Журнальный зал


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Лидия Николаевна Сейфуллина. К 125-летию со дня рождения.

Л. Н. Сейфуллина (1889-1954)- прозаик, драматург, общественный деятель, актриса, библиотекарь - внесла заметный вклад в развитие культуры Южного Урала.

Родилась Лидия Николаевна в казачьей станице Варламово Троицкого уезда Оренбургской губернии (сейчас это село Чебаркульского района Челябинской области). Она с гордостью всегда говорила: "Я - коренная уралка". Писала: "Личная моя судьба тесно связана с жизнью моего отца. Отец мой - татарин. Мой дед был плотником и проживал в селе Мамарыш Казанской губернии... Пожар. Сгорела не только дедова изба, но погибли в огне моя бабушка и тетка, сестра моего отца. Дед помешался в уме. Круглыми сиротами остались два мальчика. Младшего - моего отца - взял к себе на воспитание священник Ронгинский". Отцу Сейфуллиной тогда было пять лет. Его крестили, дали имя Николай, отчество - крестного отца, а фамилию оставили деда. Так появился Николай Егорович Сейфуллин.





 Приемный отец дал мальчику образование. Николай закончил учительскую семинарию в Казани, работал учителем татарского языка, переводчиком. Но умерла от скоротечной чахотки его невеста, и он решил посвятить себя православию. Для того, чтобы стать священником, надо было жениться. Женился на молоденькой русской девушке из большой и бедной семьи Анне Елиной. Брак оказался счастливым, но очень недолгим. Родились две дочери, старшая Лидия. Когда Лиде исполнилось пять лет, умерла мать, которой было только 23 года. Тридцатилетний Николай Егорович в то время служил священником в Варламовском храме. Он был интеллигентным, честным, очень мягким и добрым человеком, любящим отцом.

Лидия Николаевна писала, что они росли на руках двух неграмотных крестьянок - бабушки и няньки. С детства слушали народные сказки и сказания. Читать и писать учили девочек отец и крестная мать. Семья жила в бедности, не было ни коровы, ни лошади, зато была богатая духовная атмосфера. Николай Егорович любил играть на скрипке, слушать пение. Но особое место в доме занимала литература. Отец выписывал для детей журналы, покупал книги. Много читал им наизусть. Пробовал писать сам. Николаю Егоровичу пришлось не раз менять место работы, жила семья в Кустанае, в Орске, в Оренбурге…
Начальное образование она получила в церковно-приходской школе с. Александровка, а затем в 1904 году окончила Оренбургское епархиальное училище.

Осенью 1904 года Лидия Сейфуллина поступила в 7-ой класс Омской гимназии. Училась хорошо, много читала и уже здесь проявлялись ее способности к писательскому делу.

В грозном 1905 году она вместе с больным отцом попадает в Москву, где впервые приобщается к делу революции. Эту поездку Сейфуллина впоследствии описала в очерке «Москва 1905 года».

В 1906 году Л. Сейфуллина работает учительницей в Орском женском двухклассном училище. В 1907 году привозит в Оренбург больного отца. Поступает работать в начальную школу, затем в воскресную школу для рабочих. Этот последний год первой русской революции был исключительно важным для идейного формирования Л. Н. Сейфуллиной. Там же появились ее первые статьи в газетах. Здесь, в Оренбурге, она близко сходится с супругами Афиногеновыми, социал-демократами, издававшими в городе газету «Простор». Л. Н. Сейфуллина принимала участие в работе редакции и общалась со многими оренбургскими социал-демократами.
Вскоре Николай Егорович получил назначение в Орск, куда вслед за ним переехала и дочь. Здесь она увлеклась театром. Первое упоминание об ее участии в любительском спектакле встретилось в заметке, напечатанной в "Оренбургской газете" за 13 марта 1908 г. Затем пробует силы на профессиональной сцене. Три сезона (1909-1911) играла в антрепризе З. А. Малиновской под театральным псевдонимом Л. Н. Нелидова, ездила с гастролями по стране: Вильно (Вильнюс), Ташкент, Владикавказ. Играла детей и комических старух. Она была маленького роста с большими темными глазами. Заболев, в театр уже не вернулась. До революции Лидия Николаевна ездила по глухим уральским и мордовским селам, учила грамоте детей и взрослых, создавала сельские библиотеки-читальни. 1917 год встретила в Орске.

