Журнальный зал


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Александр Викторович Иличевский (род. 25 ноября 1970, Сумгаит, Азербайджанская ССР) — российский писатель и поэт. Лауреат премий «Русский Букер» 2007 года и «Большая книга» 2010 года за книгу «Перс».

В 1985—1987 годах учился в Физико-математической школе имени Колмогорова при МГУ. В 1993 году окончил факультет общей и прикладной физики Московского физико-технического института по специальности «теоретическая физика».

В 1991—1998 годах занимался научной работой в Израиле и Калифорнии.

В 1998 году вернулся в Москву.

В 2014 году уехал в Израиль.

Печатался в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Урал», «Комментарии», «©Союз Писателей» и др., сетевом журнале литературных эссе «В моей жизни», на сайте «Сетевая словесность». Автор идеи научно-популярного портала «Технология-ZOO».

Из интервью Александра Илличевского «Парку Культуры» о романе «Анархисты», который замыкает тетралогию «Солдаты Апшеронского полка»: первая книга цикла — «Матисс» — принесла автору «Русский Букер» за 2007 год, вторая — «Перс» — премию «Большая книга» в 2010-м.

Из интервью с писателем: «— «Анархисты» — четвертый роман в цикле, состоящем из «Матисса», «Перса» и «Математика». По сюжету он закрывает тетралогию, в нем сходятся линии первых трех романов?
— Нет, ничего не сходится, этот цикл объединён только тем, что сам тип героя в них один и тот же. Нет общего сюжета, есть один способ существования героя: неудачливый в той или иной степени человек в какой-то момент своей жизни решается на самосожжение. В одном случае это слабина, в другом — обстоятельства, но главное в том, что человек, превратившись в пепел и руины, находит силы на самовосстановление, на новую жизнь.
А по сюжету есть, пожалуй, смычка: между «Анархистами» и «Матиссом», первой и последней книгами, циклическая композиция. Когда герой «Матисса» уходит из Москвы, он предполагает поселиться в областных окрестностях. То есть повествование заканчивается именно там, где начинается географическая история «Анархистов». Ландшафт тот же самый, граница Московской и Калужской областей.

— Почему там? И почему, собственно, «Анархисты»?
— Действие привязано к усадьбе путешественника-анархиста Чаусова. Это собирательный образ человека, сохранившего себя во времена советской власти, несмотря на то, что сам он является хранителем анархического наследия. Анархизм быстро, практически сразу после 1917 года, вышел у большевиков из моды, а теоретическое наследие учения, сохраняемое героем, так же быстро его бы погубило, если бы он не стал путешественником. Точнее сказать, он был и остался странником. А постоянная перемена мест, как хорошо известно, из некоторых мемуаров, это именно то, что лучше всего помогало выживать. Причём время от времени он возвращается в свою усадьбу, чудом сохранившуюся при большевиках — искоренителях анархизма».
(Выходит в свет новая книга Александра Иличевского «Анархисты» [Электронный ресурс] // Газета.ру. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/culture/2012/01/24/a_3973733.shtml .– Загл. с экрана. – (Дата обращения: 31.01.2017).)

Александр Илличевский пишет о своем романе «Матисс»: - Я думаю, Королёв – человек, прежде всего, частный - и осознани¬ем этой своей частности и спасае¬мый. Так что его пример не предпо¬лагает никаких особенных обобщений. Его бегство - не вполне бегство, а скорее отказ от коррозийной реаль¬ности – в пользу внутреннего мира, фундамента, на котором новая реаль¬ность («царство Божье на земле», если хотите) должна быть построена. И становится он не бомжом – а странником, личностью, которая своей задачей ставит постижение мира своей жизнью, телом. Человек ведь мерило всех вещей, да? Вот он и мерит – ша¬гом, телом – Москву, отечество, жизнь, Бога.

Нашей литературе не хватало романа, который бы представил обобщенную картину современной России, не хватало писателя, способного увидеть в развитии страны некую закономерность».

Недавно такой писатель у нас появился, появился и роман. (Александр Иличевский, «Матисс»).

Матисс — это сам Королев, глав¬ный герой романа и, очевидно, сам автор. Анри Матисс — художник, который пошел по пути ученого. В 1935 году он писал в своей статье «О современности и традиции»: «Упро¬щение формы, сведение ее к основным геометрическим фигурам, как в картинах Сёра, было тогда великим нововведением. Этот новый прием произвел на меня большое впе¬чатление: наконец-то живопись свели к научной формуле и покончили с эмпиризмом прошлых лет». Вслед за Матиссом Иличевский упрощает жизнь, сводя ее к формуле.

Автор книг стихов: «Случай» (1996), «Не-зрение» (1999), «Волга мёда и стекла» (2004); романов «Соляра / Solara» (1998), «Небозём на колесе» (1999), «Ай-Петри» (2005), «Матис», (2006), «Перс» (2009), «Математик» (2011), книги прозы «Бутылка Клейна» (2005), книги эссе «Дождь для Данаи» (2005), книги рассказов «Пловец» (2007), сборника коротких рассказов «Ослиная челюсть» (2008), книги об Иерусалиме «Город заката. Прогулки по Стене» (2012), заключительного романа тетралогии «Солдаты Апшеронского полка» — «Анархисты» (2012); романа «Орфики» (2013), книги эссе, очерков и короткой прозы «Справа налево» (2015).

