Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




«Доброта и дружба могут в корне изменить человека»


Евгений Серафимович Велтистов
(21.07.1934 – 01.09.1989) – советский детский писатель, фантаст, журналист и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982).

Известность Велтистову, ведущему автору советской детской научной фантастики, принес цикл произведений о мальчике-роботе Электронике, копии школьника Сыроежкина – «Электроник – мальчик из чемодана повесть-фантазия», «Рэсси – неуловимый друг», «Новые приключения Электроника».

Знаменитый Электроник впервые встретился с читателями в 1964 году. Правда, очереди за этой книгой в библиотеках выстроились только после выхода на экран трехсерийного телевизионного фильма, сценарий которого написал сам Велтистов. Фильм имел огромный успех, – писем от читателей и зрителей на телевидение, в редакцию газеты «Пионерская правда» и самому писателю пришло более восьмидесяти тысяч!

«Буратино наших дней» – так называл Электроника известный ученый Сергей Капица. Этот литературный герой стал настолько популярен, что ребята стали проводить конкурсы на «лучшего Электроника по учебе», ставить спектакли по «Электронику», а некоторые даже предлагали устроить олимпийские игры в честь Электроника.

Евгений Велтистов родился в семье военного инженера 21 июля 1934 года в Москве. На второй год Великой отечественной войны он пришёл учиться в 1-й класс 265-й школы, располагавшейся на Домниковской улице. Собственно, учебой это можно было назвать с большой натяжкой. Всего необходимого для учебы постоянно не хватало. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше, дети учились писать в большинстве случаев с помощью дощечек, зато была огромная потребность в чтении, читать хотелось очень сильно и когда школьника Женю Велтистого спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё».

Любовь и тяга к литературе не ослабевали и в дальнейшем, и по окончании среднего учебного заведения юноша получил высшее образование в 1956 году на факультете журналистики МГУ имени Ломоносова. После окончания университета Велтистов начинает свою трудовую деятельность. Печататься начал с конца 1950-х годов. Член Союза писателей СССР с 1966 года. В 1963 году Велтистов выступил как один из основателей популярного звукового журнала «Кругозор». Из-под пера автора выходили забавные фельетоны и любопытные статьи, но особенно удавались очерки и репортажи, так как он тонко чувствовал характер и настроение людей. Его отличительной особенностью являлось умение находить новых героев. Например, в 1958-м корреспондент заставил вновь зазвучать имя создательницы новогодней песни «В лесу родилась елочка» Раисы Кудашевой. За годы работы в редакциях газет и журналов Евгений Серафимович познакомился с множеством интереснейших ученых – физиков, математиков, кибернетиков. В круг общения литератора входили советские и зарубежные ученые, чьи мысли и идеи нередко находили отражение на страницах его сочинений, – Сергей Королев, Сергей Капица, Алексей Берг. Последний и вовсе считается прототипом профессора Громова. «Дисциплинированный, деловой, западный тип писателя, который живет не на гонорар. Ежедневно к девяти утра отправлялся на службу», – так характеризовал Велтистова в предисловии к одному из изданий «Электроника» его биограф Владимир Приходько. «Все вопросы решал с ходу, почти не задумываясь», «много интересного принес на телевидение, предложил ряд творческих новаций» – так характеризовали литератора те, с кем он работал.

Евгений Велтистов известен ещё и тем, что посодействовал учёному-физику Сергею Капице в создании телевизионного цикла научно-популярных передач «Очевидное-невероятное».

Сам писатель тоже страстно любил науку, и почти в каждой его книге мы встретим неутомимых исследователей, мечтающих раскрыть тайны Вселенной.


«Фантастика – это выдумка, взгляд в будущее – какой простор для писательского воображения!»
Е.С. Велтистов


Творения Велтистова начали появляться в печати в конце 50-х. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принес в издательство «Детская литература» в 1960 году. Молодому автору было всего 26 лет.


