Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




2015 год объявлен Годом литературы в России.


Являясь многонациональной страной, с богатой культурой и многовековыми традициями, Россия предлагает насыщенную культурную программу.

В этом году многие памятные даты связаны с юбилеями российских писателей, поэтов, драматургов – А.П. Чехова, А.С. Грибоедова, Д.И. Фонвизина, А.И. Бунина, А.Н. Куприна, К.Ф. Рылеева и многих других. Именно писателям-юбилярам посвящена наша виртуальная выставка «Классики – это вечные современники».

Выставка представлена следующими разделами:

Денис Иванович Фонвизин
Александр Сергеевич Грибоедов
Кондратий Фёдорович Рылеев
Афанасий Афанасьевич Фет
Антон Павлович Чехов
Александр Иванович Куприн
Иван Алексеевич Бунин



Денис Иванович Фонвизин


(3 [14] апреля 1745, Москва — 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии, закончил работу по приближению литературной речи к разговорной.

Родился 14 апреля 1745 г. в Москве в богатой дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование. В 1755—1760 гг. учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года на философском факультете университета. Будучи студентом, начал печататься в московских журналах, сделал перевод «Басен нравоучительных» датского драматурга, историка и философа Л. Хольберга, приступил к переводу трагедии Вольтера «Альзира».

В 1762 г. переехал в Петербург и занял место переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1769 г. создал сатирическое произведение «Послание к слугам моим…».

Интерес к театру выразился в работе над оригинальной русской сатирической комедией «Бригадир» (1766— 1769 гг.; поставлена в 1770 г.).

В 1769 г. Фонвизин стал секретарём у главы Коллегии иностранных дел Н. И. Панина. В 1777—1778 гг. он совершил поездку за границу; о ней рассказано в «Записках первого путешествия», а в 1781 г. появилось самое значительное произведение писателя — комедия «Недоросль». В марте 1782 г., после отстранения Панина от дел, Фонвизин подал в отставку, решив полностью посвятить себя литературному творчеству.

В 1783 г. он опубликовал ряд сатирических сочинений: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Повествование мнимого глухого и немого». В 1784—1785 гг. писатель побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина», нарисовав образ идеального просвещённого вельможи.

Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен, но литературных занятий не оставил — начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Скончался 13 декабря 1792 г. в Петербурге, похоронен в Александро-Невской лавре.

 Рассадин, С.Б. Сатиры смелый властелин [Текст]: кн. о Д. И. Фонвизине / С.Б. Рассадин. - М.: Книга, 1985. - 269 с.: ил.

О Д.И. Фонвизине - незаурядном писателе, мыслителе, человеке, отразившем в себе странность и сложность XVIII века. Портрет писателя дается на фоне эпохи и окружающих достопримечательных личностей.
 Макогоненко, Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь  [Текст] / Г. П. Макогоненко. - М. - Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1961. - 444 с.: вкл. л., ил.

Фонвизин широко известен как автор комедии «Недоросль», как смелый и блистательный сатирик. Но творец «Недоросля» был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он — один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с самодержавием Екатерины II. Эта сторона творческой деятельности Фонвизина изучена недостаточно, и потому прежде всего, что до сих пор не собраны и не изданы все оригинальные и переводные сочинения Фонвизина. Тем самым не выяснен до конца воинствующе-просветительский характер его художественных произведений, их место в общественной жизни России в канун появления радищевской революционной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).
 Акулова, Е.А. Фонвизин в школе [Текст] / Е. А. Акулова. - М.; Л.: Гос. учеб.- пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1953. - 88 с.

В книге «Фонвизин в школе» предлагается один из возможных путей разрешения этих важных образовательных и воспитательных задач.

Книга написана для учителей, а не для учеников, и поэтому ее содержание выходит за пределы, установленные школьной программой по теме «Творчество Фонвизина».
 От русского классицизма к реализму [Текст] : Д.И. Фонвизин, А. С. Грибоедов / сост., вступ. ст. и коммент. Е. Рогачевской. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 544 с.

В сборник включены основные произведения Д.И.Фонвизина и комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», известная работа М.О.Гершензона «Грибоедовская Москва» и выдержки из мемуаров П.А.Вяземского о Д.И.Фонвизине, а также комедия Е.П.Ростопчиной «Возврат Чацкого в Москву». Комментарии к произведениям классиков и свидетельства критиков (в частности М.О.Гершензона и П.А.Вяземского) помогут более глубокому прочтению и осмыслению известных произведений. Для учителей и учащихся.
 Д.И. Фонвизин. Комедии. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения [Текст] / авт.-сост.: Л. Г. Криуля, Т. В. Павловец. - 7-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2007. - 94, (2) с.

Серия «Школьная программа» состоит из книг небольшого объема. Каждая посвящена отдельному писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобразовательных школ. Книги эти могут быть использованы как на уроках при прохождении отдельных тем, так и для повторения пройденного материала, при подготовке к семинарам, зачетам, читательским конференциям.
 Харитонова, О.Н. Зеркало житейского омута: интеллектуальный турнир по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» [Текст] / О.Н. Харитонова // Литература в школе. - 2015. - N 2. -  С. 36 - 40.

Интеллектуальный турнир по комедии Д. Фонвизина «Недоросль» включает в себя разнообразные конкурсы, в ходе которых школьники выполняют индивидуальные, групповые и коллективные задания контролирующего, обучающего и творческого характера.
 Проскурина, В.  Спор о «свободоязычии»: Фонвизин и Екатерина II [Текст] / В. Проскурина // Новое литературное обозрение. - 2010. - N 5. -  С. 125 - 144.

Известная полемика между императрицей Екатериной II и Д.И. Фонвизиным, возникшая на страницах журнала «Собеседник любителей российского слова» в 1783 году, неоднократно становилась объектом пристального внимания исследователей.
 Фонвизин, Д. И. Недоросль [Электронный ресурс] / Д. И. Фонвизин; исп. А. Алексеев-Валуа. - М.: ООО «Аудиокнига», 2006. - 2 часа 44 минуты, 1 эл. опт. диск (CD-ROM): зв. - Систем. требования: CD-плеер с поддержкой mp3 или Pentium-233 с Windows 9x-XP, CD-ROM, звуковая карта.

Эта пьеса занимает особое место в русской культуре и является одним из основных произведений русской классической литературы.

Предлагаем слушателям насладиться блестящей сатирой, услышать ставшие крылатыми изречения главного героя - недоросля Митрофанушки и почувствовать, насколько современна сегодня бессмертная комедия Дениса Ивановича Фонвизина.
 Фонвизин, Д.И. Комедии. Прозаические произведения [Текст] /Д.И. Фонвизин, вступ. Ст. и коммент. Э. Афанасьева. – М.: Дет. лит., 2003. - 221 с: ил.

