Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Герой неповторимой эпохи

Катаев Валентин Петрович (28.01.1897 – 12.04.1986) – советский писатель, драматург и поэт, военный корреспондент, главный редактор журнала «Юность» (1955–1961). Герой Социалистического Труда (1974).

Валентин Катаев вошел в историю литературы как автор чудесной сказки для детей «Цветик-семицветик», прозы «Белеет парус одинокий» и «Сын полка», необычных мемуарных произведений «Трава забвенья», «Святой колодец», «Алмазный мой венец».

Бесподобный стилист, мастер художественного слова, прожил остросюжетную жизнь, неотделимую от всего сложнейшего двадцатого века. Вся история страны прошла через него, и по его жизни можно изучать Россию от Николая II до М. Горбачева.

 

Валентин Петрович Катаев родился 28 января (16 января по старому стилю) 1897 года в Одессе. Его отец Петр Васильевич Катаев был очень образованным человеком. Многие годы преподавал в училищах Одессы. Мать Евгения Ивановна, урожденная Бачей, была дочерью генерала, происходившего из древнего рода запорожских казаков. Супруги жили счастливо, через шесть лет у них родился еще один сын Евгений, ставшему впоследствии известным писателем – Евгением Петровым, который в соавторстве с Ильёй Ильфом написал знаменитые произведения «12 стульев» и «Золотой теленок». Вскоре после рождения младшего сына Евгения Ивановна умерла от воспаления легких и детей помогала воспитывать ее сестра, заменившая осиротевшим детям мать.
Валентин и Евгений с отцом

Братья Катаевы росли в окружении книг. Любовь к русской классической литературе с детства была привита им родителями, любившими чтение вслух. В семье была необыкновенно обширная библиотека.

«В своих книгах я часто описывал русские интеллигентные семьи, – вспоминал Валентин Катаев. – Прообразом для меня служила наша семья – папа, мама, тепло семейных отношений, царившее в нашем доме, глубочайшая порядочность, бескорыстие. С детства я слышал имена Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова. В книжном шкафу стоял заветный Карамзин».

С девяти лет Валентин Катаев сочинял стихи и был уверен, что родился писателем. Разграфив школьную тетрадку на две колонки, подобно однотомному собранию сочинений Пушкина, он с места в карьер стал писать полное собрание своих сочинений, придумывая тут же всё подряд: элегии, стансы, эпиграммы, повести, рассказы и романы. К сожалению, образцов этого самого раннего этапа творчества Катаева не сохранилось.

Одно из стихотворений «Осень» было опубликовано в газете «Одесский вестник» в декабре 1910 года. Окрыленный успехом тринадцатилетний поэт штурмовал редакции, водя за собой младшего братишку. Евгений Петров вспоминал позднее: «Он… водил меня по редакциям. «Женька, идем в редакцию!». Я ревел. Он водил меня потому, что ему одному было идти страшно». Это продолжалось до тех пор, пока один из журналистов не посоветовал Катаеву дать прочесть стихи настоящему писателю. Катаев знал к кому обратиться его гимназический товарищ не раз хвастался, что его отец писатель. И Катаев отправился к Александру Митрофановичу Федорову, который уже вскоре стал представлять его своим знакомым как молодого поэта и своего талантливого ученика.

Именно от Александра Федорова Валентин впервые услышал стихи Ивана Алексеевича Бунина. Позднее Катаев вспоминал: «Я увидел чудо подлинной поэзии: передо мной открылся новый мир. В тот же вечер я попросил папу купить мне книгу стихотворений Бунина. Отец посмотрел на меня сквозь пенсне глазами, на которые – по-моему – навернулись слезы умиления: наконец, его оболтус взялся за ум. Он просит купить ему не коньки, не футбольный мяч, не духовой пистолет, не теннисную ракетку, а книгу. И не «Шерлока Холмса» Конан-Дойля, не «Тайну желтой комнаты» Гастона Леру, а прекрасную книгу русского поэта. Быть может, это был единственный подлинно счастливый день в его жизни. Отцы это поймут. А дети тоже поймут. Но не теперь, а со временем».

