Новости библиотеки
85 лет со дня рождения Николая Старшинова
3 декабря в 12:15 на телеканале «Культура» будет показана телевизионная программа «…Жизнь была и сладкой и соленой», в которой его вспоминают: поэты Лариса Васильева и Владимир Костров, литературовед Сергей Щербаков, дочь поэта Елена Липатникова, вдова Эмма Старшинова.
Коллеги и близкие говорят не только о Николае Старшинове — литераторе, об этом достаточно написано и сказано. В рассказах оживает его портрет увлеченного человека.
В программе представлены записи выступлений поэта разных лет и фрагменты интервью со Старшиновым. В одном из таких интервью он рассказывал: «Я вырос в большой семье — был девятым ребенком у родителей. Родился в Москве. Отец у меня был человеком не очень грамотным, то есть он, конечно, был грамотным, но у него образование – церковно-приходская школа. Мать вообще одного класса даже не окончила в сельской школе. Но тем не менее у нас в семье был культ книги».
Лариса Васильева вспоминает о Старшинове: «Он пришел в литературу, влился в группу военных поэтов, обрел там свое место, и он, конечно, воспитал следующее поколение. Во всяком случае поэты, которые читали свои стихи очень успешно, выпускали книги и занимались в Литературном институте, они уже не создали такого круга, какой был у Старшинова.
Он был стихия. Он был лихой, но это прятал. Что это было? Может быть, это перебитые ноги, может быть, это война. Но он был все-таки сдержанным человеком. Он свои силы берег. Для всего у него было свое место: молодые – это одно, его стихи – это другое, частушки – это третье. У него мир был как-то распределен. <…> Он был больше того, чем казался».
Эмма Старшинова о Николае Константиновиче: «У нас дома двери не закрывались. Мы уже уставали. Я думала: «Колюша, ты же не один живешь в доме». Это же невозможно: одни уходят, другие приходят. Телефонные звонки… Дозвониться нам домой было невозможно. К нему очень тянулись люди. Он старался всем помочь».
По материалам телевизионной программы «…Жизнь была и сладкой и соленой»
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=396410&cid=48&iid=86487
Российские журналы XIX века впервые будут выложены в Интернете
Как уточнили организаторы, основная часть архива исторических изданий будет выложена до конца 2010 года. Читателям станут доступны журналы «Отечественные записки», «Русский Архив», «Русская старина», а также выходившее в конце XX — начале XXI века издание «Российский Архив». Они будут выложены в свободном доступе на сайте www.runivers.ru. На сегодня уже доступны четыре тома «Российского архива».
Русский литературный журнал XIX века «Отечественные записки», основанный историком и писателем Павлом Свиньиным, выходил в Санкт-Петербурге в 1818-1884 годах. В нем печатали статьи об истории, географии, быте и нравах России. С журналом в разное время сотрудничали Василий Жуковский, Владимир Одоевский, Михаил Лермонтов, историки Михаил Погодин и Степан Шевырев, славянофилы Алексей Хомяков, Сергей Аксаков, и другие. Критическим отделом несколько лет руководил Виссарион Белинский.
Историко-литературный журнал «Русский архив» издавался с 1863 по 1917 годы. Он основан археографом, библиографом Петром Бартеневым и был посвящен изучению истории России. В нем печатались преимущественно неизданные мемуары, письма, литературно-художественные и ведомственные документы, освещавшие культурную и политическую историю русского дворянства XVIII — XIX веков.
Восстановленный музей Толстого откроется в Чечне 6 декабря
«Музей получил новую жизнь, последние тринадцать лет мы берегли его от разграбления, пока, по указанию главы Чечни на месте ветхого полуразвалившегося строения не построили новое — по типу помещичьей усадьбы в архитектурном стиле девятнадцатого века», — рассказал Загибов.
По его словам, открытие музея состоится 6 декабря и на церемонию ожидается приезд потомка великого писателя, директора музея-заповедника «Ясная поляна» Владимира Толстого.
Как отметил Загибов, Толстой обещал помочь в воссоздании музейной экспозиции.
«Когда я рассказал Владимиру Ильичу о возрождении музея, показал фотографии усадьбы, он был потрясен и сказал, что если ваш президент построил такое здание, то для меня дело чести помочь вам с экспозицией, и слово свое сдержал. Через три месяца новые экспонаты музея Толстого прибудут в Чеченскую Республику», — пояснил Загибов.
Это муляжи личного оружия писателя, его одежда, мебель того периода.