В книгу вошли две знаменитые комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», а также прозаические произведения.


Александр Сергеевич Грибоедов


(4[15] января 1795, Москва — 30 января [11 февраля] 1829, Тегеран) — русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник.

Известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причем разносторонне, ребенком. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения). Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен музыкально.

С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных действиях ему участвовать не приходилось. В звании корнета Грибоедов в 1815 г. нес службу в кавалерийском полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты – комедия «Молодые супруги», представлявшая собой перевод французской пьесы, статья «О кавалерийских резервах», «Письмо из Брест-Литовска к издателю».

В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным. В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии «Своя семья» и «Студент».

В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Высылку на чужбину Александра Сергеевича расценивали как наказание за то, что он выступил секундантом в скандальной дуэли со смертельным исходом. Пребывание в иранском Тебризе (Тавризе) действительно было тягостным для начинающего писателя.

Зимой 1822 г. новым местом службы Грибоедова стал Тифлис, а новым начальником – генерал А.П. Ермолов, чрезвычайный и полномочный посол в Тегеране, командующий русскими войсками на Кавказе, при котором Грибоедов был секретарем по дипломатической части. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии «Горя от ума». Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в отпуск на родину. В 1824 г. в Санкт-Петербурге была поставлена последняя точка в произведении, путь которого к известности оказался тернист. Комедия не могла быть опубликована из-за запрета цензуры и расходилась в рукописных списках. Только небольшие фрагменты «проскользнули» в печать: их в 1825 г. включил в номер альманах «Русская Талия». Детище Грибоедова получило высокую оценку А.С. Пушкина.

Грибоедов планировал предпринять путешествие в Европу, однако в мае 1825 г. ему пришлось срочно возвратиться на службу в Тифлис. В январе 1826 г. в связи с делом декабристов его арестовали, держали в крепости, после чего доставили в Петербург: фамилия писателя несколько раз всплывала на допросах, к тому же при обысках находили рукописные копии его комедии. Тем не менее за отсутствием доказательств следствию пришлось освободить Грибоедова, и в сентябре 1826 г. он вернулся к выполнению служебных обязанностей.

В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. Он сыграл в биографии литератора определенную роль: Грибоедов принимал участие в его заключении и доставил в Петербург текст соглашения. За заслуги талантливому дипломату была пожалована новая должность - полномочного министра (посла) России в Персии. В своем назначении Александр Сергеевич видел «политическую ссылку», планы на реализацию многочисленных творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург.

По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе. Вынашивает планы экономических преобразований Закавказья. В августе женится на 16-летней дочери Л. Чавчавадзе — Нине, вместе с ней отправляется в Персию. В числе других дел российский министр занимается отправкой на родину плененных подданных России. 30 января 1829 г толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит. Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите высечены слова Нины Грибоедовой-Чавчавадзе: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Карпушин, С. В. Язык русской классики: Декабристы. А. С. Грибоедов [Текст] / С. В. Карпушин, Е. С. Ковалева, Л. Г. Рудь. - Минск: Вышэйшая шк., 1997.

Дидактический материал включает выдержки из литературно-критических статей, воспоминаний современников.

Для учителей-словесников, студентов филологических вузов, средних школ, абитуриентов.

Тимрот, А.Д. Бунт сердца и ума: Московские годы жизни А. С. Грибоедова [Текст] / А. Д. Тимрот. - М.: Моск. рабочий, 1965. - 240 с.

Вашему вниманию предлагается роман Тимрота Александра Дмитриевича "Бунт сердца и ума".
От русского классицизма к реализму [Текст] : Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов / сост., вступ. ст. и коммент. Е. Рогачевской. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 544 с.

В сборник включены основные произведения Д.И.Фонвизина и комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», известная работа М.О.Гершензона «Грибоедовская Москва» и выдержки из мемуаров П.А.Вяземского о Д.И.Фонвизине, а также комедия Е.П.Ростопчиной «Возврат Чацкого в Москву». Комментарии к произведениям классиков и свидетельства критиков помогут более глубокому прочтению и осмыслению известных произведений.
А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников [Текст] / под общ. ред. В. Э. Вацуро; вступ. ст.,сост. и подгот. текста С.А. Фомичева. - М.: Худож. лит., 1980. - 448 с.: ил.

Серия литературных мемуаров, посвященных жизни и творчеству А.С. Грибоедова.
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова [Текст] : материалы для выставки в шк. и дет. б-ке / сост. Н.А. Марченко. - М.: Дет. лит., 1986. - 39 с.: ил.

Материалы для выставки в школе и детской библиотеке издаются к 190-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. Для среднего и старшего школьного возраста.
Карась, А. Дома новы, но предрассудки стары: 220 лет назад родился автор «Горя от ума»  [Текст] / А. Карась // Российская газета. - 2015. - январь, N 1. -  С. 2.

Александр Грибоедов - имя автора, чье произведение "Горе от ума" затерто до дыр, но до сих пор остается едва ли не самым загадочным во всей русской литературе, которую загадками не испугать.
 Кунарёв, А.А. «Не надо называть, узнаешь по портрету...» [Текст] / А.А. Кунарёв // Литература в школе. - 2011. - N 9. -  С. 14 - 18.

Статья посвящена графу Ф.И. Толстому-Американцу, который стал прототипом одного из внесценических персонажей комедии А. С. Грибоедова, образа Зарецкого, Ноздрева, Долохова и других героев русской литературы.
 Алпатова, Т.А. «Магия слова» в художественном мире «Горя от ума» А.С. Грибоедова [Текст] / Т.А. Алпатова // Литература в школе. - 2004. - N 8. -  С. 2 - 7.

Особая роль слова не только в художественной, но и в самой идейно-философской структуре «Горя от ума» очевидна и отмечалась много раз. Именно словесное «действие», живость и яркость звучания слова стали приметами пьесы в целом.
Цимбаева, Е. «В чём смысл «Горя от ума?»» [Текст]: семь не школьных сочинений / Е. Цимбаева // Наука и жизнь. - 2013. - №  4. -  С. 43 - 53.

Семь сочинений-рассуждений о пьесе, написанных кандидатом исторических наук Екатериной Цимбаевой.
Лебедев, Ю.В. Самонадеянный ум и самовлюбленное сердце в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова [Текст] / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. - 2013. - N 9. -  С. 2 – 7.

Две ветви русского романтизма начала XIX века воплощены Грибоедовым в образе Софьи и Чацкого.
 Голлер, Б. «Горе от ума» в меняющемся мире [Текст] / Б. Голлер // Вопросы литературы. - 2009. - №  4. -  С. 220-290.

