Журнальный зал


 Людмила Улицкая* родилась 23 февраля 1943 года в г. Давлеканово в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ.
 
Людмила Евгеньевна* два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда ее уволили за перепечатку самиздата в семидесятом году. С тех пор Улицкая* по ее собственному утверждению никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка. Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая* начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой* (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке.

Произведения Людмилы Евгеньевны* переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют ее прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим». Сама же Улицкая* так характеризует свое творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни». При этом Людмила Евгеньевна* – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое».

•    Из интервью Людмилы Улицкой* журналу «ЛюМОН», г. Челябинск
"…Я сначала вырастила детей, а потом стала писателем.

…Моя первая книжка вышла, когда мне было 50 лет, и дети как раз в этот период уехали за границу. 10 лет я их дома не видела. Они мне освободили пространство, за что им спасибо. Потом они вернулись, за что им второе спасибо.

…Честно говоря, мне деловые женщины нравятся больше, чем деловые мужчины. И в провинции, и в Москве. Я — член нескольких попечительских советов и иногда имею дело с людьми, которые «дают». Так вот женщины, по-моему, легче, лучше и правильнее дают. За двусмысленность не отвечаю.

…Крайне неприятно признавать, что твое имя — бренд. Это накладывает на меня определенного рода ответственность, скажем: «Подпиши письмо!» или «Посиди в этом попечительском совете, нам твое имя нужно». Я это делаю, когда считаю нужным. Нравится, не нравится — это не вопрос, вопрос в том, принимаю ли я это.

…В последние годы в России появилось очень много литературных премий. К этому относятся по-разному. И многие ругают премии. А я очень радуюсь тому, что они есть. Потому что книги, которые выходят в финал, — это книги, на которые люди — читатели — обращают внимание. …Как человек, прошедший множество раз через всякие награждения и шорт-листы, я точно знаю, что шорт-лист важнее, чем полученная премия. Это означает определенные качество и уровень автора. На последнем этапе, когда дают премию, часто важную роль играют различные случайные обстоятельства: отношения, давление, влияние, потаенная игра. Прежде чем я получила Букеровскую премию, я трижды была в её шорт-листе.

…Слова «толерантность» я избегаю, потому что это одно из тех понятий, которые меняются, варьируются и иногда дико опошляются. Слово «толерантность» сегодня также нельзя произносить, как слова «демократия» или «либерализм», — они покрылись некоторой корой.

…Есть проблема экологии чтения. Об этом я говорю постоянно. Мы смотрим на то, что мы пьем, что мы едим, но редко обращаем внимание на то, что засовываем в свою голову".

До сих пор Людмила Евгеньевна* выражает живейший интерес к дарвинисткой идеологии, говоря "эволюция в биологическом мире мне представляется самым фундаментальным законом"

ПРЕМИИ:
Букеровская премия (2001) — за роман «Казус Кукоцкого»
Премия Большая книга (2007) — за роман «Даниэль Штайн, переводчик»
Литературная премия Гринцане Кавур (2008, Италия) — за роман «Искренне Ваш, Шурик»

ИЗДАННЫЕ КНИГИ:
Сборник пьес "Русское варенье и другое" (2008)
Роман «Даниэль Штайн, переводчик» (2006)
Сказка «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и одинокую Мышь» (2004)
Сказка «История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребёнке Равкине» (2004)
Роман «Искренне ваш Шурик» (2003)
Сборник рассказов «Девочки» (2002)
Роман «Казус Кукоцкого» (2001)
Повесть «Весёлые похороны» (1997)
Семейная хроника «Медея и её дети» (1996)
Повесть «Сонечка» (1995)
Сборник рассказов «Бедные родственники»

Улицкая, Л. Е.* Бедные, злые, любимые [Текст] : повести, рассказы / Л. Е. Улицкая*. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 384 с.

