Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Моряк и писатель, влюблённый в жизнь

 

Борис Степанович Житков

(11.09.1882–19.10.1938)

Писатель, исследователь, путешественник. «Вечный Колумб» – так его называл писатель Виталий Валентинович Бианки. В своих произведения Борис Житков рассказывал о том, что знал и пережил сам, – о дальних странах, научных и географических открытиях, об отважных людях, покоряющих стихию, о том, «что бывало» в жизни – и хорошего, и трудного, и порой опасного. Многие его герои попадают в экстремальные ситуации, проявляя в них свои лучшие качества – «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно».


Наряду с Виталием Бианки и Евгением Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. «Мы знаем Житкова как … автора первых советских книг по технике, новаторских по содержанию и по форме – таких, как «Река в упряжке», «Про эту книгу», «Телеграмма», «Сквозь дым и пламя», и, наконец, автора «Почемучки» – первой в мире энциклопедической книги «для четырехлетних граждан». (Вера Смирнова). Главный герой энциклопедии – любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», его прототипом стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша – будущий известный профессор-океанолог Алексей Нестеров.

Борис Степанович Житков родился 30 августа (по новому стилю – 11 сентября) 1882 года недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу.

Дети Житковых – три дочери и сын – жили среди книг и нотных тетрадей, среди разговоров о математике, физике, музыке, литературе.

Борис рос очень любознательным, любил мастерить, с детства играл на скрипке. Увлекательные экскурсии по Ильменю и Волхову зародили в его душе любовь к путешествиям. Еще когда мальчику было три года, кто-то из гостей подарил ему на именинах мелкие монетки. Никому не сказав, Боря пошел к пристани покупать пароход. Пристань от дома была не близко, но дорогу к реке он знал. Пароход ему показали, объяснили, что он непродажный, а купить можно в лавочке на Московской улице. В поисках заветной лавки малыш пошел дальше и ушел очень далеко, его нашли за городом, в слободке. Он вовсе не плакал, а стоял среди мальчишек и рассказывал им про пароход: где и как его купить, да какой он.

 

Борис Житков с сёстрами Сашей, Надей и Верой


Худенький, узкоплечий, небольшого роста Борис имел гордый и твёрдый характер. Один раз сёстры решили подшутить над ним. За обедом они насыпали Боре в тарелку соли. Чуть ли не целую солонку! Борис как всегда немножко посолил суп, попробовал… Девчонки еле сдерживали смех, а Борис, как ни в чём не бывало, почмокал губами, ещё немного посолил и стал есть. Съел пересоленный суп и вида не подал. Вот какой характер!

Отец Степан Васильевич, мать Татьяна Павловна Борис Житков в детстве


Мама, Татьяна Павловна, была пианисткой, давала частные уроки. Отец, Степан Васильевич, педагог-математик, автор нескольких учебников для детей. В доме постоянно гостили музыканты, поэты, учёные. Житковы сочувствовали революционным идеям, и у них часто останавливались политические ссыльные. Степан Васильевич организовал в селах ряд библиотек народного чтения с определенным подбором книг. Эти библиотеки получили негативную оценку властей, губернатор Мосолов приказал их закрыть. И в одном из прогрессивных изданий было напечатано, что Житков все открывает библиотеки, а Мосолов все закрывает. После этого и началось гонение на С. В. Житкова в Новгороде.

Житковы уехали из Новгорода, когда Борису исполнилось шесть лет. В Петербурге девочки заболели скарлатиной. Бориса изолировали и отвезли к бабушке, почти на всю зиму. Это у бабушки Борис сломал пароходик, чудесную модель, чтобы поймать маленьких человечков, прятавшихся, как ему казалось, внутри пароходика. Он описал потом этот случай в рассказе «Как я ловил человечков».

Через год Житков-старший отвез всю семью в Одессу. Семья поселилась в гавани, на военном молу. Его сестра вспоминала: «Бегал Борис по всем пароходам, лазал по вантам, спускался в машину. …По вечерам катался с отцом на военной шлюпке…». Морское искусство было в традиции семьи: братья Степана Васильевича Николай и Александр, – контр-адмиралы, герои обороны Севастополя, Аполлон дослужился до лейтенанта, но утонул во время кругосветного плавания, Пётр, генерал-майор в отставке, строил маяки на Чёрном море. И юный Борис Житков рос моряком.

