Журнальный зал


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




«ЗАЛОЖНИК СВОЕЙ СУДЬБЫ : М. ГОРЬКИЙ»
(К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ)

Содержание:

Биография
Творческий путь Максима Горького
А. М. Горький:
   • в живописи
   • в кино
   • в театре
   • музеи писателя
Произведения М.Горького
Литература

Биография

Максим Горький родился в 1868 году. Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Этот человек был не только великим российским поэтом, но также знаменитым публицистом и общественным деятелем.

Родился Максим Горький в городе Нижний Новгород. Отец – Максим Пешков, мать – Варвара Пешкова (в девичестве Каширина). Отец по профессии – столяр. Когда Максиму было 3 года, его отец тяжело заболевает холерой и впоследствии умирает. Что интересно, болезнь Максим подхватил от сына. Настоящее имя Горького – Алексей Максимович Пешков. Вероятно, псевдоним был взят в честь умершего отца. Спустя 8 лет после смерти отца, умирает и мать, от чахотки. Таким образом, в 11 лет мальчик становится сиротой. Родителей Алексею заменяет бабушка. Осиротев, Горькому приходится идти на заработки. Пробует обучаться в приходской школе, однако, заболев оспой, прекращает обучение. Позже проводит 2 года в Канавинской школе. По заявлению учителей, в школе был проблемным учеником. Во время обучения живет с матерью и отчимом, отношения с последним не складываются, после очередной сильной ссоры возвращается к деду.

Жизнь у деда не заладилась, Каширин бедствовал и не мог обеспечить постоянного присмотра за юным Алексеем. Как итог, Горький проводил много времени на улице, без присмотра, в компании таких же беспризорных детей как он. Некоторое время учился в приходском училище для неимущих. Плохая компания и нужда сильно повлияли на Алексея, он воровал и занимался собирательством. Подобное поведение не прошло незамеченным для других учеников, и Горький подвергался насмешкам и издевательствам. По этой причине Алексей бросает училище. Несмотря на подобные проблемы, Алексей умел учиться. Он очень много читал и обладал незаурядной памятью, но при этом был безграмотен.

 Дом, где жил А.М. Горький. Казань

В 1884 году Горький уезжает в Казань и предпринимает попытку поступить в университет. Попытка оканчивается неудачей, это неудивительно, ведь у Алексея не было даже среднего образования. Решает остаться в Казани. Работает, параллельно знакомится с марксизмом. В 1887 году узнает о смерти бабушки и дедушки. В том же году пытается дважды совершить самоубийство, но оба раз неудачно.

В 1888 занимается пропагандой, и попадает под арест. Находится под неустанным надзором полиции. Продолжает путешествовать и перебиваться случайной работой. Первая публикация выходит 12 сентября 1892 года. Годом позже, продолжает публиковаться и первый раз женится. Брак просуществовал недолго и спустя 2 года писатель покинул Каменскую. 

Максим Горький и Екатерина Волжина.

В 1896 году венчается с Екатериной Волжиной.

В начале XX века увлекается драматургией, пишет пьесы. В браке у писателя появляется двое детей. В 1902 году с женой и детьми поселяется в Нижнем Новгороде. К тому времени Максим уже является довольно известным издателем и драматургом.

Здесь же дописывает пьесу «На дне», которая весьма хорошо принимается в России и Европе.

В 1903 писатель сходится с актрисой Марией Андреевой. Бросает семью и уезжает из Нижнего Новгорода. В 1905 году вновь попадает под арест, однако чуть позже выходит под залог. Преследуемый Горький покидает Россию и отправляется в США.


Горький и В.И. Ленин

Там по поручению Ленина, занимается сбором денег на нужды революции.





Максим Горький в Италии.

В 1906 поселяется в Италии и в течение 7 лет живет и работает на острове Капри.

Возвращается в Россию, некоторое время продолжает писать, занимается издательской деятельностью. Революцию не принимает и отправляется в 1921 году в эмиграцию. Продолжает творить вдали от родины. Спустя 7 лет первый раз посещает СССР. Вскоре, окончательно возвращается на родину.

Последние годы пишет ”Жизнь Клима Самгина”, работа над произведением продолжается в течение 11 лет.

Горький с сыном Максимом Алексеевичем Пешковым.

В 1934 году умирает сын Горького – Максим, однако реакция отца на смерть сына была весьма вялой, если не сказать безразличной. 

 




Похороны А.М. Горького.

В мае 1936 года заболевает гриппом. Болезнь прогрессирует и к середине июня становится ясно, что поэт с ней не справится, 18 июня он умирает. На момент смерти было 69 лет.

 

 

Наверх

Творческий путь Максима Горького

Максим Горький — литературный псевдоним А.М. Пешкова.

Первый рассказ под псевдонимом М. Горький (это был «Макар Чудра») опубликован 12 сентября 1892г. в газете «Кавказ», выходившей в г. Тифлисе (ныне — Тбилиси). Рассказы 1890-х гг., напечатанные в местной прессе, а затем и в центральных журналах, делают имя Горького известным в литературных кругах. Взлет литературной популярности Горького в России пришелся на 1901-1904 гг.

В 1902г. состоялся успешный дебют Горького в качестве драматурга: были опубликованы и поставлены на сцене Художественного театра пьесы «Мещане» и «На дне».

В середине 1900-х гг. писатель познакомился с В.И.Лениным. В 1906г. под угрозой ареста он эмигрировал и направился в Америку, где завершил работу над книгой «Мать», впервые опубликованной на английском языке и вызвавшей похвалу Ленина. Период 1906-1913 гг. Горький провел на итальянском острове Капри. После царской амнистии 1913г. он вернулся в Петербург.

В годы первой мировой войны написал автобиографические произведения «Детство» (1914) и «В людях» (1916). В 1917-1918 гг. выпускал газету «Новая жизнь», в которой публиковал помимо «Русских сказок» и рассказов статьи под рубрикой «Несвоевременные мысли». За неделю до октябрьского переворота опубликовал статью «Нельзя молчать!», в которой призвал большевиков отказаться от вооруженного выступления.

В 1918г. вышли в свет два тома горьковской публицистики: «Революция и культура» и «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре».
 
Горький сотрудничал с новой властью в области культуры и просвещения. В 1918-1919 гг. он помог организовать первый рабоче-крестьянский университет, Большой драматический театр в Петрограде, издательство «Всемирная литература».

1920-егг. писатель провел преимущественно за рубежом. В этот период написаны романы «Дело Артамоновых» (1925) и «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936, остался незаконченным). В 1928-1929 гг. писатель посещал СССР, совершал поездки по стране, рассказав о них в книге очерков «По Союзу Советов». В 1928-1930 гг. в Москве было издано первое отечественное собрание сочинений писателя.

В 1931г. Горький окончательно вернулся в СССР и стал председателем основанного в 1934г. Союза писателей.

Творчество Горького в трактовке советского литературоведения было почти синонимом «литературного марксизма». Конечно, марксистом в строгом смысле слова писатель никогда не был, а история его отношений с этим политическим течением — это история дружбы-вражды. Что же сделало Горького пусть непостоянным, неустойчивым, но все же союзником российских большевиков? Общим с отечественными радикалами у Горького был сильнейший заряд отрицания существовавшего мира. Для него, как и для большевиков, это был мир социальной несправедливости, контрастов буржуазной роскоши и убогого быта бедняков, мир «свинцовых мерзостей», как он напишет в повести «Детство». Однако еще более важным для него было отрицание любых проявлений человеческой слабости — слезливой жалости и беспомощности, житейской покорности судьбе, «непротивления злу».

Некрасивость и бессилие «маленького человека» для раннего Горького — не меньшее зло, чем социальное неравенство и жестокость общественных порядков. В раннем творчестве Горького русская литература будто затосковала по большей этической определенности, по энергии непричесанной, «не омещанившейся» силы.

«Маленький человек» в русской литературе предшествующей эпохи унижен и оскорблен, но сохранил в себе живую душу и потому достоин сострадания. Русские писатели XIX в. видели причины его бедствий в несовершенстве жизненного порядка, непосильном гнете социальной среды. Иной взгляд на природу страданий человека у Горького, писателя нового поколения. Особенно отчетливо, даже подчеркнуто резко, этот взгляд выражен в его аллегорической поэме в прозе с эмблематическим названием «Человек».

