Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Айрис Мёрдок (15 июля 1919, Дублин — 8 февраля 1999, Оксфорд) — английская писательница и философ. Лауреат Букеровской премии, лидер по числу попаданий в число финалистов Букера (шесть раз).

Родилась в англо-ирландской семье. Изучала классическую филологию в Оксфордском университете (1938—1942) и философию — в Кембриджском (1947—1948). Преподавала философию в Оксфорде. Там же в 1956 вышла замуж за Джона Бейли, профессора английской литературы, писателя и художественного критика, с которым прожила около 40 лет. Детей у писательницы не было.

Ее первой опубликованной работой стала вышедшая в 1953 году монография "Сартр, романтический рационалист", посвященная творчеству одного из идеологов экзистенциализма, французского писателя и философа Жана-Поля Сартра. На следующий год дебютировала как беллетрист с романом "Под сетью", в котором описывались жизнь и духовные искания представителей лондонской богемы. Основной темой большинства произведений писательницы, в чьем творчестве явно прослеживалось влияние философии экзистенциализма, стали поиски внутренней свободы и самоопределения человека, соотношение реального и внутреннего мира своих героев.

Среди романов писательницы наибольшее признание получил вышедший в 1978 году "Море, море", который был удостоен Букеровской премии. В 1987 году ей было присуждено звание Дамы Командора ордена Британской империи. Всего же за свою жизнь Мёрдок опубликовала двадцать шесть романов, в том числе: "Колокол" (1958), "Отрубленная голова" (1961), "Алое и зеленое" (1965), "Сон Бруно" (1969), "Черный принц" (1973), "Дитя слова" (1975), "Ученики философа" (1983). Помимо беллетристики, Айрис Мёрдок также является автором ряда философских работ, нескольких пьес и двух поэтических сборников. Последний роман писательницы "Дилемма Джексона" вышел в 1995 году. В середине девяностых она отошла от литературной деятельности, после того как врачи диагностировали у нее болезнь Альцгеймера. Спустя несколько лет, Айрис Мёрдок скончалась в Оксфорде 8 февраля 1999 года.

Айрис Мёрдок многими признается одним из лучших романистов XX века и признанным классиком современной литературы.

Архив бумаг Айрис Мёрдок собран в библиотеке Университета Айова.

Ник Мэллори (NCMallory). Айрис Мёрдок

 Открывая роман Айрис Мердок, мы словно открываем дверь дома и, в виде незримого наблюдателя, начинаем присутствовать в жизни этого дома. Сначала мы знакомимся с его обитателями, обстановкой передних комнат и приходящими гостями, а затем изучаем все более удаленные уголки и закоулки, пока, вдруг, из какого-нибудь шкафа не выпадет тот или иной скелет. Мердок изумительно выразительно создает своих персонажей, их "личные мирки". В процессе чтения забываешь, что они выдуманы. Это достигается не только умелыми диалогами, интригой и действием, но и постоянным "потоком сознания" персонажей - их мыслями и ощущениями. Даже те или иные проявления погоды участвуют в создании нужной атмосферы отношений и умонастроений героев, а соответственно и читательского восприятия. В то же время Мердок чужды нравоучения и какие-то авторские оценки персонажей и их поступков. Выводы делает сам читатель, исходя из своего опыта и мировоззрения.

Мир романов Мердок - это мир человеческих отношений, а они редко бывают постоянно безоблачными. Развитие сюжетов в ее романах можно изобразить такой аллегорией. Сначала было ясное небо, потом появляется тучка, за ней другие... И вот уже все небо заволокло. Сверкает молния, гремит гром и льет как из ведра. Дождь прошел, небо прояснилось, но где-то образовались лужи и грязь.Романы Мердок психологичны так как отношения и поступки персонажей являются отражением и проявлением их личных качеств и взглядов, их характеров. Мы видим эгоизм и личные интересы, становление и разрушение отношений, скрытую враждебность и супружеские измены, двуличие и самопожертвование. Романы Мердок интересны и актуальны потому, что все это есть и в реальной жизни - в отношениях супругов, родителей и детей, родственников, друзей и знакомых.