В Одессе, в том же дворе, где жили Житковы, помещались мастерские Русского общества пароходства и торговли – токарные, слесарные, столярные. Тут Борис влюбился в инструменты, в станки, в умные и сильные рабочие руки: «Рабочие с охотой возились с любознательным мальчиком, учили его, давали в руки инструменты, подпускали к станкам».

Борис Житков окончил городскую гимназию. Там он познакомился и подружился с Николаем Корнейчуковым – будущим писателем Корнеем Чуковским: «С Борисом Житковым я познакомился в детстве, то есть еще в XIX веке. Мы были однолетки, учились в одном классе одной и той же Одесской второй гимназии, но он долго не обращал на меня никакого внимания, и это причиняло мне боль. <...> Нам он казался надменным. Но мне нравилось в нем все, даже эта надменность. Мне нравилось, что он живет в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди – все до одного! – адмиралы: что у него есть собственная лодка, кажется, даже под парусом, и не только лодка, но и телескоп на трех ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пес».

В 1901 году Житков поступил в Новороссийский университет на математическое отделение. Но 3 марта 1901 года его отчислили из университета за участие в «университетских беспорядках». Только благодаря хлопотам отца ему в 1902 году удалось восстановиться в университете, но на естественном отделении. Будучи студентом университета, Житков уделяет много времени спорту и путешествиям: вступил в яхт-клуб, ходил под парусами в Варну, Марсель, Яффо, Констанцу. Сдал экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания.

Университетские годы Житкова совпали с нарастанием первой русской революции. Когда разразились в Одессе июньские революционные события 1905 года, Житков примкнул к революционному движению одесских моряков, став активным участником флотских профессиональных организаций. Все эти дни он пропадал в порту, не возвращаясь домой иногда по нескольку суток. Многие друзья и товарищи Бориса Житкова – портовые матросы, рабочие и студенты – погибли в эти дни. Революция была раздавлена и ушла в подполье. Университет открылся. Занятия возобновились. В 1906 году Житков окончил естественное отделение университета.

Вернувшись в Одессу, он получил заманчивое предложение поехать в ихтиологическую экспедицию на реку Енисей, где ему предстояло быть одновременно и капитаном, и начальником отряда по изучению сибирской реки. Он с восторгом принял это предложение. По прибытии получил специальное моторно-парусное судно, но в разобранном виде, и Житкову пришлось собирать судно самому, вместе с ярославскими плотниками-переселенцами, которые «не то, что сложного судна – лодки не собирали». Его отец писал: «Борис доволен, что, наконец, на дело попадает. Мне кажется, это хорошо, что он не в канцелярию и даже не в лабораторию попадает, а в экспедицию, в подвижное, живое дело». Научное путешествие завершилось успешно. Экспедиция благополучно возвратилась в Красноярск.

Осенью 1909 года Борис Житков становится студентом кораблестроительного отделения Петербургского политехнического института. В 1910 году он отправлен в Данию для прохождения практики на механическом заводе «Атлас». Там Житков изучил последовательно все профессии квалифицированного рабочего-металлиста. «Я здесь первый русский студент, – писал он отцу из Копенгагена, – уж подгадить никак нельзя… Надо показать им, что не баловаться приехали».

У Бориса Степановича были выдающиеся способности к языкам, он на лету схватывал произношение. Однажды в Лондоне продавец принял его за своего земляка из Дерби, когда Житков зашёл к нему в магазин за покупками.

В 1912 году Борис Житков ушёл в свое первое учебное кругосветное путешествие, через три океана из Петербурга во Владивосток. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии.

С 1915 по 1918 год находился на военной службе в морской авиации. В 1916 году, после окончания института, Борис получает звание прапорщика, далее, подпоручика морской авиации и служит в военно-морском штабе.


С 1918 по 1920 год Одесса попеременно находилась под властью иностранных армий и Центральной рады, атамана Петлюры и генерала Деникина. Житков был вынужден скрываться. Отпустив бороду, он служил сторожем, рыбачил вдалеке от города. Этот период нашёл позже отражение в его рассказах «Варька», «Беспризорная кошка» и др. Весной 1920 года Житков от отдела губнаробраза направлен заведующим технического училища в Тираспольский уезд, в 1922 году преподавал черчение, химию, физику в Одессе на рабфаке. А осенью 1923 года уехал в Петроград к своему другу Корнею Чуковскому. В Петрограде он ищет работу на заводах, в порту, в проектировочных бюро. Он всё ещё считает себя кораблестроителем-инженером.

