Кто он-лайн

Сейчас 513 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Кто он-лайн

We have 741 guests and no members online

Погода

Наша кнопка

Централизованная библиотечная система г. Орска

Система ГАРАНТ

Журнальный зал


Новости библиотеки

Настоящий учитель во все времена сохранял неповторимость своей личности, питаясь из неиссякаемых источников общечеловеческих ценностей. Верный своему общественному призванию, он являет высоконравственный пример практического действия, утверждает гуманистические принципы добра и справедливости, крепит духовную связь поколений.
В.А. Сластенин

Раздел I. «УЧИТЕЛЬ ХХI ВЕКА»

Раздел рассматривает  роль учителя в новом тысячелетии, его социальный статус.
 

 Профессия учителя – одна из весьма сложных. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на вопросы повседневной практики. Но как показывают психолого-педагогические исследования, деятельность учителя бывает эффективной, если он, обладая профессиональной компетентностью, способен создавать в классе атмосферу тепла и взаимного доверия.

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству.

Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью.

Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром.

 Рубинштейн М.М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений [Текст] / В.А.Канн-Калик / Под ред. В.А.Сластёнина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 176 с.

В данной книге «Проблема учителя» (1927) поставлены и обсуждены не потерявшие своей актуальности и сегодня проблемы педагогического образования. Опираясь на глубокие философские, психолого-физиологические и педагогические знания, автор воссоздает целостную картину личности учителя-профессионала, закономерности и пути его становления и развития.
  
Список литературы:
1. Агранович М. Учитель вместо урокодателя [Текст] / М.Агранович // Российская газета.- 2009.- № 190.- С.14. 
2. Гузеев В. Как улучшить педагогическое образование, систему повышения квалификации и аттестации педагогов [Текст] / В.Гузеев // Народное образование.- 2008.- № 4.- С. 229 – 233
3. Дашковская О. Что ждет учителя в Год учителя? [Текст] / О.Дашковская // Первое сентября.- 2009. — № 22.- С.2
4. Куценко Е. Учитель: сентябрьский стресс [Текст] / Е.Куценко // Первое сентября.- 2009. — № 16.- С.13
5. Лавров Н.Н. Современный учитель – специалист или бакалавр? [Текст] / Н.Н.Лавров // Педагогика.- 2007.- № 6.- С. 54 – 59
6. Лукьянова М. Педагог сегодня: трудности, риски, возможности [Текст] / М.Лукьянова // Народное образование.- 2009.- № 8.- С. 265 – 272
7. Лушникова И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании [Текст] / И.Д.Лушникова // Педагогика.- 2000.- № 10.- С.21-25
8. Орлов А.А. Какой педагог нужен современной школе [Текст] / А.А.Орлов // Народное образование.- 2009.- № 9.- С. 235 – 240
9. Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус [Текст] / А.А.Орлов // Педагогика.- 1999.- № 7.- С. 61 – 67
10. Писарева Л. Школьный учитель: его социальный статус и профессиональные проблемы [Текст] / Л.Писарева // Народное образование.- 2008.- № 7.- С. 92 – 99
11. Прутченко А.С. Народный проект «Любимые учителя России» [Текст] / А.С.Прутченко // Воспитание школьников.- 2010.- № 4.- С.8 – 10
12. Реан А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А.Реан.- СПб.: Питер, 1999.- 416 с.
13. Синцова Т. Небезразличные заметки [Текст] / Т.Синцова // Народное образование.- 2009.- № 6.- С. 238 – 242
14. Смолин О. Спасет ли российскую школу «новый учитель?» [Текст] / О.Смолин // Свободная мысль.- 2—8.- № 5.- С. 45 -56
15. Смолин О. Статус педагога: социально – правовые и политико – идеологические аспекты [Текст] / О.Смолин // Народное образование.- 2008.- № 5.- С. 10 – 16
16. Спирина Е.Е. Так хочется рассказать о … [Текст] / Е.Е.Спирина // Воспитание школьника.- 2010.- № 6.- С. 32 – 33
17. Фурсенко А. Учитель должен научить ребенка учиться [Текст] / А.Фурсенко // Учительская газета.- 2008.- № 35.- С.2-3
18. Шкатулла В. Управление профессионализмом учителей [Текст] / В.Шкатулла // Народное образование.- 2008.- № 8.- С. 143 – 150
19. Алферьева Е. Заставьте детей учиться, а учителей – учить [Текст] / Е.Алферьева // Огонёк.- 2010.- № 34.- С. 14

Раздел II. «СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА»

Раздел раскрывает секреты профессиональной компетенции учителя, результативность и развитие которых является залогом успеха его и учеников. Только постоянно развиваясь, учитель может соответствовать требованиям времени и профессии, а в чем – то даже опережать их.