В поэме Горького человек — сам причина своих обретений и утрат. Она насыщена высокой патетикой и завершается настоящим апофеозом Человеку-победителю — «величественному, гордому и свободному» борцу, идущему «вперед! и — выше! все — вперед! и — выше!». Масштаб риторического обобщения в поэме Горького пределен. Риторика исключает описательность, делая ставку на лирические абстракции, ее цель — не точность отражения, но заражающая сила убеждения. Вереница восклицательных знаков в финале поэмы передает экзальтированную веру писателя в способность человека распрямиться и вырасти в колосса — стать Человеком с большой буквы. Для этого ему нужно не только преодолеть «весь мрачный хаос жизни на этой исстрадавшейся земле», но и перешагнуть через такие важные для прежней литературы ценности, как Любовь, Дружба, Надежда, Гнев, Вера. Главной же опорой в преодолении этих «несовершенных созданий его творческого духа» служит окрыляющая сила Мысли. «Человек» — концентрированное, крайнее выражение горьковской героической концепции личности.

Горький 1890-х — начала 1900-х гг. воспринимался читателями, прежде всего как строптивец, отрицающий традиционную систему ценностей, официальную религию и общепринятую мораль. Это отрицание направлено не столько на обыденную жизнь и быт, сколько на миропорядок в целом. Корень зла молодой писатель видит в человеческой косности, в самой не просветленной смыслом природе, в окружающем человека мире, который нужно полностью переменить. Горький отказывает природе в изначальной упорядоченности. Лишь напряженная мысль, крылатое воображение человека могут привнести в нее гармонию. Потому окружающий мир — и социальный, и природный — нужно покорять и обуздывать.

Вот почему столь враждебным кажется темный лес, сквозь который горьковский Данко ведет толпу людей. В противоположность слепой природе Горький наделяет качествами совершенства человеческое сознание, он делает ставку на силу воли человека и безграничные возможности его разума. Такой взгляд на отношения человека и мира принято определять как антропоцентрический: в центре художественного мира писателя — человек, стремящийся быть хозяином своей судьбы. Характерны сами названия многих горьковских рассказов — «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Коновалов», «Мальва» и др. Проблематику и поэтику горьковских произведений во многом определяет принцип «человек — крупным планом». Устами одного из персонажей пьесы «На дне» Горький так передает свой символ веры: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга!».

Но начать такому человеку, по мнению Горького, нужно с самого себя: конфликт человека и породившей его природы разворачивается в душе самого человека. В ней борются начала «зрячего» разума и «слепых» инстинктов, гармонии и стихии.


Творческий и жизненный путь Горького Максима [Электронный ресурс] // unotices.
  – Режим доступа: https://unotices.com/page-essay.php?id=13407. –
Загл. с экрана. – (Дата обращения: 23.03.2018).

Наверх

 

 А. М. Горький:

• в живописи

А.М. Горький. Портрет работы В.А.Серова, 1905г.

«Портрет А.М. Горького» написан в 1904 году и в настоящее время хранится в Музее-квартире А.М. Горького в Москве. Валентин Александрович Серов ухватил самое главное в образе А.М. Горького и воплотил это в своей портретной работе.

Непросто создавать портрет великого русского писателя. Для этого требуется понять его как личность, понять его как человека. Писать портрет – сложная вдумчивая работа, а создавать портрет гениальной личность вдвойне ответственно, сложно, но всегда интересно и значительно. На портрете изображён молодой писатель, активный в своём творчестве и в борьбе за человеческие идеалы.

Портрет лаконичен, сдержан, прост, здесь нет нестандартных колористических решений, композиционных уловок. Для изображения характерна этюдная незаконченность, сниженная прорисовка и отсутствие детализации.

Это непросто портрет – это символ эпохи, символ времени. Взгляд с портрета – это больше, чем взгляд, это больше, чем жизнь. Это моменты истории, о которых нельзя забывать, как нельзя забывать о своей собственной жизни, чтобы ни в коем случае её не растратить, не израсходовать на глупые удовольствия и псевдоидеалы.


Илья Репин. Портрет Максима Горького. 1899

Илья Ефимович очень тепло относился к молодому писателю. Его привлекали в Горьком интерес к простому народу, вера в его силу и человеческое достоинство. Интересно, читал ли сам Репин горьковскую статью 1922 года, в которой его любимец так цинично отзывается о голодающем русском крестьянине: «Вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень… и место их займет новое племя — грамотных, разумных, бодрых людей». Ну а пока Репина искренне восторгала романтическая приподнятость первых рассказов Горького. Впрочем, симпатия была взаимной – Алексей Максимович называл Илью Ефимовича в своих статьях «колоссом русской живописи». Узнав, что писатель находится в Петербурге, художник пригласил его в свою мастерскую.

Горький любезно согласился позировать. Правда, сеансов было всего два — «буревестник» неожиданно покинул Северную столицу, портрет остался незаконченным. Но даже в таком незавершённом виде Репину все же удалось передать в облике Горького утомленность и раздражение, связанные с разочарованием писателя в петербургской литературной среде. С репинского холста на нас смотрит усталый, немолодой, немного приунывший «буревестник». Свой незавершенный портрет Репин показал на XXVIII Передвижной выставке, сочтя крайне важным познакомить с образом выдающегося писателя всю Россию. И, действительно, портрет Горького, чье имя уже прогремело по всей стране, приковал к себе всеобщий интерес.


Скульптура С. Коненкова.
 


Горький-реалист стал моделью для знаменитого советского скульптора Сергея Коненкова. Это произошло в 1928 году в итальянском Сорренто — т.е. еще до возвращения писателя в СССР. Собственно, одна из главных целей командировки.

Коненкова и состояла в том, чтобы добиться согласия эмигрировавшего литератора позировать. Из¬вестно, что Горький отказал многим в подобной просьбе. Но Сергея Тимофеевича он знал еще с дореволюционных лет, ценил его дарование и без всяких колебаний стал «моделью» — буквально на следующее утро после приезда скульптора в Сорренто (на вилле князя Серра Каприола, который предложил своё гостеприимство рус¬скому писателю и его семье). Во время этой встречи  Коненкову повезло во многих отношениях. Писатель позировал по нескольку часов, стоя у конторки с корреспонденцией, целых восемь сеансов. Но куда существеннее другое — тут, вдалеке от родины и дру¬зей, от напряженной и хлопотливой повседневности всемирно про¬славленного человека, Горький был сосредоточен, открыт душой, склонен к полной откровенности в беседах. Вот что писал об этой работе сам Сергей Тимофеевич: «В этом общении я познавал склад ума моего величайшего собеседника, его одухотворенность. Я не пытался фантазировать. Мне дорого было в точности запечатлеть облик писателя: типично русское лицо, крутой лоб мыслителя, пронизывающий взгляд, решительно сомкнутый рот, выдающиеся скулы худого лица».


Итог восьми сеансов в Сорренто. Бюст находится в Музее С.Т. Коненкова в Москве

Зрелый Горький Коненкова — это портрет-характер, образ большого русского человека. Писатель спокойно-задумчив, слегка повернув крепкое, скуластое лицо, он смотрит на собеседника. И, скорее, не вглядывается, а скользит по нему беглым, рассеянным взором. Горький-реалист растерян. До его возвращения в СССР остаётся всего ничего.


Картина Д. Набалдяна.

Фотографическим сюжетом вдохновится советский художник Дмитрий Набалдян. Он изобразил Горького, позирующего Илье Репину. Алексей Максимович здесь уже далеко не тот моложавый романтик, каким его запомнил Илья Ефимович в 1904 году. Писатель и художник, конечно, встречались и позже, «буревестник» заезжал к живописцу в «Пенаты» в компании с Чуковским и другими писателями, однако портретов Горького Репин больше не писал. Так что этот сюжет у Набалдяна навеян все той же встречей в финском Куоккала в 1904 году. Скорее всего, это был просто очередной заказ властей: отразить в живописи зрелого Горького-реалиста — того, что уже вернулся в СССР из эмиграции и стал послушным певцом сталинского режима.




Два Горьких Ивана Шадра.

