Новости библиотеки
Методист рекомендует
Аннотированный список новых поступлений литературы в методический отдел Центральной городской библиотеки им. Горького по темам:
- Книжное дело. Книговедение. Издательское дело.
- Информационная культура личности. Чтение и работа с книгой.
Березин, Н. И. (Н. Б.). Русские книжные редкости: опыт библиографического описания редких книг с указанием ценностей : репринтное воспроизведение изданий 1902 г., 1903 г. / Н. И. Березин (Н. Б.). – Москва : Центрполиграф, 2021. – 288 с. – ISBN 978-5-227-09680-7. |
|
Ловягин, А. М. Основы книговедения / А. М. Ловягин. – Москва: Юрайт, 2022. – 140 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-11256-6. |
|
Мурашко, О. Ю. Гендерные особенности и чтение: монография / О. Ю. Мурашко. – Москва : Литера, 2020. – 56 с. : табл. – ISBN 978-5-91670-169-2. |
|
Штейнберг, З. История книгоиздания в Европе: пять веков от первого печатного станка до современных технологий / Зигфрид Штейнберг ; перевод с английского Т. М. Шуликовой. – Москва : Центрполиграф, 2020. – 288 с. : ил. – ISBN 978-5-9524-5466-8. |
|
Читатель в игре : сборник статей / под редакцией : Е. А. Асоновой, Е. С. Романичевой. – Москва : Библиомир, 2019. – 264 с. : цв. ил. – ISBN 978-5-9500720-5-5. |
Предлагаем вам аннотированный список новых поступлений методической литературы для специалистов библиотек. Ждем вас в методическом отделе Центральной городской библиотеки им. Горького.
Библиотечное дело за рубежом – 2018 : сборник аналитических и справочных материалов / Российская государственная библиотека, отдел зарубежного библиотековедения и международных библиотечных связей, сектор анализа и обобщения информации по зарубежному библиотечному делу и библиографии ; составитель А. Н. Гончарова. – Москва : Пашков дом, 2019. – 201 с. – ISBN 978-5-7510-0773-7. |
|
Куфаев, М. Н. Книговедение. Библиографоведение. Избранные работы / М. Н. Куфаев. – Москва : Юрайт, 2021. – 175 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-05336-4. |
|
Соколов, А. В. Науки об информации для библиотекарей : монография / А. В. Соколов. – Москва : Юрайт, 2021. – 192 с. – (Актуальные монографии). – ISBN 978-5-534-12587-0. – Содержание: Отечественнные ученые знакомятся с информацией; Иерархия информационных теорий; Реалистическая концепция информации; Первая кафедра информатики в библиотечной школе. |
|
Фурсенко, Л. И. Издательское, библиотечное и библиографическое дело в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) : указатель литературы 1946-2019 / Л. И. Фурсенко ; Российская государственная библиотека, НИО редких книг (Музей книги). – Москва : Пашков дом, 2020. – 176 с. – ISBN 978-5-7510-0790-4. |
|
Юркин, В. Ф. Книга и время. Судьба и проблемы книги глазами издателя: 100-летию легендарного издательства «Молодая гвардия» посвящается / В. Ф. Юркин. – Москва: Молодая гвардия, 2021. – 431 с. : ил. – ISBN 978-5-235-04467-8. |
Предлагаем вам рекомендательный список новой методической литературы «Библиотекарю-профессионалу». Список поможет вам быть в курсе самых последних новостей библиотечной жизни. Самые актуальные темы, новые библиотечные технологии, опыт работы ведущих библиотек мира — в ваш деловой кейс.
Ваш деловой кейс. Вып. 6
Обушвец, Е. Ю. «Смотри на меня как на равного» : из опыта работы с социально-незащищёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. Ю. Обушвец // Библиотечное дело. — 2018. — № 4. — С. 6 - 8.
В статье описан опыт работы ЦДБ им. Крылова г. Орла с социально-незащищенными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дроздова, О.В. Развитие и поддержка чтения "особых" читательских групп в формате библиотеки: библиотерапевтический подход [Текст] / О. Дроздова // Библиотечное дело. — 2018. — № 4. — С. 12 - 14.
В статье представлен опыт работы Муниципальной городской библиотеки № 10 города Нижневартовска с детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми-инвалидами.
Иванова, Т.В. Проект «Библиотека графических историй» [Текст] / Т. Иванова // Библиотечное дело. — 2018. — № 4.— С. 19 - 22.
О реализации проекта по преобразованию библиотечного пространства библиотеки № 227 Централизованной библиотечной системы Северо-Западного административного округа г. Москвы.
Тихомирова, И. И. Золотой фонд литературных героев : к десятилетию детства [Текст] / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. — 2018. — № 4. — С. 37 - 42.
В статье дается характеристика наиболее известных персонажей-детей, вошедших в золотой фонд детской литературы.
Святскова, И. В. «Книжная Табакерка»: лучшая группа городской библиотеки в социальной сети "ВКонтакте" - 2017! [Текст] / И. В. Святскова // Библиотечное дело. — 2018. — № 4. — С. 43 - 44.
В статье представлен опыт функционирования группы библиотеки «Измайловская», филиала № 6 МЦБС им. Лермонтова «Книжная Табакерка» в социальной сети «ВКонтакте».
Гадула, И. В. Взаимодействие семьи и библиотеки: важный фактор формирования читателя-ребенка [Текст] / И. В. Гадула // Библиотечное дело. — 2018. — № 5. — С. 31 - 36.
В статье представлены результаты исследования «Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка» проведенного Краснодарской краевой детской библиотекой имени братьев Игнатовых.
Домбровская, И.С. Побеседуем с книгой: как сформировать диалогический способ чтения [Текст] / И. Домбровская // Библиотечное дело. — 2018. — № 5. — С. 37 - 38.
В статье представлены итоги Конкурса «Книга — лучший собеседник», проведенного среди читателей г.Гродно, целью которого стал анализ читательской компетентности.
Калинина, Елена. Зачитываем до дыр! Кто с нами? : новые встречи с любимыми книгами [Текст] / Е. Калинина // Библиотечное дело. — 2018. — № 5. — С. 39 - 41.
Статья представляет итоги работы лектория, действующего на базе Ярославской библиотеки № 13 им. Ф.М.Достоевского МУК «ЦБС г. Ярославля»
Кургаева, Ю. Ю. Пан или пропал? : круг чтения старших подростков [Текст] / Ю. Ю. Кургаева // Библиотечное дело. - 2018. - № 9. - С. 37 - 39.
