Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Советуем почитать

 Обилие литературы об Элвисе Пресли не столько раскрывает, сколько запутывает его образ, его корни и подлинную роль, которую «король рок-н-ролла» сыграл в истории мировой и американской культуры. И не только культуры, что становится очевидным, если не творить очередную легенду, сообразуясь лишь с произвольными авторскими желаниями или эмоциональными ожиданиями поклонников, а твердо и логично вывести следствие из сочетания верно выявленных причин.

Именно такую цель поставил перед собой продюсер Себастьян Даншен, и сегодня мы можем оценить его оригинальное и очень серьезное произведение, созданное не по банальным канонам пропаганды развлечений. Вот, например, как вам такая мысль: «Эволюция американского менталитета через песни и фильмы Элвиса нашла свое логическое завершение в приходе в Белый дом детей Дальнего Юга – Линдона Джонсона, Джимми Картера, а затем и человека из поколения Пресли – Билла Клинтона, после долгой череды представителей высшей буржуазии с Северо-Востока во главе с Франклином Рузвельтом». Казалось бы, при чем тут такая высокая политика? А при ней какие-то «дети Юга»? «Буржуазия Северо-Востока»? Ну, да, была у них там своя война, но неужели это смутное время не унеслось ветром еще полтора века назад? Нет, не унеслось…

Война, конечно, давно закончилась, но разница двух Америк осталась – даже до сих пор. Даже не двух, ибо «Америк» на самом деле гораздо больше. Это аксиома для американских политиков, экономистов, историков и … музыковедов, да-да, особенно специалистов по блюзу: «верхушка общества, индейцы, чернокожие и белая беднота – они не стали бы вдруг слушать одно и то же, любить одно и то же». А есть еще религия, очень важный для Америки фактор. Она там вроде бы одна, христианская, но какая огромная разница исконно существовала в ней между «пуританским и рациональным прочтением Библии отцами-основателями» и «пламенными речами проповедников, с яркими суевериями и эсхатологическими представлениями, вобравшими в себя духовность конфедератов». Религия, сближавшая бывших рабов и их бывших владельцев, за несколько веков победила «сухопарую» духовность победителей. Кстати, не в малой степени благодаря одному из своих столпов – пастору Мартину Лютеру Кингу, который был и сверстником Пресли, и кумиром, ничуть не меньшим, чем он.

«Это история артиста, обратившего свой слух к волшебству и красоте грубого музыкального искусства и рисковавшего остаться не услышанным. Это история сына, искалеченного любовью своей матери, изолированного своим статусом секс-символа. История наивного певца, которым манипулировал делец, одержимый манией успеха. История покорной жертвы общества потребления, витриной которого он являлся, вынужденной вести в безнадежном одиночестве повседневную жизнь всеядной Америки “пепси-колы”, витаминизированных гамбургеров, амфетаминов и барбитуратов, пока их передозировка не вызвала смерть. Я хотел показать нелепость и величие этой взрывной судьбы, романтического героя, раздавленного собственным имиджем, но главное – портрет эпохи, когда Америка создавала свой новый образ».

Итак, портрет героя и эпохи – это, во всяком случае, не халтурно, на это стоит потратить время.

http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=2478&pn=1
 Новая книга Александра Иличевского «Анархисты» замыкает тетралогию «Солдаты Апшеронского полка». Писатель, несмотря на то, что ему едва за сорок, уже многого достиг и многому научился. Он окончил Московский физтех, работал в Калифорнии, сейчас живет в Москве и Тарусе.

Первая книга цикла, о котором идет речь, – «Матисс» – принесла автору «Русский Букер» за 2007 год, вторая – «Перс» – премию «Большая книга» в 2010-м. В этот цикл также входит роман «Математик».