Советский скульптор Иван Шадр тоже, вероятно, получил заказ на создание бюста Горького. Правда, выбирать между молодым и зрелым «буревестником» он не стал, а изваял обоих. И тот, и другой выполнены мастером в распространенном тогда стиле «целесообразного преувеличения», который был призван заострить внимание зрителя на основной пластической теме. Например, чтобы раскрыть образ молодого писателя-бунтаря, подчеркнуть пафос его борьбы, гнева, бесстрашия и непреклонности, Шадр делает непомерно огромным его лоб, бороздит его экспрессивными, глубокими и рваными складками, значительно увеличивает ширину лица, сильно выявляет скулы и подбородок, так что пролетарский поэт отдалённо начинает напоминать Ленина — но с богатой шевелюрой.  Волосы вокруг головы бюста и впрямь разбросаны в каком-то фантастическом кружении — будто это огромные волны, застывшие на мгновение. Две пряди надо лбом напоминают по силуэту парящую птицу. На память сразу приходит горьковское: «Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзая тучи, пену волн крылом срывает…» Такая ассоциативно-символическая трактовка романтического образа, безусловно, усиливала воздействие на зрителя. Зрелый же Горький у Шадра уже не столь широколиц, да и былой романтизм куда-то улетучился вместе с богатой шевелюрой. Однако он все еще непреклонен и верен своим идеалам — во всяком случае, в бронзе.


Статуэтка «Горький». Скульптор А. Пликайс.

Вскоре после смерти Горького воспеть его в фарфоре взялся молодой ленинградский скульптор Александр Пликайс. В 1939 году портрет Горького стал его дипломной работой в ВАХе, за которую он получил оценку «отлично» и благополучно получил квалификацию художника-скульптора. И хотя у Пликайса Алексей Максимович изображен стоящим, в остальном это все тот же длинноволосый усач с тростью и в знакомой нам «народной» одежде – самый что ни на есть пролетарский писатель. Так и хочется подписать эту статуэтку горьковским же: «Человек – это звучит гордо». Имя Горького, действительно, звучало гордо – как-никак главный советский прозаик, основатель целого литературного метода, который Бухарин назвал «социалистическим реализмом».






Статуэтка «Горький-Буревестник». В. Стамов

Ленинградский скульптор Василий Стамов, создавший представленную в нашей коллекции фарфоровую статуэтку, захотел увидеть Горького ещё молодым и полным надежд. Юный писатель сидит на пеньке и явно ждёт ту самую бурю, которую он воспоёт позже. Однако свою работу Василий Гаврилович Стамов — выпускник скульптурного факультета Академии художеств, которую он окончил в 1947 году — задумывает в начале 50-х. Горький к тому времени — уже прочно укоренившийся советский миф, человек-легенда, седовласый символ пролетарской литературы. Зачем же было изображать писателя в период молодости — и крамольных мыслей о революции? Очевидно, что в зрелом Горьком скульптор уже не смог разглядеть тех черт, которые диктовал его художественный замысел. Вот и пришлось лепить писателя молодым.



Наверх

• в кино

На Дне (2014)

Драма, Русский фильм
Экранизация по произведению: Максим Горький «На дне».
Режиссер: Владимир Котт
В ролях: Велимир Русаков, Михаил Ефремов, Евгения Добровольская.

Экранизация одноименной пьесы Максима Горького, действие которой перенесено в наши дни. Герои фильма живут на самой настоящей свалке - они "ходят на разбор", откапывая в горах мусора ценный металл и вещи на продажу, воруют, пьют и бьют друг друга смертным боем. Однажды на свалке появляется подросток-беспризорник Лука, который старается утешить этих опустившихся на дно жизни людей.
Летние Люди (1995)  

Драма, Русский фильм
Экранизация по произведению: Максим Горький «Дачники».
Режиссер: Сергей Урсуляк
В ролях: Сергей Маковецкий, Светлана Рябова, Виктор Гвоздицкий.

Представители русского дворянства собрались на даче. Юный дворянин Влас, влюблённый в хозяйку имения, жеманная поэтесса, писатель, который уже давно перестал писать, легкомысленная жена, ее любовник и ревнивый муж. Их жизнь протекает размеренно и неторопливо. Они ведут разговоры ни о чём, скучают и ссорятся, флиртуют и веселятся… Но даже страстные романы, которые здесь то и дело завязываются, обычно заканчиваются одновременно с дачным сезоном…
Жизнь Клима Самгина (1986)  

Драма, Русский сериал
Экранизация по произведению:Максим Горький.
Режиссер:Виктор Титов
В ролях:Андрей Руденский, Елена Соловей, Эрнст Романов

Жизнь интеллигента Самгина, показанная на фоне грандиозной панорамы российской жизни с 1877 по 1917 год.
Васса (1983)

Драма, Советский фильм
Экранизация по произведению: Максим Горький
Режиссер: Глеб Панфилов
В ролях: Инна Чурикова, Николай Скоробогатов, Валентина Теличкина

В этом доме детей с юных лет приучали всегда отчетливо говорить «мой»: мой пароход, мой дом, моя фабрика. Здесь считали деньги, нажитые чужим трудом, и за ночь спускали в карты целое состояние; здесь развратничали напропалую и втихомолку шпионили друг за другом; молились и совершали именем господа темные дела. Все было у Вассы — деньги, сила, власть, ум и хватка. Но не было у нее одного — будущего…
 Табор Уходит В Небо (1976)

Драма, Мелодрама, Мюзикл, Советский фильм
Экранизация по произведению: Максим Горький
Режиссер: Эмиль Лотяну
В ролях: Григоре Григориу, Светлана Тома.

Не  было в Австро-Венгрии молодца удалее, чем конокрад Лойко Зобар. Не раз уходил он от погони, уводя краденых лошадей, потому что больше всего на свете любил коней и вольную цыганскую жизнь. Ни в одном таборе не было девушки краше Рады, своенравной дочери цыгана Данилы. Богатые магнаты в шитых золотом жупанах добивались ее любви, но неприступная красавица только смеялась над ними. И однажды, увидав Раду, Лойко понял, что любит ее даже больше, чем волю. Но гордая цыганка ответила ему, что пойдет за него замуж, если при всем таборе встанет удалой Зобар перед ней на колени и поцелует ей руку…
Дачники (1966)

Драма, Советский фильм
Экранизация по произведению: Максим Горький
Режиссеры: Борис Бабочкин, Елена Скачко
В ролях: Николай Анненков, Руфина Нифонтова, Генриетта Егорова.

В центре фильма — судьба Варвары Басовой, которой мучительно бездуховное, обывательско-серое существование, лишенное идеалов и нравственного содержания. Актуальная и сегодня, картина звучит приговором всем погрязшим в пошлости, разменявшим жизнь на мелкие удовольствия, наживу, пустопорожнее философствование.
Фома Гордеев (1959)

Драма, Советский фильм
Экранизация по произведению: Максим Горький
Режиссер: Марк Донской
В ролях: Сергей Лукьянов, Георгий Епифанцев, Павел Тарасов.
 
Фома Гордеев — сын богатого волжского купца — не хочет быть продолжателем его дела. Уму претит грязь и несправедливость окружающей жизни. Фома ищет утешение в пьяном разгуле и диких выходках. Спустя много лет опустившийся, полубольной он оказывается на открытии ночлежного дома, построенного на деньги отца.
Дети Солнца (1956)

Драма, Зарубежный фильм
Экранизация по произведению: Максим Горький
Режиссер: Алексей Швачко
В ролях: Михаил Романов, Лидия Карташова, Вера Предаевич.

Провинциальный русский город начала XX в. Один из его обитателей, учёный-химик Павел Протасов, не замечая социальных несправедливостей и жестокости окружающей жизни, мечтает о красивом и сильном племени людей будущего — «детях солнца». Погруженный в работу, добрый и мягкий по натуре человек, он обрекает на тягостное одиночество свою жену Елену, не видит страданий сестры Лизы, подавленной вечным страхом перед миром пошлости, зла и насилия. Любовь художника Вагина к Елене Протасов воспринимает лишь как досадную помеху, отрывающую его от работы. Он теряется, узнав о том, что в него влюблена богатая купчиха Мелания. Вскоре трагическое известие нарушает внешний покой дома Протасова…
Мать (1956)

Драма, Советский фильм
Экранизация по произведению: Максим Горький
Режиссер: Марк Донской
В ролях: Вера Марецкая, Алексей Баталов, Татьяна Пилецкая.

На заре XX века все так же беспросветна жизнь простой русской женщины Пелагеи Ниловны Власовой, жены чернорабочего-пропойцы. Неожиданная смерть главы семьи, кажется, не сулит ей никаких надежд, но, видя слезы матери, молодой Павел Власов отказывается от разгульной жизни. Увлекшись пролетарскими идеями, он распространяет листовки на фабрике и призывает рабочих бороться с угнетателями. Смелое преображение сына воодушевляет и саму Ниловну: робкая, страшащаяся людей женщина преисполняется гордости и самоуважения. Но хватит ли матери мужества продолжить дело своего единственного сына?
Варвары (1953)

Драма, Советский фильм
Экранизация по произведению: Максим Горький
Режиссеры: Леонид Луков, Константин Зубов
В ролях: Николай Анненков, Ксения Тарасова, Константин Зубов.