Размышления о смысле комедии, ее философской идейности, сюжете.
А.С. Грибоедов. Горе от ума. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения [Текст] / А. С. Грибоедов; авт.-сост. Э. Л. Безносов. - 8-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2007. - 93,(3) с.

Книга посвящена жизни и творчеству А.С. Грибоедова. В ней помещён краткий пересказ крупного произведения, история создания произведения, отзывы критиков о нём. Может быть использована на уроках при прохождении отдельных тем, для повторения пройденного материала, при подготовке к семинарам, зачётам, читательским конференциям. Полезны будут и во время подготовки к школьным выпускным и вступительным экзаменам в вузы.


Кондратий Фёдорович Рылеев


(18 сентября[29] 1795, село Батово, Санкт-Петербургская губерния — 13[25] июля 1826, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) — русский поэт, общественный деятель, декабрист, один из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года.

Родился 29 сентября 1795 г. в селе Батове Петербургской губернии. Происходил из бедной дворянской семьи. Мать, защищая сына от деспотичного отца, в 1801 г. отдала его на обучение в 1-й Кадетский корпус. Из корпуса он был выпущен в январе 1814 г. артиллерийским офицером, принял участие в Заграничных походах русской армии 1813—1814 гг. и в 1818 г. вышел в отставку в чине подпоручика.

В 1819 г. Рылеев переехал в Петербург, где сблизился с просвещённым столичным кругом и стал членом масонской ложи «Пламенеющая звезда». В 1821 г. он поступил на службу в палату уголовного суда и вскоре снискал репутацию неподкупного человека. В 1824 г. перешёл в канцелярию Российско-Американской компании.

В Петербурге Рылеев начал литературную деятельность публикуя в журналах свои статьи и стихи. Известность ему принесло стихотворение «К временщику», обличавшее всесильного царского фаворита А. А. Аракчеева.

В 1821—1823 гг. Рылеев создал цикл исторических песен «Думы» («Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин» и др.); в 1823—1825 гг. издавал литературный альманах «Полярная звезда». Относительно своего таланта он не обольщался, заявляя: «Я — не поэт, я — гражданин». В 1823 г. Рылеев был принят в тайное Северное общество, причём сразу причислен к разряду «убеждённых»; с конца 1824 г. входил в состав директории этой организации и фактически возглавлял её.

По взглядам он был республиканцем, вопрос о судьбе императорской семьи предлагал решить компромиссно — вывезти её за рубеж.

Участие в заговоре сочетал с бурной столичной жизнью: в 1824 г., защищая честь сестры, был ранен на дуэли, в 1825 г. в другой дуэли участвовал как секундант. Накануне восстания 14 декабря 1825 г. квартира заболевшего ангиной Рылеева на Мойке стала штабом мятежников; в день восстания он вышел на Сенатскую площадь, но, будучи штатским, не смог повлиять на его ход. Той же ночью Рылеева арестовали и поместили в Алексеевский равелин, где он продолжал писать стихи, накалывая буквы иглой на кленовых листьях.

В числе пяти наиболее активных заговорщиков Рылеева приговорили к смертной казни; после неудачной первой попытки был повешен вторично 25 июля 1826 г. в Петербурге.

Либединская, Л.Б. Последний месяц года [Текст]: повесть о декабристах / Л.Б. Либединская. - М.: Мол. гвардия, 1970. - 176 с. : ил.

В настоящее издание вошла повесть Лидии Борисовны Либединской «Последний месяц года», посвященная истории декабристов.
Декабристы в воспоминаниях современников [Текст] / сост., общ. ред.,  вступ. ст. и коммент. В. А. Федорова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 508 с.

Авторы воспоминаний, собранных в сборнике - современники декабристов: их товарищи и близкие, знакомые, политические противники, свидетели событий и непосредственные участники. В мемуарах запечатлены декабристская эпоха, восстание 14 декабря 1825 г. и восстание Черниговского полка, следствие по делу декабристов, суд над нами и казнь, годы декабристской каторги и ссылки.
О'Мара, П. К. Ф. Рылеев. Политическая биография поэта-декабриста [Текст] / П.О'Мара; пер. с англ. А. Л. Величанского - М.: Прогресс, 1989. - 336 с.

Патрик О'Мара, крупный ирландский специалист по истории революционного движения и общественной мысли в России начала XIX в., в течение многих лет работал в библиотеках и архивах Москвы и Ленинграда, изучая историю декабристского движения.

В своей книге, посвященной выдающемуся деятелю декабристского движения К.Ф. Рылееву, он по существу впервые в исторической литературе излагает политическую биографию поэта в органическом единстве с его литературным творчеством, а содержание поэтических произведений Рылеева исследует в тесной связи с его деятельностью в тайном обществе декабристов.
Пигарев, К. Жизнь Рылеева [Текст] / К. Пигарев. - М.: Сов. писатель, 1947. - 256 с.

Жизнеописание одного из лидера декабристского движения К.Ф. Рылеева.
Цейтлин, А.Г. Творчество Рылеева [Текст] / А. Г. Цейтлин; АН  СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 304 с.

Монография посвящена литературной деятельности К.Ф.Рылеева.
Бахтиярова, Л.Р. Стихотворение К.Ф. Рылеева «Гражданин» [Текст] / Л.Р. Бахтиярова // Уроки литературы. - 2011. - N 8. -  С. 13 - 14.

Конспект урока-анализа стихотворения «Гражданин».


Афанасий Афанасьевич Фет


(23 ноября [5 декабря] 1820, усадьба Новосёлки, Мценский уезд, Орловская губерния — 21 ноября [3 декабря] 1892, Москва) — русский поэт-лирик немецкого происхождения, переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН.

Родился в селе Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях получить дворянство. Через четырнадцать лет после его рождения обнаружилась какая-то ошибка в метрике и он из дворянина в один миг стал иностранцем. Русское подданство ему вернули только в 1846.

В 1838-1844 учился в Московском университете. Во время учёбы вышел его первый сборник – «Лирический пантеон» (1840), а начиная с 1842 его стихи стали регулярно печататься на страницах журналов.

В 1845 Фет стал унтер-офицером провинциального полка, так как офицерский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853 он перешёл в привилегированный гвардейский лейб-гусарский полк.

В 1858 вышел в отставку и энергично занялся литературным трудом. Дворянство не было получено. Тогда поэт приобрел помещичий участок, став помещиком-разночинцем.

Лишь в 1873 Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет.

Маймин, Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет  [Текст]: кн. для учащихся / Е.А. Маймин. - М.: Просвещение, 1989. - 159 с.