В сборник прозы `Бедные, злые, любимые` Букеровского лауреата 2001 года Людмилы Улицкой* вошли ее произведения, написанные в разные годы. Это рассказы, объединенные в циклы `Бедные родственники` и `Девочки`, каждый из которых - блестящий образчик жанра, повесть `Сонечка`, принесшая Л.Улицкой* престижные премии и мировую известность, и последняя ее повесть `Веселые похороны`, обозначившая новые пространства в творчестве известной писательницы. Книга дает исчерпывающее представление об Улицкой* - рассказчике, глубоком психологе и тонком стилисте.
Улицкая, Л. Е.* Веселые похороны [Текст] : повесть / Л. Е. Улицкая*. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 192 с.

Действие повести "Веселые похороны" происходит в мастерской умирающего московского художника, давно уже прижившегося в Нью-Йорке. Последние дни его жизни приходятся на жаркий август 91-го года и сопровождаются непрекращающимся аккомпанементом назойливой южноамериканской музыки, несущейся с улицы, и напряженно-драматическими телевизионными трансляциями из Москвы. Герой пытается разрешить сложные и противоречивые отношения с покинутой родиной, с официальным богом, которого ему навязывают, и с той Высшей Силой, присутствие которой он ощущает в мире... Он стремится всех примирить, помочь обрести себя своей внебрачной дочери-подростку, смягчить враждебные и агрессивные чувства и оставить после себя не голое и болезненное место, а область любви... И это ему удается...
Улицкая, Л. Е.* Даниэль Штайн, переводчик [Текст] / Л. Е. Улицкая*. - М. : Эксмо, 2007. - 528 с.

Мудрая старуха, обитающая среди книг и молчания. Озлобленная коммунистка, доживающая свой век в израильском приюте. Сорокалетняя американка - якобы благополучная, но искалеченная воспоминаниями. Немка, ради искупления вины своего народа работающая в христианской общине под Хайфой. Католическая монахиня, ныне православная попадья, нашедшая себя на Святой Земле. Израильский радикал, неуравновешенный подросток, грустный араб-христианин, специалист по иудаике. Новый роман Людмилы Улицкой* - о странствиях духа во мраке мира, о том, как всякий ищет и находит свет вокруг и в себе. О Даниэле Руфайзене - человеке, с чьей жизнью не способна соперничать никакая литература. О человеке, который до последнего дня оставался милосердным солдатом.
Улицкая, Л. Е.* Девочки [Текст] : рассказы / Л. Е. Улицкая*. - М. : Эксмо, 2002. - 240 с.

Сборник рассказов "Девочки" - попытка заглянуть в мир девочек, в таинственный мир, который захлопывается за нами, как только мы вырастаем.
Улицкая, Л. Е.* Детство сорок девять [Текст] : рассказы / Л. Е. Улицкая*. - М. : Эксмо, 2003. - 96 с.

Война кончилась, а детство продолжалось. Бедное, но ведь и чудесное, каким и должно быть детство... Чтобы потом сложилась целая жизнь.
Детство 45-53: а завтра будет счастье [Текст] / авт.-сост. Л. Улицкая*. - М. : АСТ, 2013. - 538 с. : фото.

Людмила Улицкая* стала автором идеи, составителем и соавтором книги "Детство 45-53: а завтра будет счастье", книги воспоминаний о послевоенном детстве 1945-1953. Книга состоит из 17 разделов ("Жизнь города", "Жизнь деревни" и др.), каждый раздел начинается с предисловия Людмилы Улицкой*. В сборник также вошли детские воспоминания самой Улицкой*, а также мемуарный рассказ писателя Александра Кабакова.
Улицкая, Л. Е.* Зеленый шатер [Текст] : роман / Л. Е. Улицкая*. - М. : Эксмо, 2011. - 592 с.

"Зеленый шатер" - это роман о любви, о судьбах, о характерах. Это настоящая психологическая проза. Но вместе с тем, новое произведение Улицкой* шире этих определений. "Зеленый шатер" звучит широко, нота общей вины, общего несчастья и сияющий зыбкий намек на всеобщее прощение имеет отношение ко всем людям конца двадцатого века. Это роман о том, что настоящая зрелость в нынешней цивилизации почти никогда не достигается, особенно когда на желающую взлететь и развернуть крылья личность надавливает некий груз идейный, властный, свинцовый, кастрирующий.