«Детским книгам Евгения Велтистова повезло: его произведения регулярно издавали в советское время, по ним делали замечательные экранизации, не забывают их и сейчас...»
Е. Шафферт

 

Е. Велтистов «Приключения на дне моря» (1960 г.)

Детская приключенческая повесть о том, как строилось или, вернее сказать, создавалось Братское море. Трое мальчишек с забавными прозвищами Пли, Молекула и Непейвода отправились из Москвы под присмотром журналиста в Братск к дяде Непейводы, старому лоцману, на каникулы. Дядю они искали долго, и нашли почти в самом конце книги. А до этого с ними приключались разные истории как раз на дне будущего моря.

М. Баранова, Е. Велтистов «Тяпа, Борька и ракета»

В 1962 году Детгиз выпускает повесть Велтистова для младших школьников «Тяпа, Борька и ракета» о собаках-космонавтах, написанную в соавторстве со своей супругой Мартой Петровной Барановой.

Знаете ли вы, что собака – верный друг человека не только на земле, но и в космосе? Маленькая храбрая дворняжка Тяпа и её четвероногие друзья, первые пассажиры первых ракет, проложили путь человеку в необъятный океан Вселенной.

Это добрая и умная книга о мальчишках, грезящих космическими полётами и об учёных, ежедневным трудом приближающих осуществление смелой мечты, о крепкой ребячьей дружбе и о любви к нашим меньшим преданным братьям.

Живые, непосредственные, остроумные рисунки мастеров книжной графики Евгения Тихоновича Мигунова и Константина Павловича Ротова погружают читателя в атмосферу того времени.

 

Велтистов Е. «Гум-Гам» (1970 г.)

Инопланетянина Гум-Гама обнаружил мальчик Максим, отправившийся рано утром погулять во дворе. Инопланетный гость с голубым лицом мог исполнить любое желание и очень любил играть. Благодаря невероятному приспособлению Автуку, Гум-Гам запросто нарушал законы природы, превращал одни вещи в другие, летал и воплощал в жизнь любые безумные фантазии. Читатель будет следить за играми и выдумками, охватившими всех детей этого двора, и постепенно заметит, что за свои возможности главный герой платит немалую цену: Гум-Гам не может расти и ненавидит любое знание. Он даже запрещает друзьям задавать вопросы, поскольку «никакая игра не получается, если начнешь твердить как попугай: что, почему, зачем?»
Самое интересное в книжке – это, пожалуй, воплощение советским писателем сюжета о мальчике, который никогда не вырастет. Гум-Гам – он как младший брат Питера Пена, ведь этот герой точно так же лишен родителей, он не взрослеет и живет в своей особой «детской» стране. Еще он немного Маленький Принц, искренний и ранимый, и совсем чуть-чуть – Карлсон, обидчивый, побуждающий своих друзей нарушать выставленные взрослыми запреты. Он вообще настроен на конфронтацию с миром взрослых, ведь «некоторые взрослые только портят игру».
В конечном итоге, Максиму, всем его дворовым друзьям, да и самому Гум-Гаму предстоит непростой выбор – между возможностью жить беззаботной бездумной жизнью, исполнять любые желания, не прилагая никаких усилий, или – взрослеть, учиться, трудиться.

Первоклассники один за другим говорят, что вовсе не хотят ничему учиться и отказываться от своей детской жизни. Велтистов довольно убедительно, хотя и отчасти нелепо, по нынешним меркам, убеждает первоклассников идти в школу, ведь, научиться делать что-то самому – это как-то надежней и даже интересней, чем жевать лунад.
Максиму и остальным друзьям Гум-Гама всего по шесть лет, однако текст адресован скорее читателям среднего школьного возраста. Позже создатели фильма по мотивам сказки сделали мальчика третьеклассником, видимо, с целью как-то приблизить его по возрасту к целевой аудитории. Автор находит удачный компромисс: оказывается, когда взрослеешь, совершенно не обязательно отказываться от игры и радости. Он вообще за то, чтобы ничто хорошее не заканчивалось. Иначе какое может быть счастливое будущее?
В 1985 году был снят советский музыкальный телефильм «Гум-гам».