В статье рассмотрены актуальные проблемы и тенденции круга чтения старших подростков. Выделены основные противоречия между «положительными» и «отрицательными» явлениями подросткового чтения.
Абрамова, Ю. Н. Проект "Образовательное чтение" как инструмент для увеличения книговыдачи [Текст] / Ю. Н. Абрамова // Библиотечное дело. - 2018. - № 6. - С. 30 - 32.
В статье рассмотрен опыт Информационно-досугового центра «М-86» ЦГПБ им. В. Маяковского по созданию и внедрению проекта «Образовательное чтение» как вида информационных услуг, позволяющего увеличить показатель книговыдачи и посещаемости.
Карамзина, Л. И. Под звуки волшебной флейты: путешествия в мир музыки [Текст] / Л. И. Карамзина // Библиотечное дело. - 2018. - № 8. - С. 10 - 12.
В статье описана работа сектора музыкального абонемента ЦГБ им. Толстого г. Тулы по приобщению пользователей к мировой музыкальной культуре.
Попова, Н. А. Общение вокруг чтения : программа модельных уроков литературы [Текст] / Н. А. Попова // Библиотечное дело. - 2018. - № 8. - С. 18 - 22.
В статье рассказывается о роли проекта «Общение вокруг чтения: программа модельных уроков литературы». Данный проект библиотеки № 42 МБУК «ЦБС г. Воронежа» призван помочь учителю в конструировании уроков литературы на основе актуальной современной детской, подростковой литературы.
Баркова, И. В. "ВикиСибириаДа" - феномен нашего времени: осваиваем интернет-пространство вместе [Текст] / И. В. Баркова // Библиотечное дело. - 2018. - № 8. - С. 38 - 40.
В данной статье представлены возможности интернет-портала «Вики-СибириаДа», описан опыт работы библиотек Новокузнецка с электронными ресурсами.
Писателю Станиславу Лему принадлежит афоризм: «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас». Отсутствие готовности перестраивать библиотечное пространство в соответствии с современными реалиями, боязнь перемен негативно сказывается на уровне облуживания читателей. Каким образом библиотеки меняют свой облик, чтобы соответствовать ожиданиям пользователей?
Составленный по материалам периодической печати аннотированный список «Новое пространство библиотеки» поможет выбрать оптимальный вариант формирования современного облика библиотеки.
1. Абрамова, Т. А. Эволюция формы – решающий фактор развития современной публичной библиотеки / Г.А. Абрамова // Библиотечное Дело. – 2010. –№23 (137). – С. 36-39.
Современная публичная библиотека – это не только полноценные информационные ресурсы, свободный доступ к ним, но и комфортная среда для читателей. После ремонта помещений библиотеки имени Николая Рубцова г. Санкт-Петербурга решено было создать единое пространство, совместив абонемент и читальный зал. Были открыты фонды всех подразделений для читателей, периодика выдается на дом. Важную роль играет интерьерный дизайн, стилевое единство. В интерьерах библиотеки нашла свое отражение поэзия Н. Рубцова: здесь можно увидеть дремучие вологодские леса, синие реки, яркое солнце, зеленую траву и рубиновую клюкву. В библиотеке много зонированных площадей, где можно уединенно почитать книгу. Для взрослых читателей – мягкие уютные кресла, диваны, круглые столы; для детей – детская мебель, игрушки и даже конфеты. В обновленную библиотеку люди заходят просто посидеть. Комфортная среда пребывания и подготовленные на высоком уровне мероприятия с использованием мультимедиа сделали свое дело – поток читателей увеличился.
2. Ивашина, М. В. Роман с библиотекой: параллели и парадоксы / М. В. Ивашина // Библиотечное Дело. – 2010. – №23 (137). – С. 15-20.
«У библиотек есть альтернатива – остаться башнями из слоновой кости, последними бастионами, охраняющими истинную культуру с большой буквы (произносится с придыханием), либо слиться с жизнью города» – пишет автор статьи. Пространство библиотеки можно расширить не только физически, но и виртуально с помощью сайтов, форумов, блогов, интернет-конференций. В библиотечном сообществе продолжаются дискуссии по вопросам перспектив библиотек в будущем. Делаются попытки увидеть свет в конце тоннеля. При этом выясняется, что многим в библиотеках хочется социалистических гарантий и капиталистических заработков. Между тем, набирают обороты новые формы обмена знаниями (образование + удовольствие). Молодое поколение неравнодушно к нестандартным методам обучения – это бар-кемпы, обучение в скретч–среде, печа-куча (интеллектуальное казино), разные модели тренингов креативности. Библиотеки должны осваивать эти и другие формы «культурной экспансии», ломая привычные представления о «типичной» библиотеке. Автор призывает выстраивать не только физическое, но и ментальное пространство, состоящее из идей, рисков, изменений. В статье также приводится список программ и ресурсов, с которыми должен быть знаком каждый библиотекарь:
- Blogs (блоги);
- Online Chat (чат в онлайне, мгновенные сообщения и видео-конференции);
- Creative Commons (право совместного владения информацией);
- Face Book, MySpace (социальные сети);
- Flickr (хостинг изображений);
- Google Docs (создание тестов и презентаций);
- Музыка и аудио; Подкастинг (цифровые медиафайлы);
RSS RSS Readers (новостные подписки и читалки);
- Slideshare (обмен презентациями);
- Social Bookmarking (социальные закладки);
- Twitter (твиттер- мини-блог);
- Video (видео);
- Virtual Words Мachinima (виртуальные миры и компьютерная анимация);
- Wikis ( Интерактивные документы).
3. Матлина, С. Г. Воображение пространства, пространство воображения / С.Г. Матлина // Библиотечное Дело. – 2010. – №23 (137). – С. 6-9.
В статье обсуждается проект реконструкции пространства Государственной Российской детской библиотеки. Важнейшая задача библиотек – стимулировать творчество ребенка. Это возможно, если в библиотеке создано пространство для интеллектуальной работы. И это своеобразное пространство общения должно быть комфортным как для групповых встреч, так и для одного-двух человек.
Библиотеке необходимо обрести новое качество, так как традиционный ее облик поднадоел жителям. Какой будет новая роль библиотек? Магазин идей? Центр жизни округа? Место открытий?
По опыту работы зарубежных библиотек мы уже знаем, что в них может быть и ландшафтный сад, и тренажерный зал, и всевозможные аттракционы.
