Наша кнопка

Централизованная библиотечная система г. Орска

Система ГАРАНТ

Журнальный зал


Новости библиотеки

Юрий Алексеевич Васнецов (22 марта (4 апреля) 1900 – 3 мая 1973 года) – русский советский художник, живописец, график, иллюстратор многочисленных книг, детских сказок, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), народный художник РСФСР (1966), лауреат Государственной премии СССР (1971).

Юрий Алексеевич – создатель волшебного мира сказочных образов, таких близких и понятных ребёнку (ведь его рисунки зверей и птиц так похожи на игрушки), художник ещё при жизни был признан классиком в области детской книги.

«В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки,
воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и её щедрой природе».
Ю. А. Васнецов

 

Биография

«Сказочный» художник Юрий Алексеевич Васнецов родился 4 апреля 1900 г. в Вятке в семье священника, где дед и братья тоже были духовного сословия. Семья Юрия Алексеевича состояла в отдалённом родстве с известными русскими живописцами Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, а другой родственник-фольклорист Александр Васнецов, собрал более 350 народных песен северной России. Этот факт о многом говорит – и об атмосфере в семье, и о её «генетической» талантливости.

Большое семейство отца Алексия Васнецова жило в двухэтажном доме при кафедральном соборе, в котором батюшка и служил. Юра очень любил этот храм – чугунные плитки его пола, шершавые, чтобы нога не скользила, огромный колокол, дубовую лестницу, что вела на верхотуру колокольни...

Семья Васнецовых.

Стоят (слева направо): Маня, Юра, Михаил, Саня.

Сидят: Алексей Михайлович, Мария Николаевна, Лиза.

После революции все семьи священников, в том числе и семья Васнецовых (мать, отец и шестеро детей), были выселены буквально на улицу.

«...Отец больше не служил в кафедральном соборе, который был закрыт... да и вообще нигде не служил... Ему бы схитрить, сложить с себя сан, но тут-то и обнаружилась кроткая твёрдость духа: продолжал ходить в рясе, с крестом наперсным и при длинных волосах», – вспоминал Юрий Алексеевич.

Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик. Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке…

В 1934 г. Юрий Васнецов женился на художнице Галине Михайловне Пинаевой, а в 1937 и в 1939 г. родились две его дочери Елизавета и Наталья.

На фото семья Васнецовых. 1939 г.

Обычно доверчивый и мягкий, уже будучи женат, он стал нелюдимым. Нигде не выставлялся как художник, нигде не выступал, ссылаясь на воспитание двух дочерей, одна из которых – старшая, Елизавета Юрьевна, – впоследствии станет знаменитой художницей.

Покидать дом, родных, даже ненадолго, было для него трагедией. Любое расставание с семьёй было непереносимо, а день, когда предстояло отправиться в путь, был испорченным днём. Перед выходом из дому Юрий Алексеевич даже слезу пускал от огорчения и тоски, но не забывал всё-таки всем положить под подушку какой-нибудь гостинец или милую безделушку.

Любимым чтением Юрия Алексеевича до старости оставались сказки, увлечением – летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.

А любимейшими занятиями – писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки.

 

Источник вдохновения

С детства источником его вдохновения Юрия Васнецова было народное творчество и фольклорные традиции.

Художник писал впоследствии: «Все еще живу тем, что видел и помнил в детстве. … Помню весну в Вятке. Ручьи текут, такие бурные, как водопады, а мы, ребята, кораблики пускаем... Весной открывалась веселая ярмарка – Свистунья. На ярмарке нарядно, весело. И чего только нет! Посуда глиняная, горшки, кринки, кувшины. Скатерти домотканые со всякими узорами... Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки – все интересно по цвету. Карусели на ярмарке все в бисере, все в блестках – гуси, кони, колясочки, и обязательно гармонь играет».

Славу себе Вятская губерния заслужила, в первую очередь, своими кустарными промыслами: игрушечным, кружевным, мебельным и сундучным. Мария Николаевна, мать художника, была известной в Вятке вышивальщицей и кружевницей. В памяти маленького Юры на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни – «от сердца, от души расписаны».

Такое культурное семейное наследие, народная, как сам художник говорил, «базарная», культурная среда стали благодатной почвой для развития его таланта. А талант был поистине многогранный. Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверюшками и птицами.

Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало потом ему рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки – все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков.

Еще в детстве ему нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея.

Любимым словом Юры Васнецова было «интересно».

 

Годы учебы

В 1919 г. окончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия).

На радость многим поколениям детей верх взяла любовь к рисованию: молодой Юрий Васнецов принял решение стать профессиональным художником. Логика подсказала, что делать дальше: Юрий отправился искать счастья в Петроград. В 1921 году чудом поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее ВХУТЕМАС) и успешно закончил учебу в 1926 г.

Это было время, когда общество генерировало новые революционные идеи, а Петроград стал инкубатором революционных художественных идей.

Его учителями был сам шумный столичный Петроград со своими европейскими дворцами и полных мировых сокровищ Эрмитажем.

