Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Елинек Эльфрида – австрийская писательница, драматург, поэтесса и литературный критик, лауреат Нобелевской премии 2004 года по литературе за «музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише», лауреат премии Генриха Бёлля (Кёльн, 1986), премии Георга Бюхнера (1998), премии Генриха Гейне (2002), чешской премии Франца Кафки (2004) и др.

Автор появилась на свет 20 октября 1946 года в австрийском городе Мюрццушлаг, но семья вскоре переехала в Вену, где писательница выросла и получила образование. О своей семье она сказала: «Это остаток бывшей многонациональной и многокультурной империи. Отец – чешский еврей, инженер-химик, мать – венка, из богатой венской семьи». Елинек изучала музыку в Венской консерватории, которую закончила по классу органа. Одновременно в университете изучала театр и историю искусств.

Еще в университете она проявила себя бунтовщицей. Была участницей студенческого движения, в 1971 году вступила в коммунистическую партию Австрии и оставалась ее членом пятнадцать лет. Потом вышла.

Она начала писать очень рано и считается самой известной современной австрийской писательницей. Эльфриде Елинек пишет стихи, прозу, пьесы, эссе, радиопьесы, сценарии фильмов и оперные либретто, делает переводы пьес и поэзии с английского и французского языков. Её первые стихотворения публикуются сперва в различных журналах, а затем выходит её сборник «Тени Лизы» (1967).

В 1972 Елинек переезжает жить к своему другу Герту Лошюцу в Берлин, однако год спустя возвращается в Вену, и в 1974 году выходит замуж за Готтфрида Хюнгсберга, известного своей музыкой для фильмов.

В 1975 году публикация её романа «Любовницы», марксистско-феминистской пародии на патриотический роман, заставляет всех говорить о новой величине в немецкоязычной литературе.

В начале 1980 годов выходит её роман «Перед закрытой дверью» о неблагополучных подростках из благополучных семей, заканчивающийся шокирующей сценой массового убийства целой семьи; по роману выходит аудиопьеса, а затем его экранизирует Паулюс Манкер.

1983 год ознаменован для Эльфриды Елинек первым крупным скандалом. На театральной сцене появляется спектакль «Бургтеатр», в котором поднимается тема попыток Австрии подавить в себе своё национал-социалистическое прошлое и во главу повествования ставится фигура известной тогда актрисы Паулы Вессели, бывшей соратницы Елинек по левому движению. Слава Елинек как «разоблачительницы» своей собственной страны растёт. В тот же год выходит едва ли не главный труд Эльфриды Елинек – роман «Пианистка», в котором и критики, и читатели тут же углядели автобиографическое значение.

Другие знаменитые романы Елинек: «Фабрика белья» (1988 год), «Прекрасные, прекрасные времена» (1987), «Исключенные» (1980 год) – по жанру можно охарактеризовать как пародии на сентиментальные романы, на нравоучительные романы и на полицейские.

Следующим «возмутителем спокойствия» стал для Европы её роман «Похоть» (1989), моментально попавший в списки бестселлеров и написанный под влиянием возросших споров феминисток на тему порнографии. Последовавшая за выходом романа театральная постановка пьесы Елинек «Места отдыха», спровоцировавшая персональные нападки на Елинек со стороны Австрийской партии свободы (националистически-консервативного, крайне правого популистского толка) в ходе предвыборной кампании 1995 года в Австрии, вынудила писательницу отозвать все свои пьесы с театральных сцен и наложить запрет на дальнейшие постановки. После прихода Партии свободы к власти в 1999 году Елинек была одним из ведущих критиков нового правительства.

В своих поздних произведениях Елинек отходит от феминистских подтекстов своей литературы и фокусируется на социальной критике и критике Австрии в частности за неспособность преодолеть своё нацистское прошлое «Дети мёртвых». Именно в этот период творчества к писательнице приходят всемирное признание и слава.

В Австрии новость о получении Эльфриде Елинек Нобелевской премии была встречена без особенного восторга. Писательница – фигура противоречивая. Когда упоминается ее имя, австрийцы обычно морщатся. Она – нарушитель спокойствия. Она сама себя называет разрушителем мифов. В этом она видит свое предназначение как писательницы. Ее высказывание, сделанное в 1993 году, это подтверждает: «Мои тексты – разрушение мифа. Я хочу вернуть вещам их историю и их правду».

В России Эльфрида Елинек долгое время была представлена переводом только «Любовниц» и своего самого знаменитого труда – «Пианистка». Однако сразу после вручения ей Нобелевской премии на русский были переведены все её крупные работы, в том числе несколько театральных пьес.

Источники:
1.    Эльфрида Елинек. – Текст : электронный // Вся биография : [сайт]. – 2013. – 27 июня. – URL: https://biography.su/pisateli/elfrida-elinek?ysclid=li9y3wsgd5332029008 (дата обращения: 19.05.2023).
2.    Залесова-Докторова, Л. Эльфриде Елинек – совесть австрийской нации / Лариса Залесова-Докторова. – Текст : электронный // Портал ЖЗ. – 2005. – URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2005/3/elfride-elinek-sovest-avstrijskoj-naczii.html?ysclid=li9xtr7q22749119459 (дата обращения: 30.05.2023).