А какой должна быть мебель в детской библиотеке? Конечно, мебель-трансформер. На колесиках, изготовленная из современных гигиеничных, легко моющихся материалов. Расстановка ее тоже может быть нестандартной. Ведь привычные читальные залы с монотонно расставленными рядами столов вызывают у детей ассоциацию с образом школы.
Современное понимание комфортности подразумевает отсутствие жесткого деления библиотеки на отделы. Снятие перегородок, зонирование по интересам, игровые пространства.
Автор статьи рекомендует формировать новый облик библиотеки вместе с детьми. Познакомиться с интерьерами библиотеки можно на сайте rgdb.ru.
4. Недашковская, Т. Свободные пространства – особенность новой архитектуры библиотек / Т. Недашковская // Библиополе. – 2011. – №2. – С. 14-19; №3. – С. 14-18; №4 – С. 14-16; №5 – С. 17-19; №6 – С. 16-18.
В пяти номерах журнала «Библиополе» главный библиограф библиотеки имени М. И. Рудомино Татьяна Недашковская поднимает вопрос о необходимости создания в привычной библиотечной атмосфере новых ресурсов и возможностей. Автор излагает свои впечатления от увиденных за рубежом библиотек, отвечающих всем современным требованиям. Например, во Франции библиотекам принадлежит важная роль в развитии культуры, политики, экономики, науки. Это обеспечивается высоким уровнем технического оснащения, архитектурно-планировочными решениями, высокохудожественным оформлением интерьеров. Атмосфера комфорта и уюта царит в библиотеке имени Роберта де Сорбона в Реймс. Общее пространство поделено на несколько зон: Зону тишины (разговоры запрещены, чтобы не мешать читателю работать с документами), Зону покоя (в ней разрешается тихо разговаривать), Зону для разговоров (можно вести дискуссии). Оригинальная мебель, оформление интерьеров, благожелательная атмосфера, современные услуги – все это привлекает в библиотеку молодежь города. В статьях Татьяны Недашковской библиотечные специалисты найдут немало интересных идей, оригинальных решений обустройства библиотечного пространства.
5. Орлова, С. Первые шаги в мир чтения. Создание единого пространства для детей / С. Орлова // Библиотечное Дело. – 2016. – № 17. – С. 29-32.
В статье рассказывается об организации библиотечного пространства для детей в детских библиотеках Санкт-Петербурга. Там всегда присутствует атмосфера доброжелательности и уюта, радует красочное оформление. В ЦДБ им. Пушкина в вестибюле установлена «пушкинская скамья», оборудована «комната сказок», где проходят театрализованные постановки, а занятия в мастер-классах проводят сотрудники библиотек, перевоплотившиеся в сказочных персонажей. Оборудован также кабинет для прослушивания аудиозаписей сказок, песен, постановок, открыта медиатека для просмотра фильмов. На стенах – выставки творческих работ, художественные выставки. Для дошколят проводятся занятия по подготовке к школе, для родителей – занятия с психологами, консультации, беседы. Библиотеки строят свою работу так, чтобы пространство библиотеки было для малышей привлекательным, интересным, веселым и в тоже время познавательным и обучающим.
6. Семиколенных, Н.Б. Канарейки в пещере книжных сокровищ. Нестандартные решения интерьеров / Н. Б. Семиколенных, С. А. Хмелевцева // Библиотечное Дело. – 2010. – №13. – С. 40-41.
Чтобы активизировать созидательную деятельность библиотекарей, в ЦБС г. Прокопьевска был объявлен конкурс «Библиотека XXI века». Его цель – смоделировать в библиотеке новое пространство библиотек.
Среди условий были следующие:
- максимально полное раскрытие фонда;
- комфортность обслуживания;
- единство стиля;
- оригинальность оформления рабочей зоны.
Среди читателей был проведён опрос на тему «Какие изменения вы хотели бы внести в оформление внутреннего пространства абонемента?». Пожелания были такими: создать уютный уголок для чтения с аквариумом, клеткой с канарейками; открыть буфет; установить кофейный аппарат и кулер. Что в результате было сделано? На абонементе были созданы зоны «Уголок читателя», «Территория для чтения молодого поколения», «Мир ваших увлечений». Бытовые потребности читателей были удовлетворены: в зале каталогов установили кофейный аппарат и кулер. В одной из библиотек был организован уголок для психологической разгрузки с фотообоями и цветами. Ещё одна новинка-уголок SMS, что в переводе на библиотечный язык означает «События. Мнения. Сообщения». На SMS – доске каждый желающий может оставить любое послание. Креативно, красиво, свежо оформили свои пространства детские библиотеки. Материал статьи «Канарейки в пещере книжных сокровищ» подскажет немало интересных идей.
7. Юсупова, В. А. Обслуживание в новом формате / В. А. Юсупова, О.Н. Зиновьева // Библиотечное Дело. – 2010. – №19(133). – С. 28- 29.
Открытый доступ к ресурсам библиотеки - это целая система со своей идеологией и технологией. Именно этот принцип лег в основу реорганизации облуживания читателей во всех библиотеках Тольяттинской библиотечной корпорации. Была поставлена цель: смело идти навстречу изменениям и быстро меняться вместе с окружающим миром. В центральной библиотеке были ликвидированы абонемент и читальный зал, созданы отделы художественной и отраслевой литературы.
Расстановка фонда – зоновая, по тематическим блокам. В каждой зоне организованы выставка и индивидуальное место для читателя. Имеются специализированные уголки (например, детского чтения), домашней кинотеатр. Журналы также заняли место в общем зале и выдаются на дом. Отсутствуют традиционные стойки – столы, что способствует ликвидации барьеров между пользователями и персоналом библиотеки. Изменения произошли в ассортименте сервисных услуг, развивается автоматизированное обслуживание. Вслед за центральной библиотекой реорганизацию осуществили и библиотеки-филиалы.
8. Эпиктетова, Л.А. Дом на Таганском холме. Библиотека – фонд «Русское зарубежье» / Л.А. Эпиктетова // Библиотечное Дело. – 2007. – №16 (64). – С. 25-28.
Библиотека – фонд «Русское Зарубежье» находится в одном из красивейших мест Москвы – на Таганском холме. Ее фондохранилище, выставочные залы, читальные залы, медиатека оборудованы по последнему слову техники. Здесь поддерживается оптимальный температурный режим и влажность, установлена надежная противопожарная система. Фонд библиотеки насчитывает 60 тысяч экземпляров книг и периодики. Он общедоступен. Библиотека выписывает более 170 наименований газет и журналов. Читатели могут воспользоваться Интернетом. Их привлекает прекрасно оформленное библиотечное пространство – открытое, хорошо освещенное. Библиотека гостеприимно предоставляет помещения для организаций, творческих коллективов для проведения встреч, презентаций, круглых столов, семинаров.
