Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Московская патриархия начала прием заявок на соискание новой литературной премии — имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Так в сферу современной русской словесности церковь собирается возвращать нравственные ценности. В попечительский совет премии вошли и священнослужители, начиная с самого Патриарха Кирилла, и известные писатели, поэты и литературоведы — Валентин Распутин, Валерий Ганичев, Александр Архангельский. Поощрение православных литераторов будет новой попыткой РПЦ духовного возрождения России.

Новую патриаршую литературную премию не надо путать с одноименной международной премией, учрежденной еще в 1997 году Славянским фондом России совместно с Московской Патриархией. «Старая» премия будет существовать параллельно, но ею награждаются не только литераторы, а любые общественные и государственные деятели из разных стран, которые хранят и развивают славянское культурное наследие.

Учрежденная же при Патриархе Кирилле премия Кирилла и Мефодия — узкоспециализированная. Вручать ее будут авторам литературных произведений, которые утверждают возвышенные моральные ценности. Выдвигать кандидатов имеют право представители церкви, органы государственной власти всех постсоветских стран и литературных журналов. Понятно, что Эдуард Лимонов, Виктор Пелевин или Владимир Сорокин с их безграничной свободой слова и фантазии рассчитывать на благосклонность священнослужителей не могут. А вот Михаил Веллер, критиковавший выставку «Запретное искусство» с антицерковными полотнами, пожалуй, может претендовать на звание высоконравственного писателя.

Попечительский совет премии возглавил сам глава РПЦ. Объявляя о приеме заявок, Патриарх подчеркнул, что собирается поощрять не просто «правильных» с точки зрения православной этики авторов, но и «высокохудожественных». Словесность, начиная с Евангелия, отметил он, быламогущественной силой «в деле просвещения, результатом которого стало формирование и развитие христианской цивилизации».

Ранее, объясняя пастве, зачем создается премия, Патриарх объяснил, что литература  формирует систему ценностей. А то, что печатается российскими книжными издательствами сегодня, скорее дезориентирует, чем воспитывает читателей. ««Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших», — процитировал Кирилл Священное Писание  —  Немалый вред приносит пустое, а нередко и гнилое слово писателей, некоторые из которых опускаются, как мы знаем, до самого вульгарного сквернословия, опустошая тем самым души людей».

«Современная литература считает нормальным не только описывать, но и восхвалять все греховные проявления человеческой природы. А обыватель, воспринимая эту опоэтизированную картину мира, начинает рассматривать ее как нормативную и достойную подражания. Святитель Григорий Богослов говорил: «Равно худы и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь и другое»«, — напомнил Патриарх Кирилл.

Еще печальнее, с точки зрения главы Русской Православной Церкви, что литературные критики перестали оценивать произведения с нравственных позиций. Некоторые конкурсы писателей «нельзя расценивать иначе, как вызов нравственной традиции нашего народа».

В противовес «Русскому Букеру», «Большой книге» и другим чисто эстетическим премиям и создана патриаршая премия, которая напомнит творцам, что «поэт в России — больше чем поэт», а текст ради текста  — безответственен и выходит за рамки традиций поистине великой русской литературы с ее пророческим даром и художественным осмыслением общечеловеческих проблем.

К организаторам премии подключились многие профессиональные литераторы, которым, надо полагать, тоже не по душе низкопробная массовая литература. Это Валентин Распутин, Алексей Варламов, Дмитрий Володихин, Валерий Ганичев. Все они вошли в палату попечителей наравне с архиепископами и протоиреями. Кроме них оценивать литературу с точки зрения морали взялись критик Александр Архангельский, редакторы журнала «Наш современник» — Станислав Куняев, газеты «Русская мысль» — Виктор Лупан, «Литературной газеты» — Юрий Поляков.

Помимо палаты попечителей создан экспертный совет, в котором блистают еще много известных в мире литературы людей. Их присутствие позволяет надеяться, что выбор лауреатов будет диктоваться все-таки в первую очередь художественной ценностью произведений, а не их менторским тоном.

Настойчивое стремление нынешнего главы РПЦ возглавить нравственное возрождение России многих раздражает. Пока что наша страна является светским государством, и чересчур активная гражданская позиция православных вызывает ощущение насильственной клерикализации общества. По этому поводу руководитель Центра политической философии Андрей Колесников даже съязвил, что церковь хочет создать собственную корпорацию «Роснравственность» сродни «Роснано» и, управляя душами,  будет держать электорат правительства в повиновении. Об этой функции религии писал еще Спиноза.

И не исключено, что власти действительно не прочь использовать иррациональное влияние православия на людей в политических целях. Но даже тем, кто рисует картины из разряда «Запретное искусство» и пишет пошлые романы, трудно не согласиться, что нравственность в российском обществе упала, и что ее нужно поднимать всеми доступными средствами. Только при этом организаторам патриаршей премии, как и новой журналисткой премии «Высокая печать», учрежденной Управлением делами президента, нужно помнить, что проповедь не может быть эффективна, когда окружающий мир опровергает ее тезисы. Если уж добро и милосердие должны побеждать, а зло — быть наказанным, то не только на страницах книг, а и в суде, и в бюрократической переписке, и в коммунальной сфере, как бы приземлено это ни звучало.
Светлана Болотникова
http://www.newsinfo.ru/articles/2011-01-17/premia/746513/