О дружбе школьника Максима с мальчиком-пришельцем из космоса по имени Гум-Гам, который подарил ему летающую лестницу, камень путешествий для перемещения в пространстве и «лунад» – волшебный шоколад, с помощью которого можно игру делать реальностью…

 

Е. Велтистов «Миллион и один день каникул» (1976 г.)

В книге «Миллион и один день каникул» автор так увлекательно рассказывает о теории относительности, как не каждый учитель физики сумеет. Герои этой повести – пятиклассники. Они живут в то время, когда космос освоен гораздо больше, чем в наши дни. Эти дети оказались на космическом корабле и летят на встречу с родителями, которые работают на конечной космической станции в конечном космосе. Встреча должна состояться обязательно, потому что на всей Земле в первый день школьных каникул – родительский день. Но детская шалость приводит к тому, что космический корабль меняет свой курс и его притягивает чёрный карлик, мёртвая звезда. Близ неё меняется течение времени и его направление. Герои переживают то, что не пришлось пока пережить никому: пока корабли с детьми и последовавшими за ними самоотверженными родителями облетают чёрную дыру и летят к Земле, для их пассажиров проходит день, а на Земле – три тысячелетия... Похоже, такие фокусы не снились даже Эйнштейну!
Эту фантастическую детскую повесть-сказку Евгения Велтистова с иллюстрациями Виктора Георгиевича Роганова впервые напечатали в 11 и 12 номерах журнала «Пионер» в 1976 году.


Историй о любопытных первоклассниках в советское время писалось множество, но тем большой писатель и отличается от не очень большого, что всегда готов повернуть сюжет в неожиданном направлении.

Е. Велтистов «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1984 г.)

Первоклассники, о которых идет речь в этой книге – не только люди, но и животные: кролик Одноух и поросенок Дыркорыл, подобранные на улице бухгалтером Нехлебовым, загадочным образом становятся людьми и впитывают в себя все лучшее от обоих миров. Животная их природа позволяет им находить общий язык с представителями животного мира, а в школе их не отличить от обычных первоклассников. Приключения этих непосед описаны Велтистовым так живо и занимательно, что некоторые читатели даже считают эту книгу выше «Приключений Электроника».

В этой книге естественно сочетается сказочность и жизненное содержание. Сказка поможет ребятам правильнее, лучше понять друг друга, свою первую школьную учительницу, своих родителей. Написанная весело и занимательно, сказка воспитывает доброту, честность, искренность, смелость.

 

«Приключения Электроника»


Самыми известными произведениями Евгения Серафимовича, принёсшими большую известность автору, являются повести, объединённые одним героем – мальчиком-роботом Электроником, копии ученика одной из московских школ Сергея Сыроежкина: «Электроник – мальчик из чемодана. Повесть-фантазия» (1964), «Рэсси – неуловимый друг» (1970, 1971), «Победитель невозможного» (1975), «Новые приключения Электроника» (1984, переработка – 1988).

Кстати, почему «из чемодана»?

Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там… электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза, встанет и скажет: «Здравствуй! Меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю».

А про воображаемого мальчика не забыл.

 

Е. Велтистов «Приключения Электроника»

Коллектив учёных во главе с профессором Громовым создаёт экспериментальный образец удивительной самообучающейся электронной машины. Кукольник придает машине вид человека, взяв за образец фотографию семиклассника Сыроежкина. Робот до такой степени похож на мальчика, что их путают и родители, и учителя, и товарищи. Классический сюжет «Принца и нищего», когда абсолютное сходство позволяет героям меняться местами, в век кибернетики имеет иное развитие, увлекает юных читателей непредсказуемостью ситуаций. Работая над «Электроником», Велтистов не раз заглядывал в школу с математическим уклоном. Познакомился с заслуженным учителем. Звали его Исаак Яковлевич Танатар. Ученики, конечно же, называли его «Таратар». Так звучит фамилия и в повести.


Телефильм «Приключения Электроника» (1979 г.)