В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.

Ведущими задачами педагога нового типа являются:

— создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
— учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
— коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века?

Японский педагог Т. Киучи предлагает модель учителя, в которую включает ряд существенных, по его мнению, признаков и качеств: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценностей воспитания, свобода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите.

И.И. Казимирская раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI века.
1. Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
2. Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
3. Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.
4. Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
5. Этический: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетиче¬ские критерии оценки явлений.

Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество.

Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей; оптимизм; бодрость, веселость; доброжелательность; удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к ребенку с оптимистической гипотезой».

И снова мы получаем идеализированный вариант модели современного учителя. Но только формируя у себя подобные качества и характеристики, педагог способен работать в учреждениях формирования здоровья.

Так что определяет же степень профессионализма педагога, уникальность его творческого «Я»? Какими качествами должен обладать учитель ХХI века?  Ответы на эти вопросы Вы найдете в предложенной литературе.

 Синицина И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя: Пер. с укр. [Текст] / И.Е.Синицина.- М.: Педагогика, 1983.- 248 с.

Автор анализирует искусство воспитания и обучения, умение учителя общаться с учеником. На многочисленных примерах он раскрывает специфику труда учителя, показывает, как следует поддерживать деловую атмосферу в классе и развивать у школьников чувство собственного достоинства.
 Канн – Калик В.А. Педагогическое творчество [Текст] / В.А.Канн-Калик.- М.: Педагогика, 1990.- (Б-ка учителя и воспитателя).- 144 с.

Педагогическая деятельность рассматривается в книге как творческий процесс. Автор анализирует как педагогические, так и психологические основы педагогического творчества, ставит перед собой задачу помочь учителю сформировать свою творческую индивидуальность.
 Изучение личности школьника учителем [Текст] / Под ред. З.И.Васильевой и др.- М.: Педагогика, 1991.- 136 с.

В книге рассказывается об изучении личности школьника учителем и классным руководителем в процессе обучения и воспитания на уроках, а также во внеклассной работе.

Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] / [И.А.Колесникова и др.]; под общ. Ред. В.А.Сластёнина.- 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 336 с.

В пособии представлен современный взгляд на воспитательную деятельность педагога, основанный на совокупном знании и опыте ведущих российских специалистов в области воспитания. Анализируются различные точки зрения на предмет, процесс, проблемы воспитания.


Список литературы:
1. Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя [Текст] / Е.В.Андриенко // Педагогика.- 2002.- № 6.- С. 66 – 70
2. Бобков В. Развитие образования и оплата педагогического труда [Текст] / В.Бобков // Человек и труд.- 2006.- № 5.- С. 59 – 63
3. Бордовский Г.А. Инновации в образовании [Текст] / Г.А.Бордовский // География и экология в школе ХХI века.- 2008.- № 8.- С. 3 – 4
4. Браже Т. Слагаемые профессионализма [Текст] / Т.Браже // Учитель.- 2001.- № 2.- С. 59-65
5. Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы [Текст] / И.Е.Видт // Педагогика.- 2002.- № 3.- С. 3 – 7
6. Емельянова М. Особенности профессионального становления педагога [Текст] / М.Емельянова // Дошкольное воспитание.- 2007.- № 1.- с. 104- 107
7. Зотова Н. О ценностных смыслах профессии педагога [Текст] / Н.Зотова // Дошкольное воспитание.- 2007.- № 2.- с. 100 – 104
8. Иванова В.М. Профессиональное здоровье педагога: взгляд практического психолога [Текст] / В.М.Иванова // Биология в школе.- 2008.- № 4.- С. 16-18
9. Калашникова М.Б. Формирование психологической компетентности педагогов [Текст] / М.Б.Калашников // Педагогика.- 2009.- № 2.- С. 55 – 60
10. Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога [Текст] / Н.В.Корепанова // Педагогика.- 2003.- № 3.- С. 66-70
11. Корсакова Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения [Текст] / Т.В.Корсакова // Педагогика.- 2009.- № 10.- С. 46 -49
12. Маркова С.А. К вопросу о профессионализме педагога [Текст] / С.А.Маркова // Воспитание и обучение.- 2006.- № 1.- С.3 – 5
13. Мартишина Н. Соответствовать требованиям времени и профессии [Текст] / Н.Мартишина // Народное образование.- 2007.- № 7.- С. 180 – 183
14. Мозгаев Л.В. Учитель и качество образования [Текст] / Л.В.Мозгаев // Педагогика.- 2007.- № 1.- с. 66 – 72
15. Нефедова Л. Компетентность и образ учителя современной гимназии [Текст] / Л.Нефедова // Народное образование.- 2006.- № 7.- С. 215 – 219
16. Торхова А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя [Текст] / А.В.Торхова // Педагогика.- 2003.- № 6.- С. 59 – 66
17. Федорова С.Н. Профессиональная культура педагога [Текст] / С.Н.Федорова // Педагогика.- 2006.- №2.- С.65-70