Главный герой «Анархистов» – 38-летний бизнесмен Петр Соломин, решивший стать художником и поселившийся в приокском городке Весьегожске. «И что в действительности? Унылость и мрак, великолепная пустошь вокруг, недостроенный дом, разрушенная жизнь…»
Иличевский, и в последнем романе это особенно отчетливо видно, продолжает традиции классической русской литературы девятнадцатого и начала двадцатого веков. Причем традиции именно классического, провинциально-барского романа в тургеневском стиле. Может быть, немного с примесью чеховского описания событий и жизни маленького человека. Только события происходят у Иличевского в наши дни.
Но живут в его романе персонажи из классической русской литературы, хорошо знакомые нам, разве что поменявшие место и время обитания да имена и фамилии: медик-анархист, священник, учитель, отошедший от дел бизнесмен, сбежавший из Москвы и поселившийся в деревне, на берегу Оки, чтобы спокойно жить и рисовать так, как ему хочется. Но не удается ему жить спокойно, как не удавалось никому, кто бежал от самого себя.
А рисует главный герой приокские пейзажи, причем так, как это делал Левитан, даже под тем же ракурсом. Собственно, это такой пунктик бывшего бизнесмена, который без ума от картин знаменитого пейзажиста и хочет делать все так же, как его кумир. Вот только повторение – не всегда удачный ход.

Но эта маниакальная страсть выводит на авансцену еще одного главного героя книги – саму русскую природу, которая, кажется, живет здесь своей жизнью и тоже подталкивает остальных персонажей к тем или

Мысль о том, что настоящие люди способны основать новую социальность, сквозит в романах писателя уже давно, но в «Анархистах» она доходит до своего апогея.
Вот только его анархисты еще не готовы к этому новому восприятию, а потому анархист-подвижник Турчин банально и глупо гибнет, подставившись в ограблении банка.

Главное же действо также неслучайно происходит в имении Чаусова, знаменитого анархиста, чудом выжившего после 1917 года по причине постоянного пребывания в путешествии – еще одной обязательной составляющей романов Иличевского.

Только это путешествие и спасает героев от неминуемой катастрофы, которая также незримо и тяжело присутствует в романе, заставляя нас ждать худшего, потому что мы просто не привыкли к счастливому финалу. Если следовать канве классической русской литературы в ее глобальном понимании, герои идут за призрачной мечтой, каждый за своей. Но она приводит их в пустоту, в никуда. Это и объединяет все четыре романа, герои которых занимаются самосожжением, чтобы восстать из пепла уничтоженной личности чем-то новым, еще неизведанным, а потому дающим надежду.

http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=2476&pn=1
 Даже странно, что такой «золотоносный» этап российской истории, как Смутное время, до недавнего времени не был освоен современными (дореволюционные писатели сейчас не в счет) авторами исторических романов и ретродетективов. Не говоря уж о кинодеятелях. А ведь это время великих потрясений, сильнейших страстей – тут было все: катастрофа и надежда, самозванство и самоотречение, встреча и столкновение цивилизаций, миллионы судеб сильных мира сего и убогих... Плотину пробили фильм «1612» и «Детская книга» Бориса Акунина. В компанию к ним теперь попадает и «Стена» Владимира Мединского.

Начнем с того, что это детектив. Его героям предстоит найти не просто убийцу (а убийств на страницах книги хватает!). Надо найти предателя – и это подводит нас к тому, что детектив-то этот не простой, а политический. Но мы помним, что он разворачивается в начале XVII столетия – а значит, это еще и исторический детектив. Что скрывает занесенный Бог знает каким ветром в днепровские воды маленький испанский галеон, которым так интересуется некий англичанин, чью жизнь обрывает рука загадочного убийцы?

Смутное время – трагический период жизни нашей страны 400-летней давности. Первая гражданская война в России, если прибегнуть к определению профессора Руслана Скрынникова, специалиста по этой эпохе. Да еще с иностранной интервенцией – и военной, и духовной. Время, когда само существование Русского национального государства было под вопросом. Но ведь устояла наша земля – и о том мы должны помнить, когда называем виденное уже нами на рубеже прошлого и нынешнего столетий «Смутой».

Смута... Само это слово наводит на мысль, что в мутной водичке всегда находятся охотники половить рыбку. Особенно если на кону стоят интересы не только личные, но и практически геополитического свойства. Возьмем хотя бы историю с подвесками королевы в «Трех мушкетерах». Действие которых по времени не так удалено от «Стены», между прочим.

