Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Вячеслав Михайлович Назарук

Родился 4 марта 1941 года. Известный художник-иллюстратор, один из лучших современных живописцев. Лауреат Государственной премии, академик, кавалер множества орденов и медалей.

Многогранный талант Вячеслава Михайловича помог ему реализовать себя сразу в нескольких творческих профессиях.

Вячеслав Михайлович Назарук – создатель великолепных исторических полотен (его работы хранятся в Российском историческом музее и других музеях страны и частных коллекциях) и огромного количества иллюстраций к книгам.

Мастер также художник-постановщик известных мультипликационных героев. Это замечательный кот Леопольд (именно за эту серию мультипликационных фильмов о коте Леопольде в 1985 году В.М. Назарук был удостоен Государственной премии СССР), Крошка Енот, Мамонтенок, Элли и ее друзья по путешествию в Изумрудный Город и многие другие.


Краткая биография

Вячеслав Михайлович Назарук родился 4 марта 1941 года в Москве в семье Михаила Сильвестровича и Надежды Ильиничной Назарук.

С 3-х лет проявлял большой интерес к рисованию и скульптуре, поэтому родители отдали его учился в детскую художественную школу Советского района г. Москвы (1955–1959), которая представляла собой двухэтажный особняк XVI века c музыкальной и художественной школой под одной крышей.

В 1965 году он с отличием закончил художественно-графический факультет педагогического института имени В.И. Ленина города Москвы (1959–1964). Отслужив один год (1965–1966) в вооруженных силах СССР поступает на курсы по подготовке художников-постановщиков Центрального Телевидения при Госкомитете по ТВ и радиовещанию (1967–1969). Затем начал работать в ТО «Экран» художником постановщиком 45 мультфильмов и 17 телефильмов.

Как художник иллюстрировал более 200 книг.

С 1979 года является членом Союза художников.

С 1982 года – член Союза кинематографистов СССР

1985 год – лауреат Государственной премии

В 1989–2000 гг. преподавал в МГПУ им. Ленина (1989–2000). Академик, действительный член Международной педагогической академии (2004), кавалер «Ордена Синергия» (за вклад в развитие образования России, 2004).

В 1991–1992 годах приглашён на киностудию Дисней-фильм для обмена опытом (чтение лекционных курсов по теории рисунка, живописи и композиции). В США организовал и проводил мастер-классы по теме «Русский фольклор и сказочные персонажи в народных сказках».

Автор учебно-методических и научных трудов: «Использование знаний анимации в написании живописно-исторической картины» (1992), «Рисунок. Живопись. Композиция. Пленэр» (2003), «Один из методов работы над исторической картиной» (2004).

Женат. Супруга – Евгения Николаевна Назарук (род. в 1947), художник-педагог. Дочери: Ольга (род. в 1968) – художник-педагог; Алина (род. в 1971) – музыкант, пианистка.

О жизни и творчестве Назарука был снят документальный фильм «Меня зовут дедушка». Россия, 2014, 52 мин, режиссер Владимир Паршиков.

Фильм рассказывает о выдающемся художнике, академике, профессоре Вячеславе Михайловиче Назаруке. Это добрый, радостный, светлый рассказ о жизни художника, который создал и масштабные исторические полотна «Куликовская битва», «Крещение Руси», «Ледовое сражение», «Чудо святителя Алексия», и, как это ни парадоксально, нарисовал обожаемых детьми персонажей мультфильмов.

Посмотреть фильм «Меня зовут дедушка» можно по этой ссылке.


Волшебник из страны
«Мультипликация»

«Мультипликатор, работая над фильмом, не просто фиксирует предмет, а оживляет его. Ему подвластны и законы пластики формы, и движения. Работа в большом кино, и особенно в мультипликации, мне дала очень многое. Я подсознательно чувствую движение, а это подвластно далеко не всем».

В.М. Назарук

Почти 20 лет своей жизни Вячеслав Назарук отдал кино и мультипликации.

Самые смелые фантазии, самые сокровенные мечты, самые неожиданные идеи – всё под силу волшебству мультипликации. Сказочный мир в мультфильмах становится по-настоящему реальным и бесконечно привлекательным для всех возрастов и поколений. Доброе волшебство мультипликации – в любимых историях, созданных мастерством и талантом Вячеслава Михайловича, сразу же получило широкое признание.