Фильм-спектакль по одноименной пьесе М.Горького. Спектакль Малого театра СССР. Режиссер спектакля — Константин Зубов.
Егор Булычов И Другие (1953)

Драма, Советский фильм
Экранизация по произведению: Максим Горький
Режиссер: Юлия Солнцева
В ролях: Дина Андреева, Сергей Лукьянов, Нина Никитина.

Фильм-спектакль по одноименной пьесе А.М.Горького в постановке Государственного театра им. Евг. Вахтангова. Крупный лесопромышленник Егор Булычев неизлечимо болен. В своем доме он окружен ничтожными и жадными людьми, с нетерпением ждущими его смерти. Умный и прозорливый Егор понимает, что прожил всю жизнь с чужими. Он по-своему выражает протест против ханжества и лицемерия "хозяев" - духовенства, либералов, против устоев идущего к краху буржуазного общества. Предсмертное проклятие Булычева своему классу тонет в мощных звуках революционной песни.
Враги (1953)

Драма, Советский фильм
Экранизация по произведению: Максим Горький
Режиссер: Тамара Родионова
В ролях: Василий Софронов, Елена Грановская, Николай Корн.

Действие происходит накануне революции 1905 года. На фабрике Бардина стало особенно неспокойно. Директор фабрики, компаньон хозяина Скроботов, отвергает справедливые требования рабочих уволить жестокого мастера. В ответ на возмущение рабочих хозяева закрывают фабрику и вызывают солдат. Скроботов угрожает рабочим револьвером, и его убивают…

Наверх

• в театре

В начале 900-х годов Горький обращается к драматургии. Интересу Горького к ней во многом способствовало и его сближение в это время с труппой Московского Художественного театра. Влияние было взаимным.

Первым произведением Горького-драматурга была пьеса «Мещане» (1901).

Основной конфликт пьесы Горького – столкновение мира мещан-собственников с противостоящим ему лагерем Нила, буржуазной идеологии и этики с новыми взглядами на мир и человека, формирующимися в среде передовой демократической интеллигенции. Разделение сил происходит в пьесе не по признакам поколений, а по признакам социальным и идейным. Конфликт отцов и детей отодвинут на второй план более того, он несущественный, временный. Горький подчеркивает внешний, комический его характер. Горький утверждал, что критика мещанства с позиций индивидуализма на данном этапе развития русской демократии и русской демократической мысли, в сущности, включалась в борьбу против освободительного движения, против подлинного социального раскрепощения личности. Пьеса «Мещане» обычно сопоставляется с «Тремя сестрами». Тема мещанства и напряженного ожидания будущего – в центре обеих пьес. Но если в пьесе Чехова мещанство наступает, то в горьковской пьесе складывается другая ситуация: активно наступает на весь уклад жизни новая сила – новые люди, у которых мечта о будущем опирается уже на реальные основания в настоящем. В области драматургической формы Горький, автор «Мещан», следует за Чеховым: отказывается от интриги, необычных ситуаций. Конфликты в пьесе зреют в повседневном течении самой жизни. Но Горький обнажает расстановку социальных сил, противостояние идейных концепций. Основной конфликт «Мещан» отчетливо выражен в идейной борьбе. В образе Нила Горький хотел показать тип русского рабочего человека, который жадно тянется к знанию, участвует в кружках, читает газеты и книги. Действующие лица пьесы характеризуются Горьким в связи не только с их общественной позицией, но и с их философскими и эстетическими взглядами. Нил исполнении радостного мироощущения, оптимизма. Он верит в человека, в его разум, созидательные возможности. Оригинальная фигура виделась критику Михайловскому лишь в Тетереве, ибо, по мысли Михайловского, Тетерев ближе всего сердцу автора.

Вторая пьеса Горького «На дне». Она была откликом писателя на самые актуальные социальные, философские и нравственные проблемы времени. Идеологическая злободневность сразу привлекла к пьесе внимание русской общественности. Тематически пьеса завершает цикл произведений Горького о босяках. Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 90-900-х годов. Горький утверждал, что общество, исказившее человеческое, существовать не может. С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пьесе уже политическое звучание, органически связана основная проблема пьесы и одна из «сквозных» во всем творчестве Горького – проблема гуманизма. Горький всегда выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. Носителем идее утешающего обмана в пьесе предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. В пьесе «На дне» проявилось драматургическое новаторство художника. Использую традиции классического драматургического наследства, прежде всего чеховскую, Горький создает жанр социально-философской драмы, вырабатывая свой драматургический стиль с его ярко выраженными характерными особенностями.

Горький создал драматическое произведение нового типа. Особенность пьесы в том, что движущей силой драматургического действия является борьба идей. Внешние события пьесы определяются отношением персонажей к основному вопросу о человеке, вопросу, вокруг которого и происходит спор, столкновение позиций. Поэтому центр действия в пьесе не остается постоянным, он все время смещается. Возникла так называемая «безгеройная» композиция драмы. Структурная особенность горьковской драмы состояла в перенесении акцента с событий внешнего действия на постижение внутренней содержательности идейной борьбы. Поэтому узел внешних событий развязывается Горьким не в последнем, четвертом акте, а в третьем.

В 1904-1905 гг. Горький пишет пьесы «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905). Центральная проблема пьес – интеллигенция и народ, интеллигенция и революция. Вновь, как и в пьесе «Мещане», Горький противопоставляет в «Дачниках» два лагеря русских интеллигентов: в одном – «дачники», в другом – люди трудовой психологии, наследники гражданских идеалов революционного прошлого. Проблема отношений интеллигенции и народа, интеллигенции и революции стала ведущей в другой пьесе Горького этого цикла – «Дети солнца». Здесь изображена другая прослойка русской интеллигенции – это люди науки и искусства, искренне преданные своему делу и искренне заблуждающиеся в общественных вопросах жизни. Летом того же 1905 года Горьким написана третья пьеса этого цикла – «Варвары», в которой драматург на новом материале разработал тему, намеченную еще «Фоме Гордееве», - тему противоречий буржуазного прогресса и цивилизации.

Наверх


• музеи писателя

Литературный Музей А. М. Горького (Н. Новгород)

Литературный музей им. А. М. Горького (главное здание объединения) был открыт 22 мая 1928 года по инициативе нижегородской общественности в связи с 60-летием писателя. В создании музея приняли участие нижегородцы, хорошо знавшие А. М. Горького.

Первоначально музей занимал лишь три комнаты в помещении областной библиотеки им. В. И. Ленина, а в 1934 году получил новое помещение – купеческий особняк В. М. Бурмистровой (урожд. Рукавишниковой) на ул. Минина, где и располагается до сего времени.

Литературный музей представляет Нижний Новгород конца ХIX - начала XX века. На фотографиях выдающихся фотомастеров А. О. Карелина и М. П. Дмитриева запечатлены улицы, площади города, Нижегородские ярмарки, Волга, люди, способствовавшие интеллектуальному, духовному и творческому росту писателя (В. Г. Короленко, А. Ф. Карелин, М. П. Дмитриев, А. Д. Мысовская).

Один из залов музея знакомит посетителей с творчеством П. И. Мельникова (А. Печерского) - известного автора романа о старообрядцах "В лесах". Экспозиция остальных залов повествует о творческих исканиях А. М. Горького, об отношении писателя к событиям 1905, 1917 гг., о реальных прототипах литературных персонажей (Вассы Железновой, И. Гордеева, Артамоновых и пр.)

 

Музей квартира М. Горького (Н. Новгород)

Музей квартира М. Горького является филиалом Государственного Литературного музея имени М. Горького.

Музей представляет собой дом, расположенный на ул. Семашко (ранее ул. Мартыновская) в котором писатель снимал квартиру в 1902-1904 годах.
После революции 1917, квартира писателя была передана под общежитие. В 1932 году на доме установили мемориальную доску, посвященную 40-летию творческой деятельности М. Горького.

После окончания Великой Отечественной Войны возникла идея о создании музея, однако в силу ряда объективных причин музей был открыт только 15 сентября 1971 года.

Большая заслуга в открытии музея принадлежит Н. А. Забурдаеву – директору Государственного Литературного музея М. Горького тех лет. Интерьер восстанавливался по фотографиям и воспоминаниям Е. П. Пешковой.