Web-сайт библиотеки: www.bfrz.ru
ВАШ ДЕЛОВОЙ КЕЙС
(март 2016)
Басов, С. С НЭБа на землю [Текст] / С. Басов // Библиотечное дело. — 2015. — № 14. — С. 11-16.
В статье рассказывается о конференции РБА, проходившей в форме круглого стола в Самаре. Кроме двух основных вопросов: проблемы взаимодействия Национальной электронной библиотеки с региональными и муниципальными библиотеками и внедрения Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки, обсуждались следующие темы:
- Центральная библиотека региона: сегодня это библиотека для книг или библиотека для людей?
- Трансформация функций современной библиотеки. Необходимость или реальность?
- Библиотеки и Интернет. Интеграция или противостояние?
- Нужно ли сегодня рассматривать электронные ресурсы как основную составляющую информационных ресурсов библиотеки?
- Библиотека как социальный институт памяти. Миф или реальность?
Эти вопросы указывают на проблемы, которые волнуют сегодня многих библиотечных специалистов.
Гришина, С. Размышления о функциях библиотек и не только [Текст] / С. Гришина // Библиотечное дело. — 2015. — № 20. — С.18-20.
В статье Директор Березовской МБУК ЦБС Свердловской области, рассуждая о функциях библиотек, приводит слова мэтра библиотековедения Ю.Н. Столярова: «Сущностная функция не может меняться время от времени, от страны к стране. Она вообще имманентна, т.е. внутренне присуща всем библиотекам без исключения. Отказ от нее, замена на другую, автоматически означает перерождение библиотеки, ее превращение в качественно иную систему». Автор призывает изучать положительный опыт других стран, внедрять его в деятельность наших библиотек, чтобы они могли остаться самыми демократичными центрами культуры местного сообщества.
Алмазова, И. Пространство развития [Текст] / И. Алмазова //Библиотечное дело. — 2015. — № 19. — С.39-42.
В статье рассказывается об опыте работы заведующей библиотекой-филиалом г. Ижевска. Она рассказывает об организации пространства своей библиотеки, учитывая интересы самых разных категорий пользователей, о библиотечных инновациях, о работе клубов по интересам.
Бондарь, И. Библиотечные промоакции: Белгородский алгоритм [Текст] / И. Бондарь, С. Черкашина // Библиотечное дело. — 2015. — № 17. — С.37-40.
Промоакции – это один из мощных рекламных инструментов, который позволяет громко заявить о библиотеке. В них потенциальные читатели участвуют лично. В статье рассказывается об интересных находках библиотечных специалистов организационно-статистического отдела БГУНБ, о неординарном и интересном опыте организации в библиотеке промоакций к различным датам и праздникам, о работе с различными категориями пользователей, о значении промоакций в возрождении традиций чтения и развитии творчества.
Стародубцева, Л. Сделать мир ярче. Библиотечное обслуживание детей с ограниченными физическими возможностями [Текст] /Л. Стародубцева // Библиотечное дело. — 2015. — № 18. — С.16-19.
В статье главного библиотекаря МАУК «МИБС» г. Кемерово рассказывается об опыте работы с детьми-инвалидами: о программах, направленных на работу с детьми с ограниченными физическими возможностями, об организации удобной для инвалидов доступной среды и библиотечного пространства, о введении единого читательского билета, о справочной службе для инвалидов, встречах со специалистами.
Королева, И. Игры в вовлечение. Как библиотечные мероприятия отвечают настроению читателей / И.Королева // Библиотечное дело. — 2015. — № 21. — С. 26-29.
В статье рассказывается об опыте работы библиотечных специалистов г. Пскова, о стратегии построения гармоничных отношений с читателями – реальными и удаленными. В статье освещаются многочисленнее проекты для привлечения читателей: Библионочь, городские праздники, Пушкинский день, акция «Чехов жив», летний городской проект и другие.
Сальникова, О. Идеальная потребность. Штрихи к портрету ребенка-читателя [Текст] / О. Сальникова // Библиотечное дело. — 2015. —№ 22. — С.27-30.
Современное информационное общество все дальше уводит человека от чтения. По данным опроса фонда «Общественное мнение» 50% россиян за последний год не прочли ни одной художественной книги. Очень важно в данной ситуации прививать интерес к чтению с самого раннего возраста. В статье рассказывается о формировании навыка чтения у младших школьников, о реализации модели взаимодействия «ребенок – семья – школа – библиотека» в г. Череповце, о составлении «портрета ребенка-читателя».
С годами – дорожить вдвойне.
Любовь – не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Все будет: слякоть и пороша -
Ведь вместе надо жизнь прожить.
Любовь – с хорошей песней схожа,
А песню не легко сложить.
(С.Щипачев)
1. Абрамова Л. «Не нужен клад, коли в семье лад»: Сценарий театрализованного мероприятия для старшеклассников и молодежи [Текст] / Л. Абрамова // Воспитание школьников.-2007.-№2.-С.78-80.
2. Бортко Н.Б. «Семейному кораблю – счастливого плавания»: Сценарий семейного вечера [Текст] / Н.Б. Бортко // Классный руководитель.-2007.-№8.-С.103-106.
3. Будаченкова И.И. «Любовью дорожить умейте…»: Сценарий вечера для старшеклассников и молодежи, посвященного древним традициям и роли семьи в современном обществе [Текст] / И.И. Будаченкова // Читаем, учимся, играем.-2005.-Вып.3.-С.52-57.
4. Гершензон Р.С. Великая сила любви: Театрализованная сказка для юношества [Текст] / Р.С. Гершензон // Читаем, учимся, играем.-2003.-Вып.11.-С.82-85.
5. Горбунова Л.П. В семейном кругу: Сценарий литературного вечера для старшеклассников и молодежи, посвященного семейным ценностям [Текст] / Л.П. Горбунова // Читаем, учимся, играем.-2009.-Вып.6.-С.48-51.
6. Горбунова Л.П. Наш семейный очаг: Сценарий литературного вечера для юношества, посвященного семье и семейным ценностям [Текст] / Л.П. Горбунова // Читаем, учимся, играем.-2010.-Вып.2.-С.89-93.