«Элли в Волшебной стране» (1973) «Крошка-енот» (1974), «Картина» (1975), «Ехал Ваня» (1975), «В стране ловушек» (1976), «Ушастик» (1979), «Дом для Леопарда» (1979), «Раз ковбой, два ковбой» (1980), «Мама для мамонтёнка» (1981), «Чертенок с пушистым хвостом» (1985) и другие.

Художник-постановщик первой серии «Элли в волшебной стране» (1973 год) многосерийного кукольного мультипликационного фильма, выпущенного ТО «Экран» в 1973–1974 годах по сказке Александра Волкова, из первых трёх повестей о приключениях в Изумрудном городе и в Волшебной стране: «Волшебник Изумрудного города» (серии 1-5), «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (серии 6-8) и «Семь подземных королей» (9-10). Всего выпущено 10 серий (разными режиссёрами).

Не одно поколение российских ребятишек обязано ему радостью встречи со своими любимыми анимационными персонажами – крошкой Енотом, Мамонтенком, котом Леопольдом и многими другими.

1985 году ему была присуждена Государственная Премия СССР за цикл мультипликационных телефильмов «Приключения Кота Леопольда» (1981–1987). Его Леопольд – это обаятельный, добрый кот.

В качестве художника-постановщика им создано 17 телевизионных фильмов. Такие как: опера «Снегурочка», оперетта «Вольный ветер», опера «Мужицкий сказ», опера «1905 год». А также множество «огоньков», а также музыкальных и телевизионных передач. Многие фильмы, в создании которых Вячеслав Михайлович принимал участие, отмечены наградами российских и международных кинофестивалей.

В.М. Назарук – иллюстратор


Сказки А.С. Пушкина

Первоначально задумывалась только «Сказка о царе Салтане», но иллюстрации получились очень удачными и было решено сделать все сказки Пушкина. Причем в максимально полном варианте. Не только самые известные и популярные: Петушка, Царевну, Салтана, Рыбака и Балду, но и более редкого Жениха и незаконченную Сказку о медведихе. Работа заняла около трех лет.

Каноническим считается издание из трех книг, подготовленное в 1999 году к 200-летнему юбилею поэта, напечатанное в Словакии на мелованной бумаге. В дальнейшем эти рисунки выходили в самых разных издательствах и в самых разных вариантах: все вместе, по отдельности, с полным составом картинок, с потерей картинок, с орнаментами и без. То есть купить издание с этими рисунками было не сложно, проблема была только в одном – лучшее по качеству так и оставалось издание 1999 года, несмотря на все переиздания.

Стопка иллюстраций-оригиналов

Вячеслав Михайлович – единственный художник, которому посчастливилось проиллюстрировать все семь сказок Александра Сергеевича Пушкина. Из воспоминания художника: «Я тогда только вернулся из США, и мне предложили сразу два проекта – роспись храма Христа Спасителя и работу над юбилейным изданием сказок Пушкина. Я выбрал Пушкина и не жалею об этом. Иконы, культовая живопись – все-таки не совсем мое. А прикоснуться к творчеству Александра Сергеевича было для меня великим счастьем и великой честью. Обычно в детские издания не включают сказку «Жених» и «Сказку о медведихе», но то издание было особым, и мне повезло». Книжная графика В.М. Назарука к изданию «Семь сказок Пушкина» была отмечена Почетным дипломом Комитета по печати РФ.

В. М. Назарук выбирает для иллюстраций особый формат – он помещает каждый рисунок в сложно-орнаментальную, изысканную, символическую рамку. «Я решил обратиться к древним ведам, – рассказывает художник о работе над декоративными элементами. – Я много изучал материалы по культурам шаманов, чуди, кельтов, староверов, алтайцев. Добывал материал откуда-то из глубин, из самых разных источников, от летописей до расшифровок петроглифов». Не удивительно, что он трудится над юбилейным изданием А. С. Пушкина несколько лет. В. М. Назарук по-другому просто не умеет.

Иллюстрации к сказам Бажова

В 1986 году, по заказу издательства «Искусство», художником была выполнена серия иллюстраций к сказам Павла Бажова.

«Я благодарен судьбе и за работу над сказами Павла Петровича Бажова. Мне очень нравится его проникновенный язык».