Вскоре нужда заставила ее занять место учительницы в деревне Аксакалка, а затем Карайгыр Орского уезда. Занимаясь с детьми, она постоянно входила в интересы крестьян. В войну 1914 года Лидия Николаевна под диктовку пишет солдатам письма на фронт. Читает крестьянам газеты со своими пояснениями. Здесь же она встретилась с молодой красивой девушкой, послужившей ей впоследствии прототипом Виринеи — красавицы-кержачки.
 С сентября 1915 года по август 1917 Л. Н. Сейфуллина заведует библиотекой-читальней в селе Самарско-Раевском Орского уезда. Здесь ее застала февральская революция. Материально жилось очень трудно, о чем говорит сохранившееся в архиве ходатайство перед Орской уездной земской управой о выдаче Сейфуллиной 200 рублей на поездку в Москву на библиотечные курсы Шанявского. На курсы она была послана как лучший земский библиотекарь.

В июле 1917 года по приезду из Москвы Л. Н. Сейфуллина была делегатом 1 крестьянского уездного съезда в Орске и избирается гласной Орской земской управы. Этот факт говорит об огромной популярности Лидии Николаевны среди местного русского и башкирского населения — она была единственной женщиной, избранной в земскую управу.

Общественная активность Л. Н. Сейфуллиной резко усилилась после февральской и особенно Октябрьской революции 1917 года. Недолгое время она состояла в партии эсеров, но в январе 1919 года в Оренбурге выходит из этой партии и после до конца жизни формально ни в какую другую партию не вступает.
В марте 1919 г. (по некоторым данным - в 1918 г.) Лидия Николаевна с мужем - писателем Валерианом Правдухиным - приехала в Челябинск. Жизнь тогда была чрезвычайно трудной. Разруха, голод (хлеба выдавали по 5 фунтов в месяц), холод, тиф, холера. "Непредставимый в своей жестокой фантастике быт", - писала Лидия Николаевна. Но они с мужем были молоды, энергичны, оба блестящие организаторы. Область их деятельности - культура и просвещение. Работали в Челябинском губнаробразе. Сейфуллина была инструктором по внешкольному образованию, Правдухин - заведующим внешкольным подотделом. Читали лекции в Народном доме, реальном училище, городских клубах, были активными журналистами областной газеты "Советская правда" (современное название - "Челябинский рабочий").

Правдухин называл жену "заядлой книжницей". Особую роль сыграла Лидия Николаевна в развитии библиотечного дела в Челябинской области. Она заведовала Челябинской городской библиотекой (сегодня это Челябинская областная универсальная научная библиотека) в 1919-1920 гг., с июля 1920 г. возглавляла библиотечную секцию в областном управлении народного образования. За девять месяцев после освобождения Челябинска от колчаковцев при ее участии было открыто более двадцати библиотек. Сейфуллина организовывала литературные вечера, кружки в библиотеках, закупала в Москве книги, собирала конфискованную у богатых и брошенную литературу, и распределяла ее по библиотекам города.

Особое внимание Лидия Николаевна уделяла библиотечной работе с детьми. Она часто "уходила в детский отдел библиотеки, где весь день крутились стаи юных читателей". В 1919 г. в Челябинске на съезде по внешкольному образованию Сейфуллина выступила с докладом о работе библиотек с детьми. В 1920 г. в Челябинском педагогическом техникуме читала лекции о роли рассказывания детям, детском чтении, методах привлечения к книге. Свои статьи о библиотечном деле она подписывала: "Библиотекарь", "Л. С.", "Л. Н.", "Л.".
Л. Н. Сейфуллина не раз приезжала в Москву на учебу и совещания, была знакома с Н. К. Крупской. Еще в 1917 г. она окончила в столице трехмесячные библиотечные курсы при народном университете им. А. Шанявского. Всегда и везде выступала в защиту городских, сельских и особенно детских библиотек. В 1920 г. на Всероссийском совещании по внешкольному образованию она горячо говорила о необходимости создания детских библиотек.

Лидия Николаевна является инициатором постановок спектаклей для детей в Челябинске. В стране еще не было таких театров и детского репертуара. Об этом она писала в статье "О детском театре", опубликованной в "Советской правде" 18 сентября 1920 г. К "Неделе ребенка" в Челябинске был объявлен конкурс на детскую пьесу. Произведение Сейфуллиной "Егоркина жизнь" получило первую премию, пьеса Правдухина "Новый учитель" также была отмечена. Что значила тогда премия? Лидия Николаевна получила баранину и папиросы, а Правдухин - пуд муки и три фунта масла.