7. Денисюк А. Сказка о любви: Театрализованное мероприятие для юношества [Текст] /А. Денисюк // Воспитание школьников.-2002.-№2.-С.72-76.
8. Зимина А.И. О духовных традициях русской семьи: Материал к беседе для молодежи [Текст] / А.И. Зимина // Классный руководитель.-2007.-№6.-С.28-32.
9. Зинина А.Н., Орлова Г.М. Дом, где тебя любят и ждут: Сценарий семейного литературного вечера [Текст] / А.Н. Зинина, Г.М. Орлова // Читаем, учимся, играем.-2008.-Вып.5.-С.52-54.
10. Кожевина М.Н. Мысль семейная: Сценарий литературного вечера для старшеклассников и молодежи [Текст] / М.Н. Кожевина // Читаем, учимся, играем.-2008.Вып.12.-С.79-82.
11. Колесникова О.Н. Вместе не страшны и тучи: Сценарий семейного соревнования [Текст] / О.Н. Колесникова // Читаем, учимся, играем.-2007.-Вып.3.-С.87-91.
12. Красникова В.А. Мой дом – моя крепость: Сценарий вечера, посвященного семейным историям и реликвиям [Текст] / В.А. Красникова // Читаем, учимся, играем.-2005.-Вып.3.-С.58-60.
13. Мелкова Н.П. Счастливый дом: урок-игра для старшеклассников [Текст] / Н.П. Мелкова // Школьная библиотека.-2008.-№3.-С.25-29.
14. Никандров Н.Д. «Общество, школа, семья: православные традиции и современная Россия»: Материал к беседе [Текст] / Н.Д. Никандров // Школьная библиотека.-2007.-№2.-С.15-20.
15. Сауткина Е.В. Семья – моя надежда и опора: Сценарий семейного вечера [Текст] / Е.В. Сауткина // Читаем, учимся, играем.-2009.-Вып.10.-С.36-39.
16. Суслова Л., Епиференко Т. «Родительский дом, начало начал»: Сценарий семейного праздника [Текст] / Л. Суслова, Т. Епиференко // Воспитание школьников.-2008 -№4.-С.75-79.
17. Терещук Т.В. Самая дружная семья!: Сценарий семейного вечера с играми и конкурсами [Текст ] / Т.В. Терещук // Читаем, учимся, играем.-2008.-Вып.7.-С.92-93.
18. Тимофеева Н.М. Счастливая семья: Сценарий гостиной для родителей [Текст] / Н.М. Тимофеева // Классный руководитель.-2007.-№7.-С.130-132.
19. Филатова М.И. Когда мы вместе: Сценарий музыкально-игрового семейного вечера отдыха для юношества [Текст] / М.И. Филатова // Читаем, учимся, играем.-2009.-Вып.9.-С.61-63.
20. Чаренцева С.Н., Черемисина Л.В. Где любовь и совет, там и горя нет: Сценарий конкурсно-игровой программы для учащихся среднего школьного возраста [Текст] / С.Н. Чаренцева, Л.В. Черемисина // Читаем, учимся, играем.-2008.-Вып.2.-С.93-94.
21. Чижовкина Л.А. Дом моей мечты: Сценарий семейного праздника в библиотеке [Текст] /Л.А. Чижовкина // Читаем, учимся, играем.-2006.-Вып.3.-С.59-61.
22. Юмашева О.А. Моя семья: Сценарий игровой программы для старшеклассников и их родителей, посвященной семье и любви к родному дому [Текст] / О.А. Юмашева // Читаем, учимся, играем.-2009.-Вып.5.-С.106-109.
«С доброй женой горе – полгоря, а радость – вдвойне»
«Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет»
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
«Дай Бог – с кем венчаться, с тем и кончаться»
«У умного мужа и жена досужа»
«Где в семье лад – там и клад»
(Русские пословицы)
Организационно-Методический отдел ЦГБ им.Горького
Горшенина Л.В.
/Хартия книги/
«Пустить книги в оборот, сделать их известными –
нравственная задача библиотеки»
/Н. Рубакин/
1. Бородина В. Национальная программа чтения и библиотечное обслуживание [Текст] / В. Бородина // Библиотечное дело.-2006.-№12.-С.37
2. Кузьмин Е. Национальная программа поддержки и развития чтения намного сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы [Текст] / Е. Кузьмин // Библиотека.- 2007.-№1.-С.6-9
3. Национальная программа поддержки и развития чтения [Текст] // Библиотека.-2007.-№1.-С.10-28
4. Национальную программу развивать и поддерживать: Всероссийская конференция [Текст] // Библиотека.-2007.-№1.-С.32-33
5. Хоменко Е.С. Реализация национальной программы поддержки и развития чтения: Опыт библиотек Сахалина и Курил [Текст] /Е.С. Хоменко // Новая библиотека.-2010.-№16.-С.22-29
Социологические исследования чтения
1. Веденяпина М.А., Стельмах В.Д. Чтение подростка и современный мир (по материалам Всероссийского социологического исследования) [Текст ] / М.А. Веденяпина, В.Д. Стельмах // Школьная библиотека.-2007.-№9-10.-С.81-100
2. Лукина М. Увидеть проблемы крупным планом [Текст] / М. Лукина // Библиотека.-2008.-№10.-С.27-30
3. Степанова А.С. Куда пойти за книгой? [Текст] / А.С. Степанова // Новая библиотека.-2010.-№12.-С.39-43
4. Тактайкина Т. Что читаешь, человек читающий? [Текст] / Т. Тактайкина // Библиотека.-2005.-№12.-С.20-22
5. Черданцева Е. В рейтинге лидирует классика [Текст] / Е. Черданцева // Библиотека.-2009.-С.13-14
Литературные клубы
1. Акименко А. «Созвучны картины и рулады стихов…» [Текст] /А. Акименко // Библиотека.-2007.-№8.-С.58-59
2. Арапова О. Любителей поэзии собирает «Феникс» [Текст] / О. Арапова // Библиотека.-2009.-С.53-55
3. Бойко Л. Наша «Карусель» не останавливается [Текст] / Л. Бойко // Библиотека.-2009.-№3.-С.58-60
4. Гончарова А. Союз добра и вдохновенья [Текст] / А. Гончарова // Библиотека.-2005.-№№9.-С.82-83
