Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Автор бестселлеров «Метро 2033» и «Метро 2034» Дмитрий Глуховский удивил новой книгой «Рассказы о Родине». О том, что заставляет преуспевающего модного автора задуматься о судьбах отечества, Глуховский рассказал «Труду».

 — От сюжетов ваших «Рассказов о Родине» иной раз валерьянки хочется выпить. Неприятностей с цензурой не было?

— В нашей стране литература неподцензурна. Она остается одним из немногих пространств для свободного обсуждения самых острых проблем. То, что на телевидении не пропустили бы такое никогда, — я отлично это знаю как телевизионный работник. Что касается же сюжетов «Рассказов о Родине», будь то история о том, как некий министр, всю жизнь занимавшийся «распилами» бюджетов, к 50 годам вдруг задумывается о смысле этой своей жизни, или новелла о том, как российская глубинка не замечает гибели Москвы при падении метеорита, потому что давно уже живет самостоятельно, своими силами, — да, сюжеты острые, сатирические, почти анекдотические. Как сказал один старший товарищ: «Лет тридцать назад за один пересказ твоей новеллы могли бы сослать». Впрочем, и сейчас-то многие, кто книгу прочитал, спрашивают: «И что, тебе за это ничего не было?» Я говорю: в свободной стране живем, товарищи! Ничего не было! Правда, пока.
— Как правило, в такую «диссидентскую» литературу писатели уходят из-за личной драмы, из-за собственной истории противостояния с властями. Но у вас-то все вроде благополучно: книги становятся бестселлерами, на радио и на телевидении вас берут вести передачи. Зачем нарываетесь?

— Сейчас очень важное время, я бы сказал, судьбоносное. У нас страна сейчас на перепутье находится. И либо мы повернем налево и поскачем с гиканьем в прошлое, либо направо и двинемся куда-то в направлении латиноамериканских банановых республик. Либо все же пойдем вперед. Гражданское общество, о создании которого все время говорят первые лица государства, — это общество людей, которым не все равно. Мне не все равно.

— Книга называется «Рассказы о Родине», но патриотичной ее не назовешь…

— А я не считаю, что быть патриотом — значит хвалить Родину. Быть патриотом — значит любить ее, желать ей лучшего. А если не видеть недостатков своей страны, не критиковать их, то развиваться, улучшаться невозможно. Люди, которые расхваливают сегодняшнюю Россию, притворя-ясь, что наша страна и в самом деле похожа на свой благостный т-елевизионный портрет, врут. Это не патриоты, а приспособленцы, конъюнктурщики.

— Вы продолжаете сами публиковать свои книги бесплатно в Сети? Ведь, если я?не ошибаюсь, именно с этого у вас все и начиналось. Но тогда вас никто не знал, и такой сетевой самиздат нужен был, чтобы пробиться. Сейчас-то вам это зачем?

— Для меня свободный доступ к моим книгам в Сети был всегда принципиальной позицией. Мне не хочется подвергать своих читателей материальному цензу: книги стоят довольно дорого даже по московским меркам, не говоря уже о регионах. Мне хочется, чтобы мои романы читали все те, кому они нравятся или просто любопытны, а не только люди с деньгами. Кроме того, каждой своей книге я стараюсь дать ее собственную жизнь в интернете. Приглашаю интересных художников и талантливых музыкантов для того, чтобы превратить обычный сайт книги в арт-проект. На сайтах формируются сообщества читателей, которые не просто обсуждают романы, но и сами публикуют свои истории из придуманных мной миров — продолжения, ответв-ления.

— Вы запустили проект «Вселенная Метро 2033». Теперь вместо вас о мире «Метро» пишут другие авторы. Все-таки не можете совсем уж распрощаться с первой книгой?

