Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Ровно через год после выхода нашумевшего романа «Околоноля» Натана Дубовицкого журнал «Русский пионер» выпустил специальный номер со следующим творением этого таинственного автора. Начало нового романа со сложным названием «Машинка и Велик, или Упрощение Дублина» опубликовано в августовском номере «Пионера», только-только вышедшем из типографии. Новый роман еще не успел появиться на прилавках, а вокруг него уже завязались споры.

Загадочного автора, который год назад казался умной, но одноразовой придумкой «Русского пионера», теперь, похоже, пытаются превратить в долгоиграющего писателя. Споры о том, кто скрывается за псевдонимом, разгорелись с новой силой. До сих пор пресса в качестве предполагаемого автора называла Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, Андрея Колесникова, Владимира Путина. А то и вовсе поговаривали о коллективном творчестве неизвестных литературных «негров», трудившихся по чьему-то заказу сверху. Но большинство было убеждено, что творение принадлежит перу первого заместителя главы администрации президента России Владислава Суркова. Об этом якобы рассказал один из сотрудников редакции журнала, потом подтвердил Виктор Ерофеев, да и фамилия автора совпадает с фамилией супруги Суркова.

Сам Сурков информацию не только не подтвердил, но даже написал в том же «Пионере» весьма нелестную рецензию на роман «Околоноля», назвав его «крупнейшей литературной мистификацией, чучелом и фикцией». 
(Кстати новый роман «Машинка и Велик» обозначен как gaga saga (gaga в переводе со сленга означает «ерунда»). Общественность тогда дружно кивала, внешне соглашаясь с хитроумной затеей, но в авторстве Суркова не сомневалась. Но, как прокомментировал «НГ» Андрей Колесников, не стоит горячиться и спешить с выводами. «Хотите верьте, хотите нет, но я сам до сих пор не уверен в том, кто скрывается за псевдонимом. Мы общаемся с г-ном Дубовицким по электронной почте, и меня как редактора это общение полностью устраивает». А вот политолог Глеб Павловский сообщил «НГ», что знает, кто автор, но считает неэтичным раскрывать чужие псевдонимы. «В истории нашей страны был только один период, когда псевдонимы раскрывались против воли их авторов, – в сталинские времена, в период борьбы с критиками-космополитами. Надеюсь, это больше не повторится», – отметил он.

«Произведения Дубовицкого – это добротная проза, никак не связанная с какой-то политической задачей, – продолжил Павловский. – Автор писал, скорее всего не имея в виду печатать свой роман, потому что был не уверен в себе как в писателе, но потом уверенность пришла. Это одно из литературных попаданий». Другого мнения придерживается писатель Дмитрий Быков. «Пока я прочитал только фрагмент нового романа, – рассказал он «НГ», – но могу сказать, что Натан Дубовицкий погружает людей в очень вредное состояние самодовольства, вызывает в них опасные эмоции, способствует обретению лестных самоидентификаций. Внушает своим читателям из узкой прослойки снобов, что они очень умные. Для этого используются нехитрые литературные приемы на уровне третьекурсника журфака. И все же я не теряю надежды, что роман вдруг окажется гениальным».

И Павловский, и Быков, так же как и многие другие интересующиеся творчеством Дубовицкого, прочитали небольшой фрагмент романа, опубликованный на сайте «Русского пионера». О том, что в августе в «Русском пионере» выйдет новый роман, Андрей Колесников заявил две недели назад РИА Новости. Но прямо накануне выхода свежего номера «Русского пионера» роман появился на сайте интернет-газеты Marker.ru. Как заявили издатели, текст и им был прислан по электронной почте. «Русский пионер» среагировал моментально – заявил о нарушении прав на интеллектуальную собственность и потребовал роман удалить. Текст продержался на портале чуть больше суток. Сразу поползли слухи об утечке информации в самой редакции – то ли случайной, то ли намеренной (новой книге нужен пиар). Андрей Колесников в комментариях «НГ» был прямолинеен: «У нас просто украли это произведение. Одни украли, другие купили. Я не удивлен тем, как быстро текст сняли с портала. Их объяснение, откуда взялся роман, не выдерживает критики. Потому что это ложь. Мы же оформили все права на роман».

«Впрочем, – как добавил Колесников, – с романами Дубовицкого происходят странные истории, я ничему не удивляюсь». К главной интриге таинственного писателя в этот раз прибавилась еще и новая форма романа. «Машинка и Велик» – это первый в России wikiроман, созданный методом crowd writing. То есть, прочитав опубликованную первую часть, всем желающим предлагается произведение продолжить – идеей, главой, вставкой, даже отдельным романом. Получившийся в итоге опус (или несколько) будет опубликован в том же «Пионере» наравне с авторской версией окончания романа. «Это придает остроту ситуации, делает вещь еще более виртуальной. Настоящих писателей очень мало, а если кто-то хочет написать роман, единственный выход для него сейчас – создать нечто оригинальное по форме», – сказал Колесников.

За последнюю пару лет Андрею Колесникову удалось в политических кругах завести моду на то, чтобы «быть писателем». Получилось умно, стильно и по-хорошему гламурно. Но в новом творении почему-то решили шагнуть подальше от политиков и поближе к народу. Дмитрий Быков год назад писал по поводу всеобщей кремлемании и называл главным брендом в России – власть. Но о том, интересно ли все это в действительности самому «народу», рассказал опрос, проведенный исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru специально по заказу «НГ». Так, из 1800 респондентов экономически активного населения России старше 18 лет 80% о романе «Околоноля» не слышали и вообще не интересуются, только 6% его прочитали. И лишь 2% собираются прочесть «Машинку и Велик», в то время как 78% от этого наотрез отказались.
http://www.ng.ru/culture/2010-08-04/2_dubovickiy.html