«Приключения Электроника» – советский детский музыкальный трёхсерийный телефильм 1979 года. Режиссёр Константин Бромберг. Снят на Одесской киностудии по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник – мальчик из чемодана» и «Рэсси – неуловимый друг». Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов.

В 1981 году фильм был удостоен приза девятого Всесоюзного фестиваля телефильмов. В 1982 году режиссёр картины Константин Бромберг и сценарист Евгений Велтистов стали лауреатами Государственной премии СССР.

По состоянию на 2009 год искусствоведами было защищено 12 диссертаций, посвящённых этому фильму. По результатам опроса, проведённого журналом «Русский репортёр» в 2014 году, «Приключения Электроника» вошли в сотню самых популярных у россиян фильмов всех времён и народов. Он занял 42-ю позицию, за него голосовали преимущественно респонденты от 26 до 45 лет.

В 60-70-е годы в нашей стране у юного поколения впервые возникает большой интерес к кибернетике, что и побудило писателя Велтистова создать сценарий телефильма «Приключения Электроника».

Пока он создавал новую версию приключений Электроника, режиссер был озабочен проблемой – где взять исполнителей главных ролей – Сыроежкина и Электроника. В начале 1979 года Одесская киностудия объявила всесоюзный розыск. Искали двух мальчиков-близнецов. Они должны были уметь буквально все. Начиная с игры на гитаре и заканчивая вождением мопеда. Перепробовали сотни пар. Искали везде: в самой Одессе, в Киеве, по республикам и областям СССР. И наконец – находка. В московской школе № 23 учились братья Владимир и Юрий Торсуевы, которые и пели, и плясали, и играли на гитаре, и гоняли на мопеде. Фильм «Приключения Электроника» был спасен.

Премьера состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Украина». А спустя месяц, 2 мая 1980 года, фильм вышел в телеэфир. После просмотра телефильма в библиотеках выстроились длинные очереди за «Электроником». Дети отсылали письма без адреса, просто: Электронику, или – Сыроежкину. В редакцию «Пионерской правды», на телевидение, в адрес Велтистова пришло около 80000 писем от читателей и зрителей.

Фильм имел грандиозный успех, стал одним из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского кинематографа, приобретя характер культового.

Е. Велтистов «Рэсси – неуловимый друг» (1970 г.)

Кроме знакомых нам по первой книге цикла, Сергея Сыроежкина и его одноклассников, мы встречаем новых героев. Это Ресси – электронная собака, созданная самим Электроником с помощью профессора Громова, коварный профессор Круг и его прислужник Урри. Нас ждут захватывающие приключения в джунглях, пустыне и глубинах океана. Герои попадают в труднейшие ситуации, но дружба и взаимовыручка помогают им с честью выйти из любых испытаний.

Редчайшая Электронная Собака, Страус, или попросту Рэсси, – не только совершеннейший аппарат, способный быстрее всех бегать, плавать, летать, но и самый преданный друг. Именно это и подвело зловещего профессора Манфреда фон Круга, который задумал стереть электронную память собаки, заставить забыть ее прежнюю жизнь и использовать Рэсси в своих коварных планах.

Е. Велтистов «Победитель невозможного» (1975 г.)

В школе юных кибернетиков, где учится Сережа Сыроежкин, научные открытия случаются почти каждый день. Но «обыкновенным гениям» этого показалось мало, и они задумали построить план будущего развития нашей планеты. Пока ребята с увлечением изобретают удивительные вещи, Электроник ставит перед собой задачу попроще – вывести формулу гениальности и научить машину мыслить подобно человеку.

«Победитель невозможного» – третья книга Е. Велтистова из цикла об Электронике, Сергее Сыроежкине и других учениках восьмого «Б» класса.

Е. Велтистов «Новые приключения Электроника»

Четвертая повесть из цикла произведений о мальчике-роботе «Новые приключения Электроника» была написана автором по просьбе читателей. В отличие от первых трёх частей, это произведение адресовано более юному читателю. Впервые повесть была опубликована в «Пионерской правде» в 1984 году. Отдельное издание вышло в 1989 году, когда писатель был уже смертельно болен. Экземпляры новой книги принесли в больницу, и он подарил её врачам, сёстрам, нянечкам.

