Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




(К 110-летию со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара)

Уважаемые читатели!

В 2014 году исполняется 110 лет со дня рождения известного советского писателя Аркадия Петровича Гайдара. Библиотека-филиал №7 г. Орска носит имя Аркадия Гайдара с 1952 года, когда решением Орского Исполкома Горсовета  № 430 ей было присвоено имя этого замечательного детского писателя, которое она с гордостью носит и поныне.

На протяжении десятков лет имя А.П. Гайдара, его книги оставались в нашей стране символом  духовно-нравственных ценностей, передаваемых из поколения в поколение.

Предлагаем Вашему вниманию выставку «Аркадий Гайдар: обыкновенная история в необыкновенное время…», посвященную его жизни и творчеству.

Выставка состоит из двух разделов:

1. Родом из революции
2. С тех пор я стал писать…


Есть два портрета Гайдара: на одном – высокий, стройный паренек в гимнастерке и галифе, с заломленной лихо на бок кубанкой на голове, с кортиком на боку, с мягкой, еще полудетской округлостью шеек и припухлостью губ, но с упорным и решительным взглядом ясных светлых глаз, - это Аркадий Голиков, пятнадцатилетний «адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог», 1919 год.                                                                    


На другом – посреди пустого поля с одним голым деревцем вдали, на придорожном камне сидит немолодой уже солдат, широко расставив ноги в тяжелых кирзовых сапогах, с автоматом на коленях, в шлеме, подвязанным ремешком, лицо суровое, горькие складки у рта, набухли усталые веки, но взгляд, непреклонный и твердый, напоминает мальчика с первого портрета, - это Аркадий Гайдар, известный советский писатель, военный корреспондент «Комсомольской правды» на Киевском фронте, 1941 год.


Эти два фотодокумента - между которыми двадцать с небольшим лет, куда уложилась и вся недолгая литературная жизнь Гайдара, - поражают своей выразительностью: это начало и конец его необыкновенной биографии.

Правда, сам Гайдар не считал свою жизнь необыкновенной – он называл ее «обыкновенной биографией в необыкновенное время».

Гайдар говорил так не из ложной скромности, он крепко верил, что время, когда он вступал в жизнь, было, может быть, величайшим в истории революционным временем, какого еще никогда не было на земле. И он мог рассказать, как это время сделало из мальчика – солдата революции, из юноши – красного командира, из красноармейца – писателя, взявшего на себя труд растить людей для будущего, которое он завоевывал с винтовкой в руках.


Родом из революции

«Счастливое, хотя и немного слишком озорное, было время»
Из письма А. Гайдара Б.Н. Назаровскому

Голиковы - фамилия крестьянская. «Голик» - так назывался веник или метла из одних только прутьев. Голик насаживали на палку и мели двор. А еще его применяли для отдраивания полов.

Дед Аркадия Петровича, Исидор Данилович, был крепостным князей Голицыных. 25 лет прослужил в армии. В 43 года возвратился домой, в Щигры. Женился и занялся потомственным ремеслом - щепным промыслом.

Аркадий Петрович всегда помнил, что по отцовской линии корни у него крестьянские. Став журналистом, он любил при случае упомянуть, что дед у него был крепостным.

Отец Аркадия Петровича, Петр Исидорович, с детства мечтал стать педагогом. Он вынашивал фантастический по тем временам проект – обучить грамоте всех детей в России. Ценой немалых лишений Петр Голиков закончил учительскую семинарию.

Отец Петр Исидорович Голиков
Мать Наталья Аркадьевна Голикова

Мать писателя, Наталья Аркадьевна Салькова, была дочерью потомственного офицера-дворянина.

Когда Петр сделал Наташе предложение, ей исполнилось 16 лет. Он был старше ее на пять лет. Она его приняла. У нее тоже была мечта - стать врачом. Женщин на медицинский факультет не принимали. Наташа поступила в Нижнем Новгороде на курсы Миклашевского и стала акушеркой.