Фильм о трудном детстве Павла Санаева выходит в прокат
При этом над сценарием Снежкин работал сам и во многом отошел от оригинала. Как признался журналистам режиссер, он понял, что «при определенном изменении идеологии повествования там будет, что играть актерам. И на этом материале можно прикоснуться ко времени, к психологии людей. Поэтому и взялся за работу».
События, описанные в книге, режиссер уложил в одни сутки, изменил финал, увел восьмилетнего героя на второй план, сделав главной героиней бабушку с ее тиранической любовью к внуку, а за несколькими частными драмами увидел трагедию страны.
Саша Савельев постоянно болеет и живет у бабушки с дедушкой, не доверяющие воспитание мальчика своей «беспутной дочери, которая променяла ребенка на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой».
Бабуля отдалась процессу заботы о внуке со всей возможной страстью, буквально «задушив» ребенка своей любовью, которая со временем все больше напоминает изощренную тиранию.
К последней пьесе Бернарда Шоу дописали пять разных концовок
В рамках одного спектакля будет показана основная часть пьесы — пять сцен, которые успел написать Шоу, а также пять разных вариантов шестой сцены, дописанные по просьбе Столлера одним драматургом — Израэлом Горовицем (Israel Horovitz) — и четырьмя театральными критиками, пишущими для Time Out New York, Playbill.com, Village Voice и Newsweek.
По сюжету пьесы, молодой человек по имени Генри Боссборн спасает от грабителей девушку Серафину, которая оказывается внучкой очень богатого человека. В качестве благодарности за спасение девушка предлагает мужчине работу, и со временем он становится руководителем ее семейного бизнеса. Тем не менее девушка не желает выходить за него замуж, не объясняя причин.
Постановка последней пьесы Шоу является завершением трехлетнего проекта, в рамках которого Столлер поставил все 43 пьесы британского драматурга — по одной каждый месяц начиная с января 2006 года. По словам режиссера, одной из целей проекта было его желание показать зрителю те пьесы Шоу, которые ранее не ставились или ставились редко.
http://lenta.ru/news/2009/12/02/ending/
Автор «Темных начал» издаст благотворительную книгу
Книга, получившая название A Outrance — старое французское название для смертельного поединка — представляет собой извлечение из романа «Северное сияние» (Northern Lights), входящего в «Темные начала». В ней рассказывается о битве между двумя бронированными медведями, Йореком Бирнисоном и Йофуром Ракнисоном.
15 экземпляров книги будут изданы в уникальном оформлении. Ожидается, что за каждый из них покупатели могут предложить несколько тысяч фунтов. Остальной тираж выйдет в двух версиях — более дешевой (150 фунтов) и более дорогой (500 фунтов). Организатором благотворительной акции стала организация Oak Tree Fine Press, которая уже издавал подобным образом извлечения из книг Джона Ле Карре и Джона Кутзее.
В 2007 году автор книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг написала от руки семь экземпляров «Сказок Бидля"; шесть из них были раздарены писательницей, а седьмой выставлена на аукцион. Книгу продали за 1,95 миллиона фунтов, деньги были также пущены на благотворительность.
http://lenta.ru/news/2009/12/02/pullman/
Умер драматург Юлиу Эдлис
Писателю был 81 год, он умер от продолжительной болезни на литфондовской даче, где жил в течение последних 12 лет. Прилетевшая в Москву из Берлина дочь Эдлиса Марианна сообщила о том, что гражданская панихида и кремация состоятся в ближайшее время.
Юлиу Эдлис родился в Бендерах (Румыния) в 1929 году. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Тбилиси, где в 1949 году окончил тбилисское Высшее театральное училище. В 1956 году он также окончил филологический факультет Молдавского государственного педагогического института.
Первую свою пьесу «Единственный путь» Эдлис написал в десятом классе средней школы. Первой его опубликованной пьесой стала «Покой нам только снится». В 1960 году драматург переехал в Москву, а в 1962 году он был принят в Союз писателей СССР.
Помимо многочисленных пьес, поставленных в различных советских и зарубежных театрах и переведенных на немецкий, чешский, польский, эстонский и словацкий языки, Эдлис также писал сценарии к кинофильмам.
Так, по его сценарию были сняты кинофильмы «Жажда над ручьем», «Свой парень», «Дети как дети», «Прощальные гастроли».
