Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 

Жизнь, посвящённая детям…

 

«Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более,
чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы,
прежде всего, быть услышанным ребёнком».
А.А. Лиханов

 

ЛИХАНОВ АЛЬБЕРТ АНАТОЛЬЕВИЧ

Писатель, ученый, педагог, общественный деятель.

 

Альберт Анатольевич Лиханов, человек, звания и регалии которого можно перечислять очень долго – член Союза писателей СССР, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской академии образования и Российской академии естественных наук, почётный доктор и профессор целого ряда российских университетов и японского университета Сока (Токио), почетный гражданин г. Кирова и Кировской области.

 

Удостоен множества премий и наград: Государственная премия РСФСР имени Н.К. Крупской, премия Ленинского комсомола, Международная премия имени М. Горького, Международная премия имени Януша Корчака, Международная культурная премия имени Виктора Гюго, премии – имени Н. Островского, имени Б. Полевого, имени Ф.М. Достоевского, имени С.Т. Аксакова, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования, премия Правительства РФ в области культуры и многие другие награды.

БИОГРАФИЯ

 

Родился Альберт Анатольевич Лиханов 13 сентября 1935 г. в Кирове в простой семье, у которой, однако, была своя тайна. Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первые дни войны ушел добровольцем на фронт, мать, Милица Алексеевна – медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях. А вот прадед писателя по отцовской линии происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке, прервав, таким образом свою петербургскую историю.

                                             

 

Альберт (Глеб) Лиханов родился в Кирове, там окончил школу, уехал в Свердловск, где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета.

Далее он возвращается домой и работает литсотрудником газеты «Кировская правда». Работа в газете сыграет большую роль в становлении писателя. В 1961 году он станет главным редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове (1961-1964), потом отправится собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирск (1964-1966).

Еще в Кирове Альберт Лиханов пробует себя в литературе, и ему сопутствует удача. Журнал «Юность», выходивший тогда двухмиллионным тиражом, печатает его первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962). Почти одновременно он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля.

 

 

 

В 1963 г. вышла в свет книга, с которой писатель ведет свой творческий отсчет. «Да будет солнце!» – это повесть об итальянском художнике XIX века Эльвиро Андриолли.



Несколько позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву. Он становится многолетним сотрудником популярного молодежного журнала «Смена» – сначала ответственным секретарем, а затем, тринадцать с лишним лет – главным редактором.

 

В эти же годы приходит литературная известность. Одну за другой «Юность» печатает его повести.

 

Работа в молодежной печати обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут молодежь и подростки в нашей стране.



Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни. «Своей главной темой и аудиторией, – говорит писатель, – я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать».

 

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.

 

1970-1990 гг. – период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращенные к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983), которая переведена на многие языки. За эту книгу А.А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака в 1987г.

 

Все годы своего литературного становления, А.А. Лиханов сопровождает энергичной общественной деятельностью – избирается секретарем Союза писателей Москвы, членом Правлений Союзов писателей СССР и РСФСР, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД). И не расстается со своей главной темой и миром подрастающих людей. 

  

Активное и глубокое отношение к жизни многосложного детского мира позволили А.А. Лиханову дважды добиться поразительного успеха: по его письмам к властям в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 году по его инициативе создан Советский детский фонд имени В.И. Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учрежден Российский детский фонд. Обе эти общественные организации и возглавляет писатель А.А. Лиханов.

 

Как нетрудно заметить, писательское слово у этого человека не расходится с его поступками. Однажды он заметил, что стыдно сострадать детским бедам на бумаге, ничего не сделав в жизни для одоления детских бед.

 

В 1989 году писателя избирают Народным депутатом СССР и членом Верховного совета СССР. Ему предоставляется возможность от имени великой страны выразить отношение к проекту Всемирной Конвенции о правах ребенка, выступить в Третьем Главном комитете ООН при окончательном рассмотрении этого проекта и участвовать затем в торжественной сессии Генеральной Ассамблеи ООН при подписании этой Конвенции в качестве заместителя главы советской делегации.