В книге рассказывается о жизни и творчестве русского поэта, прожившего трудную жизнь, отстаивавшего свои позиции в постоянной борьбе. Автор цитирует и анализирует некоторые стихотворения поэта, но главное внимание уделяет его жизненному пути, той основе, на которой формировалось его творчество.
Логинов, Д. Жизнь за дворянство [Текст] / Д. Логинов // Смена. - 2014. - № 4. -  С. 4 - 16.

За несколько месяцев до его рождения мать, которой было 22 года, сбежала от мужа с 45-летним любовником из Германии в Россию. При крещении по православному обряду он был записан законным сыном дворянина Шеншина, хотя венчание родителей произошло двумя годами позже, когда его мать Шарлотта приняла православие и стала называться Елизаветой Петровной Фет (по фамилии оставленного мужа).

Под этой фамилией и вошел в историю русской поэзии Афанасий Фет.
Шеваров, Д. Сорок шесть вопросов Фету [Текст]: 125 лет назад великий поэт ответил на анкету девичьего альбома / Д. Шеваров // Российская газета. - 2014. -  ноябрь, № 43. -  С. 30.

В конце 1880-х годов Афанасий Афанасьевич Фет ответил на вопросы анкеты, предложенной ему Татьяной Львовной Толстой, дочерью великого писателя. Характер у Фета был сложный, он мало с кем был открыт и доверчив, но с Татьяной он дружил. Разница в возрасте не мешала близости их взглядов на литературу, музыку, человеческие отношения. Татьяна вела дневник с четырнадцати лет, и поэт появляется на первых же его страницах: "Был Фет у нас и привез нам огромный ящик конфет..." (14 января 1879 г.)
А.А. Фет. Стихотворения. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения [Текст]. - М.: Дрофа, 2006. - 127 с.

Серия "Школьная программа" состоит из книг небольшого объема. Каждая посвящена отдельному писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобразовательных школ. Книги эти могут быть использованы как на уроках при прохождении отдельных тем, так и для повторения пройденного материала, при подготовке к семинарам,зачетам, читательским конференциям. Они будут полезны и во время подготовки к школьным выпускным и вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.
Соловей, Т.Г. Изучение лирики  А.А. Фета [Текст] / Т. Г. Соловей // Литература в школе. - 2013. - № 3. -  С. 24 - 28.

Автор предлагает один из путей постижения старшеклассниками поэтической манеры А.Фета. Он включает в себя анализ трех его стихотворений, сопоставление поэзии Фета с полотнами О. Ренуара, музыку и другие медиаматериалы, способствующие полноценному восприятию лирических произведений поэта.

Соловей, Т. Г. «Волшебница, тебя с цветком прекрасным не разделить!»: анализ стихотворения А. Фета «Бабочка» [Текст] / Т. Г. Соловей // Уроки литературы. - 2015. - № 3. -  С. 10 - 13.

Обращение к образу бабочки на уроке литературы приятно и радостно, и работа со стихотворением А. Фета «Бабочка» дарит нам положительные эмоции и энергию.
Я образ твой ловлю... Образ женщины в творчестве поэта А. Фета [Текст]. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2008. - 48 с.

Поэт Афанасий Фет и художник Вячеслав Просвирин… Они жили в разные эпохи, вели радикально отличный образ жизни, они вообще почти несовместимы… Кроме одного – стихи Фета идеально подошли к картинам Просвирина. Их объединило отношение и чувство к женщине. Они романтичны, но без излишеств, поэтичны, наполнены внутренней гармонией.
Набялэк, О. «Лирическое хозяйство» Афанасия Фета [Текст] / О. Набялэк // Родина. - 2014. - №  12. -  С. 51 - 53.

Для пореформенной эпохи интересны не только теоретики новой жизни, но и практики, - те, кто обладал собственным опытом изменения отношений на земле. При этом трактовка идей и поступков человека им самим с обществом зачастую не совпадала. Пример тому – публицистика А. Фета, которая породила в 18620-е годы большую дискуссию.
Россия, ХIХ век. Романтизм: А. Толстой, В. Жуковский, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Некрасов, К. Батюшков [Звукозапись] / читают: Р. Клейнер, М. Козаков, Я. Смоленский, С. Жирнов, Г. Бальян, Б. Ахмадулина; исполнение романсов: Н. Обухова, Ф. Шаляпин. - М.: Равновесие, 2007-2009. - зв. - (Золотой фонд поэзии). - Систем. требования: Pentium-II; 256 Мб ОЗУ; CD/DVD-ROM; Windows 98/2000/XP; звуковая карта, колонки аудиосистемы с поддержкой формата МР3. - Загл. с этикетки диска.

В сборник включены стихи любимых многими поколениями русских поэтов XIX века: Толстой Алексей Константинович, Жуковский Василий Андреевич, Тютчев Федор Иванович, Фет Афанасий Афанасьевич, Некрасов Николай Алексеевич, Батюшков Константин Николаевич.


Антон Павлович Чехов


(17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) — 2 (15) июля 1904, Баденвайлер) — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира.

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.

Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.

Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.

Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.). Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.
Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» — «две сказки из собачьей жизни», — как выразился сам писатель в письме к издателю.

После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга.

Затем из-за туберкулеза биография Антона Чехов пополняется еще одним переездом — в Ялту, где у него в гостях бывают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.

Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.

Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.

Громов, М. П. Тропа к Чехову [Текст] : док.-худож. кн. о жизни и творчестве А. П. Чехова / М. П. Громов. - М.: Дет. лит., 2004. - 459 с.: ил.

Биография великого русского писателя, основанная на серьезном анализе его творчества и дополненная архивными фотографиями, воспоминаниями близких и современников, открывает новые грани жизненной и писательской судьбы А. П. Чехова.
Кузичева, А. П. Ваш  А. Чехов [Текст] / А. П. Кузичева. - М.: Согласие, 2000. - 388 с.

Хроника (1895 - 1898) воссоздает лень за днем реальное течение жизни А. Чехова в Мелихове, подлинный трагизм врачебных и земских будней, которые привлекают и воздействуют сильнее любого мифа.
Турков, А.М. А. П. Чехов и его время [Текст] / А.М. Турков. - 2-е изд., доп. и испр. – М.: Сов. Россия, 1987. - 528 с.

Название книги А.М.Туркова "Чехов и его время" обусловило и принцип ее построения. "Время Чехова" автор прослеживает главным образом через произведения писателя: чеховские герои вводят в ту атмосферу, в то время, из которого они вышли.
Балдин, А. Четыре Чехова [Текст]: к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова / А. Балдин // Октябрь. - 2010. - N 1. -  С. 142 - 152.

