Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Новый роман Симмонса встречен читателем неприветливо. Рецензенты на «Амазоне» упрекают «Флэшбэк» в политической ангажированности, вторичности, в чем угодно — хотя бы в пропаганде расизма. Да и наши пишут, что классный вообще-то писатель, создатель великолепных «Террора» и «Друда», судя по двум последним романам, похоже, сдулся.

Выдавать по действительно мощному роману чуть не раз в год («Террор» — 2007, «Друд» — 2009, «Черные холмы» — 2010, «Флэшбэк» — 2011) мало кому удается, но я считаю, что кризисными были как раз «Черные холмы» (у Симмонса, с 1985 по 2011 год написавшего 23 романа, вообще очевидны спады и подъемы). К тому же можно предполагать, что по ряду причин именно для российского читателя «Флэшбэк» будет интересней, чем для читателя американского.

«Флэшбэк» — настоящая коллекция штампов криминального детектива и американской антиутопии. Такое неприкрытое заимствование можно считать уже приемом (тем более оммажей по тексту разбросано предостаточно). Тут есть все: и бывший полицейский-наркоман с расследованием, которое он когда-то провалил, а теперь вынужден заняться им в частном порядке; и злодеи воротилы бизнеса; и столь любимые фантастами начиная с Хайнлайна «балканизированные» Соединенные Штаты; и смертельные гонки на диких дорогах; и выжженные ядерными взрывами земли...

Итак. Калифорния отражает, как умеет, интервенцию «реконкисты», а Нью-Йорк вкупе со всем относительно благополучным Севером давно уже сдался — где «Халифату», а где японским мегакорпорациям. И только Техас, Одинокая Звезда Американской Демократии, все еще держится. Нефть кончилась, авиаперелеты баснословно вздорожали, дороги опасны, профессия дальнобойщика опасна и почетна. Высокие технологии есть и разрабатываются, но недоступны простым американцам. Что еще? Израиля больше не существует; Америка сдала его палестинским террористам, взорвавшим повсюду, кроме Иерусалима, ядерные боеголовки; последние беженцы догнивают от лучевой болезни в американских лагерях для перемещенных лиц. И вроде бы во всем виновата недальновидная политика Барака Обамы, к которому автор относится с явной антипатией.

Зато если не с симпатией, то с некоторым трепетным уважением относится он к Владимиру Путину, чье интерактивное изображение на футболке одного из героев принимает некоторое участие в сюжете, и вообще — к России, которая в этом новом мире, поделенном между Халифатом и амбициозной Японией, кажется, держится не так уж плохо.

Самое забавное, что там, где наше массовое сознание, как оно отражено в отечественном pulp fiction, видит сильную, хитрую и жесткую Америку и уязвимую доверчивую Россию, просвещенный американец (а Симмонс, несомненно, американец просвещенный) выстраивает зеркальную картину: донельзя криминализованная, мафиозная, но относительно благополучная Россия, благодаря нефтяной трубе и сильной руке пережившая общий цивилизационный кризис, — и мягкотелая, доверчивая Америка, зависимая, распавшаяся, поглощенная, предавшая собственные интересы даже не из корысти властей предержащих, а просто в силу их слабости.

http://www.openspace.ru/literature/events/details/34409/?expand=yes#expand