 

Вернувшись в Москву, А.А. Лиханов проводит большую подготовку этого важного документа к ратификации. Верховный Совет СССР ратифицирует Конвенцию, и она вступает в силу с 13 июня 1990 года.

 

Создавая Детский фонд, А.А. Лиханов учредил Научно-исследовательский институт детства, который возглавил. Поэтому можно смело сказать, что литературные, художественные труды писателя основываются на серьезной научной, аналитической и социальной основе. Не зря писатель избран академиком Российской академии образования и Российской академии естественных наук, почетным доктором или профессором целого ряда российских университетов и японского университета Сока (Токио).

 

На протяжении всей своей жизни А.А. Лиханов организует полезные инициативы. Будучи редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове, он создает литературный клуб «Молодость» для начинающих авторов, который работает до сих пор. Работая в Новосибирске, придумывает библиотеку «Молодая проза Сибири» в 50 томах, которую и осуществляет, переехав в Москву. Возглавив Детский фонд, он создает издательство «Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое», «Зарубежный роман», Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность».

 

По его инициативе в Подмосковье создан Реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов. В Кирове успешно действует Реабилитационный центр для детей с отклонениями в развитии, получивший имя Российского детского фонда, в создание которого А.А. Лиханов вместе с соратниками вложили немалые усилия.

 

В Белгородской области (с 2000 года) и в Кировской области (с 2001 года) проводятся ежегодные Лихановские общественно-литературные и литературно-педагогические чтения, в которых принимает участие множество детей, родители, педагоги, творческая интеллигенция, общественность. В Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для библиотекарей школьных, детских и сельских библиотек. Для учителей начальной школы он учредил премию имени своей первой учительницы А.Н. Тепляшиной, учившей его в годы войны и награжденной двумя орденами Ленина.

 

В 2005, 2007 и 2010 годах Альберт Лиханов признан Человеком года в России, в 2005 – в США, в 2006 удостоен мировой медали «Freedom» – «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра». Кембриджский университет (Англия) включил его в список 1000 выдающихся европейцев XXI века. В 2010 году награжден в США International Award Pace (Международной премией мира), в 2010 году Биографический центр Кембриджа (Англия) признал его Человеком года в области литературы и гуманизма, а Американский Биографический институт (США) избрал его своим пожизненным академиком.

 

 

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Если бывают люди гармоничной судьбы, то яркий тому пример Альберт Лиханов, биография которого сочетает творчество, профессиональную деятельность, общественную активность и семейную жизнь. У писателя есть крепкий тыл, его жена Лидия Александровна, в прошлом телевизионный диктор, разделяет интересы мужа и поддерживает его во всех начинаниях. У них есть сын – Дмитрий, который пошел по стопам отца и стал журналистом и писателем. Правда он для себя избрал литературу для взрослых, но и в этой сфере с достоинством представляет свою фамилию. Дмитрий Альбертович женат, имеет сына, внука и внучку.

Семья живет общими интересами, и, наверное, в этом один из секретов жизнелюбия и оптимизма Альберта Лиханова.

 

 Альберт Лиханов с женой Лилией и сыном Димой

Альберт Лиханов с супругой
Лилией Александровной

Лиханов Дмитрий
Альбертович с супругой Марией

Внук Иван с семьей


ЦИТАТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА:

• Попробуй понять! Раздавить легче всего. Попробуй понять, вот что самое главное.

• На правду многие обижаются. На ложь не обижаются. За ложь-спасибо говорят. А правду простить не могут.

• Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет. Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители. Если даже их нет.

• Есть люди, похожие на магниты. Они ничего особенного не делают, а к ним тянет.

• ...взрослые всего лишь бывшие дети.

• У каждого времени своя жестокость. А доброта – одна, на все времена.

• Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Хрупкая, ломкая эта вещь – душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..

• Ах, взрослые, умные, мудрые люди! Если бы знали вы, как тяжелы ваши окрики! Как неправильно – не звучит, а действует ваше слово, в которое, может, и смысла вы такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит, звучит, как протяжный звук камертона в маленькой душе долгие-долгие годы. Многим кажется, что пережать, коли дело имеешь с малым, совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит на носу. Жизнь впереди долга, и требуется немало важных истин вложить в эту упрямую голову.