11 января 1924 года в дневнике Житкова появляется запись: «Да, неожиданно и бесповоротно открылась калитка в этом заборе, вдоль которого я ходил и безуспешно стучал: кулаками, каблуками, головой. Совсем не там, где я стучал, открылись двери и сказали: «Ради бога, входите, входите…». В тот день он по совету Чуковского впервые принёс свой рассказ в редакцию альманаха «Воробей». Рассказ был восторженно встречен редакцией. С этой публикации началась писательская деятельность Бориса Степановича Житкова. С 1925 года он устроился преподавателем в местную школу, а всё свободное время тратил на писательскую работу.


Вместе с Маршаком и окружавшими его более молодыми Евгением Шварцем, Николаем Олейниковым, Даниилом Хармсом он создавал в России детскую литературу, сильно повлиявшую в конце концов и на литературу взрослую.

Самуил Маршак сделал Бориса Житкова главным героем своего детского стихотворения «Почта». В нём письмо, посланное Житкову, везут за ним по миру через Германию, Британию и Бразилию и никак не могут вручить.

Житков упоминается также в стихотворении Маршака «Почта военная» (1943) – своеобразном продолжении «Почты»:

<…>
Жил со мной тогда приятель
И герой моих стихов -
Замечательный писатель
И чудак Борис Житков.

Черноморец, штурман старый,

Он объехал целый свет, <…>


Зимой 1937 года Борис Степанович заболел. Один литератор посоветовал Житкову лечиться голодом. И он начал голодать. Нетрудно представить, какой огромной воли требовал этот, по выражению Бориса Степановича, «факирский» метод лечения. «Голодаю вот уже 21 день, – писал Житков знакомому художнику. – Вообразите, что голодовка нисколько не повлияла на мою работоспособность».

Книгу «Почемучка», которую Житков планировал как энциклопедию для четырехлетних граждан, писатель заканчивал, уже диктуя своей жене Вере Михайловне Арнольд. Эта книга позже была издана под названием «Что я видел».

Борис Степанович Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

«Борис Степанович Житков – одна из интереснейших фигур нашей литературы двадцатых и начала тридцатых годов. Невысокого роста, сухощавый, крепкий, всегда подтянутый, с острым и зорким взглядом, немногословный и очень сдержанный в движениях, резко отличавшийся от разнокалиберной демократической литературной «братвы» тех лет спокойной аристократичностью манер, – он всегда казался нам старшим, стариком. И помню, как удивилась я, узнав, что он умер всего пятидесяти трех лет – возраст, который в наши дни считается для писателя «средним». (с) Вера Смирнова. Подробнее

 

В 1984 году был снят советский двухсерийный биографический телефильм «На миг оглянуться», посвященный жизни и творчеству писателей Бориса Житкова и Корнея Чуковского, по мотивам их произведений. Фильм состоит из причудливого переплетения реальной жизни этих уникальных авторов с жизнью героев произведений, написанных ими.

Бориса Житкова в фильме сыграл артист Виктор Проскурин, а его друга, Корнея Чуковского, – актер Олег Ефремов (тезка более известного актера). Режиссер: Вячеслав Колегаев. Сценарист: Галина Губачева. Оператор: Николай Ильчук. Композитор: Марк Минков. Художник: Лариса Токарева. Актеры: Виктор Проскурин, Олег Ефремов, Константин Ремперт, Павел Трухачев, Давид Гиоргобиани, Юрий Медведев, Анатолий Хостикоев, Алексей Сафонов, Юрий Дубровин, Ольга Матешко. Премьера фильма состоялась 1 мая 1985 года на ТВ.

