Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Выдумщик и мечтатель, правнук салемской ведьмы,
которому библиотека заменила колледж


«Фантастика – это реальность, доведенная до абсурда».
Р. Брэдбери


Рэй Брэдбери (22 августа 1920 – 5 июня 2012) – американский писатель, благодаря которому фантастика заняла достойное место в мире литературы. Он считается главным популяризатором жанра, и его вклад в мировую литературу невозможно переоценить. Ещё при жизни автор стал классиком. Целое поколение писателей, сценаристов и режиссёров признало в нём своего учителя. В любви к Брэдбери и безграничном уважении к его творчеству признавались Стивен Спилберг, Нил Гейман и Стивен Кинг.


Родился Рэй Дуглас Брэдбери (полное имя писателя) 22 августа 1920 года в городке Уокиган в штате Иллинойс. Согласно семейной легенде, прабабушка Рея, Мэри Брэдбери, была салемской ведьмой, приговоренной к казни после судебного процесса 1692 года, но избежавшей её. Этот факт не доказан, но автор фантастических романов верил в него.

Родители мальчика интересовались киноискусством, интенсивно развивающимся в те годы, поэтому дали сыну второе имя Дуглас, в честь известного актера тех лет Дугласа Фэрбенкса. Позднее писатель вспоминал, что первый свой фильм – ленту «Горбун собора Парижской Богоматери» – он увидел в возрасте трех лет, и с тех пор остался преданным энтузиастом этого искусства. Рано выучившись читать, он проглотил залпом сборник греческих, римских и скандинавских мифов, а несколько позже его любимым чтением стали «марсианские романы» Эдгара Бэрроуза. В двенадцать лет у Рэя уже была «своя работа»: по субботам он читал рассказы для детей по местному радио. Можно сказать, что и творческая биография Брэдбери началась в двенадцатилетнем возрасте, ведь именно тогда он написал продолжение книги Э. Берроуза «Великий воин Марса», на покупку которой у него просто не было средств.

 


Когда Америку накрыла «Великая депрессия», отец никак не мог устроиться на работу, в небольшом городке ее просто не было. В 1934-м семейство переселяется в Лос-Анджелес. Их приютил родственник семьи, с которого впоследствии Брэдбери напишет одного из своих героев – дядюшку Эйнара.

Жизнь складывалась нелегко. Еще до окончания школы Брэдбери понял, что хочет стать писателем. Тогда он взял себе в привычку каждый день писать не менее тысячи слов. Родители терпеливо отнесутся к овладевшей сыном писательской мании. Но никто его не избавит от необходимости зарабатывать на жизнь – четыре года будет делить свой рабочий день на утро за письменным столом, в послеполуденные часы будет продавать газеты. В 1938 году Рэй получил аттестат об окончании средней школы. Оплачивать дальнейшую учебу сына родители не могли, поэтому о высшем образовании парень даже не мечтал. Тем не менее, чтобы как-то развиваться дальше, стал активно посещать библиотеку, где будет читать без разбору отечественных и европейских классиков, биографии изобретателей и ученых, книги по естественной истории вперемежку с томами энциклопедий, много читал Достоевского, что оказало большое влияние на его творчество. Почти все вечера проводил молодой человек в библиотеке, главной городской или другой какой-нибудь. Бродить по библиотеке для него было интересней всего на свете: «Снимешь книгу с полки и сразу в нее влюбляешься или наоборот; сядешь или станешь где-нибудь и на листочках бумаги, которые читатели могут брать для записей, пишешь очередной рассказ». Он был беден, а эти бесплатные листочки всегда были рядом, он писал на них прямо в библиотеке полрассказа, нес всю пачку домой и там перепечатывал на машинке: «Я, наверно, написал больше произведений о библиотеках, книгах и чтении, чем любой другой американский писатель, и справедливо будет считать меня выпускником библиотек».


