Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Триллером в литературе называют жанр, способный вызвать у читателя ощущения тревожного ожидания, волнения или страха. Все эти характеристики, без сомнения, присущи роману Валерия Бочкова «К югу от Вирджинии». Этот роман - психологический триллер, в котором автор мастерски переплетает острый внешний конфликт с внутренним конфликтом главной героини.

Родившийся в советской Латвии, Валерий Бочков уже более четырнадцати лет живёт в США. Однако его творчество не подпадает под ярлык творчества иностранного автора. Более известный как автор рассказов, в 2013 году Валерий Бочков громко заявил о себе произведениями крупной прозы. Именно за роман «К югу от Вирджинии» он был удостоен Русской Премии в этой номинации. И не случайно. Долгие годы живя за границей, автор не утратил чувство русского языка. Самобытный авторский стиль Валерия Бочкова хорошо узнаваем. Несмотря на то, что действие многих его романов происходит в США (к ним можно отнести и роман «Медовый рай», вышедший в феврале этого года в журнале «Дружба народов»), в центре внимания автора - русские люди с их универсальными проблемами, которые  на всех языках мира звучат одинаково актуально.

В романе «К югу от Вирджинии» Валерий Бочков раскрывает сразу нескольких тем. При этом он не боится затрагивать такие сложные и провокационные из них, как религия, еврейский вопрос, запретная любовь (роман учительницы и ученика), нетерпимость и расовая дискриминация. Тогда как большинство современных авторов, избегают столь сложных вопросов и боятся несчастливого финала, роман «К югу от Виржинии» реалистично раскрывает проблему неонацизма в наши дни.

Главная героиня романа - американка русского происхождения Полина Рыжик. Окончив престижный Колумбийский университет по специальности «Литература» и защитив диплом по Льву Толстому, Полина, рьяно убеждающая себя в том, что, выбирая специальность, следовала исключительно зову сердца, постепенно понимает, что с таким образованием ей не победить в борьбе за свою американскую мечту. Помотавшись по трущобам Нью-Йорка и поработав в архиве малоизвестного журнала в надежде «зацепиться» в Большом яблоке, провинциалка не только по происхождению, но и по складу души, Полина бежит из меркантильного и бездушного мегаполиса. Девушка тщательно убеждает себя, что выбор этот, во многом обусловленный её происхождением, она делает самостоятельно. Именно эта возможность принять самостоятельное решение («Я только скулю, жалуюсь и жду, когда само что-то решится! Или кто-то решит за меня.»), кажется, заботит Полину больше, чем тот факт, куда и зачем она бежит. А бежит она, чтобы работать… школьной учительницей в провинциальном городке Данциг штата Теннеси. На данном этапе её мало беспокоит, что в городке ходят легенды о проделках когда-то сожжённой на костре, а теперь восставшей ведьмы Колинды, что местная девичья команда по лакроссу почему-то называется «Данцигские волчицы»... Она сама - Полина - приняла это решение!

Маленький Данциг далёк от традиционного понимания Америки, этого многонационального котла. Большинство жителей - выходцы из Германии, которые свято холят и лелеют свою историю и традиции. Главная из них - церковь. А там, где слепое почитание, - там и предрассудки. И на такую вот плодородную почву и падают в Данциге зёрна жестокости, предубеждений и тщеславия.

Тема христианства - одна из центральных в романе, здесь она тесно переплетается с кровавой историей нацизма. Хоть жители Данцига открещиваются от фашистского прошлого европейских немцев («Суть в том, что на нас-то никакой вины нет! Мы здесь живём триста лет и к газовым камерам никакого касательства не имеем! И к вашему варшавскому гетто тоже! Нет на нас вины! Не за что нам прощения просить, не за что! И не собираемся мы с поляками или цыганами хороводы водить, для нас понятие крови, чести, германской чести - не пустой звук!» - говорит директор местной школы Галль), но на деле их методы борьбы за чистоту своей общины мало чем отличаются от средств, к которым прибегали в фашистской Германии. Уже тогда А. Гитлер подводил под своё учение религиозный фундамент: «Всякое воспитание личности должно исходить из веры. ... Нам нужны верующие люди». С самого начала  жители Данцига косо смотрят на Полину, которая за несколько дней так и не удосужилась прийти в местную церковь на ежедневное собрание. Потихоньку горожане начинают перевоспитывать Полину, проверяют на ригидность её личные ценности, являющиеся вызовом их сообществу. И Полина не проходит проверку, просто не сразу понимает всю серьёзность своего положения. Как «Господь призывал изгонять из Храма порождения ехидн и гадюк» (Евангелия от Матфея 3:7), так и жители Данцига избавляются от так называемых «чужих», untermenschen. Старый поляк-алкоголик (в Данциге царит «сухой закон»), бродяги-цыгане - все, кто не вписывается в данцигскую картину мира, автоматически становятся врагами. «Кто не со Мною, тот против Меня» (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 30 и Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 23) - манипулируя этим лозунгом, Данциг выплёвывает чужеродные элементы, не желающие или не способные встроиться в его систему. И делает это далеко не гуманными способами. Тема нетерпимости и жестокости задаётся автором ещё в начале романа, когда Полина устраивается работать в еврейский журнал, чтобы систематизировать и переводить архивы по истории геноцида евреев, - и красной нитью проходит через всё повествование.

В попытке освободиться от страха и ощущения безысходности, Полина ищет спасение в любви и обнаруживает, что единственным подходящим объектом для её любви оказывается её же ученик Михаэль. Подросток сумел сохранить трезвый взгляд на жизнь. Здесь он, как и Полина, чувствует себя в клетке, из которой мечтает вырваться. И Полина поддаётся искушению. Очень смело со стороны автора - подтолкнуть героя к такому шагу без риска вызвать осуждение читателя. Но поступок Полины не вызывает осуждение, скорее - сочувствие. Для читателя очевидно, Полина - жертва, заложница обстоятельств. В мире, в котором теперь живёт Полина, понятия добра и зла меняются местами.

В романе снова подвергаются испытанию христианские доктрины: подставить ли левую щёку, когда ударили по правой? Не противиться ли насилию, как учил Лев Толстой, несомненный кумир Полины? Оказавшись перед лицом смерти, Полина делает свой выбор - сложный, но необходимый. И через этот выбор происходит главная трансформация её личности. Впервые в жизни Полина не убегает, она решается открыто бросить вызов жестокой реальности. Оправдано ли насилие, если оно совершается во спасение? Этот вопрос автор оставляет открытым. Тот же вопрос актуален и в романе «Медовый рай». Значит, он беспокоит автора, задевает за живое. Победа героини - это не только победа над злодеем, серийным убийцей. Это, прежде всего, победа над собой. И всё же это однозначная победа. Пусть даже здесь и сейчас, в этой, земной жизни.

http://write-read.ru/reviews/597