Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Роман с лаконичным названием, предполагающим, однако, множественность смыслов, вобрал в себя столь многое, что просто обречён на успех. Любители вестерна, к примеру, вряд ли останутся разочарованными, ибо, сохранив классическую картину, автор сумел представить её под весьма необычным углом зрения. Прочитав Майера, читатель обнаружит, что многое из того, что прежде попадалось ему в руки и повествовало об индейцах – не более чем романтические истории для детей среднего школьного возраста. Так, согласно Майеру, все убивают всех, равно как и  все у всех отнимают землю. Да и вообще неизвестно, не засели европейские эмигранты Америку, продлил бы сей факт существование индейцев хоть на сколько-нибудь серьёзный срок…

Сюжет книги развивает историю семьи МакКаллоу на протяжении более чем полутораста лет, начиная с 30-х годов 19-го века и заканчивая уже 2011-м годом, и движется в трёх параллельных пластах повествования, к финалу добавляется ещё и четвёртый.

Из хозяев самого большого ранчо в округе МакКаллоу превратились во владельцев самых больших нефтяных месторождений. Фамилия МакКаллоу была известна в Техасе каждому – благодаря фигуре легендарного Полковника, бледнолицего, прошедшего в юности суровую школу жизни среди индейцев. Так вот, как раз линия, которую возглавляет Илай (основоположник рода, если можно так выразиться) и рассказывающая о Диком западе как он есть (а не так как в легендах), бесспорно, самая колоритная. Эта история – не есть мысль, она – сплошное действие. Она стремительна и исполнена насилия, она детальна до такой степени, что, допустим, описанию свежевания  бизоньей либо оленьей туши, а также изготовлению луков со стрелами и ножей автор позволяет себе посвятить аж по целой главе на каждое действо. И это не скучно!
 
В 1849 году мальчика Илая пленили команчи, его семью перебили, но храбрый и смышлёный Илай скоро приспособился к новой жизни и стал полноправным членом племени. Из-за лихорадки, принесённой белыми, большинство команчей вымерло, и Илаю пришлось вернуться к цивилизованной жизни «бледнолицых». Охота и быт индейцев выковали его характер и убеждённость, что всё решает право сильного. На долю Илая пришлась служба в рейнджерах, Гражданская война между Севером и Югом (которую он закончил в чине полковника), освоение земель в долине реки Нуэсес, ставших впоследствии владениями семьи МакКаллоу… Илай – герой своего времени. Вождь индейцев чероки назвал его «лучшим из бледнолицых», а репортёры толпами съезжались на ранчо, чтобы услышать историю жизни брутального Полковника. Несложно догадаться, что название «Сын» относится именно к нему – видимо, Майер имел в виду расхожее выражение «сын Америки».

Этот персонаж удивляет современного читателя своей одномерностью: на потерю родителей, любимой индеанки и позднее белой семьи он реагирует либо решительной местью, либо никак. Можно даже заподозрить, что автор просто не справился с описанием внутренней жизни Илая. В том-то и дело, что нет! Майер прекрасно умеет передавать самые тонкие оттенки чувств и переживаний. В «Сыне» он показывает нам эволюцию «настоящего американского характера». Завоёвывали земли и захватывали богатства именно такие, как Илай. Энергичные, нещепетильные, без излишних рефлексии и сожалений. Именно ими были накоплены многие большие американские состояния.

Но не все члены семьи были столь яркими и хищными. Питер МакКаллоу, в дневниках которого мы читаем про Техас начала XX века, периода «нефтяного бума», был младшим и нелюбимым сыном Полковника. В семье его называли Большим Разочарованием. Сентиментальному Питеру чужд трезвый и холодный расчёт отца. Разливающаяся по пастбищам нефть вызвает у него тоску и отвращение. Он не принимает время, в которое ему выпало жить. Коровы и лошади – да, нефть – нет…