В. М. Назарук

1. Бажов, П. Сказы : [для среднего школьного возраста] / Павел Бажов ; художник Вячеслав Назарук. – Москва : Дрофа-Плюс, 2008. – 125 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.

2. Бажов, П. Медной горы хозяйки : уральские сказы : [для детей старшего школьного возраста] / Павел Бажов ; художник Вячеслав Назарук. – Санкт-Петербург : Речь ; Москва : [б. и.], 2018. – 141 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.

3. Бажов, П. Уральские сказы : [для среднего школьного возраста] / Павел Бажов ; художник Вячеслав Назарук. – Москва : Самовар, 2011. – 80 с.: цв. ил. – (Школьная б-ка). – Текст : непосредственный.


Над сказами Павла Бажова художник работал три года, став на это время завсегдатаем московского Музея геологии. «Я провел там столько времени, что смог бы, наверное, работать геологом. Ведь мало было увидеть все камушки, нужно было сделать имитацию. Бажов – удивительный стилист, у него народный язык перемежается со сказом, и так это органично и здорово. Методом интарсии я сделал множество каменных текстур: сначала делал цветной эскиз, а потом под него готовил такие камушки. А между этими кусочками – акварельный рисунок. И получилась каменная сказка. Ведь рисунок – это музыка текста, выраженная в визуальном ряде».

Всего в цикл «Сказы о Хозяйке Медной горы» входят более десяти историй, но самые-самые известные, это:

  • Медной горы Хозяйка
  • Малахитовая шкатулка
  • Каменный цветок
  • Горный мастер.

Именно они и вошли в новую книгу. Всего рисунков 32, по 8 на каждую сказку.

Увеличенные фрагменты оригиналов с каменными текстурами:


В. М. Назарук и историческая живопись

«Все получается только тогда, когда ты «ныряешь» в материал и пропускаешь его через сердце».

В. Назарук

Вячеслав Михайлович также известен как одарённый живописец и скульптор, автор целого ряда ярких произведений в жанре исторической живописи.

Несмотря на то, что визитной карточкой художника стали именно мультипликационные персонажи, его живопись вне мультфильма также узнаваема и ценится не только зрителями, но и ценителями высокого искусства.

Работая над иллюстрациями для произведений русских авторов и сюжетами русской истории, Вячеслав Назарук стал настоящим экспертом в области древнерусской культуры. Он старается детально воссоздавать быт, костюм, оружие и элементы архитектуры, учитывая все детали, исторические особенности строительства и многое, многое другое. Достоверность – главный его творческий принцип, когда дело касается исторических образов.

Он автор 14 живописных полотен: «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Соколиная охота царя Алексея Михайловича», «Проводы Перуна», «Крещение», «Амазонки», «У протоки», «Чудо святителя Алексия», триптих «Слово о полку Игореве» и др., большинство из которых трудно увидеть, общественный доступ открыт лишь к единицам. Одни хранятся в запасниках государственных музеев, другие – в закрытых частных собраниях.

Вячеслав Михайлович пишет большие полотна, на некоторых до 150–170 портретов. Созданию таких картин предшествует кропотливая работа, более свойственная даже не художнику, а скорее историку, археологу. Художник досконально изучает тему, археологические источники и исторические материалы, погружается в атмосферу той эпохи. Была проделана большая работа: поездки на места событий, встречи и консультации с историками, священниками, оружейниками, специалистами по костюму, гриму, работа с историческими фондами музеев, киностудий, частных собраний. Все это занимает очень много времени. Так, например, картину «Куликовская битва» художник писал шесть месяцев, а материал к ней собирал 14 лет.

«Куликовская битва» 1980 г.

«Ледовое побоище» 1982 г.

Триптих «Слово о полку Игореве»: «Затмение» 1985 г., «Боян» 1985 г., «Битва» 1985 г.

Очень удачно художник представил себя в качестве скульптора.

Самая известная скульптура В.М. Назарука – бронзовая кабинетная скульптура Петра I, символ Международной премии им. Петра Великого. Другие скульптурные работы еще ждут своего воплощения.

«Кроме того, ныне я много работаю с мелкой пластикой, создаю небольшие стилизованные скульптуры – фигурки русских воинов из разных эпох в мундирах своего времени. Это запатентованная мною форма, а по сути, новый промысел.