• Когда не знаете, как поступать, поступайте естественно.

• Каждому ребенку нужны близкие люди. А если их нет, чего ни делай, все не то.

• Воспитать человека можно, только отдав ему часть себя.

• Я верю, что сострадание – в человеческой природе. Сострадание как талант – дано или не дано. Но чаще дано, потому что это особый талант. Без него трудно оставаться человеком.

• В каждой случайности есть своя закономерность.

• Все беды – это солнечные затмения, а вся жизнь – само солнце.

• Человек умирает, если он не нужен близким.

• Жизнь невозможно начать сначала. Её можно только продолжать.

• Взрослые часто недооценивают своих собственных детей, но маленькие люди горюют и радуются куда более трагично и возвышенно, чем иные взрослые, потому, может быть, что чувства эти велики, а тела-то еще не большие, вот и занимают эмоции всего маленького человечка, без остатка...

• Доброе слово будто крылышки за спиной.

• Педагогика – форма творчества.

• Успех постоянен, когда лишь сам постоянно меняешься.

• Под серьёзной «юношеской» литературой я разумею ту, которая основательно, глубоко вмешивается в формирование нравственности юного читателя.


 ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО


«Любимый герой Лиханова – обыкновенный мальчишка, не самый большой озорник, но и не пай-мальчик, не отличник по всем статьям, но и не заведомый неудачник. Мальчишка, который умеет дружить, любить отца, мать, Родину, который учится понимать людей и самого себя. Мальчишка, который взрослеет.


Герои Лиханова не свидетели, а участники событий. И совсем не наивен юношеский максимализм, с каким они воюют против пусть даже самой маленькой капельки неискренности, лжи, мудр, ибо так и должно быть, ибо не может быть компромисса между добротой и корыстью, между правдой и обманом». (Сергей Михалков).

 

Все произведения Альберта Лиханова, которые пронизаны духом добра, справедливости, любви и сострадания – это настоящий гимн военному и послевоенному детству, гимн, непревзойденный по своей сердечности и значению.


В произведениях Альберта Лиханова нет военных сцен, нет боёв и сражений, нет поражений и побед. Есть тыл. Тыл, увиденный глазами ребёнка. Война – это не только военные приказы, бои и сражения, мужество и смерти, танки и самолёты. Война – это ещё и госпитали, беженцы, голод, холод, слёзы и скитания. Это детские души, которые, сжавшись, страдают за отцов, что сражаются на дальних фронтах. Это детские полуголодные глаза, которые рады каждому кусочку чёрного хлеба или тарелке каши-затирухи. Это детские судьбы, жестоко перечёркнутые по чьей-то злой воле. Это дети, в полной мере познавшие драматизм нужды и лишений наряду со взрослыми.


Лиханову всё это было знакомо. Тень войны легла на раннее детство маленького Алика, а четыре военных года стали его писательским стержнем. Тому, что он пережил сам, посвящены многие повести и рассказы. Детский взгляд наиболее чистый и подлинный, и Лиханов пишет войну детскими глазами, стремясь при этом только к одному – точности и неподкупности детской памяти.


А детская память запечатлела многое.


Война, которая жестоко обрушилась на жизнь молодого поколения, заставила детей рано повзрослеть. В их сознание вошли слова: похоронка, эвакуация, раненые, госпиталь, тыл, карточки.


Военные холодные зимы, голодные годы, горе сирот, настоящая мальчишеская дружба, ожидание победы – всё это навсегда осталось в памяти взрослого человека и нашло отражение в его произведениях.


Жестокое было время. Но в одном из своих интервью писатель отметил: «Было замечательное детство. Но замечательное – не значит благостное. Тяготы, слёзы, потери отцов, голод… Никто о таких вещах не скажет хорошо, но все эти бедствия приучили к осознанию того, что есть совесть, есть стыд, есть чувство благодарности. Как забыть доброго человека, добрый поступок, как забыть учительницу? Жизнь воспитывала в нас, по-моему, особенные качества: надёжность, товарищество, чувство локтя. Когда у тебя есть кусочек хлеба, а рядом два твоих голодных товарища, то понятно – ты с ними поделишься».