 

Музей детства А. М. Горького "Домик Каширина" (Н. Новгород)

Дом-музей принадлежал деду писателя, ремесленнику В. В. Каширину. Именно сюда Алёша Пешков в возрасте трёх лет приехал с матерью в 1871 году из Астрахани, где умер его отец Максим Савватиевич.

В комнатах дома-музея восстановлена обстановка времени, когда здесь проживала семья Кашириных. Вокруг дома и в самом доме всё выглядит так, как это было более ста лет тому назад. Музей рассказывает о жизни нижегородцев в конце XIX века, об обычаях и традициях русского дома.

Посетители дома Каширина могут увидеть кухню с утварью того времени, и три комнаты — деда Максима Горького, его бабушки и дяди Михаила. Во дворе дома-музея находятся хозяйственные постройки: красильня, сарай, каретник.

В экспозиции хранятся подлинные предметы времён детства Горького. Более половины экспонируемых вещей принадлежали семье Кашириных, остальные предметы были подобраны как типичные вещи мещанской среды второй половины XIX века. Всего в музее насчитывается 154 объекта, принадлежавших семье Кашириных-Пешковых. В их числе — икона «Богоматерь Тихвинская» (XIX век), деревянная ложка середины XIX века, а также собрание разноязычных изданий повести А. М. Горького «Детство».

 

Музей-квартира А. М. Горького (Москва)

Квартира А. М. Горького расположена в одном из красивейших особняков, построенном знаменитым архитектором Ф. О. Шехтелем.

Особняк был построен в 1900-1902 годах по заказу 26-летнего предпринимателя С. П. Рябушинского. В нём архитектор продумал все, начиная от планировки и кончая внутренней отделкой помещений. Дом совмещал в себе достижения стиля Ар Нуво (отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, интерес к новым технологиям) с русской архитектурной традицией.

Небольшой особняк состоит из нескольких объемов, каждый из которых неповторим. Фасады облицованы глазурованным кирпичом светлых тонов, сверху дом украшает мозаичный фриз с изображением орхидей. Здание – двухэтажное, но разноуровневые окна различных форм создают эффект многоэтажности.

 

Литературно-мемориальный музей Горького в Казани

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) жил в Казани с 1884 по 1888 год, также неоднократно посещал этот город. А гениальный русский певец Федор Иванович Шаляпин родился в Казани и прожил в ней первые 17 лет своей жизни. Именно этим двум легендарным личностям и посвящена деятельность музея.

Музей был открыт в марте 1940 года, а с 1983 года он стал филиалом Государственного объединенного (Национального) музея Республики Татарстан.

Музей занимает двухэтажное здание конца 19 века, где располагалась пекарня Деренкова, где в юные годы подручным пекаря работал сам Алексей Пешков.

Наверх

 

Произведения Максима Горького

 1. Горький, А. М. Беседы с молодыми [Текст] / А. М. Горький. – (Б-ка «О времени и о себе»). – М . : Современник, 1980. – 414 с.

2. Горький, А. М. Девушка и смерть [Текст] / М. Горький. – Л. : Худож. лит., 1985. – 120 с. : ил.

3. Горький, А. М. Детство ; В людях ; Мои университеты ; Пьесы [Текст] / А. М. Горький ; вступ. ст. Д. Гранина ; авт. примеч. И. Бочарова ; худож. Б. Дехтерев. – М. : Худож. лит., 1984. – 700 с. : ил.

4. Горький, А. М. Письма к Е. П. Пешковой. 1895-1906 [Текст] / А. М. Горький. – (Архив А. М. Горького ; т. V). – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1955. – 311 с. : ил.

5. Горький, М. Васса Железнова [Текст] : роман, пьесы, повесть / М. Горький. – М. : ЭКСМО, 2007. – 608 с.

6. Горький, М. Дело Артамонывых ; На дне ; Сказки об Италии [Текст] : повесть, пьеса, сказки / М. Горький. – Куйбышев : Кн. изд-во, 1987. – 464 с.

7. Горький, М. Детство ; В людях ; Мои университеты [Текст] / М. Горький. – М. : Худож. лит., 1975. – 558 с.

8. Горький, М. Детство ; Рассказы и очерки ; На дне ; Литературные портреты ; Заметки из дневника [Текст] / М Горький ; авт. предисл., авт. примеч. П. В. Басинский. – М.  : Слово, 2000. – 648 с.

9. Горький, М. Идущим в гору [Текст] / М. Горький. – М. : Мол. гвардия, 1984. – 191 с.

10. Горький, М. Избранное [Текст] / М. Горький. – М. : Правда, 1977. – 487 с.

11. Горький, М. Избранные сочинения [Текст] / М. Горький. – М. : Худож. лит., 1986. – 1086 с.

12. Горький, М. Литературные портреты [Текст] / М. Горький. – Минск : Нар. асвета, 1986. – 352 с.

13. Горький, М. Макар Чудра и другие рассказы [Текст] / М. Горький. – М. : Дет. лит., 1977. – 190 с.

14. Горький, М. Мать [Текст] : повесть / М. Горький. – Л. : Худож. лит. , 1977. – 320 с.

15. Горький, М. Мещане ; На дне ; Дачники ; Враги ; Егор Булычёв и другие ; Васса Железнова ; Дети солнца [Текст] : пьесы / М. Горький. – М. : Правда , 1985. – 512 с.

16. Горький, М. На дне ; Егор Булычев и другие [Текст] / М. Горький. Клоп ; Баня / В. Маяковский. Любовь Яро-вая / К. Тренев. – М. : Искусство, 1972. – 328 с.

17. Горький, М. Несвоевременные мысли [Текст] : заметки о революции и культуре / М. Горький . – СПб. : Азбука-классика, 2008. – 224 с.

18. Горький, М. О любви [Текст] : рассказы, воспоминания об А. М. Горьком / М. Горький . – М. : Прогресс-Плеяда, 2008. – 544 с. : ил.

19. Горький, М. Песня о Соколе ; Песня о Буревестнике ; Сказки об Италии [Текст] / М. Горький. – Архангельск : Сев.-Запад. кн. изд-во, 1973. – 144 с.

20. Горький, М. По Руси ; Дело Артамоновых [Текст] / М. Горький. – М. : Худож. лит., 1986. – 559 с.

21. Горький, М. Полное собрание сочинений  [Текст] :  в 25-ти т. Т. 11. Повести, рассказы, очерки, стихи. 1907-1917 / М. Горький. – М. : Наука, 1971. – 616 с.

22. Горький, М. Полное собрание сочинений  [Текст] : в 25-ти . Т. 15. Повести, наброски, 1910-1915 / М. Горький. – М. : Наука, 1972. – 640 с.

23. Горький, М. Полное собрание сочинений  [Текст] : в 25-ти т. Т. 12. Сказки, рассказы, < автобиография Ф.И. Шаляпина > / М. Горький. – М. : Наука, 1971. – 624 с.

24. Горький, М. Полное собрание сочинений  [Текст] : в 25-ти т. Т. 16. Повесть, рассказы, очерки, стихи, 1917-1924 / М. Горький. – М. : Наука, 1973. – 632 с.

25. Горький, М. Полное собрание сочинений  [Текст] : в 25-ти т. Т. 6. Рассказы, очерки, наброски, стихотворения. 1901-1907 / М. Горький. – М. : Наука, 1970. – 582 с.

26. Горький, М. Полное собрание сочинений [Текст] : в 25-ти т. Т. 23. Жизнь Клима Самгина, 1925-1936 / М. Горький. – М. : Наука, 1975. – 415 с.

27. Горький, М. Полное собрание сочинений [Текст] : в 25-ти т. Т. 25. Жизнь Клима Самгина (сорок лет), 1925-1936 ; Заметки, наброски, примечания, уазатели / М. Горький. – М. : Наука, 1976. – 656 с.

28. Горький, М. Преображение мира [Текст] / М. Горький ; авт. предисл., авт. примеч. А. М. Ушаков. – М. : Сов. Рос-сия, 1980. – 440 с.

29. Горький, М. Пьесы [Текст] / М. Горький. – М. : Правда, 1985. – 512 с.

30. Горький, М. Рассказы    [Текст] / М. Горький. – М. : Худож. лит., 1983. – 446 с.

31. Горький, М. Рассказы    [Текст] / М. Горький. – Уфа : Башк. кн. изд-во, 1980. – 303 с. – (Золотые родники).