«На миг оглянуться»



Творчество Бориса Житкова


Бориса Житкова всегда влекло к перу и бумаге, он всю свою жизнь вёл дневники, выпускал рукописные журналы, письма его нередко содержали целые рассказы, и однажды для племянника он придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. К тому же он писал стихи, которых у него уже в юности накопилась целая тетрадь. Он был ещё и великолепным рассказчиком, и рассказать ему всегда было о чём, поскольку его жизнь представляла собой калейдоскоп событий и приключений, путешествий и самых разнообразных занятий, необычных профессий…

Автобиографический рассказ для взрослых «Слово», по мнению литературоведа Михаила Гаспарова, – один «из лучших во всей русской литературе, включая Толстого и Чехова. При жизни он не печатался – не по политическим причинам, он чисто психологический, но написан с такой силой, что ни один журнал не мог его взять: сразу выцветали все соседние.»

Произведением, которое Житков ставил на вершину своего творчества, был роман «Виктор Вавич» (1941), посвященный событиям 1905 года. Долгое время произведение не издавалось, версия без купюр вышла в 1999 году благодаря дочери Корнея Чуковского, Лидии, обнаружившей рукопись в архивах отца. Стоит отметить, что романом «Виктор Вавич» восторгались многие. Критики отмечали, что если бы не цензура, то «Виктор Вавич» мог бы занять место в российской классике между «Тихим Доном» и «Доктором Живаго».

 
Обширные знания в естественных науках и личные впечатления, накопленные во время странствий по всему миру, привели Житкова в научную фантастику: современная сказка для взрослых «Элчан-Кайя» (1926) – про каменный корабль, фантастический очерк «Микроруки» (1931), в котором Житков описал способы изготовления и применения микроманипуляторов, одного из направлений нанотехнологий, получивших развитие с началом XXI века. Изданная посмертно повесть «Без совести» (1990), над которой писатель начал работать в 1928 году, – это яркий образец романа-предупреждения об ответственности учёного за свои изобретения и открытия.

Большая часть творчества Бориса Степановича Житкова была написана для детей и подростков. После публикации первых своих рассказов в 1924 году он становится автором и редактором детских книг, сотрудником детских журналов «Новый Робинзон», «Юный натуралист», «Пионер» и др., драматургом Театра юного зрителя. К этому времени у Бориса Степановича Житкова за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий.


«Математик, инженер-кораблестроитель, моряк, штурман дальнего плавания, путешественник, спортсмен, изобретатель, музыкант, дрессировщик животных, он имел идеальную биографию «бывалого человека» для того, чтобы стать детским писателем. Он был поистине «энциклопедистом» – столько самых разнообразных сведений, наблюдений, знаний было в его багаже. Он отлично знал французский, немецкий, английский языки, свободно говорил по-турецки, по-гречески, по-румынски. У него было множество «умений»: он рисовал, чертил, греб, управлял парусами, мог разобраться в авиамоторе, танцевал, играл на скрипке, великолепно стрелял. Он видел столько разных стран, морей, городов, людей! Он мог поразить воображение всякого ребенка – и не только ребенка». (с) Вера Смирнова.

«Морские истории», опубликованные в 1925 году – первый цикл рассказов Бориса Житкова. Он состоит из 8 историй про труд и жизнь на море. Автор пишет о морских приключениях и обитателях неспроста. Писатель вырос около моря, сам был штурманом дальнего плавания и побывал в разных странах и ситуациях. Простыми словами Житков сумел передать читателю свою любовь к путешествиям и морской стихии. В небольших историях воспевается бесстрашие, мужественность, честность и трудолюбие людяй, посвятивших себя морю и о самом море – то суровом, то дружественном, но всегда романтичном и притягательном.


Житков создал для детей младшего и среднего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» (1939) и «Помощь идет». Писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских приключениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности. Сюжеты тут разворачиваются более лаконично: в них одно событие, одна жизненная ситуация: «В горах», «Как Саша маму напугал», «Пожар» и др. Внимание маленького читателя удерживается внезапным, неожиданным поворотом сюжета. Вот, к примеру, рассказ «Метель»: Мальчик, герой произведения, везет учительницу и ее сынишку, и лишь благодаря смекалке и самообладанию героя все они не погибли в снежной круговерти. Напряжение создается описаниями борьбы со стихией, причем передано это через рассказ мальчика, через его впечатления и переживания.

«Помощь идёт»

Это рассказы о том, как представители разных профессий приходят друг другу на помощь в трудных ситуациях. Житков подчеркивал значимость профессиональных качеств – компетентность, усердие, а самое главное – чувство ответственности.