Итогами этих «университетов» со временем станут сотни написанных и по несколько раз терпеливо переписанных страниц. Как вспоминает сам Брэдбери, в течение многих лет он придерживался графика сочинять по рассказу в неделю: в понедельник набрасывал первый вариант, во вторник – второй и так далее, а в субботу отправлял готовую рукопись в Нью-Йорк, в один из многих журналов литературной столицы Америки.

Всю жизнь Брэдбери активно выступал против урезания финансирования и закрытия библиотек.

В семнадцать лет Рэй вступил в американское сообщество, объединяющее молодых литераторов, лос-анджелесскую «Лигу научных фантастов». После вступления в лигу, в 1937 году опубликовал свой первый рассказ – «Дилемма Холлерброхена». Рассказ был плохо принят, и Брэдбери впоследствии написал: «Никому не понравилась моя история» и «Я сам думаю, что это было ужасно». Но позже Брэдбери написал продолжение – «Холлербохен возвращается».

Его рассказы печатались в недорогих сборниках фантастики. Постепенно у писателя появлялся свой литературный стиль, который характеризовал все его произведения.

В 1939–1941 годах писатель выпускал журнал «Футуриа фантазия». За это время вышло четыре номера издания.

В 1942 году Брэдбери полностью сосредоточился на литературе, в год он сочинял до пятидесяти своих рассказов. Доходы от литературного труда были мизерными, но Рэй не сдавался. В 1947-м он выпустил дебютный сборник собственных рассказов под названием «Тёмный карнавал».

Настоящая книга поистине уникальна – это самый первый сборник Брэдбери, с тех пор фактически не переиздававшийся, не доступный больше нигде в мире, и ни на каком языке вот уже 60 лет! Отдельные рассказы из «Темного карнавала» (в том числе такие классические, как «Странница» и «Крошка-убийца», «Коса» и «Дядюшка Эйнар») перерабатывались и включались в более поздние сборники, однако переиздавать свой дебют в исходном виде Брэдбери категорически отказывался.

В этой книге писатель собрал все, что написал с 1943-го по 1947-й годы. Читатели впервые познакомились с персонажами – дядюшкой Эйнаром и «странницей» Сеси. Нужно сказать, что публика достаточно прохладно отреагировала на эту книгу. В нем автор копировал стиль Эдгара По, отчего позже отказался по совету писателя Генри Каттнера.


В 1949-м писатель отправился в Нью-Йорк на автобусе. Жил в хостеле, организованной Американской ассоциацией молодых христиан. Рэй обошел двенадцать издательств, в каждом предлагал свои произведения, однако ни в одном из них его рассказы не заинтересовали. Но все, же Брэдбери повезло. Его агенту, Дону Конгдону удалось выйти на издательство под названием «Даблдэй», которое как раз работало над составлением сборника научной фантастики. Рассказы Брэдбери заинтересовали издателя, оказавшегося однофамильцем писателя. При этом он поставил Рэю условие – тематически объединить свои небольшие произведения в роман.

Всего одна ночь потребовалась писателю, чтобы составить эссе с общим обзором романа, и отправить его издателю. Рэй сумел объединить свои ранние рассказы о Марсе в одно произведение и назвал его «Марсианские хроники». Между строк этого романа видна параллель между освоением Марса и колонизацией Дикого Запада.

Хоть и завуалировано, но произведение указывало на несовершенство людского рода и допущенные им ошибки. Книга стала прорывом в области научной фантастики. Сам автор считал, что это произведение было лучшим из всего, что он написал за всю свою жизнь. Коммерческий успех и известность пришли с момента публикации в 1950 году его первого романа «Марсианские хроники», который Брэдбери посвятил жене.


Свою жену Брэдбери впервые увидел в книжном магазине. Встреча с работающей там Маргарет Маклюр в 1946 году обернулась свадьбой через год. Это была любовь всей его жизни, а брак продлился вплоть до смерти супруги в 2003 году. Маргарет много работала, чтобы ее муж имел возможность заниматься творчеством. При этом и сам писатель более 4 лет был разносчиком газет. У пары родилось четверо детей – девочки Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра.