Прошло время, и Катаев познакомился с писателем лично. Бунин привил Катаеву вкус к ежедневному труду, он учил: «Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. Писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения и тому подобного, писать – как ходить на службу…». Позднее всем, кто восхвалял талант Катаева, писатель говорил, что шедевры у него получаются благодаря бесценным напутствиям Ивана Бунина.

В 1912 году в «Одесском вестнике» публикуются первые небольшие юмористические рассказы Катаева. В этом же году отдельными изданиями выходят в Одессе два более объёмных рассказа Катаева «Пробуждение» и «Тёмная личность».

Началась первая мировая война. С аттестатом за шесть классов Пятой гимназии города Одессы зимой 1915 года 18-летний Валентин Катаев уходит на фронт добровольцем в действующую армию. Находясь в армии, постоянно рискуя жизнью, Катаев оставался верен завету Бунина «писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения». Любовь к литературному искусству у Катаева была настолько сильной и всепоглощающей, что даже в трагические годы войны он умудрялся писать увлекательные рассказы и потрясающие очерки, иллюстрирующие тяготы фронтовых будней. Рассказ «Немчик», посвящённый фронтовой жизни, опубликованный в 1915 году в журнале «Весь мир», стал первым выходом Катаева на страницы столичной печати.

Во время первой мировой войны Валентин Катаев был дважды тяжело ранен, отравлен газом – фосгеном, от чего у него на всю жизнь осталась хрипотца в голосе. Он был награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом святой Анны IV степени, больше известным как «Анна за храбрость», произведен в подпоручики и пожалован титулом личного, не передающегося по наследству дворянства.
Прапорщик Валентин Катаев.
Портрет, опубликованный
в журнале «Весь мир». 1916 год

Точно об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. В биографической литературе этот период жизни Валентина Катаева описан противоречиво. Начиная с 1920-х годов, сам Валентин Катаев в анкетах и автобиографиях указывал, что служил в Красной Армии командиром батареи. Однако существуют и другие источники утверждающие, что он на добровольной основе служил в Белой армии, а также в войске гетмана П. Скоропадского, воевал против петлюровцев, был подпольщиком и в 1920 году, вместе с братом на полгода был заключен в одесскую тюрьму.

В 1921 году Валентин Катаев возглавил «Окна сатиры» одесского отделения РОСТА, публиковал фельетоны, стихотворные подписи, писал рассказы. В «Записках о гражданской войне» Катаев вспоминал об этом: «Поэты писали для плакатов четверостишия, которые читали все, начиная от попавшего в переделку фабриканта, кончая кухаркой, идущей записываться в профессиональный союз». Далее уехал в город Харьков и работал в одной из газет.

В 1922 году Валентин Катаев переехал в Москву и стал работать в газете «Гудок».

 

Литературное творчество

Издательство «Радуга»


В середине 1920-х годов Катаев пришел в литературу для детей: в издательстве «Радуга» вышли его книжки-картинки о животных «Бабочка» и «Радио-жираф», затем были сказка в стихах «Война спичек» и забавная повесть «Приключения паровоза» – книжка о том, как корреспондент газеты подслушивает беседу между паровозом и водокачкой: паровоз рассказывает о своём создании и своей жизни в годы революции и гражданской войны.

«Радио-жираф» книжка простая, доходчивая, с юмором, отвечающая тем требованиям, которые предъявлялись тогда к книге для самых маленьких. Сжатый и динамичный текст; сюжет незамысловатый, взятый из современной жизни; слог простой, «народный»; тон доброжелательный без назидательности. И соответствующие тексту картинки яркие, в четыре краски, композиционно привязанные к плоскости страницы, эмоционально активные и занимательные

Двустишие из «Радио-жираф» стало крылатым и остается таковым по сей день:

– Как живете, караси?
– Ничего себе, мерси!