Голиковы жили и работали во Льгове, затем переехали в Арзамас.

Льгов. Дом, в котором родился А. Гайдар. Фото 1950-х годов.

Петр Исидорович сначала преподавал, но учительское жалование тогда, как и теперь, было маленькое.

Аркадий стал первенцем. Он родился 22 января 1904 года. Семья росла. Следом за сыном появились три дочери. Петр Исидорович поступил в чиновники. Занимался акцизом - то есть сборами налога на водку.

Поначалу семья была безгранично счастливой.

Родители Аркадия занимались самообразованием. Читали друг другу стихи, которые помнили наизусть. В доме много пели.

Аркадий с матерью (стоит), сестрами Олей,
Катей, Наташей и тетей Дашей. Арзамас, 1914 г.

К семейным праздникам, помимо других даров, готовились и подарки стихотворные. Аркадий начал говорить в рифму и сочинять стихи задолго до того, как выучился читать и писать. «Тетради со стихами, — вспоминает школьный товарищ А.М. Гольдин,— он носил с собой, в ранце, и иногда читал их на переменах. Выступал Аркадий и на школьных вечерах, хотя больше любил читать в классе. Нам, товарищам, иногда подолгу приходилось упрашивать Аркадия почитать стихи. Он застенчиво улыбался, краснел от смущения, но, в конце концов, нам почти всегда удавалось его уговорить».

В эту пору Аркадий много сочинял стихов, но он не записывал их, и они забывались. Тогда мама купила ему красную в толстом переплете тетрадь-альбом и на первой страничке в углу написала:

«Пусть разгорается ярким огнем
Божия искра в сердце твоем».


Атмосферу праздника, которая царила в семье, Гайдар позднее воспроизвел в рассказе «Чук и Гек». Мать с двумя мальчишками едет через всю Россию, через глухую тайгу, чтобы только повидаться с отцом. Счастье - это когда вся семья вместе.

В 1914 году Аркадию исполнилось десять. Его отдали в Арзамасское реальное училище. Оно имело хорошую репутацию.

Реальное училище, в котором с 1914 по 1918 год
учился А. Голиков (Гайдар). Арзамас.


Здесь Аркадий встретил преподавателя словесности Николая Николаевича Соколова, который на несколько лет сделался наставником мальчишки. Под именем ремесленного учителя Галки он выведен в повести «Школа».

О Николае Николаевиче говорили, что он объехал полсвета, знал десять языков, мог преподавать в столичном университете, а выбрал Арзамасское реальное. Почему - неясно до сих пор. Это Галка дал Аркадию и его товарищам по классу «совет на всю жизнь»: беречь и умело развивать память. «Учите каждый день стихи или отрывки прозаического текста. Или иностранный язык. Потраченное время с лихвой вернется к вам».

Аркадий и без того знал много стихов и песен наизусть. А тут он стал учить стихи нарочно. Вскоре память Аркадия стала изумлять окружающих. Он запоминал тесты учебников и прочитанных книг почти целиком. Позднее в армии Голиков помнил все изгибы местности, громадные листы карт, имена сотен бойцов, их биографии, всю информацию, необходимую командиру. А, став писателем, от слова до слова помнил тексты главных своих книг. Сохранилось множество воспоминаний, как Аркадий Петрович выходил к публике без единого листка и читал новую повесть или рассказ на память.


Когда разразилась война, отца взяли в солдаты.

Петр Исидорович Голиков
Детские письма Аркадия отцу на фронт.
1915-1918 гг.

На всю жизнь запомнил Гайдар минуты прощания с отцом. Все плакали: сестры, мать, соседи. Только десятилетний мальчик стоял у порога, закусив губы, крепился и не плакал. Наталья Аркадьевна осталась одна с четырьмя детьми.

Для семьи Голиковых началась суровая жизнь. Как ни трудно было жившему в глухой провинции разобраться  в столпотворении политических споров, он сумел выбрать единственный верный путь - примкнул к большевикам. Четырнадцатилетним подростком (скрыв свой возраст) добровольно ушел на фронт. Пятнадцати лет окончил Киевские командирские курсы. Ему не было семнадцати лет, когда он принял командование полком.