32. Горький, М. Рассказы ; Детство ; На дне ; Фома Гордеев [Текст] / М. Горький. – М. : АСТ, 2002. – 640 с.

33. Горький, М. Рассказы, очерки ; Воспоминания ; Пьесы [Текст] / М. Горький. – М. : Худож. лит., 1975. – 591 с.

34. Горький, М. Рождение человека [Текст] : рассказы / М. Горький ; авт. предисл. А. С Карпова ; худож. Л. П. Дурасова. – М. : Дет. лит., 2003. – 188 с. : ил.

35. Горький, М. Сказки об Италии [Текст] / М. Горький. – М. : Дет. лит, 1987. – 127 с. : ил.

36. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 1. Рассказы, 1892-1897 / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 429 с. : цв. ил.

37. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 2. Повести и рассказы, 1897-1901 / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 350 с. : ил.

38. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 3. Повести и рассказы, 1899-1906 / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 462 с. : ил.

39. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 4 / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 399 с. : ил.

40. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 5. Повести, 1908-1910 / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 431 с. : цв. ил.

41. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 6. Жизнь Матвея Кожемякина / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 496 с. : цв. ил.

42. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 7. По Руси / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 3 98 с. : цв. ил.

43. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 8. Сказки об Италии / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 432 с. : цв. ил.

44. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 9. Повести, 1915-1923 / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 463 с. : цв. ил.

45. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 10. Дело Артамоновых / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 384 с. : цв. ил.

46. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 11. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет) : [повесть] / М. Горький. – М. : Правда , 1979. – 575 с. : цв. ил.

47. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 12. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет) : [повесть] / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 670 с. : цв. ил.

48. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 13. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет) : [повесть] / М. Горький. – М. : Правда , 1979. – 399 с. : цв. ил.

49. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 14. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет) : [повесть] / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 560 с. : цв. ил.

50. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 15. Пьесы / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 368 с. : цв. ил.

51. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 16-ти т. Т. 16. Очерки ; Литературные портреты ; Статьи / М. Горький. – М. : Правда, 1979. – 367 с. : цв. ил.

52. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 8-ми т. Т. 1. Рассказы, 1892-1897 / М. Горький. – М. : Сов. Россия, 1987. – 511 с.

53. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 8-ми т. Т. 2. Рассказы, очерки (1897-1915) / М. Горький. – М. : Сов. Россия, 1987. – 512 с.

54. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 8-ми т. Т. 3. Рассказы  (1916-1925) ; Очерки (1904-1930) / М. Горький. – М. : Сов. Россия, 1988. – 444 с.

55. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 8-ми т. Т. 4. Фома Гордеев ; Трое / М. Горький. – М. : Сов. Россия, 1988. – 512 с.

56. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 8-ми т. Т. 5. Мать ; Лето ; Хозяин / М. Горький. – М. : Сов. Россия, 1989. – 496 с. : карты.

57. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 8-ми т. Т. 6. Детство ; В людях ; Театральное ; Как я учился / М. Горький. – М. : Сов. Россия, 1989. – 479 с.

58. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 8-ми т. Т. 7. Мои университеты ; Автобиографические рассказы и очерки ; Дело Артамоновых / М. Горький. – М. : Сов. Россия, 1989. – 464 с.

59. Горький, М. Собрание  сочинений [Текст] : в 8-ми т. Т. 8. Пьесы  (1901-1935) / М. Горький. – М. : Сов. Россия, 1990. – 623 с.

60. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 4. Произведения, 1903-1907 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1960. – 424 с.

61. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 5. Произведения, 1907-1909 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1961. – 423 с.

62. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 7. Произведения, 1910-1917 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1961. – 461 с.

63. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 8. Произведения, 1912-1917 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1961. – 351 с.

64. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 10. Произведения, 1923-1925 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1962. – 295 с.

65. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 11. Произведения, 1924-1931 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1962. – 357 с.

66. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 12. Жизнь Клима Самгина, 1925-1936 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1962. – 424 с.

67. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 13. Жизнь Клима Самгина, 1925-1936 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1962. – 502 с.

68. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 14. Жизнь Клима Самгина. Ч.3 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1963. – 303 с.

69. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 15. Жизнь Клима Самгина, 1925-1936. Ч. 4 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1963. – 479 с.

70. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 16. Пьесы, 1901-1906 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1963. – 447 с.

71. Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 18-ти т. Т. 17. Пьесы, 1908-1935 / М. Горький. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1963. – 487 с.

72. Горький, М. Старуха Изергиль ; На дне ; Мать ; В. И. Ленин [Текст] / М. Горький. – М. : Просвещение, 1957. – 367 с.

73. Горький, М. Челкаш [Текст] : рассказы / М. Горький. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1977. – 255 с.

Наверх

 

Литература

1. А.М. Горький и его современники: Фотодокументы. Описание [Текст] / сост. Л. Н. Галуенко [и др.]. – М. : Наследие, 1997. – 536 с. : ил.

2. А.М. Горький в воспоминаниях Берберовой [Электронный ресурс] // Vuzlit.ru.  – Режим доступа: https://vuzlit.ru/608665/am_gorkiy_v_vospominaniyah_berberovoy. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2018).

3. Апалина, Н. Л. «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся...» : анализ рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль» ; 11 класс [Текст] / Н. Л. Апалина // Литература в школе. – 2012. – № 9. – С. 21 – 23.

4. Баранова, Н. Д. М. Горький и советские писатели: (Идейно-творческие взаимосвязи в 20-е годы) [Текст] : учеб. пособие / Н. Д. Баранова. – М. : Высш. шк., 1975. – 215 с.

5. Барахов, В. С. Драма Максима Горького:  (Истоки, коллизии, метаморфозы) [Текст] / В. С. Барахов ; РАН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М. : ИМЛИ РАН, 2004. – 382 с.

6. Басинский, П. В.  Страсти по Максиму. Горький: 9 дней после смерти [Текст] / П. В. Басинский. – М. : АСТ  : Астрель, 2011. – 411 с.

7. Блохина, В. Н. Горький в родном городе [Текст] / В. Н. Блохина, Л. Б. Либединская. – (По дорогим местам). – М. : Дет. лит., 1972. – 190 с. : ил.

8. Быковцева, Л. П. Горький в Италии [Текст] : монография / Л. П. Быковцева. – М. : Сов. писатель, 1979. – 400 с. : ил.

9. Быковцева, Л. П. Горький в Москве [Текст] / Л. П. Быковцева. – 2-е изд., доп. – М. : Моск. рабочий, 1972. – 352 с. : ил.

10. Бялик, Б. А. Властители дум и чувств. В. И. Ленин и М. Горький [Текст] / Б. А. Бялик. – М. : Сов. писатель, 1970. – 248 с.

11. Бялик, Б. А. М. Горький – драматург [Текст] / Б. А. Бялик. – М. : Сов. писатель, 1962. – 636 с. : ил.

12. Бялик, Б. А. М. Горький – литературный критик [Текст] / Б. А. Бялик. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1960. – 376 с.

13. Бялик, Б. А. Судьба Максима Горького [Текст] / Б. А. Бялик. – 3-е изд., доп. – М. : Худож. лит., 1986. – 479 с. : ил.

14. В доме на Малой Никитской [Текст] / АН СССР, Музей А. М. Горького ; отв.ред. М. Б. Козьмин. – М. : Моск. рабочий, 1968. – 144 с. : фото.

15. Вайнберг, И. И. «Жизнь Клима Самгина» М. Горького [Текст] : ист.-лит. коммент. / И. И. Вайнберг. – М. : Просвещение, 1971. – 381 с.

16. Вайнберг, И. И. Страницы большой жизни [Текст] :  М. Горький в документах, письмах, воспоминаниях современников (1868-1907) / И. И. Вайнберг. – М. : Дет. лит., 1980. – 240 с. : ил.

17. Вайнберг, И. И. Страницы большой жизни: М. Горький в документах, письмах,  воспоминаниях современников (1868 – 1907) [Текст] / И. И. Вайнберг. – М. : Дет. лит., 1980. – 240 с. : ил.

18. Василенко, Е. В. «Душа андельская» : рассказ М. Горького «Ма-аленькая!» [Текст]  / Е. В. Василенко // Литература в школе. – 2001. – № 7. – С. 39 – 40.

19. Василенко, Е. В. Мотив тюрьмы в драме «На дне» М. Горького [Текст] / Е. В. Василенко // Литература в школе. – 2013. – № 7. – С. 16 – 18.