Именно жена писателя всегда оставалась первой читательницей его произведений, первым критиком и советчиком. Муза Рэя Брэдбери была земной, очень родной и терпеливой. Она отчётливо понимала, что её супруг – настоящий гений, а потому позволяла ему всегда оставаться самим собой. Когда он просил в качестве подарков на Рождество всякие интересные штуки типа роботов и игрушечных лучевых ружей, она не пыталась его переделать, не заставляла, наконец, повзрослеть и стать серьёзнее. Четыре дочери Мэгги и Рэя, а после и внуки вспоминали: известный писатель обожал сладости, любил карнавалы, а многочисленные игрушки помогали ему придумывать новые и новые увлекательные сюжеты для своих произведений.


Когда Рэй Брэдбери прославился, его гонорары необычайно возросли. Он смог приобрести семье большой уютный дом, а Мэгги всё также неустанно заботилась о муже. Она могла спорить с ним, критиковать или одобрять, советовать и поддерживать любимого мужа, всегда остававшегося ребёнком.

Рэй Брэдбери всегда честно говорил: всё, чего он добился в жизни, он добился благодаря любви.

Всю свою жизнь Брэдбери выступал с критикой современного общества, считал, что оно является лишь потребителем. Писатель придерживался мнения, что люди недостаточно развивают науку и космическую отрасль, что их абсолютно не волнуют звезды, в приоритете материальные блага. В произведениях Рэя – призыв к людям прекратить так безответственно относиться к будущему.

Один их ярких примеров таких рассказов – «Улыбка», сюжет которого переносит читателя в недалекое будущее. Люди нашли себе подходящее развлечение – публично уничтожают все уцелевшие предметы искусства, в частности картину «Мона Лиза», к которой выстроилась очередь из желающих плюнуть в изображенную на ней женщину.

Чаще всего переиздавали другое произведение автора – рассказ «И грянул гром». За основу этого рассказа Рэй взял «теорию хаоса», или как ее еще называют, «эффект бабочки». Писатель хотел показать людям, насколько зыбко равновесие в природе, и как легко его разрушить даже одним взмахом крыльев бабочки.


В молодости он однажды сжёг все свои неудачные слабые рассказы, устроив грандиозный костёр у себя на участке. «Сжёг два миллиона слов», – говорил он грустно.

Это зрелище легло потом в основу его дебютного романа «451 градус по Фаренгейту» о сжигании книг и рассказа на эту же тему.

Всемирное признание пришло к писателю в 1953-м, когда вышел этот роман, написанный на основе двух рассказов – «Пожарный» и «Пешеход». Первый рассказ никогда не издавался. Первые части романа появились в издании «Плейбой», журнале, который постепенно приобретал свою популярность.

Эпиграф романа гласит, что 451 градус по Фаренгейту – это температура, при которой воспламеняется бумага. Главная сюжетная линия произведения – потребительское тоталитарное общество, его гонка за материальными ценностями. А вот книги, которые заставляют читателя «шевелить извилинами», нужно немедленно сжечь, причем, вместе с домами, в которых живут их владельцы. Главного героя повествования зовут Гай Монтэг, он пожарный, который и занимается непосредственно сожжением книг. Молодой человек полностью уверен в своей правоте, но только до того момента, когда в его жизни появляется новая знакомая – 17-летняя девушка Кларисса. Эта встреча полностью изменила мировоззрение пожарного.


Это произведение автора, пожалуй, единственное, которое подверглось жесткой цензуре: было переделано и исключено порядка семидесяти отрывков из романа. В 1980-м по требованию писателя роман начали выпускать в первоначальном виде.

В 1957-м писатель выпустил еще одну из самых популярных своих книг – «Вино из одуванчиков». Она воспринимается как дневник двенадцатилетнего мальчика, с его особым видением мира, с какими-то мелочами, которые только ребенок и заметит, а взрослый пройдет мимо.