Третий рассказчик в романе – правнучка Полковника, Джинни МакКаллоу, унаследовала больше черт характера легендарного предка. Она стала воротилой нефтяного бизнеса и бизнес-вумен. Джинни одной из первых переживает внутренний конфликт, свойственный работающим женщинам. Её дневники порой читаешь как популярные посты в Фейсбук-сообществе Mamshares: энергичная Джинни буквально умирает от скуки, когда ей приходится сидеть с детьми. Она стремится вернуться в офис, к тому, что её по-настоящему увлекает – добыче нефти, деланию денег. И вот уже дети спят в приёмной, пока мама засиживается над бумагами до ночи, понимая, что личные проблемы отнимают много сил и она не успевает следить за экономическими новостями. Секретарши нянчат ее малышей и сплетничают за спиной, считая плохой начальницей и никудышной матертью. Усталая она выходит из кабинета к детям, чтобы её тут же накрыло чувством вины. Непохожая на остальных женщин и не принимаемая мужчинами, Джинни страдает от одиночества и сознания собственной неполноценности. Это уже характер XX-XXI века с его противоречивыми стремлениями, «несчастливым счастьем» и бесконечным самоанализом.

От лица Джинни поднимается волнующая Майера проблема: правда ли, что американцы вырождаются как нация? Она сравнивает себя и своих детей и внуков с бесконечно уважаемым Полковником: Илай тринадцатилетним парнем познал жизнь наедине с природой, беря от неё всё, что только можно взять. Джинни с братьями в пять лет бросала лассо, в десять – наравне с вакерос (мексиканскими пастухами) клеймила скот. А что умеют её дети в этом возрасте? Молодые американцы разнежились, стали забывать, что сильные отбирают у слабых и только слабые думают, что жизнь устроена иначе. Джинни называет себя плохой матерью, ведь львиную долю времени она заключала нефтяные фьючерсы и скупала земельные участки, но не всеобщая ли это тенденция, постигшая американскую нацию?..

Что отличает по-настоящему качественные исторические романы от дешёвых поделок на историческую тему? Точность в описании деталей быта? Рассказ о переломных исторических событиях? Всё это важно. Но по-настоящему хорошим исторический роман делает достоверность характеров. В плохих романах главный герой, живущий в давней исторической эпохе, чувствует, как наш современник, и руководствуется самой свежей моралью. В век, когда лучшие люди своего времени без стеснений продавали рабов и считали, что женщине место исключительно в спальне и детской, в плохом романе герой будет вещать про равенство, братство и женскую эмансипацию. Так вот, «Сын» Филиппа Майера – роман что надо. Люди XIX века здесь не выглядят так, будто это офисные клерки нашего времени, примерившие кожаную набедренную повязку.

«Сын» поражает своей документальностью: читая об индейцах, веришь, что автор сам жил среди них. В какое время года можно поймать бизона, а когда придётся довольствоваться рыбой; где у бизона самое свежее мясо и как правильно обрабатывать шкуры; зачем на древках индейских стрел желобки и чем наконечник охотничьей стрелы отличается от наконечника боевой; как наличие вражеских скальпов влияет на положение индейца в племени – и так далее, и так далее… Очень натуралистично и детально – чувствительный читатель будет, зажмурившись, пролистывать некоторые страницы. Книгу можно смело использовать как исторический справочник о жизни индейцев на просторах техасских прерий. Майер заявил, что для работы над «Сыном» прочёл около 350 книг о Техасе, а ещё учился охотиться с луком и провёл месяц, стреляя в буйволов и питаясь кровью мёртвых животных.

В романе отражены многие исторические события, служащие одновременно и фоном повествования, и сюжетообразующей канвой: Гражданская война, техасский нефтяной бум, Мексиканская революция 1910-1917 годов и связанная с ней Приграничная война между американскими войсками и крестьянскими повстанцами Панчо Вильи, наконец, Первая и Вторая мировые войны…

«Сына» Майера можно по праву назвать «великим американским романом», освещающим основные вехи становления и развития США. Это вторая часть трилогии об Америке, начало которой было положено романом «Американская ржавчина».

http://write-read.ru/reviews/4954

http://www.the-ebook.org/?p=24472#more-24472