"Зеленый шатер" - очень серьезная и очень смешная книга.
Улицкая, Л. Е.* Искренне ваш Шурик [Текст] : роман / Л. Е. Улицкая*. - М. : Эксмо, 2004. - 448 с

Новый роман Людмилы Улицкой* "Искренне ваш Шурик", подтвердив ее талант романиста, показал и новизну романной формы, которой никто не ожидал от "генератора сентиментального". Улицкая* адаптирует классическую романную форму к современным привычкам "легкого потребления", переводит ее на язык сегодняшней культуры. Иными словами, если ее "женский роман" и "продвинут", то в сторону жанровой архаики. Люди с тонкими чувствами обречены на вымирание, автор их жалеет, но "антисентиментальной" насмешки... практически не скрывает. Сентиментальное редуцируется к биологическому, к волнению гормонов, а не души, и чем сильнее бурлят гормоны, тем спокойнее душа. Улицкая* умышленно издевается над собственным ранним сентиментализмом, имеющим корни в XIX веке, а внутри романа последовательно опровергает те чувства, которые сама же и генерирует у читателей, и в этой эмоциональной динамике новизна ее отношения и к персонажам, и к читателям.
Улицкая, Л. Е.* Казус Кукоцкого [Текст] : роман / Л. Е. Улицкая*. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 448 с.

Большой кусок моей жизни был связан с биологией, но по прихоти судьбы меня вынесло на другой берег. Те годы оставили значительный след в моей жизни. Это тогда мне открылось родство профессии врача с деятельностью жреца или священника, это оттуда и множество сложнейших вопросов: где границы человеческой свободы и где пролегают границы между здоровьем и болезнью, между жизнью и смертью... В романе "Казус Кукоцкого" нет ответов на эти вопросы, но есть размышления на эту тему, внутреннее движение в ту сторону, откуда ответы могут прийти. Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда эти размышления оказываются неизбежными.
Улицкая, Л. Е.* Лестница Якова [Текст] : роман : [18+] / Л. Е. Улицкая*. - М. : АСТ, 2015. - 732 с.

«Лестница Якова» – это роман-притча, роман-размышление, филигранно выполненный Улицкой* в форме нелинейной семейной хроники.

В книге, охватывающей более чем столетний период российской истории, с конца ХIХ века по 2011 год, описаны судьбы шести поколений семьи Осецких. Читателю предстоит погрузиться в текст, в котором причудливо переплетаются эпохи, культуры и мировоззрения. Однако в главном Людмила Улицкая* остается верна себе: роман не предлагает однозначных решений, он лишь обращает читателя к тем вечным, универсальным вопросам, на которые каждый из нас пытается отыскать ответ.
Улицкая, Л.* Люди нашего царя [Текст] : рассказы / Л. Улицкая*. - М. : ЭКСМО, 2008. - 368 с.

Писатель работает с частным случаем: жизнь дает какой-то повод – и потом рождается сюжет. И однажды автор обнаруживает, что "разбит на тысячи кусков и у каждого куска свой глаз, нос, ухо – в каждом осколке своя картинка". Герои этой книги собраны под одной обложкой единственно волей сочинителя: писательские дочки, обремененные своим происхождением, и девочки из послевоенных бараков, красавицы, которые несут свою красоту как непосильную ношу, и мечтательный слесарь, увлекшийся ни много ни мало учением Штайнера, и чудак Лёня, отец всем детям любимой им женщины…
Улицкая, Л. Е.* Медея и ее дети [Текст] : роман / Л. Е. Улицкая*. - М. : Эксмо, 2007. - 256 с.

Это вывернутый наизнанку миф о неистовой колхидской царевне Медее, это роман не о страсти, а о тихой любви, не об огненной мести, а о великодушии и милосердии, которые совершаются в тех же самых декорациях на крымском берегу... Но главное для меня - не прикосновение к великому мифу, а попытка создать по мере моих сил и разумения памятник ушедшему поколению, к которому принадлежала моя бабушка и многие мои старшие подруги. Они все уже ушли, но мысленно я часто возвращаюсь к ним, потому что они являли собой, своей жизнью и смертью, высокие образцы душевной стойкости, верности, независимости и человечности. Рядом с ними все делались лучше, и рождалось ощущение, что жизнь не такова, какой видится из окна, а такова, какой мы ее делаем...
Улицкая, Л. Е.* Русское варенье и другое [Текст] / Л. Е. Улицкая*. - М. : Эксмо, 2008. - 256 с.