Пьесы были поставлены в Народном доме, где играли сами авторы, в театре на острове реки Миасс. Все школьники города посмотрели эти спектакли. Кроме того, Лидия Николаевна писала сценарии по русским народным и зарубежным сказкам.
В 1920 г. была организована первая на Урале сельскохозяйственная трудовая колония для беспризорных детей на окраине поселка Тургояк. Лидия Николаевна помогала в ее организации. Потом она с мужем почти месяц в ней жила, ходила с детьми в походы, много им рассказывала, ставила с ними спектакли.

Осенью 1921 г. Валериана Правдухина направили в Новосибирск руководить государственным издательством. Там Лидия Николаевна "с головой окунулась" в работу. В 1922 г. вместе с мужем приняла участие в создании журнала "Сибирские огни". В первом его номере напечатано первое художественное произведение Лидии Николаевны "Четыре главы" (о судьбе актрисы). Во втором номере за тот же 1922 г. - ее повесть "Правонарушители", посвященная истории Тургоякской детской колонии. У главных героев были реальные прототипы. Колония исправляла людей, делала их жизнь другой, разумной.
Это произведение стало первой в стране книгой о беспризорниках. Еще не было повести Л. Пантелеева и Г. Белых "Республика Шкид", "Педагогической поэмы" А. Макаренко. Сейфуллина впервые в литературе XX в. говорила о беспризорности как о большой и очень острой проблеме. Макаренко высоко оценил ее повесть. Сейфуллина позже признавалась, что писала ее "с веселой душой, сразу, как никогда уже больше написать не могла и не смогу... В моем небогатом вкладе в советскую беллетристику я считаю его самым ценным".

«Правонарушители» оказалось самым читаемым детьми и взрослыми произведением в послереволюционной России, как и повесть "Неделя" Юрия Либединского, напечатанная в это же время. Книгу издавали большими тиражами в Москве и Новосибирске, переводили на иностранные языки. На Урале и в Сибири ее ввели в школьные программы, рассылали по городам и районам вместе с инструкцией по борьбе с беспризорничеством. В 1933 г. фашисты в Германии бросали в костры и эту книгу. То, о чем писала Сейфуллина, актуально и сегодня.

Детская колония в поселке Тургояк просуществовала до 1924 г. Сегодня здесь детский дом для глухих и слабослышащих детей. К столетию Лидии Николаевны миасские книголюбы установили на этом доме мемориальную доску.

Уехав из Челябинска в 1921 г., Лидия Николаевна не рассталась с Уралом. Они с мужем не раз приезжали в наши края. Некоторые произведения Сейфуллиной написаны на уральском материале: повесть "Александр Македонский" (прототип героя - отец челябинской революционерки Риты Костяновской), рассказ "Поневоле" (описано озеро Тургояк), рассказ "Юный коммунист" и очерк "Мужицкий сказ о Ленине" (место действия - села Кузино и Карагай Верхнеуральского района).

За сравнительно короткий срок жизни в Челябинске Сейфуллина собрала столько материала, что его хватило на несколько книг. Она писала сдержанно, просто, но за скупыми строчками - целая эпоха. В ее произведениях органично сочетались жестокая правдивость и вера в победу справедливости. "Меня сделала писателем сама жизнь", - говорила Лидия Николаевна.
 В 1922 г. Сейфуллина написала повесть "Перегной" - о том, как темные, забитые деревенские жители встретили революцию и гражданскую войну. Читать книгу тяжело, она заканчивается кровавой драмой, но в библиотеках на нее устанавливалась очередь. Удивительно, как в один год Лидия Николаевна сумела написать три разных, больших повести: "Четыре главы", "Правонарушители" и "Перегной", которые сделали Сейфуллину знаменитой.

В 1923 г. Сейфуллина с мужем переехали в Москву, поселились в доме брата Валериана Правдухина. Лидия Николаевна много работала. В 1924 г. вышла ее известная повесть "Виринея", где описана степная южноуральская деревня и драма Виринеи - деревенской Кармен с сильным характером, бунтарской душой, достоинством. Неповторим язык повести. В 1925 г. они с мужем написали пьесу по мотивам "Виринеи". Ее ставили в МХАТе, в Театре им. Евг. Вахтангова и других театрах страны. Вместе с Вахтанговским театром Сейфуллина выезжала за границу: в Варшаву, Берлин, Париж. В Берлине подружилась с В. Маяковским, выступала с ним и в Париже. Маяковский называл Лидию Николаевну Сейфуллинкой (за малый рост). По повести "Виринея" ленинградский композитор С. Слонимский написал оперу (1967), режиссер В. Фетин на киностудии "Ленфильм" поставил фильм (1968), где роль главной героини сыграла Людмила Чурсина.