А. Голиков, зачисленный в комендантскую команду
Штаба обороны всех железных дорог Республики. Конец 1918 г.

Без сомнения, велика была в этом роль семьи, домашнего воспитания. Родители Аркадия принадлежали к той части русской демократической интеллигенции, которая видела первейший свой долг в бескорыстном служении народу и бескомпромиссной борьбе за справедливость. Голиков не мыслил своей жизни вне военной карьеры, готовился поступать в военную академию. Но многочисленные ранения и болезни вынудили его в 1924 демобилизоваться из армии. Это было крушение всех его надежд.

Комбат А. Голиков. 1922 г.

В отчаянии Голиков пишет «Прощальное письмо Красной армии», где уже проявились признаки литературного дарования. Но все же после мучительных размышлений о том, чем заниматься дальше, он принимает решение «служить пером».

Началась новая жизнь Аркадия Голикова, жизнь писателя Аркадия Петровича Гайдара в книгах. Есть много версий происхождения литературного псевдонима писателя. Одна из них заключена уже в биографических данных Гайдара: Голиков Аркадий из Арзамаса.

Гайдар вошел в детскую литературу рассказом о гражданской войне «РВС» (1926). Затем были написаны книги, на которых воспитывалось не одно поколение детей. Это: «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (1933), «Военная тайна» (1935), «Голубая чашка» (1936), «Судьба барабанщика» (1939), «Чук и Гек» (1939).
 
Своими произведениями Аркадий Гайдар старался пробудить интерес детей к истории Родины. «Книжная» педагогика писателя никогда не расходилась с жизненной и, уж конечно, с отцовской. Он дарил сыну то матросскую бескозырку, то черкеску с газырями, то кинжал «совсем как настоящий»… А первые песни, которым отец научил Тимура, конечно же, были песнями гражданской войны и революции.

А. Гайдар с сыном Тимуром, 1939 г.

По собственному армейскому опыту он знал, как хорошая строевая песня поднимает дух бойцов. И сына своего наставлял: «Ты, если хныкать захочется, всегда запевай песню. И самому веселее, и людям приятнее».

Что же качается смелости, то Гайдар считал ее непременным качеством настоящего солдата, поэтому и в книгах и в жизни воспитывал ее у будущих защитников Родины. Тимур Аркадьевич с благодарностью вспоминает о том, как отец воспитывал в нем волю и мужество, часто создавая такие ситуации, которые учили его преодолевать страх. Точно так же он поступил и со своими маленькими героями, считая, что характер и воля закаляются в испытаниях.

По состоянию здоровья Гайдар не мог быть призван в армию. Но когда фашистская Германия напала на нашу страну, он сделал все, чтобы оказаться на фронте. Он ушел на войну корреспондентом «Комсомольской правды». Его не брали в регулярную армию, он стал партизаном. Он погиб, выручая товарищей. Это случилось 26 октября 1941 в бою под деревней Леплява, когда маленькая группа партизан, возвращаясь с боевого задания, наткнулась на эсэсовскую засаду. Похоронен Гайдар на высоком берегу Днепра в г.Каневе.

«Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан, в тылу врагов,
И, осенней вечной славою,
Спит у Днепропетровских берегов».
С. Маршак


Памятник на могиле писателя в г. Канев

Память:

В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл СССР.

Памятник герою повести Гайдара Мальчишу-Кибальчишу — первый в Москве памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) — установлен в 1972 году у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах (в Советском Союзе — Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах).

С 1938 по 1941 годы А.П. Гайдар жил в подмосковном Клину на улице Большевистской (ныне ул. Гайдара). Здесь он написал произведения «Тимур и его команда», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости». В Клину открыт мемориальный Дом-музей писателя и Центральная детская библиотека носит его имя.