Премии

• Первое место в номинации «Поэзия» литературного конкурса «Дварим» (2005).
• Шорт-лист премии «Мивзак».
• Лауреат премии журнала «Новый мир» (2005).
• Премия имени Юрия Казакова за лучший рассказ 2005 года.
• Финалист Национальной литературной премии «Большая Книга» — сборник «Ай-Петри» (2005).
• Лауреат IV Международного литературного Волошинского конкурса за рассказ «Белый домик».
• Финалист Бунинской премии 2006 года за книгу «Бутылка Клейна».
• Финалист Национальной литературной премии «Большая Книга» 2007 года — роман «Матисс».
• Роман «Матисс» — лауреат премии «Русский Букер» сезона 2007 года.
• Финалист Национальной литературной премии «Большая Книга» 2008 года — сборник «Пение известняка».
• Финалист литературной премии «Ясная Поляна» 2010 года — роман «Перс».
• Лауреат Национальной литературной премии «Большая Книга» 2010 года — роман «Перс».
• Лауреат премии журнала «Знамя» 2011 года в номинации «Открытый мир» за роман «Математик».

Иличевский, Александр Викторович [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 .–
Загл. с экрана. – (Дата обращения: 13.12.2016).

Советуем почитать:

 Иличевский, А. В. Соляра / Solara [Текст] : роман / А. В. Иличевский. – М. : АСТ : Астрель, 2010. – 220 с.

Московский студент, проведя лето у бабушки в Баку, узнаёт историю своей семьи. Его прадед-ювелир, бакинский еврей, в начале Первой мировой войны уехал в Америку, но оставил большое наследство…

Герой пытается разгадать семейную тайну, и фантазии-прозрения наводят его на след старинного неграненого алмаза, разломы которого являются картой нефтяных каспийских месторождений. Но знание становится несчастьем - собственная семья начинает охоту на него, пытается заставить вспомнить то, о чем он никогда не знал…

Соляра, нефть, - и есть философский камень, способный превратиться во что угодно - в золото, в деньги, власть.
 Иличевский, А. В. Ослиная челюсть [Текст] / А. В. Иличевский. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 222 с.
 
Александр Иличевский – известный романист, лауреат премии «Русский Букер», как-то признался, что «привык план-черновик для прозы записывать в виде стиха». Перед нами книга, состоящая из рассказов, сильно напоминающих стихотворения в прозе. Или – наоборот – стихи, представляющие собой пунктир рассказа или романа.

Центральный текст книги называется «Потеря крови». Как говорил Виктор Шкловский, в литературе одни сдают кровь и сперму, другие мочатся – приемка по весу. С тех пор как Шкловский сформулировал свою максиму, положение дел переменилось мало. Но кто-то еще теряет кровь.
 Иличевский, А. В. Пение известняка [Текст] : рассказы и повесть / А. В. Иличевский. – М. : Время, 2008. – 432 с.

В новую книгу лауреата премии им. Юрия Казакова (2005), финалиста Национальной литературной премии «Большая Книга» (2006), финалиста Бунинской премии 2006 года (серебряная медаль) и лауреата премии «Русский Букер»-2007 за роман «Матисс» вошли рассказы последних лет.

Александр Иличевский — представитель литературного поколения, юность которого пришлась на слом эпох. В причудливой, избыточной, текучей, как вода, прозе автор отражает все стилистическое многообразие русской литературы прошлого века. Приложенное к современности, это многообразие переплавляется в единый пласт «национального мифа».
 Иличевский, А. В. Пловец [Текст] : рассказы / А. В. Иличевский. – М. : АСТ : Астрель, 2010. – 347 с.

Рассказы Александра Иличевского, включенные в книгу «Пловец», вмещают в себя и реализм, и фантастику, и мистику. Но самое главное — прозаик умеет рассказывать необычные истории так, как если бы они происходили с каждым: стоит только принять авторскую точку зрения и не бояться переступить грань обыденного.
 Иличевский, А. В. Перс [Текст] : роман / А. В. Иличевский. – М. : АСТ : Астрель, 2011. – 636 с.

Роман "Перс" удостоен премии "БОЛЬШАЯ КНИГА".

О чем этот роман? О добычи нефти? Да. О любви отца к сыну? Да. О бен Ладене? Тоже – да. О Голландии и Сибири. О соколиной охоте и Велимире Хлебникове. Феномен этого романа еще будет изучаться, и не только филологами.
Павел Басинский. "Российская газета"

Сила романа – в подробности, тщательности, зоркости прозы. Апшерон оттого так и хорош в книге, что изучен пятью чувствами предельно подробно. В четырех измерениях, включая историю. Елена Дьякова. "Новая газета"
Роман следует перечитывать - и вот тогда фрагменты, которые казались темными, бессмысленными, начинают рифмоваться с другими частями, наливаются смыслом, звучат, поют.
 Иличевский, А. В. Небозем на колесе [Текст] : роман / А. В. Иличевский. – М. : АСТ : Астрель, 2010. – 315 с.

Герой романа Глеб, покинутый любимой, пытается зачеркнуть прошлое - меняет квартиры, скрывается от знакомых. Но, не в силах освободиться от мыслей о ней, разыскивает - она работает психологом в хосписе с неизлечимо больными. Он погружается в атмосферу клиники, становится ее пленником…