К 1925 г. к Лидии Николаевне пришла большая литературная слава. М. Горький назвал ее "человечицей, влюбленной в литературу". Вышли подряд собрания ее сочинений: трехтомное (1925), пятитомное (1926-1927), шеститомное (1929-1931), отдельные произведения. Но жизнь писательницы становилась все сложнее. Она все дальше уходит от тех идеалов, в которые верила. Наступил творческий кризис. Лидия Николаевна называет это время "черным периодом". Болезни, операция, бытовые трудности, провал ее пьесы "Попутчики", написанной в 1932 г. Лидия Николаевна все более требовательна к себе. Начала большую повесть "Страна". Написала шесть глав, рукопись ей не понравилась. В итоге получился всего один рассказ "Таня" (напечатан в 1934 г. в журнале "Новый мир"). Это был один из лучших ее рассказов, в котором она впервые в советской литературе заговорила о репрессиях.
В 1932 том же году Лидия Николаевна с мужем получили квартиру в писательском доме на углу ул. Тверской и проезда Художественного театра (Камергерский переулок). В этом доме жили М. Светлов, Э. Багрицкий, Ю. Олеша, М. Шагинян. Сейфуллина вновь окружена людьми, опять в гуще событий, но пишет трудно и мало. Несмотря на это, в 1934 г. ее избирают членом правления Союза писателей СССР. Ей приходится вести большую организаторскую работу.

В 1936 г. государство пожизненно выделило ей дачу в Переделкине по соседству с дачей А. Фадеева. Здесь она подружилась с К. Чуковским, Б. Пастернаком, Ю. Либединским, А. Фадеевым. Но наступил 1937 г., ночью на даче арестовали Валериана Правдухина. Это было для Лидии Николаевны страшным ударом. Сама она чудом избежала ареста. В 1939 г. мужа расстреляли (в 1956 реабилитировали посмертно). Продолжается творческий кризис. Все, что было написано ею раньше, почти перестали издавать, а на новые произведения не было сил. Важным событием в ее жизни в те годы стало награждение орденом Трудового Красного Знамени (1939).

Л. Н. Сейфуллина была смелым человеком. Об этом не раз рассказывали те, кто хорошо знал Лидию Николаевну. В 1932 г., в период подготовки первого съезда писателей, известных авторов собрали на квартире у М. Горького. Приехал Сталин. Только что закрыли РАПП (ассоциацию пролетарских писателей), но настойчиво рекомендовали писателям тех же руководителей. Сейфуллина сидела напротив Сталина и вдруг громко и четко ему сказала: "Что же, Иосиф Виссарионович, получается? Только что Вы нас освободили от рапповской опеки и теперь хотите опять на писателей хомут одеть?" Это было, как разорвавшаяся бомба. В 1946 г. она защищала А. Ахматову и М. Зощенко, несмотря на опасность, грозившую за это ей самой.
В начале войны Лидия Николаевна просилась на фронт. Не пустили. Работала на радио. В 1942 г. добилась командировки на Западный фронт военным корреспондентом. Составила сборник статей о гвардейцах, была награждена гвардейским значком. Солдаты называли ее "Гвардии мамаша". "Для меня это самое дорогое в жизни, самое ласковое имя", - писала Л. Сейфуллина. По возвращении в Москву писала очерки, статьи, вела радиопередачи. В первую военную зиму Союз писателей СССР отметил двадцатилетие литературной деятельности Лидии Николаевны.
 Вышел сборник ее избранных произведений. Она много работает в комиссии по приему в Союз писателей СССР. Пишет повесть "На своей земле" о героине - партизанке Лизе Чайкиной. Немного раньше - очерк "Сережа Воронцов" о мальчике-партизане. И вновь она первой из писателей поднимает тему героизма детей в трудное для страны время. Еще не было повестей В. Катаева "Сын полка" и Л. Кассиля "Улица младшего сына".

После войны Лидия Николаевна много работала с молодыми литераторами, но произведения самой писательницы почти не публиковались. Скрашивала жизнь Сейфуллиной семья ее сестры Зои, которую она еще до войны позвала жить к себе. Внуки сестры называли Лидию Николаевну бабушкой.

Л. Н. Сейфуллина ушла из жизни 25 апреля 1954 г. Похоронена на Введенском кладбище Москвы. В те дни А. Фадеев прислал телеграмму: "Мне лично она всегда была дорога как человек кристальной чистоты, прямоты, как чудесный товарищ, как учитель, поддержавший мои первые шаги в литературе".

