Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Настоящий учитель во все времена сохранял неповторимость своей личности, питаясь из неиссякаемых источников общечеловеческих ценностей. Верный своему общественному призванию, он являет высоконравственный пример практического действия, утверждает гуманистические принципы добра и справедливости, крепит духовную связь поколений.
В.А. Сластенин

Раздел I. «УЧИТЕЛЬ ХХI ВЕКА»

Раздел рассматривает  роль учителя в новом тысячелетии, его социальный статус.
 

 Профессия учителя – одна из весьма сложных. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на вопросы повседневной практики. Но как показывают психолого-педагогические исследования, деятельность учителя бывает эффективной, если он, обладая профессиональной компетентностью, способен создавать в классе атмосферу тепла и взаимного доверия.

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству.

Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью.

Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром.

 Рубинштейн М.М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений [Текст] / В.А.Канн-Калик / Под ред. В.А.Сластёнина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 176 с.

В данной книге «Проблема учителя» (1927) поставлены и обсуждены не потерявшие своей актуальности и сегодня проблемы педагогического образования. Опираясь на глубокие философские, психолого-физиологические и педагогические знания, автор воссоздает целостную картину личности учителя-профессионала, закономерности и пути его становления и развития.
  
Список литературы:
1. Агранович М. Учитель вместо урокодателя [Текст] / М.Агранович // Российская газета.- 2009.- № 190.- С.14. 
2. Гузеев В. Как улучшить педагогическое образование, систему повышения квалификации и аттестации педагогов [Текст] / В.Гузеев // Народное образование.- 2008.- № 4.- С. 229 – 233
3. Дашковская О. Что ждет учителя в Год учителя? [Текст] / О.Дашковская // Первое сентября.- 2009. — № 22.- С.2
4. Куценко Е. Учитель: сентябрьский стресс [Текст] / Е.Куценко // Первое сентября.- 2009. — № 16.- С.13
5. Лавров Н.Н. Современный учитель – специалист или бакалавр? [Текст] / Н.Н.Лавров // Педагогика.- 2007.- № 6.- С. 54 – 59
6. Лукьянова М. Педагог сегодня: трудности, риски, возможности [Текст] / М.Лукьянова // Народное образование.- 2009.- № 8.- С. 265 – 272
7. Лушникова И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании [Текст] / И.Д.Лушникова // Педагогика.- 2000.- № 10.- С.21-25
8. Орлов А.А. Какой педагог нужен современной школе [Текст] / А.А.Орлов // Народное образование.- 2009.- № 9.- С. 235 – 240
9. Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус [Текст] / А.А.Орлов // Педагогика.- 1999.- № 7.- С. 61 – 67
10. Писарева Л. Школьный учитель: его социальный статус и профессиональные проблемы [Текст] / Л.Писарева // Народное образование.- 2008.- № 7.- С. 92 – 99
11. Прутченко А.С. Народный проект «Любимые учителя России» [Текст] / А.С.Прутченко // Воспитание школьников.- 2010.- № 4.- С.8 – 10
12. Реан А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А.Реан.- СПб.: Питер, 1999.- 416 с.
13. Синцова Т. Небезразличные заметки [Текст] / Т.Синцова // Народное образование.- 2009.- № 6.- С. 238 – 242
14. Смолин О. Спасет ли российскую школу «новый учитель?» [Текст] / О.Смолин // Свободная мысль.- 2—8.- № 5.- С. 45 -56
15. Смолин О. Статус педагога: социально – правовые и политико – идеологические аспекты [Текст] / О.Смолин // Народное образование.- 2008.- № 5.- С. 10 – 16
16. Спирина Е.Е. Так хочется рассказать о … [Текст] / Е.Е.Спирина // Воспитание школьника.- 2010.- № 6.- С. 32 – 33
17. Фурсенко А. Учитель должен научить ребенка учиться [Текст] / А.Фурсенко // Учительская газета.- 2008.- № 35.- С.2-3
18. Шкатулла В. Управление профессионализмом учителей [Текст] / В.Шкатулла // Народное образование.- 2008.- № 8.- С. 143 – 150
19. Алферьева Е. Заставьте детей учиться, а учителей – учить [Текст] / Е.Алферьева // Огонёк.- 2010.- № 34.- С. 14

Раздел II. «СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА»

Раздел раскрывает секреты профессиональной компетенции учителя, результативность и развитие которых является залогом успеха его и учеников. Только постоянно развиваясь, учитель может соответствовать требованиям времени и профессии, а в чем – то даже опережать их.