Имя А.П. Гайдара носят Калининградская и Белгородская областные детские библиотеки, а также библиотека-филиал №7 г.Орска.

В Арзамасе имя А.П. Гайдара присвоено одной из улиц, городскому парку культуры и отдыха, школе № 7, центральной городской детской библиотеке, Арзамасскому государственному педагогическому институту. В городе расположен литературный и мемориальный музей А.П. Гайдара. Гайдаровскими называются пруды расположенные в центральной части города, на которых маленький Аркадий устраивал свои «морские бои». В городе сохранилось здание Реального училища, в котором учился писатель.

Государственные награды:


1939 — Орден «Знак Почёта».
1963 — Орден Отечественной войны I степени (посмертно).

Литература о жизни и творчестве А.П. Гайдара:

Аркадий Гайдар: Жизнь и творчество [Текст] / сост. Н.И. Рыбаков. – М. : Просвещение, 1991 – 208 с.
Богданов, Н. Всадник, скачущий впереди [Текст] / Н. Богданов. – М. : Малыш, 1978. – 49 с.
Богданов, Н. Гайдар у горы Магнитной [Текст] / Н. Богданов. – Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1974. – 45 с.
Гайдар в школе [Текст] / сост. Т.Ф. Курдюмова. – М. : «Просвещение», 1976. – 126 с.
Гайдар, Т. Голиков Аркадий из Арзамаса [Текст] / Т. Гайдар. – М. : Политиздат, 1988. – 318 с.
Гайдар-Голикова, Е. Едет папа на войну за Советскую страну [Текст] / Е. Гайдар-Голикова. – М. : Детская литература, 1986. – 64 с.
Гольдин, А. Невыдуманная жизнь [Текст] / А. Гольдин. – М. : Детская литература, 1972 – 142 с.
Две школы Аркадия Гайдара [Текст] / редактор-сост. О. Ковалевская. – Л. : Детская литература, 1988. – 208 с.
Емельянов, Б. О смелом всаднике: Гайдар [Текст] / Б. Емельянов. – М. : Молодая гвардия, 1984. – 160 с.
Жизнь и творчество А. П. Гайдара [Текст] / сост. Р. И. Фраерман. – М. : Детская литература, 1964. – 432 с.
Камов, Б. Партизанской тропой Гайдара [Текст] / Б. Камов. – М. : Детская литература, 1973. – 275 с.
Котов, М. Гайдар на войне [Текст] / М. Котов. – М. : Молодая гвардия, 1971.- 272 с.
Кутняхова, Н. Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка» [Текст] / Н. Кутняхова // Литература в школе. – 2004. - №6. – С. 40-43.
Орлова, Н. Аркадий Гайдар [Текст] / Н. Орлова. – М. : Просвещение, 1974. – 110 с.
Смирнова, В. Аркадий Гайдар [Текст] / В. Смирнова. – М. : Советский писатель, 1961. – 204 с.

Электронные ресурсы:

1. Аркадий Гайдар [Электронный ресурс] // СПб ГБУ «Централизованная библиотечная система» Юношеская библиотека им. Аркадия Петровича Гайдара. – Режим доступа: http://gaidar.ucoz.ru/index/arkadij_gajdar/0-5. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.01.2014).

2. Аркадий Гайдар [Электронный ресурс] // Онлайнбиблиотека Limba.ru. – Режим доступа: http://www.libma.ru/literaturovedenie/vospitanie_pokolenii/p8.php. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.01.2014).

3. Вихрецкий Д. С. Гайдар .аркадий Петрович [Электронные ресурсы] / Д. С. Вихрецкий // Имя в Кузбассе. – Режим доступа: http://nameinkuzbass.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=102&Itemid=174. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.01.2014).

4. Гайдар Аркадий Петрович, писатель [Электронный ресурс] // Басманка. РФ. – Режим доступа: http://басманка.рф/wiki/g/1066/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.01.2014).