Эту повесть считают, в некоторой степени, биографической, не похожей на все, что написал Брэдбери за всю творческую жизнь. Она полна детских переживаний Рэя, переносит читателя в лето 1928 года в маленький городок на Среднем Западе. Главные герои – братья Том и Дуглас Сполдинги, жители небольшого городка Грин Таун. Причем сам писатель стал прототипом двенадцатилетнего Дугласа.

Брэдбери вообще очень интересует детство, чаще всего – один его период, своего рода граница: многим героям Брэдбери 12, 13, 14 лет – возраст, когда ребенок вступает во взрослую жизнь. Рэй настаивал на создании более объемного произведения, но издатель, однофамилец писателя Уолтер Брэдбери, потребовал, чтобы повесть была поделена на две части.

Вторую часть читатели увидели в продаже только в 2006-м, она вышла под названием «Лето, прощай!».


Было еще одно произведение, связывающее писателя с давно ушедшим детством – роман «Из праха восставшие». Герои повествования – причудливое семейство Эллиот, живущее в доме с удивительными сказочными персонажами.

Роман состоит из рассказов «Апрельское колдовство», «Семейная встреча», «Дядюшка Эйнар» и прочих. В этих рассказах собраны все самые яркие детские воспоминания литератора. В 10 лет Рэй и его брат приезжали погостить у тети Нейвы на Хэлоуин. Мальчишки собирали тыкву и множество кукурузных стеблей. Тетушка готовила Рэю наряд колдуна, потом в бабушкином доме прятала его под лестницу. Мальчик с удовольствием пугал гостей, крадущихся в темноте, всем было весело и интересно. Брэдбери всегда вспоминал эти годы как самый светлый период своей биографии. Он был очень застенчив, чудаковат и невероятно талантлив. А ещё Рэй Брэдбери всю жизнь оставался ребёнком. Он смотрел на мир с интересом, сохранял детскую непосредственность и в качестве подарков на Рождество принимал исключительно детские игрушки.

В 1960-м писатель издал сборник под названием «Лекарство от меланхолии», куда вошли произведения, написанные с 1948 по 1959 годы – «Дракон», «Время уходить» и «Первая ночь великого поста», «Погожий день», «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого», «Пришло время дождей». Этот сборник имеет психологическую направленность, раскрывает суть человеческой натуры.


Творчество Брэдбери тесно связано с кинематографом и театром. Он был автором сценариев к фильмам и постановкам. В 1966 году французский постановщик Франсуа Трюффо экранизировал «451 градус по Фаренгейту», в 2018 году – Рамин Бахрани. Особенно удачным вышел последний фильм, который был представлен на Каннском фестивале и получил несколько наград.

Любили экранизировать Брэдбери советские и российские режиссеры, которые сняли ряд фильмов по мотивам повести «Вино из одуванчиков», а также рассказов «Будет ласковый дождь», «Вельд», «Здесь могут водиться тигры», в 1984-м по мотивам этого романа создали телепостановку «Знак Саламандры».             
Кадр из телепостановки «Знак Саламандры»

 

Прославленный автор фантастического романа прожил 91 год. И каждый день своей жизни он трудился, утро Брэдбери начиналось с рабочего стола. Причем свои привычки он не изменил, даже дожив до преклонного возраста. Рэй верил, что благодаря творчеству живет так долго и плодотворно. Он писал практически до самой смерти, последнюю книгу «Лето, прощай!» опубликовал в 2006-м году.


Он никогда не учился в колледже и на литературных курсах, однако обладал чрезвычайной эрудицией. Его творческий путь начался с сочинения стихов, а потом он стал «мэтром фантастики». Его чувство юмора осталось таким же искрометным, и не покидало его даже в старости, когда он был прикован к инвалидной коляске. Однажды его спросили о возрасте, и писатель сказал, что хочет дожить до 100 лет, чтобы увидеть, как в газетах появятся заголовки, сообщающие о его столетнем юбилее. Он шутил, что 100 выглядит как-то солиднее, чем 90.