В первом рассказе «На льдине» колхозников, отправившихся зимой на рыбалку, унесло на льдине в море. На помощь прилетел самолёт и сбросил мешок с провиантом, а начальник порта, узнавший о беде с рыбаками, прислал за ними пароход.

Из рассказа «Обвал» читатель узнает о том, как к девочке Вале спешил доктор, но его путь преградил обвал. Помогли спасатели, расчистили дорогу насосом-гидротараном.

В рассказе «Наводнение» строят дамбу, чтобы защитить от наводнения дома и посевы. Капитан парохода, тянущего баржу с камнем, торопился домой к жене и сыну. Но ему пришлось задержаться и помочь в строительстве дамбы. А в это время другие люди спасли от подступающей реки его семью.

 
Борис Степанович Житков исколесил почти весь мир и написал много рассказов про дальние страны и экзотических животных – «Рассказы о животных» (1935). При описании животных писатель находит в их поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в человеческом понимании. Автор знакомит ребенка со многими жизненными ситуациями и объясняют, насколько преданными могут быть животные, если относиться к ним с теплом и добротой. Понятный и ясный язык делают рассказы Житкова очень яркими и реалистичными, позволяют живо представить картину описываемых событий.

«Про слона»

Главные герои рассказа Бориса Житкова «Про слона» – два русских моряка, которые попали в Индию. Им очень хотелось посмотреть на слонов, которые живут не в зоопарке, а среди людей.

На окраине города они увидели слона, которого сопровождали несколько ребят. Поначалу слон насторожился, увидев незнакомцев, но потом перестал обращать на них внимание. Вскоре моряки с интересом наблюдали, как слон по очереди поднимал ребят хоботом и усаживал на свою огромную голову. Потом он свернул с дороги, углубился в заросли и подошел к дереву, с которого дети стали рвать плоды. А слон помогал, подтягивая хоботом ветки поближе. Когда слон снова отправился в путь, моряки пошли за ним. Так они добрались до хижины, где, жили дети со своими родителями. Хозяин дома рассказал, что слону много лет, и он нянчил еще его деда.

На следующий день моряки отправились смотреть, как слоны работают на заготовке леса. На палящем солнце, целый день, они, практически без отдыха, носят тяжеленные бревна, а хозяева далеко не всегда проявляют заботу о слонах. Моряки были поражены условиями работы слонов, им было жаль животных, и они поспешили покинуть это место и вернуться на свой корабль.

«Мангуста»

Моряк Борис, находясь в плавании, купил двух мангуст, принёс клетку на корабль и выпустил зверей в каюте. Одна мангуста оказалась ручной и стала бегать по человеку. Вторая пряталась в клетке. Автор не знал, чем кормить зверей, и предложил им мясо и бананы. Зверьки съели и то, и другое. Вскоре они стали гулять по палубе и однажды напугали кота, который считал себя хозяином корабля.

Однажды в брёвнах кочегар Фёдор заметил ядовитую змею. Зверьки бросились между стволов и вытянули змею за хвост, а матросы избавились от неё. В итоге мангусты стали любимцами всей команды.

Однажды ручная мангуста залезла ночью на мачту. А там горели фонари и были голые провода. Её ударило током, но лишь оглушило.

В конце автор привёз зверей домой и был счастлив.

«Про обезьянку»

Мальчику Боре товарищ отдал маленькую обезьянку по кличке Яшка. Озорная обезьянка осталась жить в семье Бори, доставляя взрослым и детям множество хлопот. Яшка проказничал как мог, а если его наказывали, и вовсе становился неуправляемым. Но он был забавным и веселым, поэтому семейство привязалось к маленькому хулигану. Весной Яшку стали выпускать во двор. Там он сдружился с извозчиками, победил злого Каштана и дворового кота и стал хозяином всего двора. Лето закончилось, семья вспомнила все зимние проказы Яшки и велели Борису немедленно избавиться от животного. Боря отдал обезьянку однокласснику, но и тот вскоре передарил Яшку, а потом след неугомонной обезьянки и вовсе затерялся.

Этот рассказ связан с детством писателя. Сестра Житкова В. Арнольд рассказывала, что в семье Житковых были всегда ручные животные – черепахи, домашние мыши, ручной волк и веселая обезьянка Яшка.


Житков, мастер детского рассказа, в доходчивой форме, простым, почти детским языком рассказывает и объясняет разные ситуации.