Романы Мердок имеют и философско-этическую составляющую. Герои постоянно вынуждены совершать нравственный выбор, проявлять свою позицию по тем или иным вопросам. Накал страстей, драматичность, тонкая ирония неизменно привлекают внимание читателей. Мердок прекрасно отражает один из основных постулатов своего мировоззрения - непонимание одних людей другими. Такое непонимание приводит к бесплодным надеждам и самообольщению, ложному истолкованию слов и поступков других людей, наделению их чувствами и стремлениями, которых на самом деле нет. По сути дела сознание "опутано сетью" непонимания, из которой человеку очень трудно вырваться. Сеть эта сплетена самим человеком, его замкнутостью на самом себе. Непонимание других приводит к массе коллизий устремлений персонажей, трагическим ошибкам, падениям и даже смерти. Запах смерти присутствует практически во всех романах Мердок. Так же как и любовь, смерть является составной частью бытия. В некоторых романах она трагически случайна, а в некоторых - логический исход линии поведения отдельных персонажей.

В романах Мердок очень часто появляются дети-подростки. Внешне они представлены как персонажи второго плана. На самом же деле они являются некими "тайными фигурами", которые тянут за невидимые "тайные нити". Дети действуют на подсознание взрослых, вызывая у них чувства тревоги и вины. Эти чувства и являются теми нитями, которые отчасти управляют мыслями и поступками взрослых персонажей.

На творчество Мердок можно обнаружить влияние большого числа философов и писателей - Платона, Сартра, Камю, Достоевского, Фрейда и многих других. Библиотека Мердок насчитывала около 1 000 книг. Это собрание источников, послуживших основой творчества и мировоззрения одной из самых знаменитых писательниц XX века. Большинство книг испещрены заметками на полях, сделанными рукой Мердок. Примерно половину библиотеки составляют книги по психологии и философии, есть также много работ буддистских духовных учителей — все вместе это помогает лучше понять романы самой Айрис Мердок.
В 2001 году на экраны вышел фильм Айрис (Iris) о жизни и смерти выдающейся английской писательницы. Фильм имеет множество наград: Оскар, Золотой глобус, награда Британской киноакадемии и Берлинского кинофестиваля. За исполнение роли Мёрдок Джуди Денч и Кейт Уинслет получили по номинации на премию «Оскар».


Книги Айрис Мердок в Отделе обслуживания ЦГБ им. Горького:
 
 Мердок, А. 
Вполне достойное поражение [Текст] : роман / А. Мердок. - М. : Эксмо   ; СПб. : Домино, 2009. - 544 с. - (История любви). - ISBN 978-5-699-38740-3


Руперт и Хильда прекрасно подходят друг другу и уже много лет счастливы вместе. Единственное, что их беспокоит, - это сын Питер, не желающий учиться, и ветреная сестра Хильды Морган, которая только что вернулась из Америки. Однако все меняется с появлением Джулиуса, бывшего возлюбленного Морган. Джулиус, как опытный интриган, заставляет людей действовать по его собственному сценарию, исполняя несвойственные им роли. Несокрушимый, казалось бы, брак Руперта и Хильды начинает трещать по швам...

Мердок, А. 
Ученик философа [Текст] : роман / А. Мердок. - М. : ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2009. - 720 с. - ISBN 978-5-699-39045-8

"Ученик философа" - знаковая трагикомедия выдающейся британской писательницы, признанного мастера тонкого психологизма.

Жизнь курортного городка Эннистон тихо крутится вокруг купален и целебных источников. Тихо до тех пор, пока в город не возвращается самый знаменитый его уроженец - профессор философии Джон Роберт Розанов, ищущий приличного кавалера для своей красавицы внучки. А его некогда любимый ученик, давно променявший философию сперва на искусствоведение, а затем на пьяный дебош и беспорядочные половые связи, пытается понять, вправду ли он хотел утопить дождливой ночью законную супругу, или это ему лишь померещилось...

