Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Евгений Германович Водолазкин – российский прозаик, номинант и лауреат различных литературных премий. Литературовед в области древнерусской литературы, доктор филологических наук.

Евгений Водолазкин родился 21 февраля 1964 года. В 1981 году окончил школу и поступил на русское отделение филологического факультета Киевского государственного университета. Окончив университет в 1986 году с красным дипломом, поступил в аспирантуру при Отделе древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР в Ленинграде (Санкт-Петербург). Защита диссертации состоялась в 1990 году. Темой аспирант взял «Хронику Георгия Артамола в древнерусской литературе». Водолазкин устроился в Пушкинский дом на работу и трудился под началом Дмитрия Сергеевича Лихачева. Кроме того, выпускник вошел в штат ученого совета ИРЛИ. Он начал публиковаться в журнале «Русская литература» и других. Сотрудника задействовали в подготовке энциклопедии «Слово о полку Игореве». Его основным профилем так и осталась литература древней эпохи.

В 1992-м Лихачев получил Тепферовскую премию и годовую стажировку в Мюнхенском университете. Там молодой человек погрузился в изучение медиевистики, а также стал читать лекции по своему профилю. Вернувшись в Россию, он занялся исследованиями в области агиографии, экзегезы и вместе с соавторами выпустил книгу «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартианин Белозерские».

Многие двери оказались открытыми для начинающего публициста. Он участвовал в российских и международных конференциях, а в 1998-м самостоятельно организовал мероприятие под названием «Монастырская культура: Восток и Запад». Позднее было выпущено одноименное издание.

В 2000 году писатель защитил докторскую диссертацию по теме «Всемирная история в литературе Древней Руси». Он изучал концепцию повествования об истории в литературных памятниках.

В 2002 году Евгений Водолазкин опубликовал книгу «Дмитрий Лихачев и его эпоха». В ней автор объединил эссе исследователей, воспоминания, записки известных общественных деятелей и ученых. В этот период писатель стал больше времени уделять художественной литературе. Он начал печататься в журналах «Звезда», «Эксперт», «Огонек». Наравне с этим научные произведения также продолжали появляться в изданиях («Часть суши, окруженная небом. Соловецкие тексты и образы», «Инструмент языка» и др.).

В 2009 году увидел свет роман «Соловьев и Ларионов». Произведение оказалось финалистом премии Андрея Белого. Его также удостоили внимания в рамках премии «Большая книга».

Роман «Лавр» оказался литературным прорывом 2012-го. Произведение вошло в шорт-листы премий «Нацбест» и «Большая книга». В этот период Водолазкин работал главным редактором альманаха «Текст и традиция», выпускаемого в Пушкинском доме.

Роман «Лавр» выделился особенно, так как стал ярким образчиком фантастического жанра в творчестве писателя. Нелинейность времени, волшебные события, анахронизмы в речи персонажей тесно переплетались при совмещении прошлой и настоящей эпох. Роман стал примером агиографии и дал отсылку к канонам фантастики, которые сформулировали братья Аркадий и Борис Стругацкие.

2013-й ознаменовался выходом книги «Дом и остров, или Инструмент языка». Роман основан на реальных событиях, а точнее на историях, рассказанных автору друзьями и знакомыми. Сквозь них легко усмотреть мировоззрение писателя.

В 2015-м на прилавках книжных магазинов появился «Авиатор», повествующий о начале XX века. Через биографию конкретного человека автор рассказал об истории России. В том же году романист создал текст для «Тотального диктанта». Им оказалось произведение под названием «Волшебный фонарь».

Имея за плечами огромнейший опыт научной и исследовательской деятельности, к каждому новому произведению Евгений Водолазкин приступал с основательной подготовкой. Он изучал литературные источники, мемуары, достоверные хроники событий эпохи. Таким образом, автор предоставлял читателю шанс узнать описываемую тему с объективной точки зрения, повествуя об интересных фактах и реальных событиях.

В 2018 году писатель выпустил книгу под названием «Брисбен», которая стала продолжением историй героев «Лавра» и «Авиатора». Произведения Водолазкина вдохновляли и других творческих деятелей. В петербургском театре «Мюзик-Холл» состоялась премьера литературно-музыкального спектакля по мотивам романа «Брисбен», а в Театре на Литейном выпустили постановку «Лавр».

