Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Восемьдесят лет назад грандиозный поэт покончил жизнь самоубийством. Краткий рассказ о насыщенной и короткой жизни.

Маяковский – это, в первую очередь, физиономия, выдающаяся внешность. Посмотрите на снимки Родченко или Шкловского: он был огромен еще в юношестве, с застывшим лицом и мягкими губами, мрачным взглядом, уходящим куда-то за горизонт, с элегантностью, доведенной до крайности. Поэт-денди, футурист и коммунист. До самого последнего снимка: вытянувшись на кровати, с кровавым пятном на левой стороне, прямо у сердца, он будто дразнит смерть.

Владимир Маяковский выбрал самоубийство, вероятно, из-за любовных переживаний. Ему едва исполнилось тридцать семь лет. Около пятнадцати лет назад он писал: «Я все чаще задаюсь вопросом, не лучше было бы поставить точку пулей». Это пришлось бы не по вкусу Сталину, поскольку советский режим испытывал особое удовольствие в преследовании или уничтожении своих лучших поэтов: Есенина, Блока, Ахматовой, Цветаевой… Однако, до самого распада СССР, Маяковский оставался официальным поэтом коммунистической империи. Это будет его вторая смерть.

А все ведь у этого уроженца Грузии, появившегося на свет в 1983 году в семье лесничего, дальнего потомка запорожских казаков, все так хорошо начиналось. Бурные юношеские годы завершились тем, что Володя присоединился к расцветшему в то время пышным цветом футуристическому движению, с несколькими сборниками стихов, подрывавшими старые традиции и ставшими основой для нового языка, пылкого и выразительного.

Их заголовки весьма образны: «Пощечина общественному вкусу», «Я!», «Облако в штанах». Максим Горький в восторге, провокации этого задиры вызывают зависть и ненависть. Назревает Октябрьская революция. Между тем, Маяковский, который находится на пике своего обаяния, встречает Лилю Брик, сестру Эльзы Триоле, которая через десяток лет встретит Арагона. Лиля, которая была замужем за интеллигентным Осипом, ценила любовь и свободу и практиковала свободную любовь. Она стала для Маяковского любовью всей его жизнью, которой он посвятил большинство своих стихов, в том числе эту восхитительную песнь любви: «Флейта-позвоночник». У них создалась странная «семья на троих», при этом Осип финансировал публикации книг Маяковского и разделял его политические взгляды.

 «Фабрика счастья»

Через год разразилась революция. Поэт ринулся в пучину политических страстей и все больше разнообразит свою деятельность, находя при этом и время для своей страсти: игры. Тщательно документированная и весьма увлекательная биография Маяковского, написанная Бенгтом Янгфельдт (Bengt Jangfeldt) дает нам возможность погрузиться в Россию той эпохи, где художественная дерзость переплетается с большевистскими метаниями из стороны в сторону. Маяковский пишет сценарии, делает афиши для агентства «РОСТА», примыкает к Левому фронту искусства (ЛЕФ), пишет поэму 150 000 000, длинную и бурную, как Волга, за которую на него обрушилась с критикой газета «Правда»; другие критики обвиняют его в «хулиганском коммунизме»; Пастернак и вовсе отворачивается от него. Он без передышки читает лекции и стихи по всей стране.

Затем он едет нести революционную мысль в массы в Берлине, а потом в Париже, где встречается с Пикассо и Стравинским и находит время, для того, чтобы купить себе лучшие костюмы и перчатки (из-за своей маниакальной боязни грязи и вечной ипохондрии он все время носил перчатки в общественных местах), а также выбрать несколько пижам в магазине «Old England»… В 1925 году, когда Лиля уходит от него, он едет в США: Нью-Йорк, Детройт, Филадельфия… На Манхэттене, в нескольких шагах от Уолл-Стрит, он встречает Элли, от этой мимолетной страсти родился ребенок. По возвращению Маяковский продолжает свою художественную и политическую борьбу, обвиняя режим и касту нуворишей в бюрократии. За год до смерти он сотрудничает с молодым Шостаковичем и мечтает о «советской фабрике счастья». Вероятно, эта мечта его и убила. Татьяна и прекрасная Вероника ничего не могли поделать. Вот его последние слова, написанные 14 апреля 1930 года: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Лиля – люби меня. Любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете».

Тьерри Клермон (Thierry Clermont) («Le Figaro», Франция)
http://rus.ruvr.ru/2010/10/31/30195825.html