С начала 80-х годов 20 века опубликовал целый ряд романов и повестей. В 2003 году Юлиу Эдлис издал книгу воспоминаний под названием «Четверо в дубленках и другие фигуранты».
http://lenta.ru/news/2009/12/02/edlis/
Первое издание «Цветов зла» Бодлера продано за 755 тысяч евро
Лот поставил рекорд цены на сборник, который впервые вышел в 1857 году тиражом около 1100 экземпляров. В 2007 году на аукционе Sotheby's книгу из первого тиража с дарственной надписью художнику Эжену Делакруа приобрели за 560 тысяч евро.
Письмо Бодлера от 30 июня 1845 года своему юридическому поверенному Нарсису Анселю, в котором поэт объявляет о намерении покончить с собой, продано за 225 тысяч евро. Этот лот также поставил рекорд стоимости одного письма, написанного каким-либо известным поэтом.
Всего на аукцион было выставлено около 180 лотов: письма Бодлера, книги и вещи, принадлежавшие поэту либо связанные с ним. Организаторы выручили около 4,05 миллиона евро, что более чем вдвое превысило предварительную оценку.
»Цветы зла» (Fleurs du mal) выходили в трех изданиях с 1957 по 1868 годы. Появление сборника в 1857 году вызвало скандал — Бодлера обвинили в оскорблении общественной морали, после чего часть тиража была арестована, а на поэта наложили штраф в размере 300 франков. Запрет на публикацию стихотворений был формально отменен лишь в 1949 году.
http://lenta.ru/news/2009/12/02/fleursdumal/
Автор «Старикам здесь не место» продаст свой рабочий инструмент
По словам друга Маккарти Джона Миллера, которому пришла в голову идея устроить аукцион, машинка писателя практически сломалась, и Маккарти уже нашел новую — точно такую же модель Olivetti. Выставленный на аукцион инструмент сопровождается напечатанным на нем описанием самого Маккарти: «На этой пишущей машинке я напечатал все мои книги, в том числе три неопубликованных. С учетом всех черновиков и писем, думаю, я напечатал на ней около пяти миллионов слов за 50 лет».
Аукционный дом Christie's рассчитывает выручить за пишущую машинку Маккарти до 20 тысяч долларов. Вырученные средства планируется передать исследовательскому институту в Санта-Фе.
Кормак Маккарти считается одним из наиболее заметных современных американских писателей. Он написал около десяти романов, несколько пьес и сценариев и является лауреатом Пулитцеровской премии и Национальной книжной премии.
По книгам Маккарти было снято два фильма — «Дорога» с Вигго Мортенсеном и «Старикам здесь не место» братьев Коэнов, в 2008 году получивший четыре «Оскара», в том числе в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший адаптированный сценарий».
http://lenta.ru/news/2009/12/01/olivetti/
«Пиратская» библиотека «Либрусек» превратится в Интернет-магазин
«Схема видится следующая: анонимы при попытке скачать гонятся в магазины. Ну да они меня мало волнуют. Пользователи платят абонемент. Небольшой, где-то 10 долларов в месяц. Эти деньги делятся между издательствами для последующей выплаты авторам. Физической возможности заключать тысячи отдельных договоров у меня нет, будем агрегировать», — пояснил в своем сообщении владелец «Либрусенка» Илья Ларин.
После чего заплатившим открывается полный доступ ко всем книгам. «Такая вот платная библиотека получается. Не идеал, конечно, но лучше, чем продавать файлы поштучно», — добавил автор проекта.
Напомним, что до недавнего времени интернет-портал Lib.rus.ec позиционировал себя как бесплатную электронную библиотеку Рунета. Ее владелец находился в Эквадоре, и ресурс действовал по законам этого латиноамериканского государства, а не РФ. На сайте был даже опубликован своеобразный «Манифест пиратов», согласно которому, администрация пренебрегала авторскими правами писателей.
В течение 2 лет своего существования «Либрусек» постоянно подвергался критике со стороны борцов за авторские права и становился объектом DoS-атак. И постепенно ресурс начал отказываться от «пиратской» политики: в августе 2009 года создатели библиотеки заключили соглашение с интернет-издательством электронных книг «Литрес», а уже в ноябре Ларин решил сделать «Либрусек» платным. В настоящий момент библиотеке уже удалось договориться с «Эксмо» и АСТ.
Переход библиотеки на платную основу вызвал бурю возмущения среди пользователей, которые называли старый «Либрусек» «единственным светлым лучиком в огромной толпе алчных книготорговцев». А некоторые уже грозятся, что будут «искать другой интернет-магазин», так как для того, чтобы продавать контент за деньги, у «Либрусека» слишком много ошибок в текстах.
http://www.newsru.com/cinema/01dec2009/libru.html