Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Одним из самых читаемых произведений Редьярда Киплинга считается «Книга Джунглей». Истории о приключениях Маугли любят не только дети; автор столь достоверно описал поведение животных, что профессора зоологии приводят отрывки из книги в качестве примеров на лекциях. Загадка в том, что Киплинг панически боялся хищников и тропических болезней…

Конечно, нельзя сказать, что Киплинг совсем уж не знал о природе Индии. Все-таки эта страна была его родиной. Напомню, что знаменитый английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг родился в Бомбее 30 декабря 1865 года. Пять лет юный Киплинг прожил в на этой загадочной и экзотической земле, после чего родители отправили его в Англию для получения образования.

Однако будущий писатель, видимо, не забыл «очарования Востока», потому что в октябре 1882 года Киплинг вернулся в Индию и устроился работать журналистом в редакции «Гражданской и военной газеты» (Civil and Military Gazette). В свободное время он писал короткие рассказы и стихи, которые затем публикуются газетой наряду с репортажами. Без сомнения, работа репортера помогла ему лучше понять различные стороны жизни страны, узнать ее легенды и мифы, а также рассказы о природе Южной Азии. Все это впоследствии стало основой для написания знаменитой «Книги джунглей», которая на самом деле исходно была разделена на две части. Они вышли по отдельности в 1894 и 1895 годах.

Интересно, что свое самое знаменитое произведение писатель изначально даже не планировал как что-то цельное. Однако в начале 90-х годов XIX века его вполне «взрослые» рассказы об индийской природе прочитала известная американская детская писательница Мэри Мейп Додж (известная российским школьникам по повести «Серебряные коньки»). Заметки Киплинга так восхитили ее, что она упросила его написать что-нибудь «про джунгли» в детский журнал «Святой Николас». Писатель взялся за новый жанр с таким энтузиазмом, что в 1894 году сказок набралось на целую книгу. Так появилась знаменитая «Книга джунглей», а спустя год «Вторая книга джунглей».

Также занятно, что цикл рассказов о Маугли автор начал создавать «с конца». Первая история под названием «In the Rukh» появилась еще до «Книг Джунглей» в 1893 году в сборнике «взрослых» рассказов писателя «Много выдумок». Здесь мы видим уже взрослого и женатого Маугли, работающего лесничим и рассказывающего о своем чудесном «усыновлении». Образ мальчика-волка оказался более чем притягательным и плодотворным — если в первой «Книге Джунглей» Киплинг пишет три рассказа о Маугли, то во второй — уже целых пять.
Кроме историй о волчьем приемыше, в сборнике присутствовали еще стихи, а также другие сказки, например, «Рикки-Тикки-Тави», а также сказка о белом морском котике, не имеющая, честно говоря, никакого отношения ни к Индии, ни к джунглям. Кстати, из отечественных переводов данного произведения все это почему-то до последнего времени исключалось, редакторы оставляли лишь цикл о Маугли (по одной из версий, на этом впервые настоял автор иллюстраций к первому изданию анималист В. Ватагин, а дальше подобное вошло в традицию). Только в начале нынешнего века «Книга Джунглей» была наконец-то издана в России в своем исходном варианте.

Конечно же, обе «Книги Джунглей» — весьма многоплановые произведения, и предназначены они не только для детей. Взрослый читатель увидит в рассказах о Маугли острую сатиру на современное Киплингу (да и не только ему) общество. Так, например, в образе болтливых, наглых и самовлюбленных обезьян Бандар-Логов Киплинг изобразил столь нелюбимую им либеральную интеллигенцию. Чего стоит только одно их заявление — «Все джунгли будут думать завтра так, как обезьяны думают сегодня» — кстати, уважаемые читатели, вам это ничего не напоминает?…

Хотя тот же образ Бандар-Логов на самом деле гораздо глубже. По сути, на их примере автор показал «обратную сторону» человечества, антитезу Маугли, его «кривое зеркало». Недаром сначала они кажутся человеческому детенышу такими похожими на него, а затем уже кричащая толпа людей напоминает ему обезьян. Бандар-Логи — это карикатура на то, во что превращаются люди, забыв закон и порядок.

Также и старый медведь Балу весьма похож на среднестатистического преподавателя английской школы, а его методика преподавания — острая сатира, высмеивающая британское образование. Слон Хатхи напоминает взрослым читателям неспешного и медлительного, но, тем не менее, весьма неглупого английского колониального чиновника. Стая рыжих собак из Декана очень похожа на религиозных фанатиков, которых в те времена в Индии было достаточно много.

Однако, кроме мощного социального подтекста, произведение Киплинга до сих пор поражает точными описаниями природы и поведения животных. Я вспоминаю, что однажды в середине 90-х годов прошлого века во время лекции о поведении волков известный зоолог и преподаватель биологического факультета МГУ Константин Константинович Панютин сказал о том, что: «…описание волчьей охоты лучше всего удалось Киплингу. Помните эпизод с последней охотой Акелы? Так вот, волки охотятся на крупных животных именно так, как это изобразил Киплинг».
http://www.pravda.ru/culture/literature/forliterature/18-01-2011/1063812-redyardcipling-0/