В 2019 году Евгений Водолазкин стал лауреатом премии Александра Солженицына. Весной на Первом канале вышла передача Владимира Познера, участником которой стал романист.

«Оправдание Острова» – седьмой роман автора. Помимо традиционных приемов на этот раз автор использовал отсылки к Библии. Писатель признался, что стал все больше очаровываться языком вечной книги. Новую для себя область драматургии Евгений Германович открыл, опубликовав сборник пьес «Сестра четырех».

В свободное время писатель много читает. В перечне его любимых книг русская и зарубежная классика. Он также неравнодушен к классической музыке и отдает предпочтение творениям Людвига ван Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта.

У автора есть собственный сайт. Кроме того, от его имени ведется сообщество во «ВКонтакте», где регулярно публикуются фото и выдержки из интервью.

Писательство сейчас остается самым главным увлечением Водолазкина. Поклонники пришли в восторг от новости о публикации еще одного романа Евгения Германовича. Осенью 2022 года «Чагин» занял место на полках книжных магазинов. В этот раз помимо любимых тем автор коснулся еще одного простого, но вечного феномена – человеческой памяти.

Помимо этого, имя писателя попало в СМИ в связи с еще одним начинанием. Данила Козловский объявил о намерении экранизировать роман «Авиатор», а Водолазкин приступил к работе над сценарием.

Ресурсы:

  1. Водолазкин, Евгений Германович. – Текст : электронный // Энциклопедия Руниверсалис: [сайт]. – URL: https://руни.рф/index.php/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 23.01.2023).
  2. Левинская, Д. Евгений Водолазкин / Дарья Левинская. – Текст : электронный // 24СМИ : [сайт]. – URL: https://yandex.ru/turbo/24smi.org/s/celebrity/59135-evgenii-vodolazkin.html (дата обращения: 23.01.2023).


Книги в отделе обслуживания ЦГБ им. Горького:

Водолазкин, Е. Г. Лавр : роман : [12+] / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2013. – 440 с. – (Новая русская классика). – Текст: непосредственный.

Герой романа «Лавр» – средневековый врач. Обладая даром исцеления, он тем не менее не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь ее земной оболочки?

Водолазкин, Е. Г. Авиатор : роман : [16+] / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. – 416 с. – (Новая русская классика). – Текст: непосредственный.

Герой романа «Авиатор» – человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счетом ничего – ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала XX века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловки.

Водолазкин, Е. Г. Брисбен : роман : [16+] / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019. – 416 с. – (Новая русская классика). – Текст: непосредственный.

В романе «Брисбен» автор продолжает истории героев («Лавр», «Авиатор»), судьба которых – как в античной трагедии – вдруг и сразу меняется. Глеб Яновский – музыкант-виртуоз – на пике успеха теряет возможность выступать из-за болезни и пытается найти иной смысл жизни, новую точку опоры. В этом ему помогает… прошлое – он пытается собрать воедино воспоминания о киевском детстве в семидесятые, о юности в Ленинграде, настоящем в Германии и снова в Киеве уже в двухтысячные. Только Брисбена нет среди этих путешествий по жизни. Да и есть ли такой город на самом деле? Или это просто мираж, мечтания, утопический идеал, музыка сфер?

Водолазкин, Е. Г. Совсем другое время : роман, повесть, рассказы : [16+] / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ, 2013. – 480 с. – (Проза Евгения Водолазкина). – Текст: непосредственный.

«Совсем другое время» – автор, словно опровергая название, повторяет излюбленную мысль: «времени нет, всё едино и всё связано со всем».

Молодой историк с головой окунается в другую эпоху, восстанавливая историю жизни белого генерала («Соловьев и Ларионов»), и это вдруг удивительным образом начинает влиять на его собственную жизнь. Немецкий солдат, дошедший до Сталинграда («Близкие друзья»), спустя десятилетия возвращается в Россию, чтобы пройти этот путь еще раз…

Водолазкин, Е. Г. Идти бестрепетно. Между литературой и жизнью : сборник : [16+] / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ, 2020. – 416 с. – (Новая русская классика). – Текст: непосредственный.

В книге «Идти бестрепетно» на первый план выходит сам автор. «Маленький личный Рай детства», история семьи, родные Петербург и Киев, Пушкинский Дом и занятия наукой, переход от филолога-медиевиста к писателю, впервые рассказанные подробности создания «Лавра», «Авиатора», «Брисбена».