Литературное наследие Л.Н. Сейфуллиной:

Сейфуллина, Л. Н. Виринея [Текст]: повести и рассказы / Л. Н. Сейфуллина; авт. послесл. А. Шмаков. - Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1981. - 336 с.

Сейфуллина, Л.Н. Из дневника охотника [Текст]: очерк /Л.Н. Сейфуллина // Вниз по Уралу.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1980.- С.75-100.

Сейфуллина, Л. Н.  Четыре главы [Текст]: повести и рассказы / Л. Н. Сейфуллина; авт. предисл. Г. Добыш. - М.: Современник, 1989. - 335 с.

Сейфуллина, Л. Н. Повести [Текст] / Л. Н. Сейфуллина; авт. послесл. В. Ерёмин. - М.: Сов. Россия, 1984. – 375с.

Сейфуллина, Л. Н. Сочинения [Текст]: в 2-х т. Т.1. Повести и рассказы 1925-1946 / Л.Н. Сейфуллина. – М.: Худож. лит., 1980.- 383с.

Сейфуллина, Л. Н. Сочинения [Текст]: в 2-х т. Т.2. Повести и рассказы 1922-1924 / Л.Н. Сейфуллина. – М.: Худож. лит., 1980.- 445с.

Сейфуллина, Л. Н. Художественные произведения, воспоминания, статьи [Текст] / Л. Н. Сейфуллина; авт. предисл. С. Лубэ. - Оренбург : Оренб. кн. изд-во, 1959. - 340с.


Литература о жизни и творчестве Л.Н. Сейфуллиной:

Овчаренко, А.И. Лидия Сейфуллина [Текст] // Овчаренко, А.И. От горького до Шукшина /А.И. Овчаренко.- М.: Сов. Россия, 1984.- С65-78.

Сейфуллина в воспоминаниях современников [Текст] – М.: Сов. писатель, 1961.- 298с.

Яновский, Н.Н. Лидия Сейфуллина [Текст]: критико-биографический очерк / Н.Н. Яновский.- изд. 2-е, доп. – М.: Худ. лит., 1972.- 246с.

Электронные источники:

Виринея. Драматург. Лидия Николаевна Сейфуллина [Электронный ресурс] //  //Русская традиция. Общественная организация - Режим доступа: http://www.ruslo.cz/articles/840/ . - Загл. с экрана.- (Дата обращения: 19.02.2014.)

Капитонова, Н. Писательница, общественная деятельница, библиотекарь [Электронный ресурс] / Н.  Капитонова  // Сейфуллина Лидия Николаевна (3 апреля 1889 - 25 апреля 1954).-  Режим доступа: http://kk.convdocs.org/docs/index-202625.html . -  Загл. с экрана.- (Дата обращения: 21.02.2014.)

Лидия Николаевна Сейфуллина: биография [Электронный ресурс] // people. su: Интересные истории об известных личностях, биографии, юмористические рассказы, фото и видео.- Режим доступа: http://www.people.su/99133 .  Загл. с экрана.- (Дата обращения: 21.02.2014.)

Сейфуллина Лидия Николаевна [Электронный ресурс]//Викепедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%E9%F4%F3%EB%EB%E8%ED%E0,_%CB%E8%E4%E8%FF_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%ED%E0 .- Загл. с экрана.- (Дата обращения: 22.02.2014.)

Сейфуллина Лидия Николаевна [Электронный ресурс] // slovari.yandex.ru.- Режим доступа: http://slovari.yandex.ru. - Загл. с экрана.- (Дата обращения: 21.02.2014.)

Сейфуллина Лидия Николаевна.. 120 лет со дня рождения [Электронный ресурс]// Сейфуллина Лидия Николаевна..- Режим доступа: http://old.chelreglib.ru/el_izdan/kalend2009/seifullina.htm . - Загл. с экрана.- (Дата: 31.03.2014.)

Сейфуллина Лидия Николаевна (1889–1954) [Электронный ресурс] // Историческая страница Орска.- Режим доступа: http://history.opck.org/lichnosti/literatory-pisateli-poety-perevodchiki/180-sejfullina-lidija-nikolaevna.html . - Загл. с экрана.- (Дата обращения: 21.02.2014.)

Сейфуллина Лидия Николаевна. Автобиография [Электронный ресурс] // Детский сад. Ру.- Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/raznlit/avtobiografia_seyfullina.html . - Загл. с экрана.- (Дата обращения: 26.02.2014.)