«Белеет парус одинокий», 1936 год

Писал Катаев обычно от руки, не пользуясь пишущей машинкой. Он всю жизнь следовал совету, данному ему Буниным, который учил: «После того, как вещь готова в рукописи, можете перепечатать на машинке. Но само творчество, самый процесс сочинения, по-моему, заключается в неком взаимодействии, в той таинственной связи, которая возникает между головой, рукой, пером и бумагой, что и есть собственно творчество».

И только «Белеет парус одинокий» вопреки этому правилу был напечатан на пишущей машинке – одним пальцем.

Валентин Катаев за письменным столом.
1950-е годы.

В 1936 году Валентин Петрович пишет для подростков «Белеет парус одинокий», героями которой стали одесские мальчишки, вовлеченные в опасную круговерть революционных событий 1905 года, вскоре после подавления восстания моряков на броненосце «Потемкин». Главному герою повести «Белеет парус одинокий» он дал имя своего папы и фамилию мамы.

В Пете Бачее угадываются черты самого автора. Катаев вспоминал: «Мое детство совпало с революцией 1905 года. Мне было восемь лет. Но я хорошо помню, как встретили восставший броненосец «Потемкин», как он прошел под красным флагом мимо берегов Одессы. Я был свидетелем баррикадных боев, видел опрокинутые конки, упавшие провода, браунинги, ружья, человеческие трупы».

Повестью «Белеет парус одинокий» (1936) открывается тетралогия «Волны Черного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960-1961).

В книге рассказывается о дружбе и преданности, о верности данному слову и честности, о взаимоотношениях детей и взрослых, о красоте природы, о том, как порой большая история может изменить судьбу простого человека, словно проверяя его на жизнестойкость. Увлекательный сюжет, героизм подростков, живописное описание жизни в городе Одессе сделали это произведение одной из любимых детских книг.

По этой повести в 1937 году был создан одноименный фильм «Белеет парус одинокий» (режиссер В. Легошин). До 1986 года повесть «Белеет парус одинокий» издавалась в СССР 121 раз и была переведена на 34 языка. Общий тираж составил почти 8 миллионов экземпляров.

В 1939 году Валентин Петрович Катаев за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. Его признали классиком детской литературы.


«Сын полка», 1945 год

Во время Отечественной войны Валентин Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда» писал очерки, рассказы, публицистические статьи.

Впечатления военного времени отразились в его повести «Сын полка», написанной в конце войны, накануне победы. Замысел повести «Сын полка» начал формироваться у Катаева в 1943 году, когда он работал фронтовым корреспондентом и постоянно перемещался из одного воинского соединения в другое. Однажды писатель заметил мальчика, облачённого в солдатскую форму: гимнастёрка, галифе и сапоги были самыми настоящими, но сшитыми специально на ребёнка. Из разговора с командиром Катаев узнал, что мальчугана – голодного, злого и одичавшего – разведчики нашли в блиндаже. Ребёнка забрали в часть, где он прижился и стал своим. Позже писатель ещё не раз сталкивался с подобными историями: «Я понял, что это не единичный случай, а типичная ситуация: солдаты пригревают брошенных, беспризорных детей, сирот, которые потерялись или у которых погибли родители».

В повести «Сын полка» рассказывается о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Это яркая, правдивая повесть о непосредственной судьбе подростка, воевавшего наравне со взрослыми солдатами и доказавшего, что подвиг – это не только смелость и героизм, но и велики труд, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине.

Мальчиков, похожих на героя повести Ваню Солнцева, было немало. Этих ребят действительно принимали на воспитание военные части. Мальчики удостаивались боевых наград, некоторые потом учились в военных училищах. «Это многих славный путь» – Катаев недаром выбрал эту строчку из стихотворения Николая Некрасова эпиграфом к своему произведению.

Брат Валентина Петровича – Евгений, тоже военный корреспондент, погиб, возвращаясь из осаждённого Севастополя. Ему и своему сыну Павлику Катаев посвятил повесть «Сын полка», написанную ещё до Победы, в 1944 году.

