Писатель, эссеист, теле – и радиоведущий, человек, владеющий редким талантом, который французы называют «умением жить». С 95-го года Пётр Вайль живет в Праге — городе, который любит за «соразмерность человеку». Тем же качеством обладает и его проза. «Родная речь» и «Русская кухня в изгнании» — написанные в соавторстве с Александром Генисом, «Гений места», «Стихи про меня», «Карта Родины» — появление этих книг ознаменовало рождение нового жанра в отечественной словесности. Друг автора, поэт Лев Лосев определил его так: «Это не просто сумма литературных ассоциаций, помноженных на личные воспоминания. Это уникальное переживание, передающееся читателю». Сегодня Петру Вайлю исполняется 60 лет. Рассказывают «Новости культуры».
Это только Петр Вайль может так пить портер в дублинском пабе или есть фугу на родине писателя Мисимы. Потому что для Вайля не существует деления на высокое и низкое, ведь это он сам сказал – правда не знает степени важности. Вайль, даром, что рассказывает о высоком, никогда не скучен. Потому что рассказывает и о низком тоже. По крайней мере, о том, что считается низким в отечественной литературной традиции. Ну, как же можно рассказывать об устройстве сортира в хрущевках, говоря о стихах Ивана Бунина? Оказывается, запросто можно. Интеллектуальный уровень при этом останется таким же высоким, к тому же появиться возможность по-новому взглянуть на Бунина. Вайль – это всегда другая точка зрения на то, что уже давно стало обыденным. С немецкого фамилия «Вайль» переводиться «так как» или «ибо». Лариса Малюкова, киновед: «Каждое путешествие с Петром Вайлем — это событие для меня лично. И через кино с Чарли Чаплином, который жует свои шнурки, или через О’Генри мне открывается совершенно другая Америка. При этом там присутствует каким-то необъяснимым образом и Вайль, и его ироничный взгляд».
Покорив читателя и слушателя доступностью изложения и рецептами вкусной трапезы, Вайль анализирует текст с хирургической точностью. Слова у него имеют цвет, запах и вкус, поэтому путешествия Вайля так хорошо не только читать, но смотреть и слушать – его слова хороши и на кинопленке, и в радиоэфире. Вайль – поэт повседневности.
Наталья Иванова, заместитель главного редактора журнала «Знамя»: «Его непохожесть состоит в том, что он – везде писатель, он одновременно и чувствует и думает. Он – аналитик. И он – поэт.
О жанре трудов Вайля часто спорят. Одни называют энциклопедистом, другие – «попсовым интеллектуалом», но и те, и другие точно знают, что Вайля будут читать еще очень долго и счастливо. Потому что Вайль интересен. А деление на жанры и прочая критика – это только идеи о том, как надо жить. Уж кому, как не Вайлю знать, что, как правило, любую идею побеждает жизнь.
Новости культуры