Обыкновенными гениями стали ученики восьмого «Б», одноклассники мальчика-робота Электроника. Они удивили взрослых своими уникальными изобретениями: вечный двигатель, летающий коврик, искусственная корова... И сам Электроник совершил невозможное – научился мыслить и чувствовать по-человечески. Теперь он должен помочь своему новому другу –электронной девочке Электроничке. Удастся ли ей, необычному созданию профессора Громова, достичь своей цели – понять сложный мир людей?

Ну, вот и конец приключениям Электроника. Теперь он совсем не одинок, помимо друзей у него есть нечто большее – единомышленница. Такое же существо, как и он – робот-девочка Электроничка.

Дети будущего, изображенные в первой книге, похожи на современных детей: гордятся спортивными успехами, фантазируют, ссорятся и мирятся. Отличает их от современных школьников одержимость наукой, жажда познания, эрудиция. Уступают они только роботу Электронику, который учится и по ночам. Дружба детей и Электроника – главная тема повести «Электроник – мальчик из чемодана». Писатель показывает, как много даёт она и детям, и роботу, который с каждой страницей трилогии всё больше делается похожим на человека, обретая чувства, которые трудно предположить в машине. Автору удалось показать, что возможности электроники безграничны.


Наверное, одним из самых интересных направлений детско-юношеской литературы в советское время были научно-популярные книги и биографии, в увлекательной форме рассказывавшие об известных людях. Отдал дань этому направлению и Велтистов, написавший повесть о докторе Гаврииле Илизарове, опубликованной в журнале «Пионер» в № 6 и 7 за 1991 год. Доктор Елизаров предложил принципиально новый способ сращивания костей при переломах. Известный аппарат Илизарова с тех пор применяется для лечения травм, переломов и деформаций костной ткани: для каждого конкретного случая аппарат собирается заново.

Евгений Велтистов написал более 15 книг, среди которых были не только повести для детей, но и фантастические романы для взрослых. Самыми популярными из них являются: «Глоток солнца» и «Ноктюрн пустоты». Все названия весьма необычны, особенно учитывая то факт, что они были написаны с 1967 по 1985 год. В действительности, эти книги можно читать и по сей день, поскольку написан они были языком, который понятен всем поколениям читателей.

Е. Велтистов «Железный рыцарь»

В 1967 году «Комсомольская правда» публикует повесть «Железный рыцарь на Луне». Железный рыцарь – это аппарат «Луна-9», достигший космического спутника Земли. Прототипы героев повести – создатели космических кораблей С.П. Королёв, М.К. Тихомиров, Б.В. Раушенбах.

Герой повести – молодой рабочий, слесарь-монтажник, вчерашний школьник, не поступивший в институт. История юноши, попавшего буквально на передний край научно-технической революции. Его работа на заводе, где он собирал современные летательные аппараты, участвовал в сборке космических кораблей, стала хорошим поводом провести читателя по всем закоулкам производственного процесса, дало семнадцатилетнему герою ощущение полноты и осмысленности жизни, чувство причастности к великим делам эпохи, гордости за свою рабочую профессию. Повесть вызвала уважительные отзывы советских космонавтов.

Автор хотел, чтобы человек с детства почувствовал себя причастным эпохе научно-технической революции, узнал, какие широкие возможности она открывает.

Е. Велтистов «Ноктюрн пустоты» (1982 г.)

Написан в нетипичной для Велтистова манере: действие его перенесено в Европу и рассказывает о дельцах и политиках, которые готовят «климатическую» войну. В центре событий оказывается знаменитый тележурналист Джон Бари, который всегда заранее знает, где произойдет извержение вулкана, землетрясение или какая-то еще катастрофа. Само собой, это не очень нравится власть предержащим, и на журналиста начинают охоту спецслужбы.

