Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Магда Вернер и Антон Чагин встретились в Берлине. Давно отгремела Великая Отечественная, но болезненные воспоминания все еще живы, судьбы, поломанные войной, не срослись, не зажили… Магда – плод мимолетной насильственной связи русского лейтенанта с ее матерью. Его Величество Случай привел к рождению нежеланного ребенка… Ненавидеть русских – вот что должна была бы делать девушка, но жизнь решает по-своему, и в ее судьбе появляется Антон…

В новом романе 98-летнего классика звучат те же излюбленные мотивы, что и в «Искателях», «Зубре» или «Иду на грозу»: наука, Вторая мировая и непростые человеческие отношения. Повествование строится на реальных исторических фактах и воспоминаниях о Второй мировой войне. Воспоминания о ней болезненны. «Но, – пишет в своем романе Гранин, – любовь не знает границ, национальностей, времени, вспыхнув, горит не благодаря, а вопреки…» Магда никогда не захочет жить в России, Антон – в Германии. Чем закончится этот роман? История любви очень разных людей, реальные исторические факты, разработки ученых, воспоминания о войне, блокаде – небольшая повесть Даниила Гранина завораживает с первых же страниц, несмотря на неспешное течение, обманчивую одноразмерность фактов.

По тексту рассыпаны десятки вопросов, определяющих карту несущих тем ХХ века. Магда знает русский, интересуется русской культурой. Главный интерес ее жизни – архитектор фашизма Альберт Шпеер, Магда пишет о нем монографию. Она дает Антону почитать дневники, которые Шпеер умудрился вести все двадцать лет заключения после Нюрнбергского процесса. Но когда Шпеер стал министром вооружения Германии, его подземные заводы изготавливали не только вооружение, но и газовые камеры… Он же не мог этого не знать. Ближайший соратник и конфидент фюрера, в своих воспоминаниях он клянется, что не знал об ужасах фашизма. И снова возникает вечная тема гения и злодейства, которую в этот раз нам предстоит обдумывать самим, опираясь на те подсказки, которые нам предоставляет Мастер.
Шпеер, несомненно, был хорошим архитектором. Гейзенберг был великим физиком. Они оба по-разному служили нацистам. Крупных физиков, можно сказать, замечательных физиков-атомщиков было много: Лауэ, Вайцзеккер, Ардене, Отто Ганн, Густав Герц и другие. Значительная их часть эмигрировала. Они покидали свои институты, свои лаборатории, отказываясь от нацистской Германии. Но были и приверженцы гитлеровского режима. Среди них и лауреаты Нобелевской премии. У каждого из них своя история, своя победа, свое поражение…
Герои гуляют по Берлину; Магда приезжает к Антону в Петербург. Они встречаются с ветеранами – свидетелями эпохи, обсуждают фашизм и блокаду, но расходятся в главном – в нравственной оценке активных героев того кошмарного времени.

И снова расставание. Жизнь в разлуке. Строительство Братской ГЭС, визит в Ставрополь. Как мы победили? Как мы переосмысляем тот подвиг, что видим в действиях вождей и генералов? В нескольких предложениях, в диалогах и сконструированных ситуациях вся жизнь с вопросами и болью, надеждой и любовью, знанием и разлукой.
Тоскующий по любимой Антон, получив рождественскую открытку из Германии, отправляется в собор, где они были с Магдой, и перед иконой, у которой та со слезами молилась, обретает Бога в душе.

Как рассказал сам Даниил Гранин в одном из недавних интервью, он написал этот роман в противовес тому, что появляется сегодня в литературе. «В последнее время пишут не столько про любовь, сколько про ее вырождение. Любовь отодвинули бог знает куда – вначале деньги, потом власть, карьера. А любовь для них слишком требовательное, слишком утомительное, сложное чувство, над которым надо работать, – говорит писатель. – Мне хотелось создать старомодную книжку. Про любовь. Про то бескорыстное чувство, переживая которое, ты понимаешь, кто ты такой, на что ты способен, каким ты можешь быть… Может быть, сегодня об этом глупо, нелепо говорить, но мне все равно… Я знаю одно: русская литература все-таки создавалась на любви. Это было ее главное свойство».
Финал романа открыт. Сам Даниил Гранин не видит благополучного продолжения для своих героев. Но в то же время он оставляет надежду нам, пусть призрачную, но все-таки надежду, без которой очень трудно, почти невозможно жить в нашем мире, стремительно летящем вперед и сметающем все на своем пути. Полюбившие друг друга Магда и Антон очень разные, чтобы постоянно быть вместе. Но их тянет друг к другу. И даже расставание оставляет в их душах такой серьезный след, что мы понимаем, для них этот мир изменился навсегда. Они приобрели те знания, которые просто не могут не сделать их чище и добрее. Они обрели знания, меняющие саму суть существования.

В книгу также включен рассказ о войне «Возвращение», повествующий о взятом в качестве «языка» немце, который на собственной шинели тащит к нашим пленившего его раненого красноармейца. Они попали под обстрел, но, если вернуться к своим, ему не избежать расстрела… И снова это тема выбора и человеческого сознания. Гранин постоянно задает людям, то есть всем нам, вопросы: как бы мы поступили в той или иной ситуации? Смогли бы мы быть столь же честными перед собой и справедливыми по отношению к другим?

http://chitaem-vmeste.ru/reviews/ona-i-vse-ostalnoe-roman-o-lyubvi-i-ne-tolko/