Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Литературные события

 Испанская писательница и журналистка Клара Санчес (Clara Sanchez) стала обладательницей Премии Надаля (Premio Nadal) — старейшей и наиболее уважаемой литературной награды Испании. Об этом сообщает газета El Pais.

54-летняя писательница удостоилась почетной награды за свой роман «Что скрывает твое имя» (Lo que esconde tu nombre), центром повествования в котором выступают двое пожилых мужчин: один — бывший нацист, обосновавшийся в Испании, другой — живущий в Аргентине бывший узник концлагеря Маутхаузен, посвятивший последние годы своей жизни выслеживанию оставшихся в живых нацистов.
Вместе с наградой Санчес, которая, помимо писательского творчества, ведет колонку в El Pais, стала обладателем денежного приза, составившего 18 тысяч евро.

Премия Надаля вручается в Барселоне ежегодно с 1944 года. Помимо прочих, лауреатами премии в разные годы становились такие мастера испаноязычной литературы, как Мигель Делибес, Кармен Лафорет, Рафаэль Санчес Ферлосио, Кармен Мартин Гайте и Хуан Хосе Мильяс.
http://www.lenta.ru/news/2010/01/07/nadal/
 То, что Айзеку Азимову 2 января исполнилось бы 90 лет — это известно и очевидно. Менее очевидно другое: что за феномен в американской культуре этот Азимов? Его называют американским писателем (классиком научной фантастики) и еще — популяризатором науки.

Но если взять по российским меркам, где слово «писатель» пишется (все еще) чуть ли не с большой буквы, то Азимов в эту картину не укладывается. Это не совсем та литература, которую мы называем литературой. Начнем с объемов — практически 500 книг. Как это возможно, особенно с учетом того, что люди в ту эпоху писали на металлическом аппарате, наполнявшем комнату лязгом — печатающей машинке? Посчитайте период творчества Азимова — от 1939 до 1992 года (год смерти), итого 53 года писательства, все равно получается около 10 книг в год. Включая исторические исследования, юмор, «путеводители» по Библии и Шекспиру.

Разгадка простая, и не одна. Во-первых Азимов, конечно, был гением — это такая болезнь. Даже став очень богатым человеком, он интересовался исключительно тем, чтобы сидеть за той самой гремящей машинкой (ну, еще очаровывать женщин на университетских и прочих вечеринках, общаться с друзьями и коллегами). Его гениальная голова производила идеи в невероятных количествах. Мозг человека, кстати, устроен так, что ничего и никогда не забывает: прочитал, услышал что-то — и оно уже навсегда отложилось в каком-то файле. А вот мгновенно извлечь файл в сохранности и в нужный момент — это программное устройство дается очень немногим, это и есть природная гениальность.

 Одним из главных приоритетов государственной политики России в 2010-м году станет социальная поддержка и реабилитация инвалидов. Согласно правительственной программе, в Красноярском крае особое внимание уделят созданию рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.

Кроме того, незрячим и слабовидящим помогут лучше адаптироваться к полноценной социальной жизни. В Красноярске уже заработала новая специализированная библиотека для особых читателей. Здесь можно не только ознакомиться с новинками литературы, но и заняться спортом, освоить компьютер или просто пообщаться с новыми друзьями.

Какие книги выбрать сегодня? Для Нины Зайцевой чуть ли не главный ежедневный вопрос. Женщина хоть и не видит, но читает запоем. Найти для нее что-то новое библиотекарю не так-то просто.

Эта спецбиблиотека раньше была местом только для чтения. Сейчас, после переезда в новое здание, это настоящий клуб по интересам. Литература из них, конечно, самый главный. Но теперь здесь можно и размяться — в тренажерном зале. И расслабиться — в комнате для релаксации.
Кроме традиционного читального зала, здесь есть еще электронный, где новые технологии позволяют вслепую бороздить просторы Интернета. И зал для чтения аудиокниг, их здесь тоже большая коллекция.