Что такое голод в тылу – автор хорошо показал в повести «Последние холода». В родном Кирове была организована столовая дополнительного питания для дистрофиков – детей, страдающих малокровием. Ходил туда и маленький Алик. В школе детям выдавали талоны, но у входа всегда караулили местные ребята, у которых таких «пропусков» не было. Несмотря на бдительность гардеробщицы, они проникали в столовую и просили оставить им немного еды, а иногда её просто отнимали.


Эти голодные детские глаза и слова: «мальчик, оставь!..» врубились в память навечно.

Из того далёкого военного детства остались святые воспоминания о своей первой учительнице Апполинарии Николаевне Тепляшиной, которая в голодные годы на свои деньги покупала таблетки витамина «С» и раздавала ученикам в классе. А когда деньги заканчивались, она заваривала в ведре витаминный, жутко горький напиток из хвои. И дети его пили, понимая, что так надо.


В становлении Лиханова как писателя большую роль сыграла школа. Но ещё раньше настоящим другом и учителем стали книги, путь к которым ему открыла бабушка. Дед тогда работал на овчинно-шубном заводе, где шили полушубки для армии, мама сутками находилась в военном госпитале. Вечерами, убравшись по хозяйству, ложились спать, и в полной темноте – из экономии не зажигали керосиновую лампу – Мария Васильевна читала внуку стихи, которых знала очень много.


Позже Альберт Анатольевич скажет: «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам. У неё была великолепная память, и мне казалось, что она может без конца рассказывать весёлые, красивые, захватывающие истории. И во время рассказов что-то во мне напрягалось, как струны у скрипки. Литература становилась и осталась моей обетованной землей…».

И первым человеком, который привёл маленького Альберта в библиотеку, была его бабушка. Не случайно повесть «Детская библиотека» – одно из самых тёплых, по-детски личных произведений, написанных от лица мальчика.


Но даже любящая бабушка не могла предположить, что душевная забота и доброе сердце помогут сохранить в её любознательном и внимательном внуке талант рассказчика.


В его произведениях читатель может увидеть историю трудолюбивой и дружной семьи, заботливых родителей, большой дом в вишнёвом саду, хороших друзей и добрые мальчишеские отношения. В воображении писателя навсегда сохранились образы и картины детства: школа, библиотека, книги, и… бабушкин буфет, пахнущий хлебом. Сохранились и воспоминания, связанные с войной, с отцом-фронтовиком, с вечно занятой мамой, со сводками информбюро, с общим народным испытанием.


Тогда в ученические годы Лиханов проникся доверием к книге, и уже тогда шло становление его как писателя.


«Вот если бы в моём детстве не было библиотек, то не знаю, что бы со мной было, – вспоминал он потом не раз. – Я начитался в детстве так, что мне до сих пор хватает. Помню, в читальном зале городской библиотеки было две книжки «Трёх мушкетёров», одна «Десять лет спустя» и одна «Двадцать лет спустя». После уроков ребята из разных школ бежали наперегонки в библиотеку, чтобы захватить любимую книжку. И работницы читального зала говорили: «вот ты час читаешь, а потом отдаешь другому, а тот – третьему». Целая очередь была на чтение…».

Маленькие герои книг писателя растут настоящими мужчинами: понимают всю тяжесть положения, в котором оказались они, их родные, вся страна, никогда не клянут войну за то, что она отняла у них отцов, за то, что пришлось пережить им самим. Они мужественно переносят все тяготы военного и послевоенного времени. Но даже в мыслях никогда не допускают того, что отец каждого мог бы получить бронь или отсидеться в тылу.


Мальчишеская дружба, военные голодные годы, горе сирот-друзей и ожидание победы – всё это запомнилось с детства и надолго осталось в памяти взрослого человека, который повествует о пережитом в романах «Русские мальчики» и «Мужская школа».