 Мердок, А. 
Итальянка [Текст] : роман / А. Мердок. - М. : Эксмо; СПб.:Домино, 2010. - 256 с. - (Интеллектуальный бестселлер). - ISBN 978-5-699-40421-6


Эдмунд, давно оторвавшийся от семьи и ведущий одинокую замкнутую жизнь, возвращается в родной дом, чтобы присутствовать на похоронах своей матери. Он надеется, что его визит будет кратким, однако внезапно обнаруживает, что родственники смотрят на него как на человека, призванного разрешить все их давнишние и весьма запутанные проблемы. Брат, невестка, племянница цепляются за него как за последнюю надежду. Спасение приходит к нему с неожиданной стороны...

 Мердок, А. 
Черный принц [Текст] : роман / А. Мердок. - Киiв : Украiна, 2093. - 397 с. . - ISBN 5-319-01222-5


Брэдли Пирсон, стареющий писатель, переживает творческий кризис. Окруженный требующими постоянного внимания и заботы родственниками, терзаемый бывшей женой, он пытается найти утешение в любви к молоденькой девушке, дочери друга. Эта любовь, обреченная с самого начала, неминуемо ведет к катастрофе.

Роман "Черный принц" вошел в золотой фонд мировой литературы и создал славу Айрис Мердок как самой "английской" писательницы XX века.

Мердок, А. 
Сочинения в 3-х томах [Текст] : романы / А. Мердок. - М.: Радуга, 1991. - 512 с. - ISBN   5-05-002722-5


В первый том Сочинений одной из наиболее значительных писательниц современной Англии Айрис Мёрдок входит роман "Под сетью", литературный дебют писательницы, и роман "Колокола", впервые публикуемый в нашей стране. Герои этих остросюжетных произведений мучаются разгадками философских проблем бытия.

Во второй том входит социально-психологический роман "Алое и зеленое", посвященный Ирландии, и психологически-бытовой роман "Дикая роза".

В третий том вошел популярный роман "Черный принц". Помимо этого шедевра Мёрдок, посвященного вечным темам любви и искусства, публикуется и остросюжетный психологический роман "Сон Бруно".
 Мердок, А. 
Алое и зеленое [Текст] : роман / А. Мердок. - М.: Прогресс, 1968. - 288 с.


Во "дни гнева". Во дни геройства. Во дни, когда "юноши воюют, а девушки плачут". Только тогда, поистине на лезвии бритвы, по-настоящему познается многое. Высока ли цена жизни? Велика ли сила мужества и любви? И каковы они - суть и смысл бытия?
 Мердок, А. 
Дикая роза [Текст] : роман / А. Мердок. - М.: Прогресс, 1971. - 288 с.


На похоронах жены Хью Перонетт замечает свою бывшую любовницу Эмму Сэндс, и в его душе пробуждается былое чувство. Однако на Хью имеет виды Милдред, жена его друга, которая твердо вознамерилась добиться своего. Рэндл, сын Хью, тоже ищет утешения на стороне, позабыв про свою жену Энн, которую тайно любит брат Милдред. Взаимоотношения этих людей постепенно становятся все более запутанными.

"Дикая роза" - это история девяти человек, каждый из которых ищет любви. Это история их душевных метаний, страстей, сомнений, иллюзий и разочарований.
 Мердок, А. 
Под сетью. Дикая роза:  [Текст]: Романы / А. Мердок. - М.: Радуга, 1989. - 464 с. - ISBN: 5-05-002396-3


В однотомник одной из самых оригинальных и значительных писательниц Англии Айрис Мэрдок входят два романа: "Под сетью" (1954), ее первое художественное произведение, которым она вошла в английскую литературу, и "Дикая роза" (1962). Многоплановый психологический сюжет, характерный для обоих романов, вводит читателя в сложный мир А.Мэрдок. Ее герои мучительно ищут себя, свое место в жизни, мучаются над разгадкой философских и этических проблем бытия. Хотя по жанру это философская проза, одновременно она поражает богатством характеров и ситуаций, верно подмеченных писательницей в сегодняшней жизни Великобритании, а также увлекательной интригой.