За эту книгу, повествующую о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком, писатель в 1946 году получил Сталинскую премию.

Слева – первое издание «Сына полка», «Детгиз», 1945

В 1946 году по книге В. П. Катаева «Сын полка» был снят одноимённый фильм режиссером Василием Прониным, в 1981 году – режиссёром Георгием Кузнецовым.

«Сын полка», 1946 год
 
«Сын полка», 1981 год

 

Сказки и рассказы

Был в жизни Катаева такой период, примерно 10 лет, когда он писал прекрасные сказки для детей, ставшие неотъемлемой частью великой советской литературы для детей. Как сказочник Катаев бывает и добрым: «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик», и строгим: «Жемчужина» – приговор самолюбованию и гордыне, «Пень» – притча о бренности авторитета и власти.

Он сочинял их не только для печати, но и для своих собственных детей, Евгении и Павлика, чьи имена даны главным героям.

В сказках «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик» героиней выступает дочь писателя – девочка Женя. Поэтому правильный нравственный выбор героини для автора так важен. Можно предположить, что сказка – это житейское наставление писателя для любимой дочери.

Катаев с семьей: жена Эстер Давыдовна,
дочь Евгения, сын Павел. Конец 1945 года.
 

«Цветик-семицветик» (1940) был написан в Переделкино. Восемь лет спустя Валентин Катаев рассказал в интервью, что замысел сказки о том, «как надо жалеть людей», возник у него после получения известия о гибели писателя Бориса Левина; ему же автор и посвятил произведение.

В феврале 1940 года историю про девочку Женю и её волшебный цветок опубликовали сразу два издания: «Литературная газета» и детский журнал «Мурзилка». Произведение, весьма благожелательно встреченное советской критикой, было включено в хрестоматии для детского чтения; педагоги отмечали, что сказка отличается «простотой, естественностью и глубиной».

Девочка Женя получила в подарок чудесный цветочек с семью волшебными лепестками. Шесть она растратила просто так, а седьмой, голубой, лепесток ей хотелось сохранить. Но во дворе Женя увидела хромого мальчика и поняла, какое желание должен исполнить последний лепесток. Герой Валентина Катаева мальчик Витя появляется в самом конце сказочной истории. Он мало говорит и почти не действует, и все же в сказке он ключевой персонаж. Почему? Потому что, благодаря ему происходит преображение девочки Жени.

Девочка Женя из сказки «Дудочка и кувшинчик» (1940), захотела, чтобы земляника собиралась сама собой, без каких-либо усилий. Песенку-приговорку волшебника-боровика, наверное, знают все: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится...» Проверено много раз – она действительно помогает набрать много ягод! Но Женя ленится нагибаться за каждой ягодой и просит у старичка волшебную дудочку, которая приподнимает кустики так, что все ягоды оказываются на виду. Старичок меняет свою дудочку на Женин кувшинчик.

Получается, что ягод теперь много, а класть их некуда. Женя требует у лесовика кувшинчик обратно. Но ягоды опять прячутся под листочки, и снова приходится обменять кувшинчик на дудочку. Так, изрядно помучившись, Женя наконец-то: понимает, только потрудившись можно достичь результата и испытать радость.

Так писатель даёт детям первое представление о настоящих и ложных ценностях.

В 1945 году появляются еще сказки «Пень», а также «Жемчужинка», которые привели детскую аудиторию в восторг. Но восторгались этими произведениями не только малыши, но и их родители, которые видели умение гения пера тонко и аккуратно раскрывать в своих произведениях актуальные нравственные вопросы.

«Пень». В сказке речь идёт об одном очень старом пне: он с удовольствием наблюдал, как все проходя мимо него кланяются ему, даже старики, которым тяжело сгибаться. Пень думал, что он очень важная персона в лесу – настоящий царь. Деревья не обращали на пень никакого внимания. Пень так бы и думал, что он самый важный в лесу, но ситуацию прояснила синичка. Она сказала, что все кланяются не пню, а ищут грибы возле пня.