Цикл книг «Русские мальчики. Роман в повестях»

«Не встречал я ещё подобного цикла произведений, так живо, правдиво, подробно описывающего жизнь мальчишки маленького тылового городка в военное и послевоенное время. Очень рекомендую почитать всем, чтобы знать из первых уст о том времени. А ещё не менее настойчиво рекомендую почитать мамам сыновей, настолько тут хорошо описаны чувства мальчишки, его интересы и стремления, порой далёкие от родителей, особенно от мам. Ведь папы раньше были мальчишками, им легче. Сколько я не искал, в какой последовательности читать цикл «Русские мальчики», так и не нашёл ничего однозначного. В итоге на основе прочитанного я составил свой список, разместив книги по внутреннему хронологическому порядку. В повестях встречается и отступление в прошлое, и краткий рассказ о том, что было дальше, но я ориентировался на основное время событий.

1. «Крутые горы» (1971). Осень – зима 1942 года, 1 класс. Начало войны, начало учёбы.

2. «Детская библиотека» (1985, 1995). Осень 1943 года – весна 1944 года, 2 класс. Открытие мира книг.

3. «Те, кто до нас» (2005). Зима – лето 1944 года, 2 класс. Старый доктор.

4. «Лежачих не бьют» (2005). Лето 1944 года. Пленные немцы.

5. «Джордж из Динки джаза» (2009). Осень 1944 года – зима 1945 года, 3 класс. Кинотеатр.

6. «Кикимора» (1983). Осень – зима 1944 года, 3 класс. Злой конюх.

7. «Последние холода» (1984). Весна 1945 года, 3 класс. Столовая. Голод. День Победы.

8. «Магазин ненаглядных пособий» (1983). Весна – лето 1945 года, 3 класс. Дружба.

9. «Цирковые циркачи» (2014). Лето – осень 1945 года, 4 класс. Цирковые артисты. Возвращение отца (что не совпадает с «Деревянными конями»).

10. «Деревянные кони» (1972). Осень 1945 года – лето 1946 года, 4 класс. Послевоенная жизнь. Отец ещё не вернулся.

11. «Музыка» (1968). Весна 1946 года, 4 класс. Уроки музыки.

12. «Крёсна» (2005). Книга о любимой учительнице, настоящей героине. Эпилог цикла.

13. «Мамочкин сынок» (2018). Осень 1941 года – лето 1943 года. Книга о маме. Второй эпилог цикла.

Продолжает же цикл «Русские мальчики» роман «Мужская школа».

Автор так же включил в цикл повесть «Фулюган с большой дороги» (2015), но это скорее продолжение «Мужской школы», так как там уже 6 класс.»

15 июня 2018 года.


Евгений Селецкий.


В 2020 году вышла в свет новая повесть из «Русских мальчиков», романа в повестях – «Незабытые игрушки».

Цикл книг «Русские мальчики. Роман в повестях».
– Текст : электронный // «Лайвлиб» : [сайт]. – 2018 – 15 июня. –
URL: https://www.livelib.ru/series/894215-russkie-malchiki-roman-v-povestyah
(дата обращения: 05.10.2020).

КНИГИ О СТАНОВЛЕНИИ ХАРАКТЕРА

Автору удалось создать в себе и передать читателю стремление к правде и добру, всепониманию и сочувствию, а людская несправедливость, печальные события и трагические судьбы, изображённые им в своих произведениях, возвышают, очищают и вселяют надежду. Иногда прозу Лиханова характеризуют как жестокую, даже слишком, но, по мнению автора, таковой и является наша жизнь. Своими работами он стремится готовить молодых людей к столкновению с различными жизненными испытаниями и трудностями и достойно выйти из всех передряг.

С детства воспитанный на хорошей отечественной и зарубежной литературе Лиханов создал десятки светлых и умных книг, обращённых к детям и взрослым. Они рассказывают об основных жизненных ценностях, таких, как честь, долг, подвиг, человеческое достоинство и помогают читателям стать добрее и чище, внимательнее к людям, они закаляют душу и формируют характер читателя.

Автор показывает проблемы, которыми живут молодёжь и подростки в нашей стране, определяя главную тему своего творчества, как «историю трудного детства в России, начиная с 40-х годов до наших дней».

Любимым героям Альберта Лиханова по десять-пятнадцать лет. Обыкновенные мальчишки, мечтатели и романтики они стремятся поскорее стать взрослыми, умеют постоять за себя, за друзей и любимых. И это привлекает к ним сердца читателей. В юности закономерно стремление к идеалу. Настоящим мужчиной вырастет лишь тот, кто и мальчишкой был мужественным, верным в дружбе и любви, сильным не только физически, но и нравственно, тот, кто был надёжной опорой в любом деле.