20. Волков, А. А. А. М. Горький и литературное движение советской эпохи [Текст] / А. А. Волков. – 2-е изд., доп. – М. : Сов. писатель, 1971. - 576 с.

21. Волков, А. А. Ленин и Горький [Текст] / А. А. Волков. – М. : Современник, 1972. – 288 с.

22. Гавриш, Т. Р. В поисках человека : к изучению пьесы М. Горького «На дне» [Текст] / Т. Р. Гавриш // Литература в школе. – 2001. – № 7. – С. 19 – 20.

23. Голубева, О. Д. Горький – издатель [Текст] / О. Д. Голубева. – М. : Книга, 1968. – 128 с.

24. Голубков, М. М. Максим Горький [Текст] : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / М. М. Голубков. – (Перечитывая классику). – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 96 с.

25. Горький в Смоленске [Текст] : сб. ст. и материалов / сост. В. Е. Горбатенков. – 2-е изд., сокр. – Смоленск : ОГИЗ, 1947. – 72 с.

26. Горький в современном литературоведении [Электронный ресурс] // HELPIKS.ORG.  – Режим доступа: http://helpiks.org/8-19578.html. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2018).

27. Горький и Капри [Электронный ресурс] // Столетие.  – Режим доступа: http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/gorkij_i_kapri_2011-05-26.htm. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2018).

28. Горький Максим – биография и творчество  [Электронный ресурс] // Русская историческая библиотека.  – Режим доступа: http://rushist.com/index.php/russia/2929-gorkij-maksim-zhizn-i-tvorchestvo. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 28.03.2018).

29. Горький об Америке [Текст] / ред.-сост. О. Мамаева. – М. : Мол. гвардия, 1952. – 144 с. : ил.

30. Горьковские чтения 1949 – 1952 [Текст] / ред. Б. В. Михайловский, С. М. Петров, М. И. Фетисов. – М. : Изд-во АН СССР, 1954. – 448 с. : ил.

31. Государственный ордена Почета музей А.М. Горького [Электронный ресурс] // Музей Горького.  – Режим доступа: http://museumgorkogo.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 28.03.2018).

32. Гречнев, В. Я. Горький в Петербурге – Ленинграде [Текст] / В. Я. Гречнев. – Л. : Лениздат, 1968. – 224 с.

33. Данилов, С. С. Горький на сцене [Текст] / С. С. Данилов. – Л. : Искусство, 1958. – 284 с. : ил.

34. Дом-музей Максима Горького [Электронный ресурс] // LiveiInternet.  – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post327376745/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 28.03.2018).

35. Его «университеты». Максим Горький увековечил Казань в 60 произведениях [Электронный ресурс] // Kazan.aif.ru.  – Режим доступа: http://www.kazan.aif.ru/culture/person/86336. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2018).

36. Егор Булычев и другие : Материалы и исследования [Текст] / под общ. ред. Б. А. Бялика. – М. : Всерос. Театр. О-во, 1970. – 364 с. : ил.

37. Елисеева, Т. А. «Маленькая драма» «между двумя людьми» : анализ рассказа М. Горького «Челкаш» [Текст]  / Т. А. Елисеева // Литература в школе. – 2013. – № 7. – С. 21 – 24.

38. Жак, Л. П. От замысла к воплощению : в творческой мастерской М. Горького [Текст] / Л. П. Жак. – 2-е изд. – М. : Сов. писатель, 1983. – 272 с.

39. Жига, И. Ф. А. М. Горький [Текст] : воспоминания  / И. Ф. Жига. – М. : Сов. писатель, 1955. – 155 с.

40. Жизнь и творчество Горького  [Электронный ресурс] // Объектив-N.  – Режим доступа: http://objective-news.ru/stranicy-proshlogo/zhizn-i-tvorchestvo-m-gorkogo.html. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 28.03.2018).

41. Заика, С. В. М. Горький и русская классическая литература конца XIX – начала XX века [Текст] / С. В. Заика. – М. : Наука, 1982. – 144 с.

42. Зайцева, Г. С. М. Горький и крестьянские писатели [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. С. Зайцева. – (Б-ка преподавателя). – М. : Высш. шк., 1989. – 103 с.

43. Иванов, Н. Н. «Человек все может... лишь бы захотел» : пьеса А.М. Горького «На дне» [Текст] / Н. Н. Иванов // Литература в школе. – 2003. – № 7. – С. 5 – 10.

44. Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника. Портрет Максима Горького. 1899 [Электронный ресурс] // Ilya-repin.ru.  – Режим доступа: http://ilya-repin.ru/artists2/repin4.php. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2018).

45. Калустова, Н. Г. Сердце матери и правда революции: Образ матери в творчестве М. Горького [Текст] : кн. для учителя / Н. Г. Калустова. – М. : Просвещение, 1985. – 128 с. : ил.

46. Карпенко, М. А. Слово в художественной речи М. Горького [Текст] / М. А. Карпенко, В. А. Сиротина. – Киев : Изд-во Киев. ун-та, 1968. – 143 с.

47. Касторский, С. В. Повести М. Горького «Городок Окуров» ; «Жизнь Матвея Кожемякина» [Текст] / С. В. Касторский . – Л. : Сов. писатель, 1960. – 380 с.

48. Лебедев, В. А. Крылья буревестника [Текст] : повесть о М. Горьком / В. А. Лебедев ; под общ. ред. В. Р. Щербины. – М. : Мол. гвардия, 1971. – 368 с.

49. Ленобль, Г. М. О  М. Горьком – художнике слова [Текст] : сб. ст. / Г. М. Ленобль . – М. : Сов. писатель, 1957. – 276 с.

50. Леонов, Л. М. Слово о Горьком [Текст] : речь, произнесенная 28 марта 1968г. в Кремлевском Дворце Съездов на торжественном заседании, посвящ. 100-летию со дня рожд. А. М. Горького / Л. М. Леонов. – М. : Сов. Россия, 1971. – 42 с.

51. Личность Горького [Электронный ресурс] // Бобыч.ру.  – Режим доступа: https://bobych.ru/velikie-lichnosti/lichnost-gorkogo.html. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 28.03.2018).

52. Луначарский, А. В. О Горьком [Текст] / А. В. Луначарский. – (Народная б-ка). – М. : Худож. лит., 1975. – 160 с.

53. М. Горький в воспоминаниях нижегородцев  [Текст] / сост. и подгот. к печати А. И. Елисеев. – Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1968. – 312 с.

54. М. Горький и его современники [Текст] / под ред. К. Д. Муратовой. – Л. : Наука, 1968. – 304 с. : ил.

55. Максим Горький : жизнь и творчество [Электронный ресурс] // Сезоны года.  – Режим доступа: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9.html. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 28.03.2018).

56. Максим Горький : краткая биография [Электронный ресурс] // Worldofaphorism.ru.  – Режим доступа: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/maksim-gorkij. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 28.03.2018).

57. Максим Горький [Электронный ресурс] // Горький. Официальный сайт.  – Режим доступа: http://gorkiy-lit.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 28.03.2018).

58. Максим Горький в воспоминаниях современников [Текст] : в 2-х т. Т. 1 / под общ. ред. В. Э. Вацуро [и др.] ; сост. и подгот. текста А. А. Крундышева. – (Серия литературных мемуаров). – М. : Худож. лит., 1981. – 445 с. : ил.

59. Максим Горький в воспоминаниях современников [Текст] : в 2-х т. Т. 2 / под общ. ред. В. Э. Вацуро [и др.] ; сост. и подгот. текста А. А. Крундышева. – (Серия литературных мемуаров). – М. : Худож. лит., 1981. – 445 с. : ил.

60. Максим Горький в Италии [Электронный ресурс] // Дилетант.  – Режим доступа: http://diletant.media/excursions/35826929/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2018).

61. Максим Горький в Казани [Электронный ресурс] // Rus.tgim1.edusite.ru.  – Режим доступа: http://rus.tgim1.edusite.ru/p14aa1.html. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2018).

62. Максим Горький: PRO ET CONTRA : Личность и творчество Максима Горького в оценке русских  мыслителей и исследователей. 1890-1910-е гг. [Текст] : ант. / вступ. ст, сост. и примеч. Ю. В. Зобнина. - (Русский путь). – СПб. : Изд-во Рус. Христ. гум. ин-та, 1997. – 896 с.

63. Максимов, П. Х. Воспоминания о Горьком: (Переписка и встречи)  [Текст] / П. Х. Максимов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Сов. писатель, 1956. – 192 с. : ил.