И вот это нас подводит к еще одному определению книги – это авантюрно-приключенческий роман, созданный по всем законам жанра. Юный московит из Посольского приказа (тогдашний аналог МИДа) Григорий Колдырев отправлен в «служебную командировку» в Европу. Приключения сыплются на него, драки и дуэли завязываются с пол-оборота, а верные друзья приходят на помощь, когда ждать ее, кажется, неоткуда...

Через роман проходят десятки персонажей. Но есть здесь один особый герой (возможно, наиглавнейший) – это Город, который живет и защищается. Смоленск. Ключ-Город.

Владимир Мединский искусно плетет интригу и преподносит хорошее чтиво для поклонников исторического детектива и того незаслуженно ставшего немодным жанра, который известен как роман «плаща и шпаги». Умело выстроенный сюжет, динамичное повествование, наполненное тайнами от начала до самого конца. Неглупый роман с плотной повествовательной тканью. Даже привередливый читатель, претендующий на доскональное знание самых мелких особенностей русского и иноземного быта эпохи Смутного времени, погодит отыскивать «блох» в материи романа – а незаметно для себя превратится в «пейдж-тёрнера», переворачивателя страниц.

Нет, наверняка, кто-то будет в претензии, что герои говорят и пишут по-современному, а не копируют речь семнадцатого века. Кого-то смутит безбородость русского – допетровского! – дипломата (но этому факту найдется объяснение). Хотя автор явно консультировался у специалистов по эпохе, какие-то анахронизмы и несоответствия всегда отыщутся, было бы желание. Но... «Стена» написана – хотел того Мединский или нет – как постмодернистский роман. Игра с читателем начинается уже с оглавления – названия глав говорящие: «Щит и меч», «Король и шут», «В Круге первом», «Ангелы и демоны»... А что как не игра – мостики, перекинутые из XVII века в наши дни? Чего стоят, например, размышления Григория Колдырева, столкнувшегося в Кельне с представителями некоего меньшинства: «На секунду представил себе, как по улицам Москвы неприкрыто, не таясь, идут парадом сотни напомаженных, нарумяненных мужчин в женских платьях, и прыснул в кулак. Нет, милостивые государи, такое возможно только в ошалевшей Европе, но уж никак не дома...»? Так что книга – не простая. В ней стоит поискать запрятанные слои – и это, действительно, интересная игра!

http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=2430&pn=1
 Марина Аромштам, психолог и педагог, автор замечательного подросткового романа «Когда отдыхают ангелы» и не менее любопытной книги для взрослых «Жена декабриста», опять удивила своих читателей. На сей раз ее новый роман написан в жанре фэнтези.

И нужно сказать, Аромштам удалось создать полноценный мир, со своей географией, народами и легендами. В итоге получился своеобразный миниэпос.

Итак, Лосиный остров – край древорубов и охотников. И те и другие жаждут серебра. Вот только если первые добывают его, вырубая чудесные деревья: «древесная плоть разойдется, и из открытой раны вместе с древесной жизнью потечет серебро», то вторые попросту грабят старателей. А тем ничего не остается, как губить еще больше и больше лесных угодьев. Поэтому не удивительно, что рано или поздно природный баланс нарушается, и маленькому миру (вернее сказать, всей его экосистеме) грозит страшная гибель. Ведь жители острова истребляют еще и лосей, тем самым, ослабляя силы своих волшебных земель перед внешней опасностью. А она велика и грозна!
Поэтому люди Лосиного острова не просто бьют тревогу, но решают обратиться к иноземцам кейрэкам, мифическому северному народу, дабы призвать лучшего из лучших. «Скоро начнется война. Макабреды очень жестоки. Их нашествие будет ужасным. Острову нужен Правитель, не запятнанный кровью лосей и убийствами горных жителей. Правитель, который вернет Лесу былую силу и сможет вести войска под стягом Белого Лося».