5. Зуева Л. «Журавушка» летит через года… [Текст] /Л. Зуева // Библиотека.-2007.-№8.-С.44-45
6. Кудряшова Л.А. Клуб знаменитых детективов: Сценарий литературной встречи-интервью с героями детективов [Текст] / Л.А. Кудряшова // Читаем, учимся, играем.-2009.-Вып.3.-С.82-88
7. Маслова И. Что показывает «литературный градусник» Валентины Соколовой? [Текст / И. Маслова // Новаябиблиотека.-2010.-№6.-С.15-17]
8. Россинская С.В. Неоткрытые острова: о музыкально-поэтическом вечере в литературном клубе [Текст] / С.В. Россинсая // Новая библиотека.-2007.-№1.-С.2-5
9. Россинская С.В. Оставайтесь с нами: Из опыта работы литературного клуба «Прикосновение» [Текст] /С.В. Россинская // Новая библиотека.-2007.- №3.-С.16-20
10. Югай С. С. «Парус» на волнах книжного моря [Текст] / С.С. Югай // Новая библиотека.-2006.-№8.-С.26-28
Инновации и массовая работа
1. Варганова Г.В. Интерактивные художественные проекты как средство приобщения к чтению [Текст] / Г.В. Варганова // Школьная библиотека.-2009.-№9-10.-С.89-93
2. Даранова О.К. «Губернский книжный экспресс» [Текст] / О.К. Даранова // Библиотечное дело.- 2009.-№21.-С.36-40
3. Князева О.К. Бенефис читателя: Опыт [Текст] / О.К. Князева // Новая библиотека.-2009.-№15.-С.21-23
4. Пальгуева Г. Библиотечный десант на улицах Нижнего [Текст] / Г. Пальгуева // Библиотечное дело 2009.-№20.-С.23-24
5. Россинская С.В. Как найти дорогу к книге: о проблемах престижа книги и чтения в сознании людей [Текст] / С.В. Россинская // Новая библиотека.-2009.-№11.С. 28-30
6. Россинская С.В. Мы – за читающую Россию: Круглый стол на тему «Не-чтение – личное дело или угроза обществу?» [Текст] / С.В. Россинская // Новая библиотека.-2009.-№21.-С.36-48
7. Россинская С.В. О чтении и не только о нем [Текст] / С.В. Россинская // Новая библиотека.-2006.-№10.-С. 26-27
8. Россинская С.В. Читайте вместе с нами! [Текст] / С.В. Россинская // Новая библиотека.-2006.-№8.-С.29-31
9. Свиридова Н.Н. Планета читателей (о конкурсе «Лучший читатель») [Текст] / Н.Н. Свиридова // Новая библиотека.-2010.-№11.-С. 41-45
10. Степанова А.С. Читатель 21 века: портрет на фоне эпохи (о международном научном семинаре) [Текст] / А.С. Степанова // Новая библиотека 2009.-№13.-С.25-31
11. Хомко С. Читательское Рандеву на литературном бульваре [Текст] / С. Хомко // Библиотека.-2008.-№10.-С.56-59
12. Хомко С. Модно ли читать в Кургане? Ответ утвердительный! [Текст] / С. Хомко // Новая библиотека.-2009.-№11.-С.15-18
13. Шуминова И. Глаголом жечь сердца [Текст ] / И Шуминова // Библиотека.-2009.-№9.-С.73-74
Программы чтения:
1. Большакова С. «Душа по капле собирает свет…» [Текст] / С. Большакова // Библиотека.-2009.-№2.-С. 24-26
2. Движение «Молодая Россия читает»: Проект концепции движения: Рабочие материалы [Текст] // Школьная библиотека.-2006.-№2.-С.4-5.
3. Кодейкина Е.В. Большие читательские путешествия [Текст] / Е.В. Кодейкина // Новая библиотека.-2009.-№12.-С.18-20
4. Морозова М. О чтении с остановками и обсуждением: Научно-методическая поддержка новых программ [Текст] / М. Морозова // Библиотечное дело.-2009.-№20.-С. 32-33
5. Рейш А. Реализация в масштабе города [Текст] / А. Рейш // Библиотека.-2009.-№12.-С.15-16
6. Ситникова Т., Мальченко В. «Поляны» радости» [Текст] / Т. Ситникова, В. Мальченко // Библиотека.-2009.-№5.-С.31-33
7. Скурихина Я. Золотые звезды на «Проспекте славы». Экскурсия по «литературному городу» [Текст] / Я. Скурихина // Библиотека.-2009.-№5.-С.28-30
8. Яковец В. Дороги к Лескову, к Тургеневу. И не только к ним [Текст] / В. Яковец // Библиотека.-2007.-№10.-С.11-14
Центры чтения
1. Жуковская Л.Н. Центр чтения Красноярского края: осуществленная реальность и ожидаемое будущее[Текст] / Л.Н. Жуковская // Новая библиотека.-2005.-№6.-С.32-33
2. Хоменко Е.С. Реализация национальной программы поддержки и развития чтения: Опыт библиотек Сахалина и Курил [Текст] / Е.С. Хоменко // Новая библиотека.-2010.-С.22-29
Чтение молодежи
1. Голикова Л. Ориентиры в океане литературы: Обзор-викторина для старшеклассников [Текст] / Л. Голикова // Библиотека.-2010.-№1.-С.44-45
2. Пономарева Т. Галактика молодежи [Текст] / Т. Пономарева // Библиотека.-2009.-№12.-С. 51-55
3. Пономарева Т. «Читай, пока молодой !»: Неделя молодежной книги [Текст] / Т. Пономарева // Новая библиотека.-2009.-№21.-С.23-29
4. Рылина И.С. «Без добрых книг душа черствеет»: О фестивале молодежной книги [Текст] / И.С. Рылина // Новая библиотека.-2007.-№1.-С.17-19
5. Якобец В. Критический предел читательской культуры и начало продвижения к книге? [Текст] / В. Якобец // Библиотека.-2010.-№12.-С.51-52
тщательном и осторожном руководстве,
чем в пользовании книгами».
( за 2-е полугодие 2010 г. )
В последних номерах журнала «Новая библиотека» помещались статьи по формированию правовой культуры пользователей библиотек.
Огурцова Н.В. Роль библиотеки в формировании правовой культуры населения [Текст ] / Н.В. Огурцова // «Новая библиотека».-2010.-№9.-С.24-26.