«Жемчужина» – сказка Валентина Катаева, которая заинтересует читателей разных возрастов. В ней представлена жизнь рыбки султанки по имени Каролина. С детства она очаровывала окружающих своей внешностью, а когда выросла, то ей ежедневно делали предложение выйти замуж лучшие представители морских глубин. Прелестная рыбка Каролина смотрела на мир большими изумрудными глазами. Морскую чаровницу ждало грандиозное замужество, однако Каролина возмечтала, о несметном богатстве, посвятила этой мечте всю жизнь и состарилась в одиночестве…

Сказки Катаева нравятся детям, потому что они очень убедительны. Писатель хорошо, ярко объясняет то, что пока детям не совсем понятно или то, над чем они пока еще не задумывались. И читатели, чувствуя, что с ними говорят о важном, запоминают эти уроки на всю жизнь. И этому будут учить своих детей. К сказкам «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик» писатель написал сценарии, и они были экранизированы.

 

Поэтическое творчество

Валентин Петрович Катаев всю свою жизнь писал стихи, хотя ни одного поэтического сборника так и не опубликовал.

«Для меня, хотя и не признанного, но все же поэта, – писал Катаев, – поэзией, прежде всего, было ее словесное выражение, то есть стихи. О, как много чужих стихов накопилось в моей памяти за всю мою долгую жизнь! Как я их любил! Это было похоже на то, что, как бы, не имея собственных детей, я лелеял чужих».

Несколько последних лет жизни он посвятил собиранию воедино всех сочиненных им стихотворений. Что-то Валентин Петрович восстанавливал по памяти, что-то отыскивал в газетах, а некоторые восстанавливал по письмам благодарных почитателей его таланта. Он переписывал их в специально купленные для этой цели блокноты. Катаев завершил эту работу за год до смерти. Всего оказались заполненными семь блокнотов.

Павел Валентинович Катаев, сын писателя, вспоминал: «Издать отдельного сборника отцу так и не удалось. Может быть, он и не очень-то сильно стремился к этому. Во всяком случае, однажды он высказался в том смысле, что в окружении плеяды сильных поэтов, рожденных в двадцатом веке в России, можно и не заниматься поэзией. Поэтические сборники отец не выпускал, стихотворения не печатал, но поэтом остался».

Однажды поэт Е.Б. Рейн спросил Валентина Петровича Катаева, почему он не выпустил ни одной книги стихов, которые так нравились Бунину, Мандельштаму, Багрицкому. Катаев развел руками и ответил: «Не судьба…».

ИЮЛЬ СТРАХ ЗВЕЗДЫ
Над морем облака встают, как глыбы мела,
А гребни волн – в мигающем огне.
Люблю скользить стремительно и смело
Наперерез сверкающей волне.
Прохладная струя охватывает тело,
Щекочет грудь и хлещет по спине,
И солнце шею жжет, но любо мне,
Что кожа на плечах, как бронза, загорела.
А дома – крепкий чай, раскрытая тетрадь,
Где вяло начата небрежная страница.
Когда же первая в окне мелькнет зарница,
А в небе месяца сургучная печать,
Я вновь пойду к обрывам помечтать
И посмотреть, как море фосфорится.
Глухая степь. Далекий лай собак.
Весь небосклон пропитан лунным светом.
И в серебре небес заброшенный ветряк
Стоит зловещим силуэтом.

Бесшумно тень моя по лопухам скользит
И неотступно гонится за мною.
Вокруг сверчков хрустальный хор звенит,
Жнивье сияет под росою.

В душе растет немая скорбь и жуть.
В лучах луны вся степь белее снега.
До боли страшно мне. О, если б как-нибудь
Скорей добраться до ночлега!
В хрустальных нитях гололедицы
Садов мерцающий наряд.
Семь ярких звезд Большой Медведицы
На черном бархате горят.