5. Гайдар, Аркадий Петрович [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%E9%E4%E0%F0,_%C0%F0%EA%E0%E4%E8%E9_%CF%E5%F2%F0%EE%E2%E8%F7. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.01.2014).

6. Жизнь и творчество  Гайдара [Электронный ресурс] // Научная онлайн-библиотека ПОРТАЛУС. – Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1296216825&archive=003&start_from=&ucat=&. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.01.2014).

7. Залата, С. Аркадий Гайдар. Когда жизнь подвиг и пример…[Электронный ресурс] / С. Залата // Методическая копилка библиотекаря. – Режим доступа: http://школбиб.рф/?p=869. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 22.01.2014).

8. О наиболее известных произведениях А.П. Гайдара [Электронный     ресурс] // Методический отдел ЦГДБ им Гайдара. – Режим доступа: http://gaidarovka-metod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=156:2011-09-01-06-58-13&catid=77:2011-08-26-11-46-59&Itemid=. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 22.01.2014).

9. Фурсова, Т.Н., Ширяева И.И. А.П. Гайдар – жизнь  и  творчество [Электронный ресурс] / Т.Н. Фурсова, И.И. Ширяева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/522277/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 29.01.2014).


С тех пор я стал писать…

«Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой,
мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам,
какая она была – жизнь, как оно все начиналось
да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало»
А. Гайдар

За свою недолгую жизнь Гайдар успел написать не так много: все лучшее, что создано им, легко укладывается в однотомник. Гайдар не писал длинных, толстых романов, у него не было книг «с продолжением». Небольшая повесть, рассказ – вот жанр, в котором он чувствовал себя хорошо. Лучшие его книги – одного дыхания, выливались сразу и словно отвечали детской потребности прочесть книгу «в один присест», «залпом», «проглотить зараз». Чувство жанрового и тематического «лимита» было очень развито у Гайдара, в лучших его книгах нигде нет растянутости, они построены крепко и оставляют впечатление законченности. Он умел вовремя ставить точку – искусство редкое, особенно в детской литературе.

Но если внимательно перечесть подряд все им написанное, то окажется, что он все время писал, в сущности, одну повесть – правдивую, серьезную, веселую и трогательную повесть о жизни советских детей в первую четверть века советской эры.

Эта повесть начинается с того, как в первые годы гражданской войны двое маленьких деревенских мальчишек спасли раненого командира Красной Армии («РВС», 1926г). Потом в этой повести рассказано, как 13-летний мальчик Борис Гориков оставил свой родной дом и ушел в Красную Армию «воевать за светлое царство социализма» («Школа», 1930г). Дальше Гайдар рассказывает о том, как в самые глухие уголки Советской страны пришла новая жизнь с веселым грохотом стройки, с новыми, умелыми и смелыми людьми («Дальние страны», 1932). Потом идет рассказ о пионерских отрядах, о предстоящих боях с капиталистическим миром («Военная тайна», 1935). Потом вместе с маленькой Светланой читатель отправляется побродить по советской земле («Голубая чашка», 1936). Потом в борьбе с коварным и хитрым врагом решается судьба ребенка, лишенного семьи, но заботливо охраняемого советской родиной («Судьба барабанщика», 1939). После этих испытаний читатель совершает удивительное путешествие с двумя озорными мальчуганами («Чук и Гек», 1939). Но в конце этой большой гайдаровской повести о детях звучит военная труба и эшелоны воинов отправляются на Дальний Восток отражать нападение врагов. А дети берут на себя заботу о семьях тех, кто ушел воевать за родину («Тимур и его команда»).

Эта единая большая повесть Гайдара замечательна прежде всего тем, что современная писателю советская действительность отражена в ней последовательно и в самом главном. Каждая книга Гайдара – разговор с детьми на самую важную тему, и решение этой темы открывает дорогу в будущее – в завтрашний день. Гайдар удивительно умел идти в ногу со временем, и это ставит его в один ряд с лучшими советскими писателями 20-х и 30-х годов. Недаром часто говорят, что «Школа» Гайдара стоит рядом с «Разгромом» Фадеева, «Чапаевым» Фурманова, «Как закалялась сталь» Островского.