В каждой фигурке предполагается отверстие для небольшого чипа, играющего стилизованный марш своего полка. Моя дочь, окончившая Гнесинское училище, переработала торжественный Преображенский марш в детскую тему, как когда-то П.И. Чайковский сделал что-то подобное в «Щелкунчике». Эти объемные, отлитые из бронзы и пластика фигурки несут в себе эстетику, знание истории, культуру и патриотизм.

Фигурки можно рассматривать как игрушки, но, скорее, это некая коллекционная форма. Производство одной фигурки стоит довольно дорого. Не каждая семья может позволить себе купить такую игрушку. И поэтому к празднованию 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года я разработал для детей обучающие альбомы «Игрушки-раскраски». Это стилизованные изображения воинов 96 полков, участвовавших в Бородинском сражении. Ребенок должен раскрасить их, вырезать, склеить, снизу подклеить наименование полка. А в небольшой методичке к альбому можно найти краткую историю этого полка, его победы, награды и описание предметов одежды и обмундирования воинов. Так малыш сделает свои первые шаги в познании истории Отечества – через моторику, когда сознание и кончики пальцев объединяются в единый образ будущей игрушки, которую ребенок сделает сам».

 

«Если говорить о тех, кто учил меня профессии, то я низко кланяюсь Владимиру Ивановичу Апановичу, ученику Петра Петровича Кончаловского, который преподавал в детской художественной школе Советского района г. Москвы, у Планетария. Когда я, еще совсем юнец, делал свои первые шаги в искусстве, он сказал моей матушке: «Надежда Ильинична, я вас попрошу об одном: поскольку ваш сын еще несмышленыш, следите за тем, чтобы каждый день он работал минимум по два часа.

Без перерывов и выходных. Если Слава решил стать художником, то нельзя допускать никаких послаблений». Его завету я следую и по сей день».


При подготовке материала использовались следующие ресурсы о жизни и творчестве Вячеславе Михайловиче Назаруке:


1.    Вячеслав Назарук картины, иллюстрации. – Текст : электронный // Капище : [сайт]. – URL: https://web-kapiche.ru›503-vyacheslav-nazaruk.html (дата обращения: 22.05.2020).
2.    Вячеслав Назарук. – Текст : электронный // CCCP.fun : [сайт]. – URL: https://cccp.fun/lyudi/vyacheslav-nazaruk.html (дата обращения: 22.05.2020).
3.    Вячеслав Михайлович Назарук. – Текст : электронный // Книги с картинками : [сайт]. – URL: https://knigiskartinkami.ru/hudozhniki/vyacheslav-nazaruk/ (дата обращения: 22.05.2020).
4.    Егорова, С. Почему создатель кота Леопольда и крошки Енота отказался расписать Храм Христа Спасителя и не пожалел: Вячеслав Назарук / С. Егорова. – Текст : электронный // Современное искусство : [сайт]. – URL: https://kulturologia.ru/blogs/140120/45192/ (дата обращения: 22.05.2020).
5.    Митленко, С. Художник славянист. Вячеслав Назарук, ч. 1 / Светлана Митленко. – Текст : электронный // Миртесен : [сайт]. – URL: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43485833242/Hudozhnik-slavyanist-Vyacheslav-Nazaruk,-ch.1?utm_referrer=mirtesen.ru#42108563804 (дата обращения: 26.05.2020).
6.    Митленко, С. Художник славянист. Вячеслав Назарук, ч. 2 / Светлана Митленко. – Текст : электронный // Миртесен : [сайт]. – URL: https://s30623889630.mirtesen.ru/blog/43883111298/Hudozhnik-slavyanist.-Vyacheslav-Nazaruk,-ch.2 (дата обращения: 26.05.2020).
7.    Назарук Е. Н. Вячеслав Назарук / Е. Н. Назарук. – Текст : непосредственный // Изобразительное искусство в школе. – 2005. – № 1. – С. 80.
8.    Художник-иллюстратор Вячеслав Назарук. Иллюстрации к сказкам. – Текст : электронный // liveinternet.ru : [сайт]. – URL: https://www.liveinternet.ru/users/5237678/post329766199 (дата обращения: 22.05.2020).
9.    Щепетильность в деталях. Иллюстрации Вячеслава Назарука // Лабиринт : [сайт]. – URL: https://www.labirint.ru/child-now/illyustracii-nazaruka/ (дата обращения: 26.05.2020).