В этой статье говорится об опыте организации центра правовой информации в ЦРБ Саргатской ЦБС Омской области. В статье подчеркивается, что создание таких центров является одним из путей формирования эффективного диалога библиотек с властью. В описанном опыте работы приводятся методы, позволившие провести комплексное изучение внешней и внутренней среды библиотеки. На основании проведенного исследования была выбрана стратегия развития ЦПИ, составлена программа. Приоритетным направлением программы «Информация для всех» было избрано правовое воспитание молодежи. Начинали работу в школах, в виде деловой игры, проводимой ежегодно под названием «Избрание президентов и парламентов». Мероприятия с молодежью проводились совместно с Комитетом по молодежной политике, руководством образовательных учреждений. В статье приведены формы и названия мероприятий: политические диалоги, политические ликбезы, информационные часы на темы: «Выборный марафон», «Лица будущей власти» и др. которые оказались эффективными и дали свои результаты.
Зайцева Н.И. Правовое просвещение избирателей в Липецке [Текст] / Н.И. Зайцева // Новая библиотека.-2010.-№10.-С.28-31.
В статье описан опыт работы библиотеки семейного чтения Липецкой ЦБС по правовому просвещению избирателей, главной целью которой было повышение политической и правовой культуры молодежи. В библиотеке был организован стол справок, информационный стенд, обеспечена наглядность и доступность информации. В статье приводятся разнообразные формы выставок, привлекательных для пользователей, говорится об организации Школы информационно-правовой культуры, о проведении блиц-опроса и анкетирования среди школьников, о проведении Дня молодого избирателя, деловой игры, об издательской продукции по правовой информации.
Симонова Ю.А. Детские информационно-правовые центры в структуре детских библиотек Вологодской области [Текст] / Ю.А. Симонова // Новая библиотека.-2010.-№13.-С.28-31.
В статье говорится о том, что предоставление читателям доступа к правовой и социально-значимой информации в библиотеках Вологодской области значительно расширили возможности библиотек. В статье рассказывается о создании Детского информационно-правового центра в детской областной библиотеке, о работе по программе «Подросток – правовая зона», приводятся формы и названия мероприятий, проводимых в рамках программы. В статье описана работа по библиотечному проекту «Детская библиотека – пространство правовых знаний», об открытии информационно-правовых центров в 15 районах Вологодской области. В статье упоминается об издательской продукции по правовому воспитанию, о встречах с представителями органов власти, приведены примеры программ детских правовых центров.
В журналах «Новая библиотека» и «Школьная библиотека» привлекают внимание статьи о работе библиотек с подростками и молодежью.
Киселева Т.В. «Книга года» или Что читают современные подростки [Текст] / Т.В. Киселева // Новая библиотека.-2010.-№7.-С.23-24.
В статье рассказывается о проведении читательской акции «Книга года – 2009» в Национальной детской библиотеке республики Коми. Приведены примеры наиболее читаемых подростками книг, выявленных в результате проведения акции. В статье отмечается, что результатом акции стала активизация чтения детьми произведений современных авторов, читать вместе с родителями, одноклассниками, друзьями.
Огнева И. На пути к библиомании [Текст] / И. Огнева // Библиотечное дело.-2010.-№14.-С.40-42.
В статье говорится об опыте работы по привлечению к чтению молодежи в ЦГБ г. Арзамаса Нижегородской области. Рассказывается о работе по проекту «От библиофобии к библиомании», который состоял из нескольких модулей: «Библиотека без стен», «День за днем», «Дружелюбная библиотека». Рассказывается об акциях, проводимых библиотеками системы в рамках модуля программы «Библиотека без стен», о фестивалях книги, проводимых в рамках модуля программы «День за днем», о модуле «Дружелюбная библиотека», который привлек внимание к библиотекам, где можно общаться и решать свои проблемы. В статье приводятся интересные материалы, которые используются при оформлении книжных выставок для молодежи: сообщения с «интернет-форумов, цитирование материалов различных сайтов, рейтингов книг и т. д.
Дягилева Л. Ульяновские библиотекари взяли шефство над колонией [Текст] / Л. Дягилева // Новая библиотека.-2010.-№13.-С.32-33
В статье рассказывается об опыте работы ЦГБ г. Ульяновска с воспитанниками колонии для несовершеннолетних. Описываются мероприятия, проводимые с воспитанниками в стенах библиотеки колонии ( праздник Пасхи, фотопрезентация об И. Талькове, День Матери и др.), о конкурсе рефератов «Письмо в 2025 год», в котором участвовали воспитанники колонии.
Михалева Т.И. Человек в беде [Текст] Т.И. Михалева // Школьная библиотека.-2010.-№3-4.-С.142-150; №5.-С.55-63.
Статья представляет исследования библиографа по проблемам преступности несовершеннолетних (истоках, причинах, последствиях) на основе современной художественной литературы для подростков и молодежи. В статье приводятся примеры из произведений: «Вилась веревочка» Владимира Карпова, «Петрович» Павла Молитвина, «Абориген» Юрия Короткова, «Полюса отчуждения» Екатерины Мурашовой, «Последний день грусти» Елены Сазанович, «Трамвайный разъезд» Маргариты Шараповой, «Никто» Альберта Лиханова, «Питомник» Полины Дашковой, «Июльское утро» Валерия Былимнского, Горячая ртуть» Ивана Орлова, «Стервятники Николая Леонова и другие. Все эти, очень разные произведения, объединяет одно: подросток, руководствуясь своим незначительным опытом, часто делает ошибочные шаги, ведущие в преступный мир, а чтобы отвергать или принимать – надо знать. Шукшин был убежден, что «литература должна помочь нам понять, что с нами происходит».
Все библиотеки ЦБС ведут работу с категорией социально-незащищенных граждан, участвуют в городской программе «Включайся в жизнь. В работе с детьми инвалидами, трудными детьми вам помогут следующие статьи:
Чуппуева Л.В. «Школа любознательного читателя» [Текст] Л.В. Чуппуева // Новая библиотека.-2010.-№6.-С.12-14.
В статье рассказывается о работе «Школы любознательного читателя» для детей с ограниченными возможностями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для таких детей чтение – это окно в мир, где нет скуки и депрессии. Главное, убедить ребенка, что в непростых жизненных ситуациях ответ может подсказать книга. В статье упоминается о том, что интегрированное обучение детей, т. е. обучение здоровых детей с детьми с недостатками в развитии благоприятно сказывается на обучении последних. В школе любознательного читателя занятия и мероприятия проводятся с детьми-инвалидами совместно со здоровыми детьми. Кроме обучающего фактора это способствует и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
Бойцова С.А. «Свет книги не гаснет в нашем доме» [Текст] С.А. Бойцова // Новая библиотека.-2010.-№8.-С. 19-21.
