Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Бернард Шоу увлекался фотографией. Брал фотоаппарат в поездки, например, уникальное для иностранца путешествие по Советскому Союзу. Он снимал на репетициях в театре и во время прогулок, причем часто.

Эти коробки почти полвека простояли на полке, в библиотеке Лондонской школы экономики. В личном архиве Бернарда Шоу исследователей в первую очередь интересовали письма и дневники. А до фотографий и негативов добрались только сейчас.

Карен Стаки, научный сотрудник архива библиотеки Лондонской школы экономики: «Шоу умер в 1950 году. И читающая, театральная публика запомнила его как выдающегося драматурга. А то, что он всю жизнь фотографировал, об этом как-то позабыли. А ведь он много что снял».
Куда бы он не ездил, любопытный ирландец брал с собой фотоаппарат. В 1931 году Шоу выпал уникальный шанс поснимать на закрытой для обычного иностранца территории — в стране Советов.

Из пропагандистского фильма: «В СССР приехал знаменитый английский писатель Бернард Шоу, известный критик буржуазного общества. Какой покажется ему наша страна?»

«Очень гостеприимной, весёлой и чистой», — писал он в английские газеты. Через 10 лет он узнал, что ему в основном показывали потёмкинские деревни.

Из пропагандистского фильма: «Писатель Шоу приехал в деревню, у которой новое название – колхоз».

В колхозе автора «Пигмалиона» накормили картошечкой, налили водки. Портреты колхозников, их дворы и коров фотографировать не дали. Удалось снять колхозников за работой, и юных пионеров. Их было так много, что в кадр поместились не все.

Но больше всего Шоу любил снимать себя любимого. Он делал это и у себя в загородном доме, и в театре, где он репетировал, и на улицах Лондона. Писатель выбирал хорошее место, ставил камеру на штатив, включал таймер и бежал принимать величественную позу.

Если верить современникам Шоу, он — сплошная самоирония. Чего не скажешь, глядя на эти автопортреты. Сайа Майлс — она отсмотрела тысячи негативов и черно-белых снимков, в основном видит важного джентльмена, позирующего не для камеры, а для вечности.

Сайа Майлс, архивист библиотеки Лондонской школы экономики: «Он умел себя подавать. Посмотрите, на каждой фотографии он сдерживает эмоции, всегда с очень серьёзным лицом, улыбается редко. Он явно хотел, чтобы потомки запомнили его именно таким — серьёзным, монументальным».

А вот фотографии жены — гораздо человечней и теплее. Шарлоту Шоу называл «моей зеленоглазой миллионершей». Он не только любила мужа-социалиста, но и долгое время содержала семью.

Карен Стаки, научный сотрудник архива библиотеки Лондонской школы экономики: «Странная вещь, на известных фотографиях — это очень строгая дама. А тут она такая мечтательная, милая!»

«Если бы Веласкес родился в наши дни, — писал Шоу, — он бы стал фотографом, а не художником!» Кем бы стал Шоу, оказавшись в XXI веке, у студентов лондонской школы экономики, первых увидевших эти фотографии, нет ни малейшего сомнения — блоггером. Его фотографии и едкие комментарии так и просятся в Интернет.
http://www.1tv.ru/news/culture/164437