Юбилей всегда грозит ошибками; мы смотрим более на цифру, чем на человека. Чехов и до 50 не дожил, а тут три раза по пятьдесят. Как будто человека три раза обернули бумагой, на которой нарисовано пенсне, грустные глаза и впалые щеки. Это неправильно, не точно. Мы не видим Чехова, воображаем вместо него кого-то другого. Здесь кроется ошибка – обнадеживающая; есть надежда, что мы еще познакомимся с ним настоящим.
Бычков, Ю.  Чеховские корни [Текст] / Ю. Бычков // Наука и жизнь. - 2010. - №  7. -  С. 72 – 76.

Ю. Бычков, посвятивший творчеству и жизни А.П. Чехова не одну книгу, настаивает: отмечая юбилей писателя, мы должны отдать должное его предкам, и в особенности отцу – Павлу Егоровичу – человеку очень незаурядному и наделенному многочисленными талантами.
Зурабова, К.  Настоящий человек [Текст]: к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №  1. -  С. 56.

Чувство личной свободы не далось А.П. Чехову отроду, как писателям-дворянам Пушкину, Некрасову, Толстому. К этому пришлось идти, вернее вести самого себя вопреки жизненным обстоятельствам.
Минаев, Б. Другой Чехов [Текст] / Б. Минаев // Октябрь. - 2010. - № 1. -  С. 161 - 164.

Чехов написал не очень много пьес. В самом конце  своей жизни, когда был неизлечимо болен. Говорят, что писать он их начала для заработка, - ему предложил МХТ. Идеи стать драматургом у него не было: хотелось получить большой гонорар, вероятно, войти в театральные круги и, в общем все получилось. А вот что так и не получилось – это научится писать «правильные пьесы».
Осипова, Л.  Коллекция гимназиста [Текст] : 150-летие со дня рождения А.П. Чехова / Л. Осипова // Семья и школа. - 2010. - №  1. -  С. 15.

В биографии Антона Павловича есть одна подробность, на которую обыкновенно не обращают внимания – он коллекционировал письма.
Павлов, Ю. Чехов как русский человек [Текст] / Ю. Павлов // Наш современник. - 2014. - № 6. -  С. 258 – 264.

Сестра Чехова Мария Павловна еще в 1911 году выразила уверенность в том, что лучше Бунина о ее брате никто не напишет. Автор статьи останавливается на тех положениях незаконченного труда Бунина, которые сегодня особенно актуальны или требуют дополнительных комментариев.
Плещеев, А.А. Чехов, из воспоминаний [Текст] / А. А. Плещеев // Вопросы литературы. - 2010. - №  2. -  С. 427.

Воспоминания об А.П. Чехове, написанные А.А. Плещеевым.
Старикова, В.А. А.П. Чехов в стихотворении И.А. Бунина «Художник» [Текст] / В. А. Старикова // Литература в школе. - 2015. - № 6. -  С. 2 - 4.

В статье дан развернутый анализ стихотворения «Художник», рассматриваются особенности поэтического видения И.А. Буниным А.П. Чехова, «удивительного человека и удивительного писателя».
Тяпугина, Н.В. Творческое завещание Чехова [Текст] / Н. В. Тяпугина // Литература в школе. - 2012. - № 6. -  С. 14 - 17.

В статье анализируется произведения Чехова, созданные им незадолго до смерти: повесть «В овраге», рассказы «Архиерей» и «Невеста», пьеса «Вишневый сад».
Ярошенко, Александр. Букет из ялтинского сада: хранительница дома-музея писателя 70 лет служит памяти Антона Чехова [Текст] / А. Ярошенко // Российская газета. - 2015. - февраль, № 7. -  С. 9.

Алла Ханило работает в доме-музее Антона Павловича Чехова почти 70 лет. Ее принимала на эту работу лично сестра писателя Мария Павловна. Жизнь музейного работника подчинена важной миссии - сохранить обстановку, в которой жил классик. Ведь всё в этом доме помнит душу великого писателя. А душа у человека, как и одежда, и лицо, и мысли, должны быть прекрасными, считал он.
Иванова, Н. О Чехове и дамской моде [Текст] : эпоха и образы / Н. Иванова // Нева. - 2010. - № 1. -  С. 193 - 203.

Заявленная тема на первый взгляд напоминает одну из записей «Записных книжек» Чехова: «Тургенев и тигры» - такие статьи писать можно, и они пишутся». Но это только при первом, поверхностном взгляде, потому, что Чехов был необычайно внимателен к дамской моде, о чем свидетельствуют не только его письма, но и произведения. 
Аннинский, Л. Чеховский сезон: Из «Заметок  нетеатрала» [Текст] / Л. Аннинский // Родина. - 2010. - №  1. - С. 10.

О постановке Галиной Волчек «Вишневого сада» на сцене «Современника».
Афанасьев, Э.С. «Как приятно добрым быть» [Текст]: добро в мире Чехова / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. - 2014. - № 1. -  С. 13 - 19.

В статье рассматривается ценностное значение этической категория добра в личном бытии чеховских героев.
Мелихов, А.  Перемена спутников [Текст]: к 150-летию А.П. Чехова / А. Мелихов // Звезда. - 2010. - № 1. -  С. 106 - 108.

Александр Мелихов – прозаик, публицист, автор многих книг и лауреат премий, размышляет о творчестве А.П. Чехова.
Головачёва, А.Г. Время и времена в «Вишнёвом саде»: некоторые культурные аналогии [Текст] / А.Г. Головачёва // Литература в школе. - 2015. - № 3. -  С. 8 - 10.

В статье рассмотрена категория времени в пьесе «Вишневый сад». Прослежены некоторые интертекстуальные связи между пьесой «Вишневый сад» и романом «Идиот» Ф.М. Достоевского.
Тяпугина, Н. Ю. «Вишневый сад» Антона Чехова [Текст] / Н. Ю. Тяпугина // Литература в школе. - 2014. - № 2. -  С. 17 - 21.

В статье анализируется пьеса «Вишневый сад», ее богатая символика. Автор размышляет над смыслом духовного завещания писателя, воплощенного в поэтике этой последней чеховской комедии.
Экштут, Семён. Комедия о вишнёвом саде [Текст] / С. Экштут // Родина. - 2015. - №  2. -  С. 155 - 158.

Статья о последней чеховской пьесе, которая содержит квинтэссенцию всей русской жизни от отмены крепостного права до кануна Первой русской революции.
Иванова, Я. Н. А.П. Чехов. «Дом с мезонином». Анализ рассказа [Текст] / Я.Н. Иванова, М. А. Степанчиков // Литература в школе. - 2014. - № 5. -  С. 27 - 29.

В статье предлагается анализ рассказа, определяются идея, повествовательная манера А.П. Чехова, позиция рассказчика и автора.
Лишаев, С.  Дух, душа и «душечка» [Текст] : форма и материя по рассказу А.П. Чехова «Душечка» / С. Лишаев // Нева. - 2010. - № 6. -  С. 164 - 177.