 

Роман для детей школьного возраста «Мой генерал», который рассказывает о трёх поколениях семьи Рыбаковых, о дружбе маленького Антошки со своим дедом-генералом, о святости семейных традиций, о добре и справедливости, об умении сопротивляться жизненным невзгодам и быть настоящим человеком, Альберт Лиханов посвятил всем солдатам и офицерам минувшей войны, которым обязаны своей жизнью их дети, внуки и правнуки.

«Солнечное затмение»

«Не родись красивой, а родись счастливой». Это вот про нее, про Лену. Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. А еще у Лены замечательные родители – красавица-мамуля и папа-геолог Петр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит. И очень много читает. Но у Лены нет ног. Вернее, они есть, но их на самом деле нет – это просто две повисшие плети, бесполезные и никчемные. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же как она больных детей – инвалидов-колясочников. А ей так хочется дружить и со здоровыми ребятами! Вот наблюдает она из своего окошка за соседским пареньком Федором и так хочется ей вместе с ним забраться на голубятню и погонять голубей! Как же завидует она здоровым ногам Федора!

«Родителей не выбирают»

А это вот про него, про Федора. Разве выбрал бы он себе такого отца – местного алкаша с нелепым именем Джон Иванович? Или вечно усталую, забитую мать? Он их любит, очень любит! Но ведь стыдно, как же стыдно ему за родителей! Ведь бывают же родители и другие. Как же завидует он этой девушке с косой!

Пронзительная, горькая повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но много бед и боли они узнали за свою жизнь. А впереди – неизвестность. Есть ли у них будущее? Смогут ли они сохранить и сберечь то чувство, которое зарождается между ними?

 

Живет себе в одном городе обычная семья. Живет в коммуналке, в одной большой комнате. Доход 180 рублей плюс пенсия. Таких историй через одну во всем мире. Но показана она глазами ребенка, все понимающего и знающего, откуда появляются все беды. Бабушка, мамина мать не дает никому жизни, она главная в семье, контролирует весь бюджет и жизнь своей дочери. Она пилит день и ночь своего зятя, в случае ослушания даже может применить ремень по отношению к своему внуку. Ей достаточно поджать губы и замолчать, чтобы все вокруг чувствовали себя виноватыми. Мама Толика, дочь этой самой бабушки, готова свою личную жизнь и свою собственную семью пустить под откос, чтобы не обидеть пенсионерку.

Люди не видят того, что происходит у них под носом, пускают свою жизнь на самотек.

На примере отдельно взятой семьи Лиханов заявляет: «Смотрите в оба, не всегда заканчивается так, как у персонажей повести, не всегда хороший финал получается. Думайте, оглядывайтесь, живите».
О том, что происходит с русскими мальчиками, когда послевоенное время сменилось эпохой крутых перемен, рассказывают многие произведения писателя. Одна из работ – повесть «Никто».

Главный герой Николай Топорков – отсюда и название Ник-То – сирота, сданный матерью в дом ребёнка и оттуда переведённый в интернат. Абсолютно одинокий человек воспитанный и начинённый «рыночными отношениями», связался с бандитами, попав под влияние главаря Валентина. Несмотря на все сложности жизни у него сохранились и честь, и порядочность, и чувство собственного достоинства. Он жалеет слабых, дарит малышне конфеты, а когда случайно получает большие деньги, помогает своим интернатским друзьям.

Финал повести печален. Гибнет чистая и светлая душа.
Серёжа, главный герой повести, живёт в счастливой семье, у него доверительные отношения с неродным отцом, но всё рушится внезапно, после того как при родах умирает мать. Выясняется, что подросток не нужен отчиму, при скоропалительном размене квартиры Серёжа с бабушкой переселяются в коммуналку, но самым страшным открытием для детского сердца становится известие о том, что, оказывается, жив родной отец. И никакой он не лётчик, погибший при испытании самолёта, а всего-навсего неприятный тип, бросивший когда-то его мать.