В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.

Ведущими задачами педагога нового типа являются:

— создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
— учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
— коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

Какова же «модельная» личность учителя XXI века?

Японский педагог Т. Киучи предлагает модель учителя, в которую включает ряд существенных, по его мнению, признаков и качеств: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценностей воспитания, свобода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите.

И.И. Казимирская раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI века.
1. Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
2. Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
3. Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.
4. Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
5. Этический: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетиче¬ские критерии оценки явлений.

Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество.

Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей; оптимизм; бодрость, веселость; доброжелательность; удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к ребенку с оптимистической гипотезой».

И снова мы получаем идеализированный вариант модели современного учителя. Но только формируя у себя подобные качества и характеристики, педагог способен работать в учреждениях формирования здоровья.

Так что определяет же степень профессионализма педагога, уникальность его творческого «Я»? Какими качествами должен обладать учитель ХХI века?  Ответы на эти вопросы Вы найдете в предложенной литературе.

 Синицина И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя: Пер. с укр. [Текст] / И.Е.Синицина.- М.: Педагогика, 1983.- 248 с.

Автор анализирует искусство воспитания и обучения, умение учителя общаться с учеником. На многочисленных примерах он раскрывает специфику труда учителя, показывает, как следует поддерживать деловую атмосферу в классе и развивать у школьников чувство собственного достоинства.
 Канн – Калик В.А. Педагогическое творчество [Текст] / В.А.Канн-Калик.- М.: Педагогика, 1990.- (Б-ка учителя и воспитателя).- 144 с.

Педагогическая деятельность рассматривается в книге как творческий процесс. Автор анализирует как педагогические, так и психологические основы педагогического творчества, ставит перед собой задачу помочь учителю сформировать свою творческую индивидуальность.
 Изучение личности школьника учителем [Текст] / Под ред. З.И.Васильевой и др.- М.: Педагогика, 1991.- 136 с.

В книге рассказывается об изучении личности школьника учителем и классным руководителем в процессе обучения и воспитания на уроках, а также во внеклассной работе.

Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] / [И.А.Колесникова и др.]; под общ. Ред. В.А.Сластёнина.- 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 336 с.

В пособии представлен современный взгляд на воспитательную деятельность педагога, основанный на совокупном знании и опыте ведущих российских специалистов в области воспитания. Анализируются различные точки зрения на предмет, процесс, проблемы воспитания.


Список литературы:
1. Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя [Текст] / Е.В.Андриенко // Педагогика.- 2002.- № 6.- С. 66 – 70
2. Бобков В. Развитие образования и оплата педагогического труда [Текст] / В.Бобков // Человек и труд.- 2006.- № 5.- С. 59 – 63
3. Бордовский Г.А. Инновации в образовании [Текст] / Г.А.Бордовский // География и экология в школе ХХI века.- 2008.- № 8.- С. 3 – 4
4. Браже Т. Слагаемые профессионализма [Текст] / Т.Браже // Учитель.- 2001.- № 2.- С. 59-65
5. Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы [Текст] / И.Е.Видт // Педагогика.- 2002.- № 3.- С. 3 – 7
6. Емельянова М. Особенности профессионального становления педагога [Текст] / М.Емельянова // Дошкольное воспитание.- 2007.- № 1.- с. 104- 107
7. Зотова Н. О ценностных смыслах профессии педагога [Текст] / Н.Зотова // Дошкольное воспитание.- 2007.- № 2.- с. 100 – 104
8. Иванова В.М. Профессиональное здоровье педагога: взгляд практического психолога [Текст] / В.М.Иванова // Биология в школе.- 2008.- № 4.- С. 16-18
9. Калашникова М.Б. Формирование психологической компетентности педагогов [Текст] / М.Б.Калашников // Педагогика.- 2009.- № 2.- С. 55 – 60
10. Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога [Текст] / Н.В.Корепанова // Педагогика.- 2003.- № 3.- С. 66-70
11. Корсакова Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения [Текст] / Т.В.Корсакова // Педагогика.- 2009.- № 10.- С. 46 -49
12. Маркова С.А. К вопросу о профессионализме педагога [Текст] / С.А.Маркова // Воспитание и обучение.- 2006.- № 1.- С.3 – 5
13. Мартишина Н. Соответствовать требованиям времени и профессии [Текст] / Н.Мартишина // Народное образование.- 2007.- № 7.- С. 180 – 183
14. Мозгаев Л.В. Учитель и качество образования [Текст] / Л.В.Мозгаев // Педагогика.- 2007.- № 1.- с. 66 – 72
15. Нефедова Л. Компетентность и образ учителя современной гимназии [Текст] / Л.Нефедова // Народное образование.- 2006.- № 7.- С. 215 – 219
16. Торхова А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя [Текст] / А.В.Торхова // Педагогика.- 2003.- № 6.- С. 59 – 66
17. Федорова С.Н. Профессиональная культура педагога [Текст] / С.Н.Федорова // Педагогика.- 2006.- №2.- С.65-70