Помимо выдающихся художественных достоинств, рассказ «Душечка» обладает еще одной  особенностью: в нем рассматривается существенная для Чехова как мыслителя тема – тема неопределившейся души, в данном случае – души женской.
Головачева, А.Г. Цвета и запахи в рассказе А.П. Чехова «Невеста» [Текст] / А.Г. Головачева // Литература в школе. - 2011. - № 3. -  С. 8 - 10.

Статья посвящена художественному своеобразию рассказа «Невеста». В центре внимания – цветовые характеристики и одористические образы, выражающие основные авторские идеи.
Шеваров, Д. Волонтер Чехов: исполняется 155 лет со дня рождения А.П. Чехова и 120 лет первому изданию «Острова Сахалин» [Текст] / Д. Шеваров // Российская газета. - 2015. -  январь, № 3. -  С. 2 - 3.

За толстыми стенами дома номер шесть на Садовой-Кудринской не слышно Москвы. Лишь в окно видно, как по улице мчатся машины и бегут прохожие. Редко кто бросит взгляд на табличку «Дом-музей А.П. Чехова».
Короткова, М.С. «Очарование детства» в рассказах А.П. Чехова [Текст] / М.С. Короткова // Литература в школе. - 2013. - № 3. -  С. 35 - 39.

Детская литература, могучее средство духовно-нравственного воспитания, была постоянным предметом внимания Чехова. Специально для читателя ребенка он писал нечасто. А.П. Чехов, испытавший в ранние годы жизни суровый нрав отца, много думал о детях.
Чехов, А.П. Рассказы и повести [Звукозапись] / А.П. Чехов; читает В.Зозулин и др. - М.: Равновесие, 2009. - 6час.44 мин.: зв. - (Аудиоспектакль МР3). - Систем. требования: Процессор Pentium II ; память 256 МБ ОЗУ ; дисковод CD/DVD ROM; Windows 98/XP/2000; звуковая карта, колонки аудиосистемы с поддержкой формата МР3. - Загл. с этикетки диска.

На диске представлены произведения всемирно признанного мастера «малых» прозаичный форм – сборник рассказов и повестей разных лет, к которым, прочтя из еще в школе, возвращается на протяжении всей жизни.


Александр Иванович Куприн


(26 августа (7 сентября) 1870, Наровчат — 25 августа 1938, Ленинград) — русский писатель, переводчик.

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна — умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» — первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким. Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся»(1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя — произведение «Москва родная».

После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.

Лилин, В. Александр Иванович Куприн [Текст] : пособие для уч-ся / В. Лилин. - Л.: Просвещение, 1975. - 112 с.: ил.

Книга рассказывает о жизненном и творческом пути русского писателя А. И. Куприна. Куприн ярко и образно показал в своих повестях и рассказах жизнь России начала XX века накануне революционных событий. Специальная глава посвящена лучшему его произведению - повести ``Поединок``. В. Лилин в живой и увлекательной форме пишет о жизни Куприна, раскрывает его характер, приводит воспоминания, цитирует письма писателя. Книга адресована учащимся старших классов.
Берков, П.Н. Александр Иванович Куприн [Текст] : критико-биогр. очерк / П. Н. Берков. - М.; Л.: АН СССР, 1956. - 194 с.

Очерки содержат статьи о детсвте писателя, полковой службе, творчестве, периодах скитания и эмиграции.
Гордиенко, Е. Случайный писатель [Текст] / Е. Гордиенко // Смена. - 2012. - № 12. -  С. 24 - 32.

Об Александре Куприне много сказано, написано, многое известно из рассказов его современников и «соратников» по эмиграции. Известна вся его жизнь, словно партитура оперы, не раз сыгранная оркестрами всего мира. Не перепишешь. Но взглянуть между нот можно.
Карасев, А. Завещание поручика Куприна [Текст] / А. Карасев // Новый мир. - 2010. - № 4. -  С. 158 - 165.

Биография А. И. Куприна, написанная писателем А. Карасевым для альтернативного учебника по литературе, где о писателях рассказывают писатели.
Куприна-Иорданская, М.К. Годы молодости: Воспоминания о А.И. Куприне [Текст] / М. К.  Куприна-Иорданская. - М.: Сов. писатель, 1960. - 240 с. : ил.

Повествование о жизни писателя — это не только история его судьбы или распространенная его биография; это и широкая картина литературной жизни того времени, а по существу частица истории литературы.
Фонякова, Н.Н. Куприн в Петербурге - Ленинграде [Текст] / Н. Н. Фонякова. - Л.: Лениздат, 1986. - 239 с.: ил.

Книга литературоведа Натальи Николаевны Фоняковой представляет собою краткий, но насыщенный сведениями очерк-путеводитель по памятным местам жизни и творчества А. И. Куприна в нашем городе. Петербург Куприна остросоциален, конкретен и узнаваем. Автор ведет читателя по следам героев писателя, и дореволюционный город и сама жизнь того времени предстают перед ним в своих противоречиях. Краеведческая книга о Куприне издается впервые. Книга содержит большое количество фотоиллюстраций.
Волков, А.А. Творчество А.И. Куприна [Текст] / А.А. Волков. - 2-ое изд. - М.: Худож. лит., 1981. - 360 с.

Монография А. Волкова посвящена творчеству одного из замечательных русских писателей конца XIX — начала XX века — А. И. Куприна. Автор воссоздает в книге облик А. И. Куприна — человека и писателя, прослеживает эволюцию его творчества, поиски, достижения, горькие неудачи. Творчество Куприна рассматривается А. Волковым на широком фоне развития русской общественной мысли и литературно-политической борьбы.
Харитонова, О. Н. Сирень в судьбе героев рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» [Текст] / О.Н. Харитонова // Литература в школе. - 2012. - № 11. -  С. 30 - 32.

Подробный анализ рассказа подготавливает учащихся к пониманию смысла его названия. Содержание образа-символа сирени постигается в широком художественном контексте (лирика XIX-XX веков). Значительно обогащает анализ привлечение материала живописи и античной мифологии.
Нещерет, Н.В. Художественная деталь в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус» [Текст] / Н. В. Нещерет // Литература в школе. - 2011. - № 8. -  С. 35 - 41.

В статье обосновывается целесообразность изучения произведений малых жанров через обращение к художественным деталям. Беседа с учащимися о рассказе Куприна построена на особом внимании к художественной детали. Это способствует активному осмыслению текста, освоению прочитанного в единстве формы и содержания.
Куприн, А. И. Гранатовый браслет [Электронный ресурс] / А. И. Куприн; исп. О. Федоров. - М.: Вира-М, 2005. - 2 часа 51 минута, 1 эл. опт. диск (CD-ROM): зв. - Систем. требования: CD-плеер с поддержкой mp3 или Pentium-233 с Windows 9x-XP, CD-ROM, звуковая карта.