Тиха, безлунна ночь морозная,
Но так торжественно ясна,
Как будто эта бездна звездная
Лучами звезд напоена.

На крышах снег, как фосфор, светится,
А на деревьях хрустали
Зажгла полночная Медведица,
И свет струится от земли.

Лицо, как жар, горит от холода,
Просторно, радостно в груди,
Что все вокруг светло и молодо.
Что столько счастья впереди!

В хрустальных нитях гололедицы
Средь оснеженных ив и верб,
Семь ярких звезд Большой Медведицы –
На черном бархате, как герб.
     

Валентин Петрович Катаев вошел в историю русской литературы не только как детский писатель. Его литературное наследие составляет более 130 произведений. Его перу принадлежат многочисленные романы, рассказы, повести, сценарии.

В 1924 году опубликовал первые романы «Повелитель железа» и «Остров Эрендорф» – авантюрно-утопические произведения о мировой революции. После поездки в Магнитогорск он написал роман-хронику «Время, вперед!» (1931). Одним из значительных произведений писателя стала тетралогия «Волны Черного моря» (1936–1961). В 1964 году опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И. Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В дальнейшем писатель выпустил лирико-философские мемуарные повести: «Святой колодец» (1965), «Трава забвения» (1967), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972), «Алмазный мой венец» (1975), «Сухой Лиман» (1986). Ему также принадлежат повесть о гражданской войне «Уже написан Вертер» (1979) и любовный роман в письмах «Юношеский роман моего старого друга Саши Пчелкина» (1982).

В 1957–1962 годах В.П. Катаев был главным редактором популярного журнала «Юность».

В Одессе, в центре города находится бронзовая скульптурная композиция, посвящённая главным литературным героям повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» мальчишкам Пете и Гаврику. В рыбном корпусе одесского рынка «Привоз» находится скульптура, посвящённая мадам Стороженко, персонажу эпопеи «Волны Чёрного моря». Памятник девочке Жене из сказки «Цветик-семицветик» установлен в Ахтубинске, Астраханская обл., несколько памятников Цветик-семицветик – в Кореновске, Краснодарский край, в Надыме, ЯНАО, в Перми, в Тюмени.

В конце 2020 года журналом «Юность» учреждена литературная премия имени В. Катаева.

 

При подготовке материала использовались следующие ресурсы о жизни и творчестве В.П. Катаева:

  1. Валентин Катаев – биография, личная жизнь писателя, фото. – Текст : электронный // Биограф : [сайт]. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/valentin-kataev (дата обращения: 06.05.2022г).
  2. Галанов, Б. Е. Валентин Катаев : очерк творчества / Борис Галанов. – Москва : Детская литература, 1982. – 112 с. – Текст: непосредственный.
  3. Галанов, Б. Е. Валентин Катаев. Размышления о Мастере и диалоги с ним / Борис Галанов. – Москва : Художественная литература, 1989. – 319 с. – Текст: непосредственный.
  4. Кардин, В. Парус в море: повесть «Белеет парус одинокий» / В. Кардин. – Москва : Художественная литература, 1982. – 190 с. – Текст: непосредственный.
  5. Катаев, Валентин Петрович. – Текст : непосредственный // Писатели нашего детства : 100 имен : Альманах «Приложение к журналу «Библиотека» : биографический словарь в 3 частях. Часть 1. / Российская государственная детская библиотека ; составитель Н. О. Воронова [и др.]. – Москва : Либерия, 1998. – С. 215–219.
  6. Катаев, Валентин Петрович. – Текст : непосредственный // Русские детские писатели XX века : биобиблиогр. словарь / редколлегия И. Н. Арзамасцева [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Флинта : Наука, 1998. – С. 220–
  7. Чирковская, Т. В. Произведения В. П. Катаева в школьном изучении : пособие для учителя / Тамара Чирковская. – Ленинград : Просвещение, 1978. – 127 с. – Текст: непосредственный.