Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Имя крестьянского поэта Спиридона Дмитриевича Дрожжина сегодня помнят в основном на Тверской земле: в посёлке Новозавидовский открыт мемориальный музей поэта, в 2015 году в Твери было издано трёхтомное Собрание сочинений Дрожжина, в 2017 году местные краеведы составили «Родословную поэта С.Д. Дрожжина». Между тем судьба его незаурядна и поучительна, а хранящийся в РГАЛИ фонд С.Д. Дрожжина даёт основание для подробного изучения его жизни и творчества.

С.Д. Дрожжин родился в очень бедной семье крепостных крестьян. С детских лет будущего поэта окружала доходящая до нищеты нужда. В то же время на становление его личности большое влияние оказала патриархальная атмосфера крестьянского уклада и привитые ему с детства основы православной веры. Особым примером для него стал дед, который, по словам Дрожжина, «был необыкновенно богомолен» и «страстный любитель книг Священного писания».


Осенью 1858 года мать отвела Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где он и проучился «две неполные зимы»; на этом его образование завершилось. В конце 1860 года он был отправлен родителями на заработки в Петербург. Его первая профессия – мальчик-половой в грязном трактире «Кавказ» при гостинице «Европа». Впоследствии, пытаясь выбиться из нужды, Дрожжин сменил множество занятий, но при этом не переставал заниматься самообразованием: ещё пятнадцатилетним мальчиком он познакомился с творчеством Н.А. Некрасова, а в восемнадцать лет записался в Императорскую Публичную библиотеку. В это же время Спиридон начинает пробовать себя в поэтическом творчестве, однако началом его творческой деятельности принято считать публикацию стихотворения «Песня про горе добра-молодца» в конце 1873 года в журнале «Грамотей». В дальнейшем С.Д. Дрожжин публикуется в журналах «Семейные вечера», «Свет», «Детское чтение», «Луч», «Родник», «Воспитание и обучение», «Юная Россия», «Ребус», а также в поэтических сборниках. В 1884 году в трёх номерах журнала «Русская старина» увидело свет автобиографическое повествование «Поэт-крестьянин С.Д. Дрожжин в его воспоминаниях. 1848–1884 гг.», написанное по заказу редактора-издателя М.И. Семевского. В 1889 году в Петербурге выходит первая книга поэта, и литературная критика начинает обращать на него серьёзное внимание.

В 1896 году С.Д. Дрожжин вместе с семьёй возвращается в родную деревню, где сочетает крестьянский труд с литературным творчеством. Это его решение поддержал Л.Н. Толстой, с которым Дрожжин встречался в 1892, а потом и в 1897 году. На рубеже XIX–XX веков поэт достигает пика литературной деятельности и читательской известности. Поэтические сборники С.Д. Дрожжина пользовались большой популярностью. Благодаря народно-песенной основе, выражению крестьянского миропонимания, национальному характеру, фольклорной аксиологии и образности, жизненной достоверности, простоте слога поэзия Дрожжина была доступна самой широкой читательской аудитории. В 1903 году Императорская Академия наук назначила ему пожизненную пенсию; в 1905 году Дрожжин был принят в Общество любителей российской словесности. И.А. Бунин называл его «самым даровитым поэтом-самоучкой». Поэзия С.Д. Дрожжина привлекла внимание выдающегося немецкого поэта Р.М. Рильке, который в 1900 году посетил Низовку и перевёл на немецкий язык несколько его стихотворений.

С.Д. Дрожжин прекрасно знал все тяготы крестьянской жизни. Однако всегда выступал не за обострение социального противоборства, а за примирение различных общественных групп на основе высшей гражданской и духовной ценности. Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию он вначале встретил восторженно, видя в них реальное осуществление идеала свободной крестьянской Руси. Но в 1918–1920 годах, потрясённый новыми народными бедствиями, С.Д.