И, конечно, этим правителем должен стать Ураульф, чье имя в переводе с кейрэкского означает «говорящий с ветрами». Ведь он и вправду умеет заговаривать ветер, обращать его силу себе на пользу. И все бы ничего, вот только охотники, как обычно блюдут только свои интересы. Их не волнует будущее, им важна нажива сегодняшнего дня, да и ненависть их к Ураульфу велика… Но герой, кажется, находит спорный и весьма странный способ противостояния – любовь…

Конечно, Марина Аромштам написала не просто фантастическую сказку, но историю с подтекстом, достаточно легко прочитывающимся, и грозно предостерегающим. Ненависть и разрушение своего мира (по сути то, чем занимается современное человечество) не способны принести плодов добра. Только разрушение и гибель. И людям пора бы опомниться. Писательский максимализм? Разумеется! Но как же иначе говорить о том, что мы сами уничтожаем себя и все вокруг? Если, не ссылаться на высшие образцы добродетели, подчас выглядящие весьма и весьма идеалистически сегодня. Да и метафора, равно как иносказание, неплохой способ объяснить детям и подросткам на примере, что произойдет с их миром, если, взрослея, они не задумаются о главном.

http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=2431&pn=1
 К концу 1922 года в Маньчжурию из охваченной войной России пришли почти 300 тысяч беженцев. Харбин, город на северо-востоке Китая, казалось бы, стал спасением. На самом деле именно через него на четверть века пролег фронт русской смуты...

Таких книг-эпопей, к сожалению, очень немного. Евгений Анташкевич рассказывает не просто о временном и историческом этапе истории нашей страны, это история человеческих судеб, история жизни во всех ее проявлениях. И написана книга так, что, несмотря на художественное повествование, веришь – все было именно так. Перед нами реальные люди и реальные судьбы, волею обстоятельств отразившиеся на страницах романа. Возможно, возникновению такого эффекта способствуют великолепное знание автором истории и ее собственное авторское переосмысление; помогают вжиться в ту атмосферу и диалоги, которых не повторишь, не побывав в тех местах. Так говорят только на Дальнем Востоке.

Главный герой романа «Харбин» оказался в тисках между «золотой казной» Российской империи и замыслами советской и японской разведок, и эта детективно-шпионская интрига приковывает внимание читателя. Сказывается и принадлежность автора романа к спецслужбам: отсюда и некоторое придыхание перед чекистами того периода, и склонность к оценочно-аналитической составляющей книги. Но все это ее не портит, а только добавляет атмосферу, настраивает на определенный лад.

В романе нет верховных правителей – ни Сталина, ни Чан Кайши, ни Микадо. Даже Колчак упоминается мимоходом, автор лишь подводит читателя вместе с главным героем к проруби, где его казнили. На этом «личное» знакомство заканчивается. Зато удивительно достоверно показана жизнь города, задуманного и построенного как столица российско-китайской железнодорожной магистрали, и его жителей, ставших жертвами грандиозных потрясений первой половины XX века.

Легенда-биография – это специфический термин специальных служб, который обозначает совокупность сведений о человеке или людях, выполняющих секретное задание непосредственно в стране противника. Она включает в себя правдивые сведения о человеке, а также специально составленные, для того чтобы противник ничего не заподозрил. В «Харбине» таких легенд много. Но и они состоят из фрагментов жизни реальных людей, описавших события тех лет в мемуарах.
В романе упоминается операция советской разведки «Маки Мираж». Это настоящая акция, которая велась в течение 10 лет, вплоть до 1937 года, ее целью была дезинформация Генерального штаба Японии о состоянии Красной армии.

В прошлом году автор романа Евгений Анташкевич получил за книгу первую премию в конкурсе ФСБ России в номинации «Художественная литература и журналистика». Тогда книга вышла небольшим тиражом в маленьком калужском издательстве. Впрочем, и нынешний тираж, к сожалению, невелик. Она бы очень помогла думающим читателям разобраться в огромном море псевдоисторических книг, описывающих тот период.

Анташкевич знает эти истории не понаслышке. В 1970-е он учился на контрразведывательном факультете Высшей школы КГБ СССР, китаист. Затем работал в УКГБ СССР по Хабаровскому краю и в Центральном аппарате КГБ–ФСБ. Во время работы он и познакомился со многими героями своего романа. Автор планирует продолжить работу и написать другие части давно задуманной трилогии о Первой мировой войне и россиянах, оставивших свой след в истории страны.

http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=2429&pn=1