Зоя Россомахина, заместитель директора Красноярской краевой специальной библиотеки-центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению: «Вот это у нас кассеты, они пользуются сейчас наибольшим спросом, может, немного больше читают диски. И у нас еще остались очень старые книги. Сейчас в крае всего шесть читателей, которые читают книги на бобинах, на рулонах мы их называем».

 Космонавты Гитлера. У почтальонов долгая память. —. М, 2009. Роман Юрия Невского вышел вне книжных серий, а это значит, что у автора есть два пути — либо стать классиком при жизни и продолжить столь же независимое движение в литпроцессе, либо пополнить ряды дерзких, но безвестных дебютантов с одной-единственной проходной книжкой. Свое тут найдут и «почвенники», тоскующие по традиции, и «западники», очарованные постмодернизмом.

Перед нами редкий жанр литературы — семейный роман, который будет интересен и пытливым школьникам, и разгульным студентам, и добропорядочным родителям, и умудренным жизнью бабушкам-дедушкам. Свое тут найдут и «почвенники», тоскующие по традиции, и «западники», очарованные постмодернизмом. Автор умудряется всем угодить и при этом не потерять себя, поскольку является, как считает редактор книги Марина Котова, основоположником нового направления в литературе — »мерцающего реализма».

И впрямь, в книге с откровенно коммерческим названием «Космонавты Гитлера» мерцает язык (изящная, чуть ироничная проза), композиция (герои перемещаются во времени и пространстве), мерцают идеологемы и смыслы, а все же героиня романа — школьница Надя Орешина, сочиняющая тексты для школьной рок-группы, — вполне осязаема и узнаваема, как это и полагается персонажам, созданным в канонах реалистической традиции.

Пересказывать «Космонавтов...» Невского — неблагодарный труд, поскольку охватить все линии романа в одном абзаце совершенно невозможно. Скажем только, что «достоверные герои» Надя Орешина и ее друг-музыкант действуют в наши дни, живут в столице. А вот «тени прошлого» из секретного отряда Гитлера скитаются в горах Кавказа, и тем не менее немецкие альпинисты до сих пор «стреляют» по своим противникам.

Иногда кажется, что книгу можно отнести к жанру фантастики, столь невероятны ситуации, в которых приходится действовать героям, но нет, автор уверенно ведет читателя сквозь туман мистики к «задачам нынешнего дня». Одна из них — гуманизм, любовь к человеку, потерявшемуся в лабиринтах кровавой истории ХХ века. Так рождается современный антифашистский роман — автор ненавидит войну, а себя, возможно, как раз и считает тем самым почтальоном, который приносит «письма памяти» своим читателям.
http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=7862
 Вышла в свет новая книга Дэвида Гланца «Восставшие из пепла».

Как Красная Армия, практически уничтоженная фашистами в 1941 году, сумела стать армией Победы?

В своей предыдущей книге «Поверженный колосс», Дэвид Гланц отвечал на вопрос о том, почему Красная Армия была не готова к немецкому блицкригу, который в конечном итоге чуть было не уничтожил ее, оставив на полях сражения более 4 млн человек убитых. Здесь Гланц среди прочего опровергает расхожие доводы ревизионистов вроде Виктора Суворова (Резуна). В «Восставших из пепла» автор продолжает развивать тему, рассматривая причины удивительного «воскресения» Красной армии, которой удалось в конце 1941 года остановить Вермахт и в конечном счете изменить ход войны.
Ценность исследования Гланца, названного в США крупнейшим западным специалистом по истории войны на Восточном фронте, заключается в первую очередь в том, что исследователь имел доступ к советским архивам. Это позволило ему дать оценку не только победы Красной армии под Москвой, Сталинградом и Курском, но и рассказать о менее известных эпизодах великой войны. Особый акцент делает на анализе самой Красной армии как эволюционирующей в ходе войны организации. Читатель знакомится с изменениям в советской военной доктрине, стратегии и тактике использования вооруженных соединений, вооружении, подготовке офицерского корпуса.