Раздел III.  «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ»

Раздел посвящен орским учителям, достигшим высоких результатов в своей работе, которыми гордятся их ученики и коллеги; представлены рассуждения учителей нашего города о том, что ждет их в будущем; как повысить авторитет школы и привлечь молодых талантливых выпускников вузов; как каждый может повлиять на процесс образования в детском саду, школе, училище, техникуме, вузе.

Панкова Т.А. Проблемы адаптации молодого учителя  [Текст] / Т.А.Панкова // Культура славян Оренбуржья.- Оренбург, 2003.- с. 289 – 292.

В статье раскрывается одна из ведущих тенденций развития современной образовательной ситуации в Оренбуржье, осуществляющейся на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономической сферах жизни нашего общества - это усиление внимания к проблеме подготовки педагогических кадров качественно нового уровня.

Болодурин В.С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735-1940годы) [Текст] / В.С.Болодурин.- Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001.- 320 с.

В монографии рассматривается история становления и развития образования и педагогической мысли в Оренбуржье на протяжении ХVIII – ХХ вв.


Список литературы:
1. Крюкова М. Школьная любовь [Текст] / М.Крюкова // Орская хроника.- 2010.- 8 июля.- С.5.
2. Кузнецова Ю. А.Макаренко: в граните и живой [Текст] / Ю.А.Кузнецова // Орская хроника.- 2009.- 17 ноября.- С.5.
3. Панкова Т.А. Проблемы адаптации молодого учителя [Текст] / Т.А.Панкова. В кн.  Культура славян Оренбуржья.- Оренбург, 2003.- С.289 - 292
4. Полторак Е. Мечта сбывается, если человек старается [Текст] / Е.Полтарак // Орская хроника.- 2010.-18 февраля.- С.5
5. Полторак Е. О проблемах образования поговорили по существу [Текст] / Е.Полтарак // Орская хроника.- 2010.- 26 мая.- С.3. 
6. Полторак Е. Учитель года назван [Текст] / Е. Полторак  // Орская хроника.- 2010.- 28 января.- С.5.
7. Светушкова Л. Если в школу тянет как магнитом – это призвание [Текст] / Л.Светушкова // Орская хроника.- 2010.-10 июня.- С.5.
8. Светушкова Л. Оценки учителям в автомобильном эквиваленте [Текст] / Л.Светушкова // Орская хроника.- 2010.-19 августа.- С.6.
9. Сосновский И. Скупой платит дважды [Текст] / И.Сосновский // Орская газета.- 2010.- 28 апреля.- С.4
10. Елизарова Т. Год учителя в Орске [Текст] / Т.Елизарова // Орская хроника.- 2010.- 14 июля.- С.4
11. Майдагалиева Ж.А. Литературное развитие школьников как методическая система [Текст] / Ж.А. Майдагалиева // Начальная школа.- 2010.- № 4.- С.84-86
12. Полторак Е. Учитель родом из детства [Текст] / Е.Полторак // Орская хроника.- 2010.- 27 мая.- С.5.