«Гранатовый браслет» - одна из самых удивительных и печальных историй любви. Невероятно прекрасная и чистая любовь, признание в которой звучит, словно молитва... Слушайте повесть настоящего мастера русской прозы!
Куприн, А. И. Олеся [Звукозапись] / А. И. Куприн; читают М. Ульянов и др. - М.: Равновесие, 2010. - 3час. 14 мин.: зв. - (Аудиоспектакль МР3). - Систем. требования: Процессор Pentium II; 256 МБ ОЗУ; дисковод CD/DVD-ROM; зв. карта, колонки аудиосистемы с поддержкой формата МР3. - Загл. с этикетки диска.

Аудиоспектакль по повести Александра Куприна «Олеся», в которой показана нежная и великодушная любовь полесской «колдуньи» к приезжему городскому барчуку, околдованному её красотой и необычными душевными качествами.
Куприн, А.И. Яма [Звукозапись]: повесть / А.И. Куприн; читает Л. Чурсина. - М.: Равновесие, 2007. - 5час.05 мин.: зв. - (Аудиоспектакль МР3). - Систем. требования: Процессор Pentium II; 256 МБ ОЗУ; дисковод CD/DVD-ROM; Windows 98/2000/XP; зв. карта, колонки аудиосистемы с поддержкой формата МР3. - Загл. с этикетки диска.

Повесть «Яма» всегда имела особенный успех у читателей всех возрастов. Это одно из тех произведений, к которым, прочтя их в юности, периодически возвращаются на протяжении всей жизни. История обитательниц публичного дома средней руки в одном из провинциальных центров России захватывает не пикантностью темы, а честной, неравнодушной и человечной позицией автора к судьбе девушек, которых обстоятельства завели в тупик проституции.


Иван Алексеевич Бунин


10[22] октября 1870 года, Воронеж — 8 ноября 1953 года, Париж — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России (1933 год).

Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне в Липецкой области).

Рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия.

Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через пять лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г.), принёс ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.

В 1909 г. Бунин получает вторую Пушкинскую премию и избирается почётным академиком. На исходе XIX в. он всё чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится всё более заметен и как поэт, и как прозаик.

Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.). Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.). В 1910-х гг. вышли рассказы «Иоанн Рыдалец» (1913 г.), «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско» (оба 1915 г.), «Лёгкое дыхание» (1916 г.), «Сны Чанга» (1918 г.).

В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции, главным образом в Париже и Грассе. В эмиграции говорили о нём как о первом среди современных русских писателей.

Повесть «Митина любовь» (1925 г.), книги рассказов «Солнечный удар» (1927 г.) и «Божье древо» (1931 г.) современники воспринимали как живую классику. В 30-е гг. стали появляться коротенькие рассказы, где Бунин показал исключительное умение сжимать огромный материал в одну-две страницы, а то и в несколько строк.

В 1930 г. в Париже вышел роман с очевидной автобиографической «подкладкой» — «Жизнь Арсеньева». В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Это — событие, за которым, по существу, стоял факт признания литературы эмиграции.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своём доме евреев, радовался победам советских войск. В это время он писал рассказы о любви (вошли в книгу «Тёмные аллеи», 1943 г.), которые сам считал лучшим из всего им созданного.

Последние годы Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Волков, А.А. Проза Ивана Бунина [Текст] / А. А. Волков. - М.: Моск. рабочий, 1969. - 448 с.

Автор этой книги ставит задачей раскрыть характер и особенности реализма прозы замечательного русского писателя И.А.Бунина, эволюцию его художественных исканий. Это не историко-литературная монография и не критико-биографический очерк в установившемся понимании этих жанров. Биография писателя привлекается автором лишь в той мере, в какой она помогает понять личный, лирический мотив, пронизывающий эпическую ткань многих произведений Бунина.
Лавров, В. В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920-1953) [Текст] : роман-хроника / В. В. Лавров. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 384 с.: ил.

Имя И. А. Бунина — одно из самых славных в истории русской литературы. Его жизнь полна острейших драматических поворотов. Судьба то поднимала писателя на гребень мировой славы, то заставляла влачить жалкое существование на чужбине. В настоящей книге впервые подробно рассказывается о жизни Бунина за рубежом на пестром фоне литературной и политической эмиграции. Книга содержит множество новых документов — дневниковых записей, писем Бунина, воспоминаний о нем.
Муромцева-Бунина, В.Н. Жизнь Бунина, 1870-1906. Беседы с памятью  [Текст] / В. Н. Муромцева-Бунина. - М.: Сов. писатель, 1989. - 512 с.

В 1907 году двадцатишестилетняя Вера Муромцева вышла замуж за уже известного в ту пору писателя Ивана Бунина. Наконец-то он встретил умную, чуткую, преданную женщину, которая всю оставшуюся жизнь делила с ним и радость, и горе.

Талантливый литератор, В.Н. Муромцева-Бунина оставила нам в наследство две замечательные книги — «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью». Первая построена как на архивных материалах, так и на ее личных воспоминаниях.
Вторая — только мемуары. Написанные ярко и живо, книги рисуют сложный характер того, чьей «спутницей до гроба» ей довелось стать.
Сливицкая, О.В. «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина [Текст] / О. В. Сливицкая. - М.: РГГУ, 2004. - 270 с.

В книге мир Ивана Бунина рассматривается как целостность, имеющая одну основу – «чувство повышенной жизни» (как часто называл это Бунин). Создание интегрального образа повышенной жизни - доминанта всего творчества писателя, его сверхзадача и его высший смысл. Наиболее близким к тому, что Бунин называл «повышенной жизнью», является Эрос - в платоновском смысле слова как начало космическое (т. е. как сила, соединяющая все полярные состояния мира) и любовное (как высшее проявление космического Эроса). «Повышенное чувство жизни» автор рассматривает как «концепцию жизни», из которой вырастают идеи и в свою очередь воздействуют на неё.

Для филологов и широкого круга читателей.
Лихоносов, В. Мой Бунин [Текст] / В. Лихоносов // Литература в школе. - 2013. - № 11. -  С. 21 - 22.

Автор эссе рассказывает о своем пути к Бунину, передает свое чувствование этого писателя, трепетную любовь к нему, глубину его творческого дара.
Зубкова, А. Вечный странник [Текст] / А. Зубкова // Смена. - 2014. - № 6. -  С. 4 - 13.

Талант его уподобляли «Матовому серебру», язык – «ледяной бритве». Странной и удивительной была судьба этого человека. Первый русский нобелевский лауреат в области литературы, он не закончил и полного курса гимназии. Потомок древнего дворянского рода – никогда не имел своего дома.
Афанасьев, В.А. И.А. Бунин [Текст]: очерк творчества / В. А. Афанасьев. - М.: Просвещение, 1966. - 384 с.

