Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Рачёв Евгений Михайлович
(08.02.1906–02.07.1997)
художник, книжный график, иллюстратор, анималист.

Народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР,
лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской.


Всю свою творческую жизнь Евгений Михайлович Рачёв посвятил Книге. За долгие годы художественной деятельности, начавшейся в 1929 году, Евгений Рачёв выполнил иллюстрации к более чем 250 книгам, и это не считая переизданий. Общий тираж книг с его иллюстрациями превысил 80 млн экземпляров, а издавались они на 68 языках народов России и мира.


Первые издания с иллюстрациями Евгения Михайловича Рачёва давно стали библиографической редкостью, объектом целенаправленного коллекционирования, предметом гордости их обладателей.

У читателей «рачёвские» книги всегда пользовались огромной любовью. Не утратили они популярности и сегодня. В прекрасном современном полиграфическом исполнении их выпускают «Акварель», «Детская литература», Издательский Дом Мещерякова, «Малыш», «Петроглиф», «Речь» и другие известные издательства страны.


Книги с рисунками Е. Рачёва

 

Биография

Евгений Михайлович Рачёв родился 8 февраля (26 января по старому стилю) далекого 1906 года в Сибири, в Томске. Отца потерял очень рано. Его мать работала врачом. Овдовев, когда сын был совсем маленьким, она повторно вышла замуж за инженера-строителя и уехала в Новороссийск. До четырнадцати лет Женя рос в селе Юдино под Томском, у бабушки. Сибирь воспринималась ребенком как сказочная страна, такой она вошла в его память и осталась в ней навсегда. Мальчик рано полюбил лес и часто бывал в тайге, наблюдая за повадками птиц и зверей, а потом по памяти рисовал увиденное.

Когда Евгению исполнилось 14 лет, умерла его бабушка. Шла Гражданская война и мальчишке, спасаясь от голода, в одиночку пришлось три месяца добираться через всю растревоженную революцией Россию из Сибири в Краснодарский край, к маме. Ехал на крыше товарного вагона, и чуть было не стал беспризорником. Неизвестно, чем бы закончилось это опасное путешествие, если бы не возвращавшиеся с фронта солдаты. Они взяли уставшего и исхудавшего паренька в свой вагон-теплушку, обогрели, накормили и довезли до Новороссийска.

Впервые увидев море, юноша был очарован его красотой и кораблями и поступил в мореходную школу. Одновременно работал машинистом на лебедке и грузчиком в порту. Богатое воображение побудило подростка вновь начать рисовать. Евгений копировал открытки и иногда пробовал писать стихи. Любовь к живописи привела юношу в Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, который в 1928 году он окончил с отличием. В те годы преподавание в этом техникуме было поставлено очень хорошо. Многие преподаватели приехали из Петербурга и Москвы (спасаясь от голода). Далее Рачёв переехал в Киев и поступил на полиграфический факультет Киевского художественного института, но бросил его через год.

В его первые книжных иллюстрациях ощущалось сильное влияние известных мастеров детской книги В. Лебедева и Е. Чарушина, но постепенно, в процессе упорной работы, Рачёв находит собственную манеру рисунка. Когда в 1936 году в московском Детиздате (впоследствии «Детгиз») готовили к печати книгу «Хитрые утки», рисунки к ней (по настоянию автора Майка Гервасиевича Иогансена) предложили выполнить Евгению Михайловичу. Результат понравился, и художника пригласили работать в издательстве постоянно. В середине 1936 года Евгений Рачёв переехал в Москву.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а 7 ноября 1941-го Евгений Михайлович Рачёв вступил в народное ополчение. В составе пулеметного батальона он участвовал в обороне Москвы, в боях под Истрой. 1942 год, по словам Рачёва, он «провел в Юхновских болотах» сначала рядовым, а затем художником. После зачисления в редакцию армейской газеты «Боевая тревога» рисовал портреты бойцов, карикатуры, иллюстрировал тексты. Рачёву было присвоено звание лейтенанта. В июле 1943 года художника Рачёва направили в Главное дорожное управление Советской Армии. Война для Рачёва закончилась в августе 1945 года. Как и многие фронтовики, Рачёв не любил вспоминать о войне. Некоторые его военные зарисовки были показаны на выставке в 1946 году в Московском союзе художников. Но в дальнейшем художник в своей работе к военной теме никогда не обращался.

Е. Рачёв, 1942 г. Рачёв Е.М. Рисунки для фронтовой газеты.

 

Творчество

«Если Вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке – значит, получилось у меня как в сказке. Если Вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, – значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».

Е. Рачёв

После войны Евгений Михайлович продолжил работу в московском издательстве «Детгиз». Начиная с 1960 года Рачёв, стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет. Что же делает иллюстрации Рачёва такими узнаваемыми? Конечно же, сказочные животные в очеловеченном виде. Сейчас в это трудно поверить, но когда художник принес свои первые рисунки с героями-животными так похожими на людей, то издательство не знало, как поступить. Почти год его не решались печатать. Потому что до Рачёва никто так не рисовал. Это было совершенно по-новому.