«Как я ловил человечков»

В рассказе два героя – мальчик Боря и его бабушка. Боря восхищен макетом парохода, стоящим на высокой полке. Он уверен, что в нем прячутся маленькие человечки – матросы и капитан. Борис разными способами хотел выманить этих человечков. В страстном желании их увидеть мальчик ломает палубу макета. Каково было его удивление, что в маленьком пароходике никого нет. Борис горько плачет, потому что у него доброе сердце и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память. Мальчик в полной мере испытал горечь стыда.


Житков – автор книг для совсем маленьких читателей – от трех до шести лет. Эти книги он называл «энциклопедиями для четырёхлетних граждан»: «…такой книги не было еще до сих пор ни у нас, ни на Западе… Оглядываться было не на что» – писал Житков. В 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Книга, по замыслу автора, – собрание ответов на самые разные «почему»: что такое метро и баштан, аэропорт и зоосад и многое другое. Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. Сюжет книги – путешествие четырехлетнего Алеши, названного «Почемучкой». С мамой Алеша побывал в Москве – впервые увидел вокзал, поезд, а потом такси, семафор, гостиницу, Кремль. Из Москвы он отправился к бабушке в колхоз, – тут он увидел леса и поля, огороды, сады. Потом на самолете он прилетел к отцу. Алеша познает мир не статически, а, как и свойственно детям, – в действии. Четырехлетний Алеша, не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Основная идея произведения – то, что для взрослого человека обыденность, для ребенка новизна, удивление, восхищение. Но не только знания о вещах получает малыш из этой книги, но и уроки общения с людьми.

От автора:

Эта книга – о вещах. Писал я ее, имея в виду возраст от трех до шести лет. Читать ее ребенку надо по одной-две главы на раз. Пусть ребенок листает книгу, пусть рассматривает, изучает рисунки. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живет в ней и вырастает.

Еще раз предупреждаю: не читайте помногу! Лучше снова прочесть сначала.


Мы знаем Житкова как одного из первых деятелей советской литературы для детей – зачинателя новой научно-художественной детской книги, автора первых советских книг по технике, новаторских по содержанию и по форме – таких, как «Река в упряжке», «Про эту книгу», «Телеграмма» и др.

В 1963 году Вера Смирнова в статье «Борис Житков и его мысли о воспитании и детской книге» писала: «Некоторые из его «технических» книг остались до сих пор уникальными изобретениями житковского таланта. Надо только удивляться, почему давно не переиздавали в Детгизе такую оригинальную книгу, как «Про эту книгу», где найдено удивительно простое и, кажется, единственное в своей убедительности решение: показать наглядно весь путь появления на свет печатной книги, начиная рассказ рукописной страницей, потом как она выглядит в корректуре – в гранках, в верстке, набранной различными шрифтами, и, наконец, в книге. Кажется, так просто, как Колумбово яйцо, а ведь это замечательная художественная находка для выполнения педагогической задачи, подлинное изобретение талантливого детского писателя».

«С первой же страницы Житков превращает видимый текст своего рассказа в прямую иллюстрацию. И дальше, раскрывая весь процесс работы над производством книги, ни на минуту не отвлекаясь от своего рассказа, Житков средствами типографского искусства этот же свой текст превращает в наглядное пояснение: то пуская строчки вразброд, то вводя опечатки, выделения, разбивки и т. п. По изяществу выдумки, по точности и изобразительности рассказа «Про эту книгу» может быть названа образцовым решением задачи создания увлекательной научно-технической книги». (с) Цезарь Вольпе. Источник

Житков, Б. Про эту книгу / Борис Житков ; рисунки и чертежи Михаила Цехановского. – Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1927. – 44 с. : ил. (цинкография). – Тираж 10000 экз. – В цв. издательской литографированной обложке. – 17х13,2 см. – (Для детей среднего возраста).

Дополнительные тиражи: 1928 г. 2-е издание 20000 экз.

Житков новаторски изложил историю техники книгопечатания, конечно, до той поры, как книга «Про эту книгу» вышла в свет, то есть до 1931 года. Многое изменилось, но стало занимательным, интересным и доступным примером безостановочности технического прогресса.


Познакомиться с первым изданием «Про эту книгу» можно здесь (альбом ВКонтакте, требуется авторизация в социальной сети): 46 фотографий.