В статье говорится о создании и поддержании в Национальной детской библиотеке
республики Коми творческой среды для самореализации детей-инвалидов. Работа в этом направлении ведется в рамках проектной и программной деятельности: «Соучастие в судьбе», «Милосердие», «Добрый островок детства» и др. В статье рассказывается о мероприятиях, проводимых с детьми-инвалидами в рамках этих программ, в которых упор делается на развитие творчества детей: конкурсы поделок, рисунков, творческих работ, фестивали, театрализованные представления, клубы по интересам, клубы общения. В статье говорится, что важным направлением остается индивидуальная работа с данной категорией детей, приобщение их к ценностям культуры, содействие социальной адаптации через книгу и чтение.
Тема развития творческих способностей детей отражена в журнале «Новая библиотека» №9.
Селищева Л.М. Детская библиотека – центр развития творческих способностей читателя [Текст] Л.М. Селищева // Новая библиотека.-2010.-№9.-С. 19-23
В статье описывается опыт Липецкой ОДБ по организации работы с педагогами и родителями по развитию творческих способностей детей, о работе студии творческого развития читателя «Беби АРТ», организованной в библиотеке. Главная цель студии – совмещая чтение и рисование развить устойчивый интерес к книге как к произведению искусства и источнику знаний, одной из задач – развитие творческих способностей детей. Говорится о том, как организовать занятия в подобной студии, с чего начать, как выстроить работу с детьми, родителями, педагогами.
Рекомендательный список сценариев из специальной периодики
(последние выпуски)
в помощь массовой работы библиотек (Из серии «Ваш деловой кейс»)
на 1-й и 2-ой квартал 2010 года
150-летие со дня рождения А.П. Чехова:
Макарова Б.А. Великий насмешник: Литературный сценарий по творчеству А.П. Чехова для 7-10-х классов /Б.А. Макарова // Читаем, учимся, играем.-2009.-Вып. 11.-С. 23-29.
2010 год – год Франции
1. Дорожкина Н.И. В гостях у королей: Викторина по истории Франции / Н.И. Дорожкина
// Читаем, учимся, играем.-2009.-Вып. 11.-С. 81-83
2. Россинская С.В. Чудо по имени «Жорж Санд» (Ж. Санд и Ф.Шопен): Сценарий литературно-музыкального вечера / С.В. Россинская // Новая библиотека.-2009.-№18.-С. 4-15.-
Всемирный День поэзии:
1.Александрова О. Сто часов счастья: Литературный вечер по творчеству В. Тушновой / О. Александрова // Библиотека.-2009.- №10.-С. 76-79.
2. Макарова Б.А. «Быть знаменитым некрасиво…»: Литературно-музыкальная композиция о творчестве Б. Пастернака для 8-11 классов /Б.А. Макарова /\ Читаем, учимся, играем.-2009.-Вып. 12.-С. 4-8.
День смеха:
Горячева Е.А. Никому не верю : Сценарий первоапрельского Дня смеха для 5-6-х классов / Е.А. Горячева // Читаем, учимся, играем.-2010.-Вып.1.-С. 33-35.
Международный день детской книги:
1. Варфоломеева А.А. Сказочник датского королевства: Литературный вечер по произведениям Х.К. Андерсена / А.А. Варфоломеева // Читаем, учимся, играем.-2010.-Вып.1.-С.48-52
2. Горшкова Л.В. Находчивые фантазеры: Литературная игра по произведениям Н. Носова для 5-6-х классов / Л.В. Горшкова // Читаем, учимся, играем.-2009.-Вып. 11.-С.84-88.
3. Коваль Л. Приключения Пиноккио в России: Материал к беседе /Л. Коваль // Библиотечное дело.- 2009.- №10.- С. 27
4. Романова Н.Н. Да здравствует человек читающий!: Сценарий вечера
/ Н.Н. Романова // Читаем, учимся, играем.-2010.-Вып.1. С. 4-12.
Возрождение народных традиций:
Глушцова Л.А. Светлое воскресенье (Пасха): Праздничное представление для 5-7-х классов / Л.А. Глушцова // Читаем, учимся, играем.-2010.-Вып.1.- С.42-47.
Всемирный день авиации и космонавтики:
1.Красильников В.Д. Космическая Одиссея: Театрализованное путешествие в мир физики, астрономии и космонавтики для 5-9-х классов / В.Д. Красильников // Читаем, учимся, играем,-2010.-Вып. 1.-С. С.20-27.
2. Родионова И.Н. К неведомым звездам: Викторина ко Дню космонавтики и Дню астрономии для 7-9-х классов / И.Н. Родионова // Читаем, учимся, играем.-2010.-Вып. 1.-С. 28-32.
День Победы:
1. Боброва Л.В. «Далекому мужеству верность храня…»: Сценарий праздника для 5-11 классов / Л.В. Боброва // Читаем, Учимся, играем.-2009.- Вып. 8.-С. 63-65.
2. Кравчук А.А. Колокол памяти: Поэтический вечер для 5-8 классов / А.А. Кравчук
// Читаем, учимся, играем._2009.-Вып. 9.-С. 64-68
3. Лынова Л.П. Стихи как память о войне: Материал к проведению литературного вечера для 9-11 классов / Л.П. Лынова // Новая библиотека.-2009.-№18.-С. 30-39.
4. Макаренко Е.Ю. Нецелованный полк: Литературно-музыкальный вечер, посвященный женщинам-летчицам для 6-9-х классов / Е.Ю. Макаренко // Читаем, учимся, играем.-2010.-Вып.1.-С. 62-67.
5. Марченко Н.Н. От Кремля до рейхстага: Сценарий познавательной программы для старшеклассников / Н.Н. Марченко // Читаем, учимся, играем.-2009.- Вып. 8.-С.58-62.
Иванова М. Когда мы вместе: Музыкально-игровой семейный вечер отдыха / М. Иванова // Читаем, учимся, играем.-2009.-Вып. 9.-С.61-63.
Россинская С.В. «Как слово наше отзовется»: Сценарий праздника читательских удовольствий / С.В. Россинская // Новая библиотека.-2009.-№16.-С.7-13.
Столяров Ю. Абрам Ганнибал – личный библиотекарь Петра Первого: Материал к беседе / Ю. Столяров // Библиотека.-2009.-№8.-С.47-50.
Черкашина Л. «Сигнал опасности»:Сценарий вечера / Л. Черкашина // Библиотека.-2009.-№8.-С. 67-70.
Составитель: методист ОМО ЦГБ им. Горького Горшенина Л.В.