Журнальный зал


Советуем почитать

 Роман македонца Венко Андоновского «Пуп земли», удостоенный премий «Книга года» и «Балканика», имеет сложную композицию. Во вступлении некий издатель-бухгалтер объясняет, что рукопись перешла к нему по наследству от брата - циркового акробата, погибшего, так сказать, на производстве, и честно перечисляет литературные первоисточники, которые повлияли на оригинальную стилистику покойного писателя-неофита.

Первая часть книги написана от лица византийского монаха Иллариона Сказителя, ищущею тайное знание, вторая - циркового артиста Яна Людвика, нашего современника, безответно влюблённого. Между этими персонажами простирается тысячелетие. Но мы видим, что вечные вопросы звучат актуально всегда.

Любопытно, что Венко Андоновский добрую половину романа написал языком библейской Песни песней. «Ибо время ещё не приспело, о возлюбленные мои; а я известен тем, что наслаждаюсь, сочиняя всяческие Слова и выдумывая истории, которые хоть и вовсе не случались, но выглядят так, будто они у вас перед глазами; и умею поведать сказание с отступлениями; понемногу я даю вам вкусить от повествования, от сладкого мёда историй, как жаждущему дают воду в пустыне, капля за каплей, чтобы не умертвило его утоление жажды, исполнение желания». Уже за один этот виртуозно исполненный постмодернистский трюк книгу следует прочесть.
Стародубцев А.  Утоление жажды /  А.Стародубцев// Эхо планеты. – 2011. - №5. – С.49
 О Никколо Амманити заговорили ещё в 1996-м, когда в свет вышел его сборник «чер-нушных» рассказов «Грязь» и антология «Молодые каннибалы», где он так же ярко себя проявил вместе с другим «рассерженными» - литературным молодняком Италии, взбудоражившем благостные воды самой древней литературы Европы.

В сатирическом романе «Да будет праздник», высмеивающем «сладкую жизнь» бер-лускониевской Италии, несколько главных персонажей. 41-летний Фабрицио Чиба, модный писатель, телеведущий и сибарит, в образе которого автор отчасти запечатлел себя, - переживает творческий кризис и подумывает удалиться от мира по примеру .. Сэлинджера. «В Америке такое, может, и реально. Природа, бескрайние пространс-тва... Но в Италии где я укроюсь? В однокомнатной квартирке в Боччеа? " А потом, один, как в скиту, без бабы... Через пару недель я наложу на себя руки». И тут герою приходит спасительное приглашение на двухдневный праздник к миллиардеру Сальваторе Кьятти, где будут сливки общества и можно укрепить пошатнувшийся имидж.

Другой герой - Саверио Монета - женат на дочери мебельного магната. Затюканный женой-мегерой и амбициозным тестем, он видит отдушину в увлечении сатанизмом. Найдя троих таких же придурков, как и он сам, Саверио переименовал себя в Мантоса и в свободное от службы на тестевой фабрике время основал секту «Звери Аваддона». 

 Эта книга французского историка увидела свет в 1981 году. В России её издали спустя 11 лет. И хотя к тому времени советская власть ушла в небытие, а вместе с ней и описанные у Ферро методы преподавания истории с марксистско-ленинским уклоном, но её тогдашний тираж в 50 тысяч был раскуплен моментально. И вот спустя три десятилетия автор переработал свой старый труд с учётом сегодняшних реалий, изменившихся не только в нашей стране.

Для анализа выбраны около двадцати обществ, преподающих историю своим детям в Африке, Индии, Китае, США, Турции, в европейских странах, арабском мире... Автор проштудировал огромное количество учебников, комиксов, исторических романов и фильмов «на невесть скольких языках». Основная задача: разделаться с европоцентризмом - «когда народы «входят» в Историю лишь тогда, когда их «открывают» европейцы». Но самое главное - поставить под сомнение саму идею традиционной «всемирной истории».

«Бенедетто Кроче писал в начале XX века, что историческая наука в большей мере ставит проблемы своего времени, чем той эпохи, которую она изучает. Так, фильмы «Александр Невский» Эйзенштейна и «Андрей Рублёв» Тарковского, воскрешая русское Средневековье, информируют нас: первый о сталинской России и её страхе перед Германией, второй - об СССР брежневских времён, борьбе за свободу внутри него и внешних проблемах в отношениях с Китаем».
Стародубцев, А.  Непредсказуемое прошлое /  А.Стародубцев// Эхо планеты. – 2011. - №5. – С.48
 Джонатан Коу начал сочинять в 11 лет - писательство для него стало бегством от не самой счастливой школьной жизни. Потом были годы учёбы в Кембридже, преподавание английской поэзии в университете Уорвика и работа внештатным журналистом. Как писателя его заметили после третьего романа «Какое надувательство!», являющегося сатирой на жизнь британского общества времён Маргарет Тэтчер. Книга завоевала награду Английской гильдии писателей и французскую премию Медичи. Изданная на родине в 1994 году, в России она была переведена лишь в 2003-м. Так Коу шёл к российскому читателю с большим отставанием, ожидая, пока тот созреет до подобной литературы. И вот, наконец, его десятая книга «Невероятная частная жизнь Максвелла Сима» вышла почти синхронно в Европе и у нас.

Переживающий кризис среднего возраста Максвелл Сим работал продавцом универмага в пригороде Лондона, пока от него не ушла мнящая себя писательницей жена, прихватив с собою дочь Люси. После этого бедняга вообще впал в депрессию, выйти из которой ему не могли помочь даже целых 70 «френдов» из его странички на «Фейсбуке». Слетав в гости к отцу в Австралию, герой на обратном пути знакомится в самолёте с отвязной девицей Поппи. Она работает в фирме, обеспечивающей алиби неверным мужьям, которые вместо международных командировок отсиживаются у любовниц. 

 Эту книгу презентовали Григорий Чхартишвили* (Борис Акунин*), Людмила Улицкая и журналист Леонид Парфёнов. Акцию поддержали телеведущий Владимир Познер, бывший премьер Михаил Касьянов и режиссёр Эльдар Рязанов, который, по его словам, пришёл, чтобы «побыть среди порядочных людей».

В сборник, изданный тиражом в 20 тысяч экземпляров, вошли статьи бывшего олигарха, ранее публиковавшиеся в газетах «Ведомости» и «Коммерсант», его интервью, данные западной прессе и российской газете «Собеседник», а также объёмная переписка Ходорковского с Улицкой и Чхартишвили*, которая велась из тюрьмы. Адвокат экс-главы ЮКОСа Вадим Клювгант отметил, что, после того как диалоги его подзащитного с Чхартишвили* были обнародованы. Ходорковский отсидел в карцере 12 суток за «незаконную переписку».

Участники презентации считают, что книга интересна как документ эпохи и литературное произведение, в котором чувствуется сложившийся индивидуальный стиль. В настоящий момент готовятся издания на французском, немецком и итальянском языках. Парфёнов отметил, что дело Ходорковского - «индикатор общественно-политических процессов в стране». Такой же точки зрения придерживается и Конгресс США, который сразу же после объявления приговора Ходорковскому заявил, что это судебное дело демонстрирует, как плохо в России обстоит дело с законностью.

Стародубцев А.  Карцер за Акунина* /  А.Стародубцев // Эхо планеты. – 2011. - №5. – С.48
 
 
 
______________________

*Настоящий материал (информация) касается деятельности иностранного агента Чхартишвили Григория (псевдоним: Борис Акунин), содержащегося в реестре иностранных агентов согласно ФЗ от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»