В откровенном и доверительном разговоре с читателем остается неизменной фирменная магия текста: в ряд к Арсению-Лавру, авиатору Платонову и виртуозу Глебу Яновскому теперь встает сам Водолазкин.

Водолазкин, Е. Г. Соловьев и Ларионов : [16+] / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ, 2020. – 416 с. – (Новая русская классика). – Текст: непосредственный.

«Соловьев и Ларионов» – ранний роман Водолазкина – написан в русле его магистральной темы: столкновение времён, а в конечном счете – преодоление времени. Молодой историк Соловьев с головой окунается в другую эпоху, воссоздавая историю жизни белого генерала Ларионова, – и это вдруг удивительным образом начинает влиять на его собственную жизнь. И вот уже сквозь современную научную конференцию проступает Ялта двадцатых годов и горящий в Гражданской войне Крым…

Водолазкин, Е. Г. Оправдание Острова : роман : [16+] / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. – 416 с. – (Новая русская классика). – Текст: непосредственный.

Действие в романе разворачивается на Острове, которого нет на карте, но существование его не вызывает сомнений. Его не найти в учебниках по истории, а события – узнаваемы до боли. Средневековье переплетается с современностью, всеобщее – с личным, а трагизм – с гротеском. Здесь легко соседствуют светлейшие князья и председатели Острова, хронисты и пророки, повелитель пчел и говорящий кот. Согласно древнему предсказанию, Остров ждут большие испытания. Сможет ли он пройти их, когда земля начинает уходить из-под ног?..

Водолазкин, Е. Г. Сестра четырёх : пьесы : [16+] / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. – 320 с. – (Новая русская классика). – Текст: непосредственный.

Философская пьеса «Сестра четырех» – это первая часть одноименной книги. 2020 год. В мире бушует эпидемия опасного коронавируса, ежедневно уносящая жизни тысяч людей. На окраине Москвы в инфекционной больнице имени Альбера Камю оказываются заперты несколько пациентов: молодой разносчик пиццы по прозвищу Фунги, пожилой Писатель, уже много лет пребывающий в творческом и личностном кризисе, и амбициозный Депутат среднего возраста. За их состоянием следит единственный оставшийся в больнице Доктор, находящийся на пределе душевных и физических сил, и медицинская Сестра неопределенного возраста. Еще есть бодрый Полицейский и загадочный Психиатр.

Оказавшись вместе, герои обсуждают не только эпидемию и политику, но и множество экзистенциальных вопросов, касающихся всех и каждого. И все это время за стенами больницы раздается стук топора. Поди пойми: то ли новое отделение строят, то ли гробы заколачивают. Нездоровая какая-то атмосфера.

Водолазкин, Е. Г. Дом и остров, или Инструмент языка : эссе : [16+] / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. – 384 с. – (Новая русская классика). – Текст: непосредственный.

Реакция филологов на собрата, занявшегося литературным творчеством, зачастую сродни реакции врачей на заболевшего коллегу: только что стоял у операционного стола и – пожалуйста – уже лежит. И все-таки «быть ихтиологом и рыбой одновременно» – не только допустимо, но и полезно, что и доказывает книга «Дом и остров, или Инструмент языка». Короткие остроумные зарисовки из жизни ученых, воспоминания о близких автору людях, эссе и этюды – что-то от пушкинских «table-talk» и записей Юрия Олеши – напоминают: граница между человеком и текстом не так прочна, как это может порой казаться.

Водолазкин, Е. Г. Чагин : роман : [16+] / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. – 384 с. – (Новая русская классика). – Текст: непосредственный.

Исидор Чагин может запомнить текст любой сложности и хранить его в памяти, как угодно, долго. Феноменальные способности становятся для героя тяжким испытанием, ведь Чагин лишен простой человеческой радости – забывать. Всё, к чему он ни прикасается, становится для него в буквальном смысле незабываемым. Всякий великий дар – это нарушение гармонии. Памяти необходимо забвение, слову – молчание, а вымыслу – реальность. В жизни они сплетены так же туго, как трагическое и комическое в романах Евгения Водолазкина. Среди его персонажей – Генрих Шлиман и Даниель Дефо, тайные агенты, архивисты и конферансье, а также особый авторский стиль – как и всегда, один из главных героев писателя.