Дрожжин в ряде своих стихотворений гневно обличает антинародную сущность Октябрьского переворота, «красный террор», тотальное ограбление крестьян в процессе продразвёрстки, жестокость подавления народных восстаний, братоубийственную Гражданскую войну.

В начале 1920-х годов С.Д. Дрожжин, лишённый к тому же прежнего материального обеспечения, переживает глубокий духовный кризис, полностью не преодолённый им и в последующие годы. Однако в 1923 году неблагоприятная ситуация вокруг поэта начала изменяться к лучшему. По ходатайству Общества по изучению Тверского края Центральная Комиссия по улучшению быта учёных 20 февраля 1923 года назначила С.Д. Дрожжину повышенную пенсию и академический паёк. В том же году в Москве и Твери выходят сразу пять книг поэта, а его самого избирают почётным членом Всероссийского Союза поэтов. Повторно возрастает его читательская популярность. Впрочем, творчество С.Д. Дрожжина в это время подвергалось сильному цензурному вмешательству, стихотворения на православную тематику выбрасывались из книг, многие произведения безжалостно купировались. В результате сложные страницы жизни Дрожжина фальсифицировались, создавался мифологизированный и далёкий от действительности образ поэта.

С.Д. Дрожжин скончался в Низовке 24 декабря 1930 года. В 1937 году при сооружении Иваньковского водохранилища прах поэта и его дом были перенесены из зоны затопления в село Завидово, где 1 мая 1938 года открылся Дом-музей С.Д. Дрожжина.

***

Материалы, вошедшие в фонд С.Д. Дрожжина, хранящийся в РГАЛИ, были переданы Государственному литературному музею. В 1941 году они перешли во вновь созданный Центральный государственный литературный архив. Фонд С.Д. Дрожжина очень богат и содержателен. Прежде всего, следует отметить стихотворения поэта за 1866–1929 годы, представленные в основном автографами. Вместе с черновыми набросками и вариантами они составляют 5380 листов – можно без преувеличения сказать, что это наиболее полное собрание стихотворений С.Д. Дрожжина.

Известно, что С.Д. Дрожжин с юности и до конца жизни вёл дневник. В фонде сохранились тетради за 1872–1923 годы и дневниковые записи на отдельных листах за 1868–1927 годы. Они представляют несомненный интерес для историков и литературоведов.

Переписка С.Д. Дрожжина также представлена в фонде достаточно полно. Среди его адресатов и корреспондентов известные писатели и общественные деятели, крестьянские поэты и прозаики, издатели, соседские помещики, друзья и родственники Дрожжина. Достаточно назвать К.С. Баранцевича, В.Д. Бонч-Бруевича, С.А. Венгерова, В.А. Гиляровского, С.П. Глазенапа, И.И. Горбунова-Посадова, А.М. Горького, П.А. Дилакторского, А.А. Измайлова, А.А. Коринфского, В.Г. Короленко, Н.А. Котляревского, И.П. Малютина, Р.М. Рильке, Л.Н. Толстого, М.И. Семевского, В.М. Соболевского, А.С. Суворина, И.З. Сурикова, И.Д. Сытина, Ф.Ф. Фидлера, К.М. Фофанова, И.С. Шмелёва, чтобы увидеть, насколько широки были общественные связи С.Д. Дрожжина. Кроме того, сохранилось множество писем Дрожжина жене и родителям за 1864–1919 годы. Эти письма могут внести неоценимый вклад в изучение не только жизни и творчества С.Д. Дрожжина, но и быта того времени.

Среди материалов к биографии С.Д. Дрожжина можно отметить его послужной лист, свидетельство на право жительства в Москве, переписку с редакциями журналов «Всходы», «Родина», «Читальня народной школы», с Суриковским литературно-музыкальным кружком, Отделением русского языка и словесности Императорской Академии наук, Обществом любителей российской словесности, Тверским литературно-художественным обществом им. И.С. Никитина, ЦЕКУБУ, Всероссийским обществом пролетарских писателей.

 

Источник