Наша кнопка

Централизованная библиотечная система г. Орска

Система ГАРАНТ

Журнальный зал


Новости библиотеки

  • Внимание!
    Внимание!
  • 200 изданий
    200 изданий
  • Выставка
    Выставка

В экспозиции – древние рукописи и гравюры, созданные в период с XVIII по XIX века.
"Александр Невский – на все времена!". В Российской национальной библиотеке Петербурга открылась выставка, посвященная 800-летию со дня рождения князя. В экспозиции – древние рукописи и гравюры, созданные в период с XVIII по XIX века. На выставке побывал Алексей Комаров.


Эта летопись раскрыта на той самой странице, где рассказывается о событиях 1228 года. Когда отец Александра Ярославовича оставил его вместе с братом в Новгороде, а сам ушел в поход на мордву. Это первое упоминание о молодом князе. Александру всего 7 лет, но он уже вынужден отвечать на вызовы, которые потом станут основными для всех князей Северо-Восточной Руси.


"Подвиги и житие нашего великого князя, который сумел сохранить нашу русскую государственность российскую, лавируя между Ордой и Западом, борясь против католичества", – пояснил генеральный директор Российской национальной библиотеки Владимир Гронский.


А это летописный свод. Так называемая Царь-книга. Она создана в XVI веке в единственном экземпляре специально для библиотеки Ивана Грозного. Всего существует 10 томов, которые состоят из четырех крупных разделов. Это Библейская история, история Рима, Византии и России. В Царь-книге Александру Невскому посвящены более трехсот миниатюр.


После канонизации Александра Невского художникам предписывалось определённым образом изображать святого. Чаще всего в княжеской одежде с нимбом над головой. Но на выставке есть уникальный документ – Царский титулярник XVIII века. Это самое неканоническое изображение Александра Невского.


До наших дней не дошло ни одного прижизненного изображения Александра Невского. Поэтому со второй половины XIII века канон и определялся церковью. Пока эту традицию не прекратил Петр Первый, которому для новой столицы нужен был новый святой, но не монах, а воин.


"Велел его изображать, как война и как правителя, то есть как князя. И он уже в алом плаще, шлеме, в латах с мечом стал изображаться исключительно со времен Петра Великого. В дальнейшем эта традиция набрала силу. И с конца XVIII века, в XIX столетии, он изображался, как император в горностаевой мантии, с императорской короной на голове", – рассказал заведующий Отделом рукописей Российской Национальной библиотеки Алексей Алексеев.

Источник