Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Фильм «Сатисфакция» сделан в не совсем обычной форме диалога двух собутыльников, мертвецки напивающихся на протяжении картины, и представляет собой попытку кумира определенной части театральной аудитории Евгения Гришковца проникнуть на киноэкран в более развернутой и подробной форме, чем ему удавалось до этого в эпизодических ролях.

В условиях затяжного кризиса отечественной кинодраматургии не стоит удивляться тому, что тексты Евгения Гришковца, иногда, возможно, бессвязные и драматургически аморфные, но, как правило, харизматичные и отмеченные яркой авторской индивидуальностью, со сцены переползли в кино. Впрочем, к «Сатисфакции» понятие «кинематограф» применимо с большой долей условности: по аналогии с home video «Сатисфакцию» можно определить как «общепит-видео»: содержание фильма заключается в том, что самый крутой бизнесмен одного расположенного на большой красивой реке города (Евгений Гришковец), застукав со своей женой своего же друга и помощника (Денис Бургазлиев), предлагает ему всю ночь пить на выносливость: тот, чей организм окажется более крепким, получит девушку и миллион долларов.

Основному действию, которое разворачивается в тихом зале ресторана, арендованном на всю ночь для двоих мужчин, предшествует преамбула с активным использованием нескольких более динамичных локейшенов: ювелирный магазин, где Евгений Гришковец смущает продавщицу вопросом «Что бы вы хотели получить в подарок от мужчины, который как бы говорит: не уходи от меня?», стройка, где он же демонстративно дает человеку по морде, а также оживленная магистраль, где он выбегает из своего «Мерседеса», чтобы спасти мечущуюся среди мчащихся машин собачку, но не успевает и огорченно подбирает оставшуюся от собачки медальку, а потом распоряжается по телефону, чтобы сбивший собаку водитель по городу больше не ездил. Обозначив таким образом степень влиятельности героя, авторы приступают к торжественной ресторанной части, которая проходит в соответствии с составленными героем Гришковца ассортиментом напитков и списком обсуждаемых тем, который возглавляет такой парадоксальный и сбивающий противника с толку предмет, как мороженое, а продолжают более принципиальные вопросы и абстрактные понятия: «первые деньги», «ответственность», «дети», «друзья»...

Пока герои напиваются и лезут друг другу в душу, внимание авторов несколько раз переключается на кухню ресторана, где томятся повар и официанты, вынужденные обслуживать дуэлянтов и играющие в свои азартные игры, хотя ставки у них поменьше: один из сотрудников общепита предлагает другому съесть большую кастрюлю холодных макарон за 500 руб. Иногда для смены обстановки дуэль героев переносится на балкон, а иногда картинку оживляет большой аквариум, но особое визуальное разнообразие в таком моноспектакле, как «Сатисфакция», никому не нужно, и режиссер Анна Матисон здесь значит не больше, чем подручная повара, которая у себя на кухне периодически смотрит в калейдоскоп, создавая визуальные перебивки между монологами Гришковца. А это именно монологи, а не диалоги, несмотря на то что разговаривают вроде бы два человека: собеседник героя — такой же обслуживающий персонал, как и все, кто скучает среди кастрюль, развлекаясь карточными фокусами и изучением английского. По драматургическому замыслу Гришковца его молодой соперник-красавец периодически пытается немножко давать сверхчеловека, самодостаточного и независимого, тем самым как бы оттеняя маленького человека со всеми его такими понятными, простительными и симпатичными слабостями и недостатками (включая одутловатое от пьянства и небритое лицо), на имидже которого сделал себе имя Евгений Гришковец. Великодушие и способность прощать не относится к достоинствам этого персонажа: в финале он подкладывает в коробочку с бриллиантовым колье для неверной жены медальку от сбитого в начале песика — тем самым невидимая девушка, ставшая причиной столь беспощадной дуэли, аттестуется как сука, из-за которой не стоит портить мужские отношения. Обидит ли этот несколько женоненавистнический жест многочисленных гришковецких поклонниц, трудно сказать, но «Сатисфакция» самым решительным образом, без всяких подмигиваний в сторону слабого пола, ориентируется на мужскую аудиторию: с таким настроением Евгению Гришковцу было бы идеально выступать по богатым статусным ресторанам в качестве аккомпанемента к задушевному выпиванию суровых взрослых мужчин, которых по пьяни пробивает на искренность.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1572309&NodesID=8