Раздел III.  «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ»

Раздел посвящен орским учителям, достигшим высоких результатов в своей работе, которыми гордятся их ученики и коллеги; представлены рассуждения учителей нашего города о том, что ждет их в будущем; как повысить авторитет школы и привлечь молодых талантливых выпускников вузов; как каждый может повлиять на процесс образования в детском саду, школе, училище, техникуме, вузе.

Панкова Т.А. Проблемы адаптации молодого учителя  [Текст] / Т.А.Панкова // Культура славян Оренбуржья.- Оренбург, 2003.- с. 289 – 292.

В статье раскрывается одна из ведущих тенденций развития современной образовательной ситуации в Оренбуржье, осуществляющейся на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономической сферах жизни нашего общества - это усиление внимания к проблеме подготовки педагогических кадров качественно нового уровня.

Болодурин В.С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735-1940годы) [Текст] / В.С.Болодурин.- Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001.- 320 с.

В монографии рассматривается история становления и развития образования и педагогической мысли в Оренбуржье на протяжении ХVIII – ХХ вв.


Список литературы:
1. Крюкова М. Школьная любовь [Текст] / М.Крюкова // Орская хроника.- 2010.- 8 июля.- С.5.
2. Кузнецова Ю. А.Макаренко: в граните и живой [Текст] / Ю.А.Кузнецова // Орская хроника.- 2009.- 17 ноября.- С.5.
3. Панкова Т.А. Проблемы адаптации молодого учителя [Текст] / Т.А.Панкова. В кн.  Культура славян Оренбуржья.- Оренбург, 2003.- С.289 - 292
4. Полторак Е. Мечта сбывается, если человек старается [Текст] / Е.Полтарак // Орская хроника.- 2010.-18 февраля.- С.5
5. Полторак Е. О проблемах образования поговорили по существу [Текст] / Е.Полтарак // Орская хроника.- 2010.- 26 мая.- С.3. 
6. Полторак Е. Учитель года назван [Текст] / Е. Полторак  // Орская хроника.- 2010.- 28 января.- С.5.
7. Светушкова Л. Если в школу тянет как магнитом – это призвание [Текст] / Л.Светушкова // Орская хроника.- 2010.-10 июня.- С.5.
8. Светушкова Л. Оценки учителям в автомобильном эквиваленте [Текст] / Л.Светушкова // Орская хроника.- 2010.-19 августа.- С.6.
9. Сосновский И. Скупой платит дважды [Текст] / И.Сосновский // Орская газета.- 2010.- 28 апреля.- С.4
10. Елизарова Т. Год учителя в Орске [Текст] / Т.Елизарова // Орская хроника.- 2010.- 14 июля.- С.4
11. Майдагалиева Ж.А. Литературное развитие школьников как методическая система [Текст] / Ж.А. Майдагалиева // Начальная школа.- 2010.- № 4.- С.84-86
12. Полторак Е. Учитель родом из детства [Текст] / Е.Полторак // Орская хроника.- 2010.- 27 мая.- С.5.