«Штурман дальнего плавания, повидавший половину стран земного шара, инженер-кораблестроитель, изобретатель, настоящий «мастер на все руки», бескорыстный друг всех тружеников, человек всесторонних, знаний, огромного жизненного опыта и к тому же одаренный изумительным даром рассказчика – большим талантом художника, – что же удивительного, что такой человек в конце концов берется за перо и, взявшись за него, сразу же создает беспримерные в мировой литературе книжки».

 

Список источников и рекомендуемая литература:

  1. Биография Житкова. – Текст : электронный // ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В. М. Величкиной» : [сайт]. – URL: https://rodb-v.ru/writers/zhitkov-boris-stepanovich/ (дата обращения: 14.06.2023).
  2. Борис Житков. – Текст : электронный // Лаборатория Фантастики : [сайт]. – URL: https://fantlab.ru/autor9585?ysclid=lk24hne2gk73960650 (дата обращения: 01.07.2023).
  3. Борис Житков: моряк и писатель, влюбленный в жизнь. – Текст : электронный // Пятый элемент : [сайт]. – URL: https://5elementum.ru/biografii-pisatelej/boris-zhitkov-morjak-i-pisatel-vljublennyj-v-zhizn/ (дата обращения: 12.06.2023).
  4. Неверов, А. Борис Житков: биография, фото, личная жизнь, рассказы и книги / Александр Неверов. – Текст : электронный // 24 СМИ : [сайт]. – URL: https://24smi.org/celebrity/18520-boris-zhitkov.html (дата обращения: 12.06.2023).
  5. Смирнова, В. Борис Житков и его мысли о воспитании и детской книге / Вера Смирнова. – Текст : электронный // Сhukfamily : [сайт]. – URL: https://www.chukfamily.ru/jitkov/o-borise-zhitkove/boris-zhitkov-i-ego-mysli-o-vospitanii-i-detskoj-knige?ysclid=ljnryatv5s450922716 (дата обращения: 01.07.2023).
  6. Чуковский, К. Борис Житков / Корней Чуковский. – Текст : электронный // Сhukfamily : [сайт]. – URL: https://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/knigi/sovremenniki/boris-zhitkov?ysclid=ljmg87puzq255162449 (дата обращения: 01.07.2023).

***

  1. Житков Борис Степанович. – Текст : непосредственный // Писатели нашего детства : 100 имен : Альманах «Приложение к журналу «Библиотека» : биографический словарь в 3 частях. Часть 1. / Российская государственная детская библиотека ; составитель Н. О. Воронова [и др.]. – Москва : Либерия, 1998. – С. 185–188. (83.3(2Рос-Рус)6-8)
  2. Житков Борис Степанович. – Текст : непосредственный // Русские детские писатели XX века : биобиблиогр. словарь / редколлегия И. Н. Арзамасцева [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Флинта : Наука, 1998. – С. 188–183. (83.3(2Рос-Рус)6-8)
  3. Жизнь и творчество Б. С. Житкова : сборник / составитель В. С. Арнольд ; Дом дет. книги Детгиза. – Москва : Детгиз, 1955. – 591 с. – Текст : непосредственный. (83.3(2Рос-Рус)6-8, имеются экземпляры в ЦДБ им. Гагарина)
  4. Чуковский, К. И. Борис Жидков / Корней Чуковский. – Текст : непосредственный // Собрание сочинений. В 15 томах. Том 5. Современники : Портреты и этюды. – Москва : Терра-Книжный клуб, 2001. – С. 326–346.
  5. Чуковская, Л. К. Борис Житков : критико-биографический очерк / Лидия Чуковская. – Москва : Советский писатель, 1955. – 124 с. : портр. – Текст : непосредственный. (83.3(2Рос-Рус)6-8, имеются экземпляры в ЦГБ им. Горького).
  6. Черненко, Г. Вечный Колумб : биографический очерк о Б. С. Житкове : для среднего возраста / Геннадий Черненко. – Ленинград : Детская литература, 1982. – 256 с. : рис., ил., портр. – Текст : непосредственный. (83.3(2Рос-Рус)6-8, имеются экземпляры в ЦДБ им. Гагарина).


Книги Бориса Степановича Житкова есть во всех библиотеках города.