Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Литературные события

 В начале 2010 года в свет выйдет новый роман Александра Иличевского — лауреата «Русского Букера» (2007), автора «Матисса» и «Мистер Нефть, друг», рассказов и стихов. Роман под названием «Перс», по словам его автора, получился «большим и о многом». Такой же вышла и беседа писателя с журналистом Андреем Васяниным.

Александр, вы как-то сказали: «Каждая следующая книга — это заселение домами новых земель». Какой же дом вы строили новой книгой?
Новый роман писался три с половиной года и оказался очень большим и о многом. Вообще, такие вещи пишут раз в жизни. Если только пишут. Роман называется «Перс», и он о детстве, о Каспии, об Апшероне, о метафизике геологии, о реформе ислама, о соколиной охоте, о степи, о путешествиях и Каспийском море как таковом, о Велимире Хлебникове, о его персидском «Анабасисе», то есть роман в определенной мере исторический.

Мое генеалогическое древо одной из веток пересеклось с судьбой Хлебникова именно в Персии: мой прадед, комиссар 11-й Красной армии, был знаком с этим поэтом во время пребывания персармии на территории Ирана.

Есть в романе также отчетливая детективная линия, решающая вопрос о поимке бен Ладена, и, как это странно ни звучит, предлагает не только метафизическое решение проблемы, первоочередное в этом вопросе, но и вполне реальный сценарий, который, возможно, кого-то заинтересует в действительности. А вообще, это книга о любви и смерти.

 В Москве была вручена премия «Мастер», которую присуждают за достижения в области литературного перевода. В 2009 году за лучший поэтический перевод наградили Григория Кружкова (за двухтомник избранного), за прозаический - Елену Баевскую (за новый перевод «Комбре» Марселя Пруста).

Церемония присуждения «Мастера» состоялась в Овальном зале ВГБИЛ имени Рудомино. Организаторами премии выступила Гильдия «Мастера литературного перевода» при поддержке Фонда первого президента России Бориса Ельцина и журнала «Иностранная литература». Переводческую награду вручали в четвертый раз. В 2006 году «Мастера» присудили Анатолию Гелескулу, в 2007-м - Александру Ревичу и Елене Суриц, а в 2008-м – Михаилу Яснову и Александру Ливерганту.
http://www.lenta.ru/news/2009/12/28/master/
 Подведение итогов года иногда приятная, а иногда неприятная обязанность. В этом году в области культуры она обернулась сущей мукой. Основные события не связаны с литературой прямо, а проходят по разным другим ведомствам. Мы решили не перечислять пять, десять или двадцать событий, а попытались сделать некий свод того, что нам кажется в той или иной степени важным, то есть это скорее разговор о тенденциях, а отчасти и о перспективах.

2009 год оказался очень тяжелым для русской поэзии. Мы потеряли Михаила Генделева, Алексея Парщикова, Льва Лосева, Всеволода Некрасова, Евгения Сабурова, Михаила Поздняева, Александра Межирова. Каждый из них занимал существенное место на литературной карте, потери эти ощутимо обеднили поэтический ландшафт. И поскольку образовавшиеся в нем пустоты действительно велики — видимо, неизбежны тектонические сдвиги, последствия которых мы ощутим уже в следующем году.

Вместе с тем ожило после первого тяжелого шока, вызванного экономическими причинами, поэтическое книгоиздание. В издательстве «Гилея» в свет вышло Собрание сочинений Геннадия Айги. В поэтической серии «Русского Гулливера» вышли прекрасные книги Вадима Месяца, Игоря Булатовского, Дмитрия Строцева, Ольги Мартыновой, Александра Скидана и других. Не прекращен выпуск поэтической серии «Нового литературного обозрения», подарившей нам в 2009-м две, как представляется, чрезвычайно значительные книги. Первая — «Бог, страдающий астрофилией» Андрея Сен-Сенькова, а вторая — «Хорошая лодка не нуждается в голове и лапах» Павла Гольдина. К концу года оживилась, к счастью, и поэтическая серия «Нового издательства», в которой вышли книги Сергея Стратановского, Александра Миронова и Алексея Цветкова. В 2009 году появились также новые книги Ольги Седаковой, Льва Лосева и Алексея Парщикова. В издательстве «АРГО-РИСК» вышли замечательные поэтические книги Марии Галиной, Нины Искренко, Виктора Кривулина, Бориса Херсонского, Ильи Кукулина и Николая Кононова. Последний стал в этом году лауреатом Премии Андрея Белого в поэтической номинации.

 Интернетпортал www.openspace.ru провёл опрос «Главные книги 2009 года». Голосование проводилось в пяти номинациях: «Проза порусски», «Nonfiction порусски», «Переводная проза», «Переводной nonfiction» и «Поэзия».

В «Прозе» вполне прогнозируемо в лидеры вырвались Виктор Пелевин (с новым романом «t»), Леонид Юзефович («Журавли и карлики») и Игорь Сахновский («Заговор ангелов»). Совсем немного им уступил Роман Сенчин («Елтышевы»).

В номинации «Nonfiction порусски» лидировали «Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана» и «Леонид Парфёнов. Намедни. Наша эра».

В «Переводной прозе» Владимир Набоков («Лаура и её оригинал»), Михаил Идов («Кофемолка») и Орхан Памук («Музей невинности»).

Среди книг «Переводной nonfiction» посетителей openspace больше всего заинтересовали Джаред Даймонд («Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих обществ»), Питер Акройд («Биография Шекспира») и Нассим Талеб («Чёрный лебедь»), и практически не вызвала интереса впервые переведённая на русский язык книга «Марксизм и литературная критика» (Терри Иглтон, 1974 г.).

 К выходу десятого, юбилейного номера альманаха «Литрос».

Идея альманаха «Литрос» родилась в декабре 2000 года у Юрия Полякова. Правда, тогда мало кто поверил в то, что новое издание долго продержится. Роман Сенчин, к примеру, искренне считал, что всё ограничится первым и последним выпуском. Но его пессимистический прогноз, к счастью, не оправдался. За прошедшие годы вышло уже десять номеров.

В первых выпусках «Литрос» сильно поддержали Виктор Астафьев, Юрий Кузнецов, Игорь Золотусский, Глеб Горбовский, Лев Аннинский и другие легенды русской литературы. Только в этом альманахе новыми гранями засверкали Олег Михайлов, Новелла Матвеева, Слава Лён, Юрий Архипов, Вячеслав Куприянов, Владимир Алейников. Только здесь всегда могли напечататься со своими эпатажными вещами Алина Витухновская и Вячеслав Дёгтев, Анна Козлова и Алиса Ганиева. Когда все журналы как чёрт от ладана шарахались от Сергея Шаргунова, очередную повесть этого дерзкого возмутителя спокойствия «Птичий грипп» на свой страх и риск решил обнародовать только «Литрос». И именно «Литрос» первым открыл читающей России Карена Таривердиева, Анну Русс, Сергея Дерюшева, Александра Карасёва, Анну Маранцеву, Антона Кузнецова (Салтанова), Данилу Гурьянова, Максима Свириденкова и другие дарования.

В юбилейном десятом выпуске организаторы и издатели альманаха, коими уже в течение десяти лет успешно выступает редакция газеты «Литературная Россия», поставили себе задачу выйти на качественно новый уровень. Насколько это удалось, судить читателям.
http://www.litrossia.ru/2009/52/04805.html