Книги в отделе обслуживания ЦГБ им. Горького:

Елинек, Э. Болезнь, или современные женщины / Эльфрида Елинек. – Москва : Флюид, 2007. – 160 с. – Текст : непосредственный.

Центральные персонажи трех пьес Эльфриды Елинек – женщины яркой индивидуальности, существовавшие реально или в литературных текстах прошедших веков. По воле автора, героини погружаются в контекст современности – подчас жесткой и уродливой, а иногда трансформируются до неузнаваемости и абсурда.
  Елинек, Э. Бембиленд / Эльфрида Елинек. – Москва : АСТ, 2008. – 286 с. – Текст : непосредственный.

Автор любит бередить раны и во всеуслышание заявлять о вещах, о которых многие предпочли бы забыть. Вот и в «Бембиленде» она поэтично и остроумно говорит о человеческой жестокости, о насилии, о беспринципности политиков и преступных действиях медиа-структур. А эротико-политические метафоры Елинек, как всегда, неповторимы.
  Елинек, Э. Посох, палка и палач / Эльфрида Елинек. – Москва : АСТ : Полиграфиздат, 2010. – 252 с. – Текст : непосредственный.

Три пьесы Елинек, представленные в этой книге, совершенно различны по стилистике, от площадной «Придорожная закусочная», остро-социальной «Посох, палка и палач» до эстетски-философской «Облака. Дом». Автор эпатирует читателя смесью грубых и изысканных приемов, заставляет содрогаться и задумываться о природе человека – причудливой смеси животных инстинктов и высоких помыслов.
  Елинек, Э. Гора мертвецов / Эльфрида Елинек. – Москва : АСТ ; Москва : Астрель, 2009. – 184 с. – Текст : непосредственный.

Эльфрида Елинек обладает острым и оригинальным образным мышлением. В «Горе мертвецов» её пронзительный взгляд проникает сквозь мирные картины природы и общения человека с ней в темные зоны европейской истории и бездны человеческой психики. Автор будоражит, будит воображение, завлекает читателя в захватывающую игру.
  Елинек, Э. Пианистка / Эльфрида Елинек. –Симпозиум, 2007. – 448 с. – Текст : непосредственный.

Мир музыки для Эрики Кохут тесно переплетается с миром маний и фобий, отношения с матерью – болезненный водоворот привязанности и отвращения, несбывшиеся мечты принимают форму жестокий извращений, а ученик наделяется ролью мучителя. Больше, чем книга про «отцов и детей», про травмы и привязанности. Больше, чем книга о женской слабости, хрупкости разума и призраках, вьющих гнездо в сердце Эрики Кохут. Это – оглушительная симфония, блистательная попытка Эльфриды Елинек отыскать в человеке хоть что-то человеческое.
  Елинек, Э. Михаэль. Книга для инфантильных мальчиков и девочек / Эльфрида Елинек. – Санкт-Петербург : Амфора, 2006. – 250 с. – Текст : непосредственный.

Планомерное воздействие телевидения на умы и сердца с самых ранних лет позволяет вывести некую породу людей, все жизненные ориентиры которых списаны с телеэкрана. Человек формируется, подражая этим образцам и вбирая в себя ложные ценности, которые всячески культивируются массмедиа. В результате это взращенное на искусственной почве существо становится абсолютно беспомощным перед реальностью.
  Елинек, Э. Дети мертвых : роман / Эльфрида Елинек. – Санкт-Петербург : Амфора, 2006. – 622 с. – Текст : непосредственный.

Эльфрида Елинек считает роман «Дети мертвых» своим главным произведением, ибо убеждена, что идеология фашизма, его авторитарное и духовное наследие живы в Австрии до сих пор, и она мастерски показывает это в книге.

Елинек говорит, что в Австрии число нацистов на количество жителей было больше, чем в Германии. И что Гитлер уже был полностью сформированным политическим деятелем, когда приехал в Германию. Война кончилась. Австрия – страна католическая. Она повинилась и была быстро прощена. Все было забыто. Но в стране не происходил процесс денацификации, как в Германии. Не было дебатов. Не было произнесено слов: «Никогда больше». Эльфриде Елинек говорит: «Мы – дети, родившиеся после войны, должны сделать все, чтобы преступления фашизма не возникли снова из забытья. Если не было денацификации, это плохо. Агрессия не могла просто так исчезнуть после 1945 года. Где-то она проявится».

Роман был написан десять лет назад, но остается непревзойденным даже самой Эльфридой Елинек.
  Елинек, Э. Дикость. О! Дикая природа! Берегись! / Эльфрида Елинек. – Санкт-Петербург : Амфора, 2007. – 363 с. – Текст : непосредственный.

По остроте и беспощадности языка эту книгу можно было бы отнести к памфлетам, по страстности, пульсирующему ритму, образности и необычности построения фраз – к стихам (первая часть книги имеет подзаголовок «поэма»), и всё же это роман. Фабула, герои – всё как полагается, правда, среди героев нет ни одного положительного. Впрочем, в «Мёртвых душах» положительных героев тоже нет, и Гоголь называл своё детище поэмой.