Писатель удостоен многочисленных наград и премий за развитие области фантастики. Это премии «Бенджамина Франклина», от Американской академии и премия «Прометей». В 2004 году вручили писателю и национальную медаль в области искусств, а также звание «Гранд-мастер». В 2007 году он получил Пулитцеровскую премию и премию Брэма Стокера, как победитель в категории «За достижения всей жизни».

В родном городе Рэя Брэдбери Уокиган (штат Иллинойс) состоялось открытие статуи «Фантастический путешественник» в честь прославленного фантаста.

Торжественная церемония, приуроченная ко дню рождения писателя, прошла у городской публичной библиотеки, расположенной рядом со школой, которую Брэдбери посещал до переезда семьи в Лос-Анджелес. Композиция называется «Фантастический путешественник».

Композиция под названием «Фантастический путешественник» высотой около 3,5 метров выполнена из нержавеющей стали и изображает самого Брэдбери с открытой книгой в руке. Писатель пытается оседлать летящую вверх ракету, внутри которой расположены зубчатые шестерёнки, символизирующие, по замыслу автора монумента, движение пытливого ума фантаста.


Идея поставить памятник писателю возникла в 2016 году, учредители специально созданного фонда рассмотрели 41 заявку и выбрали конечный вариант памятника писателю. Автором проекта является Захари Оксмана.

Сам автор пояснил, что в проекте воплотил историю человека, обладающего необузданным воображением, взрослого снаружи и любознательного ребёнка внутри. Также Захари Оксмана отметил, что Брэдбери любил метафоры, поэтому летящая ракета, на которую пытается сесть писатель, символизирует космическую скорость, с которой он в детстве поглощал книги, открывающие ему неизведанные миры.

Брэдбери очень любят в космическом сообществе. В его честь экипаж «Аполлона-15» в 1971 году назвал лунный кратер «одуванчиком». В 1992 году в честь Рэя Брэдбери был назван астероид – «Брэдбери-9766» (9766 Bradbury) обнаруженный 24 февраля 1992 года.

В 2012 году NASA назвало в его честь место, где приземлился марсоход Curiosity, а 15 октября 2015 года Международный астрономический союз присвоил имя первого писателя, предположившего, что жизнь на Марсе существует, одному из кратеров Красной планеты.

 

Почему Рэй Брэдбери до сих пор актуален?

 

Расцвет творчества писателя пришёлся на 50‑е годы XX века. Тем не менее сейчас его книги не кажутся устаревшими. Многое из того, что он описывал в своих научно‑фантастических работах, стало реальностью.

Автор не просто писал о возможных витках технического прогресса, но и предупреждал об опасностях, которые те в себе таят. Несмотря на любовь к науке, Брэдбери верил, что именно она, вернее, её неправильное использование, приведёт к уничтожению человечества.


 


Он опасался, что стремление потреблять всё больше и больше приведёт к тому, что планета просто не сможет справляться с людской жадностью.

И всё же Брэдбери не столько предсказывал будущее, сколько предостерегал и призывал избегать такого развития событий. Поэтому к автору, несомненно, стоит прислушаться.


Ресурсы:

  1. Бережной, С. Жизнь и чудеса Рэя Брэдбери, живой машины времени / С. Бережной. – Текст : электронный // Мир фантастики : [сайт]. – 2020. – 22 августа. – URL: https://www.mirf.ru/book/kak-bredberi-stal-bredberi/ (дата обращения: 17.02.2024).
  2. Любовь с первого взгляда и 57 лет безусловного счастья чудаковатого гения-фантаста Рэя Брэдбери. – Текст: электронный // Культурология : [сайт]. – URL: https://kulturologia.ru/blogs/020521/49738/ (дата обращения: 15.02.2024).
  3. Рэй Брэдбери – биография писателя, жизнь и творчество. – Текст: электронный // Биограф : [сайт]. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/rey-bredbury (дата обращения: 07.01.2024).
  4. Рэй Брэдбери: биография и творчество / Darya Dar. – Текст: электронный // FB: [сайт]. – 2017. – 24 мая. – URL: https://fb.ru/article/316006/rey-bredberi-biografiya-i-tvorchestvo (дата обращения: 17.01.2024).