И самое неприятное то, что она, его родная мать, лгала всё это время. У подростка появляется чувство, что его все обманывают, и он никому не нужен. И тут, как всегда, появляются «знатоки жизни», готовые помочь, поделиться своим опытом с юнцами. Любому мальчишке, полному душевных сомнений, очень легко угодить в лапы преступников.

Но Лиханов пишет не о падении главного героя, его повесть о восхождении, о том, как Серёжа шаг за шагом выбирается из грязи, в которую он попал. Выбирается сам, своими силами, не желая лгать и прятаться за спинами взрослых.

Голгофа – это гора, на которой был распят Иисус. Но до распятия он вынужден был нести свой крест, в терновом венце, без посторонней помощи.

Так и Алексей, главный герой произведения «Голгофа», оказавшись за баранкой грузовика в то злополучное утро, вмиг лишился и прежней жизни, и покоя. Одного покаяния было мало, признания невиновности также было мало и, несмотря на старания бывшей жены Зинаиды, выбрал свой крест и решил нести его до конца. Стоит отметить, что все происходит в последние годы Великой Отечественной войны, когда есть было практически нечего, а то, что давали по карточкам или, удавалось выменять за дорогие сердцу вещи, – съедалось очень быстро.

Алексей становится ангелом-хранителем трех сироток и больной бабушки. Он работает, крутит карусель в парке отдыха и иногда разгружая вагоны, зарабатывая гроши и слушает как играет Анатолий, ставший лучшим другом, знаменитую песню со словами «Крутится, вертится шар голубой».

У каждого своя «Голгофа», у каждого свой крест. Жить с камнем в душе, с виной, с грехом, не находить покоя и самопрощения – это ужасно. Об этом невозможно читать легко и непринужденно. Об этом нельзя не думать после чтения.

«Сломанную куклу» можно назвать такой небольшой семейной сагой, которая рассказывает о трех женщинах разных поколений – бабушку, мать и дочь. Всех их объединяет, помимо родственных связей, и общее имя – Мария. Семья, казалось бы, любящих друг друга людей, интеллигентных, хорошо образованных. Бабушка Мапа (милое семейное прозвище) – хирург-стоматолог. Всю свою жизнь проработала в районной поликлинике, а в 90-е перешла в один из первых медицинских кооперативов и ставшая его лицом. Мама Маня – инженер-программист, окончившая Бауманский институт. Умница, красавица, отличница, но с не очень счастливой женской долей. Потеря первого ребенка, рождение второго, но тут погибает муж. И тут появляется он, Вячик. Сначала как работодатель, потом ухажер и, не успела оглянуться, муж. Любви нет, это, своего рода, сделка: ему, солидному бизнесмену, нужна семья, а ей… Ей тоже нужна семья и еще страшно, до зубовного скрежета, надоела нищета. И все устраивается. Вячик, получив семейный статус и умницу-жену, вырастает в глазах партнеров. Маня холит и лелеет наступившую беременность. Но за все в жизни надо платить. И платой становится маленькая Маша-Мася…

 
Читатели знают, что Альберт Анатольевич Лиханов – талантливый писатель и журналист, живущий под девизом: «Ни одного дня без доброго дела!», хорошо понимает душу обездоленных детей, которые на себе ощущают горестность бытия, несут на себе непосильную ношу сиротства, беззащитности и «никому ненужности».

В своих произведениях автор поднимает проблемы детей риска – одиночество в детских домах, равнодушие близких, безразличие окружающих, сложность взаимоотношений подростков со взрослыми людьми, обозлённость таких детей на весь мир за свою неудавшуюся судьбу, противоречивость их характеров.

Проза Альберта Лиханова жизненная, сложная, острая, но удивительно мужественная, чистая и честная. Он знает, о чём пишет, он страдает сам и выбирается из горя вместе со своими героями. Его повести и рассказы принимаются читателем как честный и откровенный разговор о верности и предательстве, о мужестве и силе духа маленького человека.

Талантливому писателю удаётся вживаться в образы своих героев, растворяться в них, и так достоверно, мастерски скупо и поразительно точно описать то, что чувствуют эти несчастные дети.