Произведения А.П. Гайдара:

Гайдар, А. Дальние страны [Текст] / А. Гайдар. – М. : Дрофа-Плюс, 2007. – 240 с.

А. Гайдар обладал неповторимым художественным и романтическим даром видеть красоту там, где другой и не замечал ее. В повести «Дальние страны» писатель изобразил «необыкновенное в обыкновенном». Когда читаешь «Дальние страны», невольно приходят на память строчки из повести «Школа». Герой этой книги Борис Гориков говорит: «Ещё в Арзамасе я видел, как мимо города вместе с дышавшими искрами и сверкавшими огнями поездами летит настоящая, крепкая жизнь. Мне казалось, что нужно только суметь вскочить на одну из ступенек стремительных вагонов, хотя бы на самый краешек, крепко вцепиться в поручни, и тогда назад меня уже не столкнешь».

Вот так же и в повести «Дальние страны» мимо тихого разъезда пролетают, не останавливаясь, скорые поезда, мчащиеся в неведомые, интересные «дальние страны». Мальчишки, провожая завидующим взглядом мчащиеся мимо поезда, рисуют в своем воображении неведомые земли, мечтая о новой, интересной, прекрасной жизни. Но вдруг оказывается, что «настоящая, крепкая жизнь» сама приходит на этот разъезд, что теперь заманчивые «дальние страны» вот они, рядом. Правда, путь в них все равно нелёгок, а порой и опасен.
Гайдар, А. Тимур и его команда [Текст] / А. Гайдар. – М. : Детская литература, 1981. – 111 с.

Повесть «Тимур и его команда» — это феноменальное явление искусства. Трудно найти произведение, которое бы дало начало массовому детскому движению – «тимуровскому». Написать такое произведение была огромная удача и победа писателя.

Первоначально повесть называлась «Дункан и его команда» — по фамилии главного героя. Еще не успев закончить повесть, Гайдар получил предложение написать на этот же сюжет сценарий одноименного фильма. В процессе работы над ним он дает герою другое имя – Тимур – и соответственно изменяет заглавие. Сделав киносценарий, писатель возвращается к повести и завершает ее 27 августа 1940 года. А уже с 5 сентября по 8 октября произведение печатается в «Пионерской правде». В новой повести Гайдару удалось соединить самую смелую мечту и действительность, романтику и повседневность, идеалы детей и взрослых.
Гайдар, А. Р.В.С. [Текст] / А. Гайдар. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1986. – 64 с.

Художественная индивидуальность А. Гайдара ярко проявилась уже в его первом крупном произведении для детей рассказе «Р.В.С.». Тема рассказа – революция и дети. В творчестве писателя эта небольшая повесть занимает важное место. Именно в ней начинает ярко проявляться особая, столь характерная для Аркадия Гайдара, манера разговора с детским читателем: серьёзность, общественная значимость, а порой и трагичность затрагиваемых им вопросов. Автор включает юных героев своих произведений в главные события, заботы, которыми живет страна.

Впервые повесть увидела свет в апреле 1925 года в ленинградском журнале «Звезда» в сокращённом варианте. Полный текст появился год спустя на страницах газеты «Звезда» в Перми. В том же 1926 году «Р.В.С.» вышла в Москве отдельной книжкой.
Гайдар, А. Военная тайна [Текст] / А. Гайдар. – М. : Детская литература, 1973. – 112 с.

Хабаровский период жизни А. Гайдара был отмечен значительным событием – созданием повести «Военная тайна». Новая повесть задумывалась и создавалась Гайдаром именно как произведение для детей.
Гайдар, А. Мои товарищи [Текст] / А. Гайдар. – М. : Детская литература, 1984. – 176 с.

