Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Советуем почитать

 Голландец Герман Кох ворвался в литературу на русском языке стремительно и безапелляционно. Его роман «Ужин» несколько месяцев не покидал рейтинги продаж в России, а во всем мире продано уже свыше миллиона экземпляров этой книги. Следующий роман знаменитого голландца «Летний домик с бассейном» пока чуть менее популярен в мире, однако это нисколько не умаляет его достоинств. В 2011 году в Нидерландах он был номинирован на «Читательскую премию». В издательстве Азбука выходит третий роман писателя – «Размышляя о Брюсе Кеннеди». В каждой книге Герман Кох бросает вызов своим читателям, и этот роман не станет исключением.

Как и в «Ужине», повествование в этом романе ведется от первого лица. Фактически перед нами монолог главного героя, постепенно раскрывающий не только сюжет романа, но и характер персонажа, традиционно сильно трансформирующийся по ходу повествования. Роман отличает та же атмосфера легкой незатейливой богемности, плюс замечательные, разбросанные по тексту диагнозы современному обществу, в различных его проявлениях – современное искусство, физическое здоровье, отношение к смерти и обряду похорон, да много чего еще. Все четко, метко, емко, с холодной отстраненной манерой.

 Эти листы из детской тетради ценны как фантастической силы свидетельство о страшных событиях вчерашнего дня, как рассказ человека, существовавшего внутри учебника истории, как документ, запечатлевший глазом ребенка безжалостную картину, как чудом уцелевшая записка современника. Но это еще и чрезвычайно талантливое и продуманное повествование, в котором переплетаются истории взросления, любви и смерти. Можно говорить – это «документ эпохи», «авантюрный роман», «военная проза», это «драма взросления», «любовная сага»... Но все эти определения не точны: эти страницы о том, что ценность отдельной человеческой жизни выше любых геополитических соображений, национальных различий и глобальных концепций, а любовь и воля к жизни сильнее зова крови и разрывов снарядов.

Полина Жеребцова родилась и выросла в Грозном. Ее дневники охватывают детство, отрочество и юность, на которые пришлись три чеченские войны. Учеба, первая влюбленность, ссоры с родителями – то, что знакомо любому подростку, – соседствовали в жизни Полины с бомбежками, голодом, разрухой и нищетой. «Обе войны были чудовищны, — вспоминает она. — Но вторая еще ужасней, потому что воюющие утратили всякую человечность. Не было больше никакого сострадания». Полина жила со своей мамой недалеко от центра Грозного и каждый день наблюдала, как от города остаются одни ужасающие развалины, а людей превращают в животных, голодных и измученных. Эти интимные записи в школьных тетрадках по мощи воздействия и безыскусности сильно напоминают дневник Анны Франк.

 «Сострадание и закон иногда противоречат друг другу, и в этом случае законом всегда нужно считать сострадание».

Зачастую бывает, что когда пытаешься написать что-то о книге, затрагивающей сложные вопросы человеческой истории, приходит на ум формулировка: «книга неоднозначная». И начинаешь разливаться по древу вслед за автором — с одной стороны так, с другой — эдак... Так вот, ничего подобного. Книга об Ирене Сендлер — абсолютно однозначна. И она — однозначно о героизме, чувстве долга, о совести и человеческом достоинстве, о силе духа и чести, и о великой скромности. Здесь не о чем спорить — главная героиня описываемых событий являет собой завидный пример всех вышеназванных качеств, а её история действительно пробуждает в душе правильное движение и правильные вопросы к миру и к себе самому.

 «У нас в саду жулики» — сборник рассказов о том времени, когда не было Интернета и айфонов, а самым актуальным источником информации являлось привычно прерываемое многочисленными помехами радио. Приемник для советских людей рассматривается автором как ненадежная и очень тонкая ниточка связи с миром, от которого СССР безапелляционно отрезала тоталитарная система.

Читая рассказы Анатолия Михайлова, как будто слышишь все эти звуки — пронзительные строки Окуджавы, Высоцкого, Новеллы Матвеевой. Перед читателем раскрываются все стороны жизни большой семьи в ленинградской коммунальной квартире, судьба ссыльного интеллигента в бараке в Сибири, быт и служба речного моряка на баркасе…

 Разломите книгу пополам, чтобы не сгибалась, и положите ее на стол. Сядьте за стол так, чтобы подвздошная кость была строго ортогональна сиденью стула. Лизните 127 страницу. Переверните книгу вверх ногами и читайте так. Затем нарисуйте на обоях котика. Перепечатайте выходные данные книги.

Нет, серьезно. Это самая странная книга, которую я когда-либо держал в руках.

Я пообещал рецензию на нее, но начав читать, с изумлением обнаружил, что никак не могу преодолеть 60 из 885 страниц (epub-верстка в телефонном масштабировании). Как черепаха от Ахиллеса, ускользало от меня продолжение. Я читал «Квартал» в метро и в автобусах, на работе в перекуры, за обедом и в сортире. Вроде продвинулся: возьмите Предмет и положите его туда-то. Так. Поставил телефон на зарядку, аккуратно положил. Утром глянул — опять 60 страница. Ну 80-я, неважно. Я откладывал все дела, я врал редактору, но все равно упустил оговоренные сроки написания рецензии.

Наконец, я дочитал. Прошел. Пришел.