Предлагаемая работа — лишь первый опыт целостного рассмотрения всего большого и сложного творческого пути выдающегося русского писателя Ивана Александровича Бунина. Это первая монография, посвященная творчеству Бунина. Автор ее, естественно, не мог, да и не ставил своей задачей охватить все проблемы, связанные с бунинским творчеством. В частности, такой большой и сложный вопрос, как вопрос о связях Бунина с классической и современной ему литературой, лишь намечен в книге.
Колобаева, Л.А. Проза И. А. Бунина [Текст] : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Л. А. Колобаева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 88 с.

В художественном мире И.А. Бунина, рассмотренном в предлагаемой книге, выделено главное – «трагические основы» национального русского характера и исторической судьбы России, бунинское понимание сущности человеческой личности, роли природы в жизни современного человека, его отношение к смерти, любви и др.

Крупным планом дан анализ рассказов Бунина, включенных в школьную программу по литературе, - «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Темные аллеи» и «Чистый понедельник».
Щербаков, С. А. Образы природы в лирике Ивана Бунина [Текст] / С. А. Щербаков  // Литература в школе. - 2011. - № 2. -  С. 6 - 9.

Статья посвящена пейзажной лирике И.А. Бунина, с удивительным чувством понимания природы воспевшего родные ему просторы России и уходящую под натиском исторических событий красоту садов и парков дворянских усадеб.
Стефанова, С.Ю. «Осыпаются астры в садах...» [Текст] / С. Ю. Стефанова // Литература в школе. - 2012. - № 1. -  С. 40 - 42.

Композиция включает в стихи и рассказ Бунина «Холодная осень» и может использоваться как на уроке, так и во внеклассной работе.
Сарычев, В. А. «Личность в «мире бытования» [Текст]: художественная концепция рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» / В. А. Сарычев // Литература в школе. - 2012. - № 7. -  С. 17 - 20.

В ходе анализа рассказа Бунина автор статьи раскрывает своеобразие поэтики и художественной антропологии писателя, дифференцируя, в частности, бунинский и толстовский подходы к проблеме человека.
Черткова, Н.Е. Музыка темных аллей (философия любви Души русской) [Текст] / Н. Е. Черткова // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - №  6. -  С. 185 - 194.

Книга «Темные аллеи» - совершенно особенное явление в творчестве И.А. Бунина. Составленная из отдельных рассказов-новелл, она представляет собой единое целое по теме: любовь, жизнь, смерть.
Полтавец, Е.Ю. Криптография любви [Текст] : рассказ И. Бунина «Чистый понедельник» / Е. Ю. Полтавец // Литература в школе. - 2001. - № 7. -  С. 29 - 32.

Статья о рассказе «Чистый понедельник», который стоит особняком в цикле «Темные аллеи», посвященном любви и страсти, «испепеляющей душу» человека.
Зарубина, Л.И. «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» [Текст] / Л. И. Зарубина // Литература в школе. - 2002. - № 5. -  С. 32 - 36.

Очарованный осенью и поэзией старины, И. Бунин написал один из лучших рассказов начала века – «Антоновские яблоки», восторженную и грустную эпитафию русской усадьбе.
Полякова, Н.А. О художественном своеобразии прозы И. Бунина на примере рассказа «Антоновские яблоки» [Текст] / Н. А. Полякова // Литература в школе. - 2002. – №5. -  С. 37 - 39.

Материал к уроку по произведению И. Бунина «Антоновские яблоки».
Солта, Т.Г. Тёплое воспоминание детства [Текст] : анализ стихотворения И.А. Бунина «Помню - долгий зимний вечер...» / Т. Г. Солта // Литература в школе. - 2013. - № 11. -  С. 40 - 42.

Анализ стихотворения обращен к эмоциональным, зрительным и слуховым ассоциациям младших школьников, включает работу со словом, художественными образами, создан на его основе, предусматривает развитие творческого мышления и навыков выразительного чтения.
Бунин, И.А. Захар Воробьев. Лирник Родион [Электронный ресурс] / И. А. Бунин; исп. В. Герасимов. – М.: Студия «АРДИС», 2003. - 1 час 04 мин, 1 эл. опт. диск (CD-ROM): зв. - Систем. требования: CD-плеер с поддержкой mp3 или Pentium-233 с Windows 9x-XP, CD-ROM, звуковая карта.

В этом произведении Бунин рисует необычного для себя героя: деревенского богатыря, исполина, обуреваемого жалостью к людям и какой–то неосознанной, но ненасытной жаждой подвига.

Захар «не мог пережить настроение безысходной тоски умирания, это то единственное, что сломило Захара, то, чему он не мог уже сопротивляться, что оказалось выше его богатырских сил и что вообще делает в бунинском рассказе жизнь Захара Воробьева с этой «жаждой подвига» ненужной, лишённой смысла».
Бунин, И.А. Окаянные дни [Электронный ресурс] / И.А. Бунин. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2005. - 4 часа 38 минут, 1 эл. опт. диск (CD-ROM): зв. - Систем. требования: CD-плеер с поддержкой mp3 или Pentium-233 с Windows 9x-XP, CD-ROM, звуковая карта.

Революция, гражданская война... Рушится все, на чем держалась жизнь, что казалось незыблемым. Добро и Зло смешались, и уже не отличить правду от лжи, реальность от слухов и домыслов. Острее других весь ужас происходящего перелома чувствует писатель...

Книга Ивана Алексеевича Бунина написана в форме дневниковых заметок в Москве и Одессе в 1918-1919 гг.
Бунин, И.А. Жизнь Арсеньва [Электронный ресурс] / И. Бунин; исп. М. Поздняков. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2006. - 19 часов 31 минута; 2 эл. опт. диск (CD-ROM): зв. - Систем. требования: Аудиосистемы с поддержкой mp3: музыкальный центр, CD/DVD-плеер и тд. ПК: MS Windows. Pentium 100, RAM 16 Mb, SVGA, 800x600, CD-ROM, звуковая карта, колонки или наушники.

«Жизнь Арсеньева» — роман Ивана Бунина в пяти книгах, написанный во Франции.
Бунин, И.А. Темные аллеи [Электронный ресурс] / И.А. Бунин; читает А. Демидова. - М.: ИД «Равновесие», 2008. - время звучания: 5 часов 37 мин.: зв. - (Русская классика). - Систем. требования: Этот диск может быть использован на CD, DVD, VCD аппаратуре со встроенным декодером MP3 или на персональном компьютере.

«Тёмные аллеи» — сборник рассказов о любви Ивана Алексеевича Бунина (1870—1953).