Одной из первых книг, которую Рачёв иллюстрировал в первые послевоенные годы, были трогательные и забавные «Алёнушкины сказки» Мамина-Сибиряка.

Немного позже он начал работать над народными сказками. Именно тогда, впервые, художник «одевает» своих героев-животных в человеческие одежды. Отчасти для того, чтобы придать своим персонажам больше комичности и занимательности, но более всего для того, чтобы выразить в рисунках народный колорит.

Книги раскупали нарасхват. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей.

 

«Мне хотелось рисовать сказочное существо, вроде бы и зверушка и в то же время несет в себе черты человеческого характера. Меня это больше всего влекло».

Е. Рачёв

 

До 1949 года рисунки Рачёва были черно-белыми. Его первыми цветными работами стали иллюстрации к сказкам «Петушок – золотой гребешок» и «Рукавичка». Сказку «Рукавичка», впервые изданную в 1951 году, многократно переводили на другие языки мира. «Рукавичка» с иллюстрациями Рачёва на японском языке – одна из трех самых долго продаваемых детских книг в Японии.

Иллюстрации Евгения Михайловича прямо-таки излучают умиротворение, теплоту и гармонию. Он любил рисовать пастелью (иногда акварелью, гуашью, углём) по тонированному фону, выбирая чистые, спокойные цвета, что во многом способствовало особой мягкости, «ласковости» его работ. Лисы и медведи, зайцы и коты, сороки и петухи художника Рачёва, одетые им в народные костюмы, лишь на первый, невнимательный взгляд кажутся сугубо декоративными. Они всегда необычайно выразительны, поскольку наделены множеством черт и чёрточек, присущих нам, людям, – человеческими характерами.

«Колобок»

«Два жадных медвежонка»

Иллюстрации Е. Рачёва к народным сказкам

Большую помощь Евгению Михайловичу в его творчестве оказывала жена Лидия Ивановна Рачёва, которая часто зарисовывала орнаменты и народные костюмы в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, готовила книжные макеты, добиваясь точного соответствия размеров текста и иллюстраций, была составителем сборников сказок.

Е. Рачёв с женой Лидией Ивановной Семья Рачёвых

Когда Евгений Михайлович взялся за иллюстрации к басням Крылова, жена в архивах собрала материал, который позволил связать сюжеты басен с реальными событиями.

Именно поэтому получились уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и событиям, которым они были посвящены. В этой книге басни были снабжены комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые раскрывали читателям смысл, заложенный в них Иваном Андреевичем Крыловым.
    Крылов И.А. Ворона и лисица 
  Крылов И. А. Лебедь, рак и щука

Начиная с 50-х годов, Рачёв иллюстрирует сатирические сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и басни Сергея Михалкова.

Евгений Михайлович считал, что к иллюстрированию сказок нужен различный подход в зависимости от характера сказки. Всякая сказка, при всей её внешней фантастичности и нереальности, всегда исходит из жизни, высмеивает человеческие пороки и утверждает добрые человеческие качества. Звери в сказке или басне – это только внешняя личина её героев, а суть всех этих образов человеческая.

В книге «Терем-теремок» собраны русские народные сказки о животных. В этих сказках всё необыкновенно: звери и птицы разговаривают и думают, как люди и поступают как люди – добрые или злые, смелые или трусливые, глупые или умные. Так и в красочных рисунках Е. Рачёва животные ходят, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди. Они чувствуют, думают, радуются или грустят. Они всегда необычайно выразительны, поскольку наделены множеством черт и чёрточек, присущих нам, людям, – человеческими характерами: обыкновенная рыжая лисица становится прожорливой и хитрой кумушкой, заяц – весёлым деревенским балагуром, кот – озорником и лодырем. Они по-настоящему живые.

В иллюстрациях к произведениям писателей-натуралистов Михаила Пришвина, Бориса Житкова, Виталия Бианки художник, как правило, избегает иронии; здесь он более лиричен и задумчив, хотя во всём, что касается «зоологии», неизменно точен и скрупулёзен.

  М. Пришвин «Кладовая солнца»    В. Бианки «Чей нос лучше?»     В. Бианки «Мышонок Пик»  


Михаил Пришвин. Кладовая солнца. Сказка-быль и рассказы

За многие годы своей работы Евгений Михайлович создал мир неподражаемых рачёвских зверей. О себе и своей работе художник рассказывал: «На всю жизнь сохранил я свою любовь ко всему живому. Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Надо хорошо знать, как выглядят те звери и птицы, которых собираешься рисовать. Даже воробья не нарисуешь, пока не разглядишь его как следует. Я могу нарисовать длинноухого зайца, или волка зубастого, или птицу-ворона. Но, прочитав сказку, всё-таки не тороплюсь сразу браться за кисти да краски. Потому что в сказках животные похожи на разных людей: на добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, весёлых, смешных. Вот и получается – прежде чем рисовать, надо получше узнать про людей, которые жили в тех местах, где были придуманы сказки. Тогда я могу хорошо представить себе своих сказочных героев. Словно они – мои давние друзья или знакомые.

Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного – добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек – на зверя или птицу».


Скульптурные работы Е. Рачёва

Великолепное понимание природы и животных со временем проявилось в новых необычных работах Евгения Михайловича Рачёва – это скульптуры из дерева. В изгибах ветвей или корневищ упавших деревьев художник увидел пластику живых существ, которые похожи на привычных нам животных или являются порождением его фантазии.

 

Достижения, награды и память

Творческая биография детского художника Евгения Рачёва сложилась вполне благополучно. Он считается одним из лучших советских иллюстраторов ХХ века. Почти все проиллюстрированные им книги отмечены дипломами и медалями на разных конкурсах. Е.М. Рачёв удостоен Государственной премии и званий Народного художника и Заслуженного деятеля искусств. Награжден 4 медалями и орденом.

1957 – заслуженный деятель искусств РСФСР.
1961 – Серебряная медаль Академии художеств СССР: за иллюстрации к басням И.А Крылова.
1963 – народный художник РСФСР.
1973 – Государственная премия РСФСР имени Н.К. Крупской: за иллюстрации и оформление книг «Терем-Теремок», «Басни» И.А. Крылова, «Басни» С.В. Михалкова.
1986 – Почётный диплом Международного Совета по детской книге (IBBY Honour List): за иллюстрации к книге «Колосок».
1996 – «Золотой ключик», приз зрительских симпатий за многолетнюю работу.

Оригиналы рисунков Е.М. Рачёва хранятся в собраниях музеев стран ближнего и дальнего зарубежья. Большая часть знаменитых иллюстраций Рачёва к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина находится в Москве, в собрании Государственной Третьяковской галереи, а рисунки к басням И. А. Крылова – в Русском музее (Санкт-Петербург).

У выдающегося художника книги было всего три прижизненных персональных выставки: две в Москве (1956, 1968) и одна в Японии (1968). Однако со смертью мастера интерес к его работам не угас, напротив, рисунки Рачёва экспонируются и сегодня, вызывая огромный интерес и профессионалов книжного дела, и ценителей искусства книжной графики.

 

При подготовке данного материала использовались документы:

  1. Евгений Михайлович Рачев : сайт / автор-составитель Владимир Андреевич Турков. – 2011. – URL: http://evgenii-rachev.narod.ru/index.html (дата обращения: 29.03.2022). – Текст : электронный.
  2. Рачёв, Евгений Михайлович. – Текст : электронный // Википедия : [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 21.03.2022).
  3. Рачёв Евгений Михайлович. – Текст: электронный // ПроДетЛит: Всероссийская энциклопедия детской литературы : [сайт]. – 2022. – 8 февраля. – URL: https://prodetlit.ru/index.php/Рачёв_Евгений_Михайлович (дата обращения: 21.03.2022).
  4. Евгений Михайлович Рачёв (1906-1997). – Текст : электронный // Книги с картинками. Искусство книжной иллюстрации : [сайт]. – URL: https://knigiskartinkami.ru/hudozhniki/evgeniy-rachyov/ (дата обращения: 21.03.2022).
  5. Художник-иллюстратор Евгений Рачёв. – Текст : электронный // «ВО!круг книг». Блог Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска. – URL: http://vokrugknig.blogspot.com/2016/02/blog-post_8.html (дата обращения: 21.03.2022).
  6. И оживает сказка. – Текст : электронный // Блог Централизованной сети детских библиотек города Рязани. – URL: http://csdb62.ru/blog/raznoe/:5244 (дата обращения: 21.03.2022).

 
Узнать подробнее о жизни и творчестве художника можно из книг и статей:

  1. Рачёв, Е. М. Почему я стал художником / Е. М. Рачёв. – Текст : непосредственный // Детская литература. – 1991. – № 2. – С. 58–63.
  2. Козлова, В. Сказка-то с хитринкой – на людей намекает / В. Козлова. – Текст : непосредственный // Дошкольникам о художниках детской книги: книга для воспитателя детского сада: из опыта работы / составитель Т. Н. Доронова. – Москва : Просвещение, 1991. – С. 95–104.
  3. Королева, Т. Рисуем сказки! / Т. Королёва. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 2. – С. 34–37.
  4. Короткова, М. Художник‑сказочник Евгений Михайлович Рачёв / М. Короткова. – Текст : непосредственный // Семейное чтение. – 2007. – № 6. – С. 25–31.
  5. Толстой, В. П. Евгений Михайлович Рачёв / В. П. Толстой. – Москва : Советский художник, 1960. – 167 с. – Текст : непосредственный.
  6. Федосова, Т. Животные совсем как люди. Е. М. Рачёв – художник-иллюстратор / Т. Федосова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С. 48–54.