Эта книга адресована младшим школьникам. В нее вошли четыре произведения: "Р. В. С", "Четвертый блиндаж", "Чук и Гек", "Дым в лесу".
Гайдар, А. Восемь лучших произведений в одной книге [Текст] / А. Гайдар. – М. : Астрель: АСТ, 2010 – 859 с.

Все произведения этой книги – выдающиеся явления в отечественной литературе для подростков, ведь главное, чему учил замечательный писатель А. Гайдар: надо быть честным, сильным, не бояться трудностей, как бы тяжело не приходилось в жизни.
Гайдар, А. Избранное [Текст] / А. Гайдар. – М. : Просвещение, 1983.- 400 с.

В книгу включены произведения А. Гайдара «Школа», «Дальние страны», «Судьба барабанщика», «Голубая чашка», «Дым в лесу».
Гайдар, А. Школа. Пусть светит [Текст] / А. Гайдар. – М. : Детская литература, 1973. – 255 с.

«Школа» — произведение ключевого смысла и значения в творчестве Гайдара; в ней он нашел себя как писатель, определил свою боевую задачу, свой воспитательный метод, свой стиль и свое отношение к детям, — к своим маленьким героям и к своим читателям. Повесть «Школа» впервые была опубликована в журнале «Октябрь» за 1929 год (№ 4-7) под рубрикой «Пережитое». Эта рубрика, как и само название, под которым повесть печаталась – «Обыкновенная биография», - подчёркивали автобиографический характер произведения. Говорят, что, когда Гайдар кончил «Школу», ему сначала казалось, что он больше ничего не напишет. Это понятно: он вложил в эту повесть весь опыт собственного детства, своей революционной юности, всего себя в пору своего становления…
Гайдар, А. Сказка о военной тайне, о мальчише-кибальчише и его твердом слове [Текст] / А. Гайдар. – М. : Детская литература, 1978. - 32 с.

В апреле 1933 года на страницах газеты «Пионерская правда» появилась «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Затем она вышла отдельной книжкой в Детгизе с яркими рисунками художника В. Конашевича. Целиком повесть была напечатана в 1935 году в журнале «Красная новь» (№ 2) и почти одновременно вышла отдельной книгой в Детгизе.
Гайдар, А. Чук и Гек [Текст] / А. Гайдар. – М. : Детская литература, 1995. – 237 с.

Рассказ «Чук и Гек» с удовольствием прочитали и взрослые и дети. В рассказе писатель определил три заповеди. Заповедь первая – честно жить. Заповедь вторая – много трудиться. Заповедь третья – крепко любить и беречь Родину.

Экранизации произведений:

1937 — Каро (по мотивам повести А. Гайдара «Школа»)
1937 — Дума про казака Голоту
1940 — Тимур и его команда, режиссёр Разумный, Александр Ефимович
1942 — Клятва Тимура
1953 — Чук и Гек
1954 — Школа мужества
1955 — Судьба барабанщика
1955 — Дым в лесу
1957 — На графских развалинах
1959 — Военная тайна
1960 — Пусть светит
1964 — Голубая чашка
1964 — Сказка о Мальчише-Кибальчише
1964 — Дальние страны
1965 — Горячий камень
1971 — Бумбараш
1976 — Тимур и его команда
1976 — Судьба барабанщика
1977 — Р. В. С.
1981 — Школа
1987 — Лето на память


Аркадий Гайдар – счастливый для нашей литературы пример удивительной цельности характера, дарования, судьбы – всего человеческого и писательского облика. Светлый, прямодушный, жизнерадостный, как ребенок – всегда готовый удивляться миру и открывать в нем чудеса; храбрый и верный, как солдат – всегда готовый защищать от врагов свою родину; умный и зоркий, как воспитатель – глубоко осознающий свою ответственность за доверившегося ему читательские души, он был поэтом, мечтателе и бойцом.

И такими были его книги…


Уважаемые читатели!

Подробнее с жизнью и творчеством Аркадия Гайдара вы можете познакомиться в нашей библиотеке. Ждем вас по адресу: ул. Б. Хмельницкого, дом 5. Телефон: 23-11-58.