Е. Велтистов «Глоток солнца»

Люди придумали дороги-эскалаторы, но по-прежнему предпочитают ходить своими ногами или же бегать, аппарат-визуализатор заменяет и кино, и телевидение, а человечество активно исследует еще необжитые планеты и ищет способ обрести бессмертие.

Во время спортивных гонок на гравилётах происходит неожиданная встреча с неземной цивилизацией. Один из спортсменов исчезает в каком-то облаке, другой спортсмен едва не гибнет. Земляне пытаются установить контакт с пришельцами. На фоне фантастических событий автор рассказывает о наших земных делах – любви, дружбе, верности и чувстве долга.

 

Несмотря на современный прогресс и компьютерные игры, ещё остаются люди, которые очень трепетно относятся к чтению. Фантастика, это один из наиболее популярных жанров в настоящее время. Несмотря на все сложности, стоит читать, но не просто читать все, что попадется под руку, а то, что способно вызвать эмоции.

Безусловно, Евгений Серафимович, именно тот автор, который может понравиться разным поколениям и социальным слоям. Его произведения, всегда были эталоном правильного написания произведений. В настоящий момент, медленно, но верно, становится модным читать и будет очень хорошо, если это тенденция будет сохраняться постоянно.

 

Источники:

  1. Шестипалова, К. П. Велтистов Евгении Серафимович / К. П. Шестипалова. – Текст : непосредственный // Русские детские писатели XX века : биобиблиогр. словарь / редколлегия И. Н. Арзамасцева [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Флинта : Наука, 1998. – С. 93–95.
  2. Вельчинский, В. Г. Евгений Велтистов / В. Г. Вельчинский. – Текст: электронный // Лаборатория фантастики : [сайт]. – URL: – https://fantlab.ru/autor492?ysclid=l7lewzszf6272444332 (дата обращения: 03.09.2022).
  3. Братерский, А. Королев, Визбор и Лем: как Велтистов создавал Электроника. Отцу Электроника исполнилось бы 85 лет / Александр Братерский. – Текст: электронный // Газета.ru : [сайт]. – 2019. – 21 июля. – URL: – https://www.gazeta.ru/culture/2019/07/21/a_12512491.shtml?ysclid=l7liebmywo822345733&updated (дата обращения: 03.09.2022).
  4. Евгении Серафимович Велтистов : [некролог, опубликованный в «Литературной газете» от 6 сентября 1989 года]. – Текст: электронный // Фэндом.ru : [сайт]. – 2002. – URL: – https://www.fandom.ru/about_fan/veltistov_1.htm (дата обращения: 03.09.2022).
  5. «Мой фантастический мир» к 85-летнему юбилею Евгения Серафимовича Велтистова. – Текст: электронный // Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана Республики Калмыкия : [сайт]. – 2019. – 10 июля. – URL: – https://www.kalmnlib.ru/articles/423-moi-fantasticheskii-mir-k-85-letnemu-yubileyu-evgenija-serafimovicha-veltistova.html (дата обращения: 07.04.2022).
  6. Папа Электроника. – Текст: электронный // Журнал «Читаем Вместе. Навигатор в мире книг» : [сайт]. – 2009. – 1 июля. – URL: – http://chitaem-vmeste.ru/reviews/articles/papa-elektronika?ysclid=l7ljuh5nlr956888642 (дата обращения: 03.09.2022).
  7. Приходько, В. «Здравствуй! Меня зовут Электроник…» : [Предисловие] / Владимир Приходько. – Текст: электронный // ЛитРес : [сайт]. – 2002. – URL: – https://www.litres.ru/evgeniy-veltistov/elektronik-malchik-iz-chemodana/chitat-onlayn/?ysclid=l7lm5jtfkd792750631 (дата обращения: 03.09.2022).
  8. Шафферт, Е. «Гум-Гам»: Питер Пен по-советски. Страна без «почему» / Евгения Шафферт. – Текст: электронный // Лабиринт : [сайт]. – URL: https://www.labirint.ru/child-now/chitaet-shaffert-gum-gam/ (дата обращения: 03.09.2022).