Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




У книжной полки

На русском языке появилась новая книга Мони Нильсон. Лауреат премии Астрид Линдгрен, она известна прежде всего своей серией о мальчике Цацики и его необычной семье. Однако повесть для подростков «Любовь будет всегда» выделяется на фоне остального творчества шведской писательницы. Лирический, психологически точный текст посвящён утрате, смирению с неизбежным и, как ни парадоксально, бессмертию.

В детской литературе существует негласное правило: говорить о смерти можно и нужно, но осторожно. Лучше – завуалировано. По крайней мере, в американских и европейских, в том числе русских, книгах смерть чаще подаётся либо через образы зверей и насекомых, либо как уже свершившийся факт. Так, в «Моей счастливой жизни» Русе Лагеркранц у главной героини умерла мама, но случилось это давно, далеко за пределами повествования. В одном из наиболее известных современных произведений на подобную тему – «Самые добрые в мире» Ульфа Нильсона и Эвы Эриксон – гибнут животные. О последствиях утраты рассказывает и повесть Юрия Никитского «Вовка, который оседлал бомбу». Все перечисленные книги очень важны – каждая по-своему. В то же время описывать смерть близкого человека как процесс, который переживается здесь и сейчас, – задача настолько сложная и смелая, что воспринимается почти как табу. Если, конечно, не вспомнить, что это, например, делал ещё Лев Толстой в повести «Детство», которая пусть изначально и относилась к литературе взрослой, но давно является частью школьной программы. Теперь к русскому классику присоединилась и Мони Нильсон.

Почти в каждом классе есть такой ученик. Как правило. Он сидит на последней парте. Учится он плохо, любит подраться и не имеет друзей. И никто его не любит. Но знает ли кто-нибудь, что чувствует он сам? Неужели найдется человек, готовый дружить с таким отпетым?

Бредли Чокерс сидел на самой последней парте в последнем ряду. Одноклассники не любили его и не то что дружить, даже разговаривать с ним не хотели из-за его грубых выходок и постоянного вранья. Бредли считал себя одиноким монстром, которому никто не нужен. А его друзьями были игрушечные зверушки из домашней коллекции: медный лев, найденный в мусорном баке, ослик из слоновой кости, привезённый родителями из Мексики, а ещё енот, лиса, слон, две совы, единорог без рога… Он с ними разговаривал, делился новостями, возился, как с живыми. И они хорошо к нему относились, не то что одноклассники.

Буллинг – теперь частая тема педагогических дискуссий. Конечно, травля в детских коллективах существовала всегда. Но публично эта проблема обсуждалась очень редко, и лишь такие выдающиеся художественные произведения, как фильм Ролана Быкова «Чучело», могли вывести общество из ступора. Сегодня детей наконец-то стали учить, как правильно противостоять травле. И книга Труди Людвиг «Невидимый мальчик» как раз об этом.

Мальчик Брайан учится в начальной школе, и автор называет его «невидимым»: Брайана не замечают ни одноклассники, ни учительница, мисс Карлотти. Он не участвует в общих играх и занятиях, большая школьная перемена для него самая настоящая пытка это «целых двадцать д-о-о-лгих минут, когда дети болтают, смеются и играют с кем угодно, но только не с ним». Чтобы как-то «заглушить» свои переживания Брайан постоянно рисует: на переменах, во время общих игр, на уроках. Понятно, что так он пытается справиться с чувством своей ненужности окружающим. Но однажды в школу приходит новенький, кореец по имени Джастин, и все меняется. Новый ученик в классе – это всегда стрессовая ситуация, причем не только для самого «пришельца», но и для уже устоявшегося детского коллектива. Одноклассники Брайана находятся в раздумьях, «действительно ли Джастин настолько крут, чтобы стать их другом». А Джастина, конечно же, волнует, сумеет ли он «вписаться» в класс.

Время от времени игрушки оживают. Всем детям, нынешним и бывшим, хорошо известно, как и когда это происходит. Разумеется, когда все уходят в детский сад и на работу. Но особенно часто по ночам. В магазине «Детский мир», например, после закрытия случаются настоящие приключения. У игрушек – и это тоже известно каждому – есть свой тайный язык. Ребенку важно понимать, что все вокруг него имеет душу. Что в мире всё живо. Поэтому Андерсен оживлял фарфоровые фигурки и оловянных солдатиков. Сергей Седов – кукол и машинки из «Детского мира». Ксения Горбунова одушевляет самое, на первый взгляд, скучное – юбки и джинсы, водолазки и шубы, футболки и пижамы, сложенные и развешенные в гардеробе.

Сам по себе шкаф – место романтичное. Часто ребенок видит в нем место для игры, тайную комнатку. Здесь даже лучше играется, чем под столом. Но шкаф, заполненный вещами, лишается всякой романтики. Играть в нем уже не хочется, да и не позволит никто, ведь вещи от такой игры могут пострадать. А ведь можно представить, что жизнь этих вещей очень похожа на человеческую: у каждой вещи свой возраст, характер, интересы, манера речи. Они дружат, ссорятся, отстаивают принципы, в которые верят. И даже путешествуют.

Мы, конечно, хотим, чтобы наши дети были успешными, креативными, дружелюбными. Мы водим их для этого на всевозможные кружки и занятия. Но иная коротенькая история с яркими, завораживающими картинками может дать малышам для внутреннего развития больше, чем самые креативные занятия. Книга Дэвида Литчфилда «Великан. Дедушкин секрет» как раз такая. Как справляться с трудностями? Как общаться с тем, кто не такой, как ты? Как научиться надеяться и ждать, если не всё сразу происходит так, как ты задумал? Дэвид Литчфилд предлагает маленькому читателю неожиданные ответы на эти сложные вопросы.

Главный герой истории, маленький Билли, однажды рисовал со своими друзьями на улице огромную картину во всю стену, и им никак не удавалось ее закончить. Никто не мог добраться до самого верха. Что делать? Надо попросить доброго великана, который всегда помогает жителям городка, – советует дедушка. Но Билли точно знает, что никаких великанов не существует, это все сказки для малышей. А дедушка так не думает. Кто охранял нас в ночном походе? Кто спас во время шторма? Кто вернул воздушного змея, унесенного ветром? «Но это НЕВОЗМОЖНО! Я не видел великана»! – настаивает на своем Билли.