— «Метро 2033» в свое время стало для меня трамплином к успеху. Я решил, что теперь, когда это уже не просто книга, а целый мир, раскрученный бренд, «Метро» может стать таким трамплином и для других начинающих писателей. Когда я закончил «Метро 2034», у меня стали спрашивать, когда продолжение. Я понял, что, если сейчас что-нибудь не придумаю, стану рабом «Метро» пожизненно. Одновременно с этим самые разные люди спрашивали у меня, можно ли им написать свои собственные повести и романы из мира «Метро 2033».

Я решил, что лучшее, что я могу сделать, — познакомить читателей с писателями, а сам буду просто координировать проект. Так родилась идея «Вселенной Метро 2033». Это своеобразный литературный сериал, целый воображаемый мир, который вместе описывают
десятки разных авторов. За основу взято мое оригинальное «Метро»: 2033 год, мир, разрушенный ядерной войной. Только у меня в книге все действие разворачивалось в Москве, точнее, в московском метро. А тут совместными усилиями мы будем рассказывать о событиях, происходящих во всем мире. В серии уже вышли шесть книг. Самая свежая — «Метро 2033: Мраморный рай» Сергея Кузнецова — о Москве и ближнем Подмосковье. До этого были еще пара книг о Москве и две о постъядерном Петербурге — «К свету» Андрея Дьякова и «Питер» Шимуна Врочека. До конца года выйдут романы о Киеве, Самаре, Минске, Екатеринбурге. Все они друг с другом согласуются. Фактически мы вместе пишем одну огромную книгу…

— И в чем же тут «трамплин»? Больше похоже на привлечение литературных негров.

— Мы приглашаем принять участие в проекте прежде всего не профессиональных авторов, которым все равно, для кого и о чем писать, а любителей, которые просто прониклись духом книг о постъядерном мире. Многие из них мечтают стать писателями и начинают с публикаций своих рассказов и повестей на сайте Metro2033.ru. Потом другие читатели знакомятся с их работами и голосуют за них — получается своеобразный хит-парад. Победители получают возможность быть опубликованными на бумаге в серии «Вселенная Метро 2033». К тому же я очень надеюсь, что авторы, которые начинают со «Вселенной», потом будут писать книги о своих собственных мирах. И совершенно не обязательно только фантастические. Стараюсь как могу продвигать авторов «Вселенной» и очень благодарен им за участие в проекте.

— Ну вот опишете вы Россию с Украиной. А дальше что?

— На этом не остановимся! Уже сейчас несколько иностранных писателей решили принять участие в нашем проекте. Они пишут о своих странах и родных городах на своих языках. Англичанин Грант Макмастер описывает Великобританию 2033 года — путешествие из Глазго в Лондон. Итальянский автор Туллио Аволеде начал роман о постъядерном Риме и Венеции.
Получается не просто серия книг, а интернациональный, межкультурный эксперимент. Придумывать все это дико интересно! Хоть я сам и не пишу про «Метро», но координирую всех авторов, отбираю романы и редактирую их.
Резюме

Дмитрий Глуховский, прозаик, журналист

Родился в 1979 году в Москве. Работал в Израиле, Германии, Франции в компаниях Deutsche Welle, Euronews и Russia Today. Знает пять языков. Был военным корреспондентом в Абхазии и Израиле. С 2005 года — автор популярных сетевых романов.
Три книги Дмитрия Глуховского
«Метро 2033» (2005)

Антиутопия о борьбе за выживание между горстками людей, уцелевших после ядерной войны на станциях московского метро.
«Сумерки» (2007)

К молодому переводчику попадает древнеиспанский манускрипт, дающий ключ к пророчеству майя о скорой гибели мира.
«Метро 2034» (2009)

Продолжение «Метро 2033». Жители «Севастопольской» борются с врагами с соседних станций и мутантами из туннелей.
http://www.trud.ru/article/20-09-2010/250579_dmitrij_gluxovskij_ljudi_kotorye_rasxvalivajut_segodnjashnjuju_rossiju_vrut.html