 

 

ЭКРАНИЗАЦИЯ РОМАНОВ

Прозаик-реалист Лиханов Альберт Анатольевич много сделал не только для литературы, но и для кинематографа своей страны. Он писал киносценарии, по которым можно было создать сюжет и показать зрителям те истории, на прочтение которых часто нет времени.

Советские телезрители помнят писателя по таким фильмам:

• В 1977-м вышла картина по мотивам романа «Обман», под руководством режиссера Мартынюка. Фильм называется «По семейным обстоятельствам».

• 1979-й – фильм «Мой генерал» в 2 частях. Кинолента для детей об отношении деда-фронтовика и его внука.

• В 1984 году – фильм «Благие намерения».

• В 1986 г. работа режиссера Н. Стамбула – «Карусель на базарной площади» по повести А. Лиханова «Голгофа».

• В 1987-м – по роману «Воинский эшелон» снят любимый мальчишками того времени фильм «Команда 33».

• 1998 год – кинолента «Высшая мера» – фильм снят в городе Братиславе на словацком языке.

• 1999-й – «Последние холода».

Все эти киноленты стали достоянием советского кинематографа.

При подготовке материала использовались следующие ресурсы о жизни и творчестве Альберта Лиханова:

1. Альберту Лиханову – 80! – Текст : электронный // ВО!круг книг: [сайт]. – 2015. – 13 сентября. – URL: https://vokrugknig.blogspot.com/2015/09/80.html (дата обращения: 08.09.2020).

2. Жарникова, Л. Классный час «Уроки жизни и добра в произведениях А. Лиханова» (знакомство с произведениями А. Лиханова) / Любовь Жарникова. – Текст : электронный // Открытый урок : [сайт]. – URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/682635/ (дата обращения: 04.09.2020).

3. Колбина, В. К юбилею Альберта Лиханова / Валентина Колбина. – Текст : электронный // Проза.Ру : [сайт]. – URL: https://proza.ru/2020/06/12/301 (дата обращения: 03.09.2020).

4. Лиханов Альберт Анатольевич. Писатель, академик, общественный деятель : [сайт]. – Москва, 2017 – . – URL: http://albertlikhanov.com/biografiya.html (дата обращения: 05.10.2020). – Текст : электронный.

5. Лиханов Альберт Анатольевич. – Текст : электронный // Централизованная библиотечная система г. Дзержинска : [сайт]. – URL: http://dzlib.ru/index.php?/literaturnie-dati/lihanov.html (дата обращения: 04.09.2020).

6. Лиханов, А. Писатель Альберт Лиханов: «Детей плохими делают взрослые» : Интервью накануне юбилея / Альберт Лиханов ; беседовал Александр Трегубов. – Текст : электронный // «Редакция газеты «Московский Комсомолец» Электронное периодическое издание «MK.ru» : [сайт]. – 2020 – 12 сентября. – URL: https://www.mk.ru/culture/2020/09/12/pisatel-albert-likhanov-detey-plokhimi-delayut-vzroslye.html (дата обращения: 05.10.2020).

7. Лиханов, А. Любовь спасет. Альберт Лиханов: Когда берут ребенка из-за бедности, это катастрофа / Альберт Лиханов ; беседовала Татьяна Владыкина. – Текст : электронный // «Редакция «Российской газеты» «RG.ru» : [сайт]. – 2020 – 11 сентября. – URL: https://rg.ru/2020/09/11/albert-lihanov-glavnoe-v-zhizni-ne-svoboda-a-otvetstvennost.html (дата обращения: 05.10.2020).

8. Семак, С. Альберт Лиханов: биография и творчество писателя / Светлана Семак. – Текст : электронный // SYL.RU : [сайт]. – 2017 – 19 декабря. – URL: https://yandex.ru/turbo/s/syl.ru/article/366320/albert-lihanov-biografiya-i-tvorchestvo-pisatelya (дата обращения: 03.09.2020).

9. Lena Leto. Писатель Альберт Лиханов: биография, творчество / Lena Leto. – Текст : электронный // FB.RU : [сайт]. – URL: https://yandex.ru/turbo/s/fb.ru/article/217629/pisatel-albert-lihanov-biografiya-tvorchestvo (дата обращения: 02.09.2020).