64. Максимова, В. А. Горький – редактор (1918 – 1936) [Текст] / В. А. Максимова ; АН  СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М. : Наука, 1965. – 279 с. : ил.

65. Музей Горького в Нижнем Новгороде: Литературный музей, Домик Каширина и Музей-квартира Горького [Электронный ресурс] // Лоцман путешествий.  – Режим доступа: https://tripguide.ru/page_17364.htm. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 28.03.2018).

66. Музей-квартира А. М. Горького в Москве [Текст] / авт.-сост. А. М. Марченков. – М. : Сов. Россия, 1979. – 64 с. : ил.

67. Муратова, К. Д. М. Горький: Семинарий [Текст] : учеб. пособие / К. Д. Муратова. – М. : Просвещение, 1981. – 208 с.

68. Наумов, Е.  М. Горький в борьбе за идейное мастерство советских писателей [Текст] / Е. Наумов. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1958. – 408 с.

69. Никитин, Е. Н. Максим Горький и российские социалисты (1897-1917 гг.) [Текст] / Е. Н. Никитин // Вопросы истории. – 2008. – №  8. – С. 24 – 43.

70. Нинов, А. А. М. Горький и Ив. Бунин: история отношений, проблемы творчества [Текст] / А. А. Нинов. – Л. : Сов. писатель, 1973. – 568 с.

71. Новиков, В. В. Творческая лаборатория Горького – драматурга [Текст] / В. В. Новиков. – 2-е изд., доп. – М. : Сов. писатель, 1976. – 544 с.

72. Нович, И. С. Художественное завещание Горького. «Жизнь Клима Самгина» [Текст] / И. С. Нович. – 2-е изд., доп. – М. : Сов. писатель, 1968. – 488 с. : ил.

73. Овчаренко, А. И. Избранные произведения [Текст] : в 2-х т. Т.1. М. Горький и литературные искания XX столетия / А. И. Овчаренко. – 4-е изд. – М. : Худож. лит., 1986. – 591 с. : портр.

74. Овчаренко, А. И. М. Горький и литературные искания XX столетия [Текст] / А. И. Овчаренко. – 3-е изд., доп. – М. : Худож. лит., 1982. – 590 с.

75. Овчаренко, А. И. Публицистика М. Горького [Текст] / А. И. Овчаренко. – 2-е изд., доп. – М. : Сов. писатель, 1965. – 628 с.

76. Пельт, В. Д. М. Горький – журналист (1928 – 1936) [Текст] / В. Д. Пельт. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 427 с.

77. Переписка М. Горького [Текст] : в 2-х т. Т. 1 / редкол. В. Э. Вацуро [и др.] ; сост., подгот. текста и коммент.: М. А. Семашкиной, Л. А.  Евстигнеевой. – (Переписка русских писателей). – М. : Худож. лит., 1986. – 479 с. : ил.

78. Переписка М. Горького [Текст] : в 2-х т. Т. 2 / редкол. В. Э. Вацуро [и др.] ; сост. Л. А.  Евстигнеевой, Е, И. Прохорова. – (Переписка русских писателей). – М. : Худож. лит., 1986. – 447 с. : ил.

79. Портрет Горького Максима. Валентин Серов [Электронный ресурс] // FB.RU.  – Режим доступа: http://fb.ru/article/188660/portret-gorkogo-maksima-valentin-serov. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2018).

80. Портреты Максима Горького [Электронный ресурс] // Literatura5.narod.ru.  – Режим доступа: http://literatura5.narod.ru/gorky_portrety.html. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2018).

81. Примочкина, Н. Н. Личность и творчество М. Горького в восприятии А. Блока [Текст] / Н. Н. Примочкина // Литература в школе. – 2010. – № 8. – С. 8 – 10.

82. Работа режиссера над пьесой М. Горького «Мещане» [Текст] / ред. В. Пименов. – М.  : Искусство, 1949. – 176 с. : ил.

83. Рацкая, Ц. С. Музыка в жизни и творчестве А. М. Горького [Текст] / Ц. С. Рацкая. – М.  : Музыка, 1985. – 64 с. : ил.

84. Сапир, А. М. Целостный анализ рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль» : урок по опережающим заданиям [Текст] / А. М. Сапир // Литература в школе. – 2003. – № 7. – С. 29 – 34.

85. Семагина, О. А. Горький – критик [Текст] : пособие для учителя / О. А. Семагина. – М. : Гос. учеб.- пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1957. – 232 с.

86. Спиридонова Лидия. Максим Горький без мифов и домыслов [Электронный ресурс] / Лидия Спиридонова // IGZ.RU.  – Режим доступа: http://lgz.ru/article/N12-13--6165--2008-03-26--/Maksim-Gorykiy-b%D0%B5z-mifov-i-dom%D1%8Bslov3651/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2018).

87. Спиридонова, Л.  М. Горький: новый взгляд [Текст] / Л. Спиридонова ; РАН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М. : ИМЛИ РАН, 2004. – 264 с. : ил.

88. Статьи о Горьком [Текст] : сборник / ред. Г. Соловьев. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1957. – 424 с.

89. Степанова, Г. И. Интертекст русской классики в пьесе М. Горького «На дне» [Текст] / Г. И. Степанова // Литература в школе. – 2012. – № 9. – С. 10 – 17.

90. Творческий и жизненный путь Горького Максима [Электронный ресурс] // Unotices.  – Режим доступа: https://unotices.com/page-essay.php?id=13407. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 23.03.2018).

91. Творчество Горького [Электронный ресурс] // Отечество.ру.  – Режим доступа: http://www.ote4estvo.ru/pisateli/6082-tvorchestvo-gorkogo.html. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 28.03.2018).

92. Троицкий, В. Ю. Пьеса А.М. Горького «Дачники» [Текст] / В. Ю. Троицкий // Литература в школе. – 2003. – № 7. –  С. 11 – 14.

93. Удонова, З. В. Горький в борьбе с декадентами  [Текст] / З. В. Удонова. – М. : Сов. Россия, 1968. – 192 с.

94. Фарбер, Л. М. А. М. Горький в Нижнем Новгороде [Текст] : очерк жизни и творчества. 1889 – 1904  / Л. М. Фарбер. – Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1968. – 248 с. : ил.

95. Федин, К. А. Горький среди нас: Картины литературной жизни [Текст] / К. А. Федин. – М. : Сов. писатель, 1977. – 368 с. : ил.

96. Фолимонов, С. С. «Чудесная, солнечная книга!» : по страницам очеркового цикла А.М. Горького «Сказки об Италии» [Текст] / С. С. Фолимонов // Литература в школе. – 2004. – № 5. – С. 38 – 42.

97. Форрестер, С.  «Мать» Горького как литературный источник повести Чуковской «Софья Петровна» [Текст] / С. Форрестер // Вопросы литературы. – 2009. – №  5. – С. 241.

98. Шанцев, Валерий. Уроки Горького [Текст] / В. Шанцев // Родина. – 2013. – №  2. – С. 58 – 59.

99. Шкапа, И. С. Семь лет с Горьким [Текст] / И. С. Шкапа. – М. : Сов. писатель, 1990. – 512 с.

100. Шуган, О. В. «Мы снова и глубоко почувствовали, как много было пережито нами» : очерк М. Горького «Леонид Андреев» [Текст] / О. В. Шуган // Литература в школе. – 2001. – № 7. – С. 10 – 12.

101. Шумский, А. М. М. Горький и советский очерк [Текст] / А. М. Шумский . – 2-е изд. – М. : Сов. писатель, 1975. – 368 с.

102. Эвентов, И. С. Сатира в творчестве М. Горького [Текст] / И. С. Эвентов. – М. : Сов. писатель, 1962. – 286 с.

103. Эвентов, И. С. Сила сарказма: сатира и юмор в творчестве М. Горького [Текст] / И. С. Эвентов. – Л. : Сов. писатель, 1973. – 432 с.

104. Юзовский, И. И. «На дне»  М. Горького: идеи и образы [Текст] / И. И. Юзовский. – (Массовая историко-литературная б-ка). – М. : Худож. лит., 1968. – 144 с.

105. Юнович, М. М. А.М. Горький – пропагандист науки [Текст] / М. М. Юнович. – М. : Сов. писатель, 1955. – 223 с.

106. Юный Горький в Казани: от разгрузки барж и неудачной любви до «духовного рождения» [Электронный ресурс] // Prokazan.ru.  – Режим доступа: http://prokazan.ru/news/view/116610. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2018).