/ Орская газета. – 2023. – 2 августа (№ 30). – С. 20.
Дворец сновидений
Табир-Сарай. Дворец сновидений. Как и любой орган власти, дворец – весьма опасное место, внушающее окружающим почтение и страх.
Сегодня поговорим о романе «Дворец сновидений» (16+) Исмаиля Кадарэ. Это албанский прозаик и поэт. Кавалер ордена Почетного легиона, лауреат премии принца Астурийского, первый лауреат международной Букеровской премии.
Таинственный Табир-Сарай, веками собирающий сны со всей империи, из тени манипулирующий марионетками. Дворец рождает не приказы, но идеи, чья власть более разрушительна. Только задумайтесь о возможности вознестись к вершине или потерять все росчерком пера толкователя грез.
Главный герой романа – Марк-Алем, юноша из влиятельной семьи, поступает на службу в этот могущественный дворец. Читатель постепенно вместе с героем узнает тайны дворца и оказывается замешан в смертельно опасные политические игры. Дворец сновидений – это канцелярия, призванная собирать и исследовать самое сокровенное и личное, что еще остается у человека, – сны. Каждый житель империи обязан записывать свои (а если не умеет писать, пересказать писцу), для того чтобы передать запись в главный Дворец сновидений, где каждый сон будет учтен и истолкован. И горе тому, на кого укажет сон как на государственного преступника.
По мере того как Марк-Алем осваивается в разных отделах Табир-Сарая, мы узнаем об интригах элит, в которых напрямую замешан его дядя. Восторженный парень быстро сталкивается с темными сторонами службы во дворце. Марк-Алем впечатлителен, и постоянное ощущение неизвестности, царящее во Дворце сновидений, рождает в его богатой фантазии множество зловещих образов. Он живет будто бы в призрачном сне.
Неспроста на обложке книги изображена картина Рене Магритта «Голконда»: Марк-Алем, подобно мужчине в котелке, продвигается по карьерной лестнице и в то же время стоит на месте или падает в пропасть, словно капли дождя.
В своем романе Кадарэ исследует конфликт не только личности и государства, но и влиятельной семьи (по аналогии – олигархии) и власти.
«Дворец сновидений» вышел на родине автора почти сразу после того, как книга была написана. Исмаиль Кадарэ включил ее первые главы под видом исторической новеллы в готовившийся к публикации сборник своих рассказов. Потом, при переиздании сборника, писатель расширил новеллу до полноценного романа, положившись на беспечность цензоров, которые не обратили внимания на публиковавшуюся ранее книгу.
Так антитоталитарный роман был издан в коммунистической Албании. Когда все выяснилось, партия уже ничего не могла сделать: тираж 20 000 экземпляров был раскуплен до запрета «Дворца сновидений», а всемирная известность не дала назначить его автору более суровое наказание.
Татьяна Коченкова, заведующая методико-библиографическим отделом
ЦГБ им. Горького МАУК «ЦБС г. Орска».