В сборнике впервые публикуются пьесы "Русское варенье", "Семеро святых из деревни Брюхо" и "Мой внук Вениамин", написанные Людмилой Улицкой* в период с 1988 по 2003 год.
Улицкая, Л. Е.* Священный мусор [Текст] : рассказы, эссе : [12+] / Улицкая Л. Е.* - М. : Астрель, 2012. - 476 с.

Новая книга Людмилы Улицкой* — автобиографическая проза и эссеистика — писалась-собиралась в общей сложности двадцать лет, параллельно с «Сонечкой», «Казусом Кукоцкого», «Даниэлем Штайном …», «Зеленым шатром». Тем интереснее наблюдать, как из «мусора жизни» выплавляется литература и как он становится для автора «священным», и уже невозможно выбросить ничего — ни осколки и черепки прошлого, ни мысли, опыт, знания, догадки, приобретения, утраты… Эта книга — бесстрашная в своей откровенности и доверительности. Улицкая* впервые пускает читателя в свой мир, вступает с ним в диалог не только посредством художественных образов, а прямо и доверчиво — глаза в глаза.
Улицкая, Л. Е.* Сквозная линия [Текст] : повесть, рассказы / Л. Е. Улицкая*. - М. : Эксмо, 2002. - 256 с.

"Как определить ложь? Что это за явление, созданное человеком и сопутствующее ему от рождения до смерти? Во все времена - от Адама и Евы до злодея Яго - ложь оказывается завязкой драмы, причиной страданий и смертей, катализатором истории. Очень часто ложь идет об руку с корыстью. Истории, собранные в книге "Сквозная линия", касаются этой огромной темы, но ложь, о которой здесь пойдет речь, взята в ее самой легкой и безобидной разновидности: ложь для украшения жизни. Героини этой книги - бескорыстные лгуньи. И главный мотив их лжи - недовольство обыденной жизнью, в которой одной не хватает любви плотской, другой любви романтической, и всем значительности и исключительности. Эти выдумщицы и обманщицы всех возрастов - от девочки до старухи - мои друзья, близкие или отдаленные. Самое же в этой книге забавное, что эта книга о лжи - самая правдивая из всех написанных мною книг…"
Улицкая, Л. Е.* Сонечка [Текст] : повесть / Л. Е. Улицкая*. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 128 с. : ил.

"Россия - самая читающая страна в мире" - этот миф о нашей стране один из самых приятных. Я и сама принадлежу к читающему поколению, с детства научившемуся уходить от реальности, зарываясь в книжные страницы. Чтение для многих людей отчасти заменяло саму жизнь, было не одной из составных ее частей, а, может быть, самой лучшей и значительной. Героиня "Сонечки", как в многолетнем обмороке, запоем читает книги, но реальность жизни - любовь, семья, материнство - выбивает ее из чтения... Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, - и она возвращается душой к великой литературе, которая дает пищу для души, примирение, наслаждение... Литература как религия жизни. Российский миф, такой близкий и такой зыбкий. Как любой миф". Людмила Улицкая*
Улицкая, Л. Е.* Цю-юрихь [Текст] : роман, рассказы / Л. Е. Улицкая*. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 368 с.

Писательница Л.Улицкая* завоевала признание читателей и на родине, и за рубежом. Ее книги переведены на многие языки мира, она - обладательница престижных премий и лауреат Букеровской премии 2001 года. Проза ее, исповедальная и пронзительная, передает тончайшие нюансы человеческих характеров и отношений. В книгу Людмилы Улицкой* вошли рассказы цикла `Межвременье`, в том числе и новые, еще не публиковавшиеся.

______________________

*Настоящий материал (информация) касается деятельности иностранного агента Улицкой Людмилы Евгеньевны, содержащегося в реестре иностранных агентов согласно ФЗ от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»