Живопись : Каталог. – Оренбург : Межсоюзный дом самодеятельного творчества оренбургского облсовпрофа, 1988. – 40 с. – Текст : непосредственный.
  3. Жизнь и приключения Сергея Степанова нарисованные им самим. В Музее Черномырдина откроется выставка наивного художника Сергея Степанова. – Текст : электронный // Культура Оренбуржья : [сайт]. – URL: https://kultura.orb.ru/news/front/view/id/9584 (дата обращения: 15.09.2023).
  4. Жизнь и приключения орского художника Сергея Степанова выставили в музее Черномырдина. – Текст : электронный // Орская газета : [сайт]. – 2023. – 3 мая. – URL: http://orskayagazeta.ru/kultura/zhizn-i-priklyucheniya-orskogo-hudozhnika-sergeya-stepanova-vystavili-v-muzee-chernomyrdina/ (дата обращения: 22.09.2023).
  5. Лебедев, А. Быт и бытие в произведениях Сергея Степанова / Алексей Лебедев. – Текст : электронный // Журнал коллекция : [сайт]. – 2023. – 3 сентября. – URL: https://sammlung.ru/?p=66820&ysclid=lmq779bx9u672146119 (дата обращения: 20.09.2023.
  6. Леушина, А. Наши экспонаты оказались в музее Черномырдина / Анна Леушина. – Текст : электронный // Орская хроника : [сайт]. – 2023. – 8 мая. – URL: https://hron.ru/news/read/72679?ysclid=lmq7t3zbcu72002420 (дата обращения: 22.09.2023).
  7. Медведева, Л. «…И было много радости» / Лидия Медведева. – Текст : непосредственный // Мир, росою умытый. Коллекция наивного искусства в Оренбургском музее изобразительного искусства / Л. Медведева – Оренбург : Оренбургская книга, 2006. – С. 13–35.
  8. Медведева, Л. Наивная живопись. Из коллекции / Лидия Медведева. – Текст : непосредственный // Оренбургский областной музей изобразительных искусств : 50 лет / составитель Т. В. Орлова – Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 2010. – С. 198.
  9. Мойст, В. Не просто плотник. Выставка Сергея Степанова / Велимир Мойст. – Текст : электронный // Газета.Ру : [cайт]. – 2006. – 25 мая. – URL: https://m.gazeta.ru/culture/2006/05/25/a_648068.shtml?ysclid=lmrfttj6fx289930420 (дата обращения: 20.09.2023).
  10. Орлов. Г. Жил-был художник один… / Г. Орлов. – Текст : непосредственный // Орсккая хроника. – 1996. – 29 марта. – С. 3.
  11. Орь и Урал. 1972. Степанов Сергей Георгиевич. – Текст. Изображение : электронные // Оренбургский музей изобразительных искусств : [акаунт в ВКонтакте]. – URL: https://vk.com/wall-21191790_6499?ysclid=lnd88vypv0806028585 (дата обращения: 22.09.2023).
  12. Произведения. 10 работ. – Текст. Изображение : электронные // Arthive : [сайт]. – URL: https://artchive.ru/artists/26768~Sergej_Georgievich_Stepanov/works (дата обращения: 22.09.2023).
  13. Сафонов, С. Нерассказанный мир / Сергей Сафонов, Дмитрий Смолев. – Текст : электронный // Неприкосновенный запас. – 1999. – № 4. – URL: https://magazines.gorky.media/nz/1999/4/nerasskazannyj-mir.html?ysclid=lmvxisxiqw285377459 (дата обращения: 05.10.2023).
  14. Сергей Степанов «И было много радости...». – Текст : электронный // Оренбургский областной музей изобразительных искусств : [сайт]. – URL: http://omizo.ru/vistavki/vse-vyistavki/vystavka-sergeya-stepanova-i-bylo-mnogo-radosti.html (дата обращения: 15.09.2023).
  15. Сергей Степанов. И было много радости.... – Текст : электронный // Культобзор : [сайт]. – 2023. – 10 апреля. – URL: http://cultobzor.ru/2023/04/sergej-stepanov-i-bylo-mnogo-radosti/ (дата обращения: 15.09.2023).
  16. Степанов Сергей Георгиевич. – Текст : непосредственный // Орская биографическая энциклопедия / составитель П. С. Коровин. Оренбург : Южный Урал, 2005. С. 253.
  17. Степанов Сергей Георгиевич. – Текст : электронный // Орский краеведческий музей : [сайт]. – URL: http://orskmuseum.ru/people/hudozhniki-goroda/stepanov-sergej-georgievich (дата обращения: 15.09.2023).
  18. Степанов Сергей Георгиевич. – Текст : электронный // Историческая страница Орска : [авторский сайт]. – URL: http://history.opck.org/lichnosti/s/3267-stepanov-sergej-georgievich.html (дата обращения: 15.09.2023).
  19. Юсупов, А. Почерк мастера / А. Юсупов. – Текст : непосредственный // Орский рабочий. – 1989. – 14 января. – С.4.


 ***

  1. Лебедев, А. Наивный художник Сергей Степанов: лекция Алексея Лебедева. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Youtube. Музей Черномырдина. – 2020. – 21 апреля. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=XnMG9ppI2nA (дата обращения: 22.09.2023).
  2. Экскурсия по выставке к 100-летию наивного художника Сергея Степанова в Музее Черномырдина. Проводит куратор выставки Алексей Лебедев (Лаборатория музейного проектирования). – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Youtube. Музей Черномырдина. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=TNgceev2GdA (дата обращения: 22.09.2023).