За ними последовал и длинный ряд многих и разнообразных учителей, открывших мир живописи молодому провинциалу. Среди них были: русский «сезанист» Осип Браз, русский «импрессионист» А. Карев, Александр Савинов, лидеры русского авангарда – «цветовик» Михаил Матюшин, супрематист Казимир Малевич.

В 1926–1927 гг. Васнецов некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33.

В это же время был принят в Отдел живописной культуры, руководимый Малевичем. Изучал пластику кубизма, свойства различных живописных фактур, создавал «материальные подборы» – «контррельефы». Художник говорил о времени своей работы в ГИНХУК: «Всё время развитие ... Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!».

Работа и обучение Васнецова у К.С. Малевича в ГИНХУК длилась около двух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства.

Живописные работы, сделанные Васнецовым в этот период: контррельеф «Натюрморт с шахматной доской» (1926–1927), «Кубистическая композиция» (1926–1928), «Композиция с трубой» (1926–1928), «Натюрморт. В мастерской Малевича» (1927–1928), «Композиция со скрипкой» (1929) и др.

Вопрос о том, что удалось достичь Ю. Васнецову в живописи, долго оставался открытым. Индивидуальные особенности живописного языка мастера (художник стремился возродить традиции русского примитивизма) в его «формалистических» работах 1920-х годов свидетельствуют о незаурядном даровании начинающего художника.

 

Юрий Васнецов в живописи

В 1932-1934 гг. он создал, наконец, несколько произведений («Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой» и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного «базарного» искусства, которое он ценил и любил.

«Дама с мышкой» Ю. Васнецов

В 1932 г. Юрий Васнецов поступил в аспирантуру при живописном факультет Всероссийской Академии художеств, где занимался три года.

В этом же году вступил в члены Ленинградского отделения Союза советских художников.

Непростая жизнь и в семье родителей, и впоследствии, вовремя когда нужно было «соответствовать» несколько поменяли собственный характер художника.

Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и перевёл её в категорию увлечения, которое доверял только родным и близким друзьям-художникам.

В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма.

Но эти работы практически не были никому известны.

«Рисуй, пиши, что любишь. Больше смотри вокруг... Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность. Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай – пусть он будет цветок, но другой. Ромашка – и не ромашка. Незабудки мне нравятся своей голубизной, жёлтеньким пятнышком в середине. Ландыши... Когда я их нюхаю, мне кажется, что я король...»
Юрий Васнецов

   
Ю. Васнецов. Море Ю. Васнецов. Натюрморт
Ю. Васнецов. Натюрморт
с большой рыбой
Ю. Васнецов. Закат

Его работы (в основном, пейзажи и натюрморты) практически никому не были известны и лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям и получили достойное признание на персональной выставке в Государственном Русском Музее в 1979 году. Стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX в.

 

Работа в детской графике

 

Достойной альтернативой живописи стала книжная графика. В поисках заработка молодой художник с 1928 года начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В.В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора – сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.

Успех Юрия Алексеевича был в его личных качествах, в его богатом воображении.

Первыми книгами, проиллюстрированными Васнецовым, были «Карабаш» (1929) и «Болото» В. В. Бианки (1930).

В тридцатые годы живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер, не схожий с работой близких ему художников.

Открытка. Ю. А. Васнецов.
«Елка». 1939
Иллюстрация к сказке
П.П.Ершова «Конек-Горбунок»

Он становится известным и узнаваемым иллюстратором детских сказок П. Ершова («Конёк-Горбунок»), К. Чуковского («Пятьдесят поросят»), Л. Н. Толстого («Три медведя») и автором забавных литографических эстампов для детей на те же сказочные темы.

Иллюстрация к сказке
«Три медведя»
Иллюстрация к сказке
К.Чуковского «Пятьдесят поросят»

Обращение к народным истокам, успешное соединение утончённой живописи с традициями народного искусства породило феномен «сказочной» живописи Ю. Васнецова, когда иллюстрации приобретают первостепенное значение, подчиняя себе текст.

В иллюстрациях Ю. Васнецова цвету отведена главная роль, и это находка, которой до сих пор нет равных. Цвет становится первой азбукой – «цветовой», которую легко и радостно осваивает ребёнок: волк – серый, лиса – рыжая, гусь – белый.

Постоянно ориентируясь на свой «вятский» мир, художник придавал своим сказочным персонажам особую выразительность, наряжая их в костюмы своего северного края: добрых маму-Козу и маму-Кошку – в нарядные цветные юбки с кружевами, обиженного Зайку «согрел» тёплой кофтой. И, помогая малышам правильно расставить акценты, оставлял злых волка, лису и медведя без одежды.

А для создания эмоционального настроения рисунков и усиления восприятия образов, художник использует цвет фона. Этот художественный приём, когда цвет становится средой происходящего действия, получил название «принципа волшебного фонаря».

 

Массовыми тиражами неоднократно издавались многие книги для детей в оформлении Васнецова: «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С. Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-Горбунка« П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства.

   
Книжная графика, хоть и самая любимая, составляла только одну грань его творчества. В годы войны, сначала в Молотове, а потом в Загорске, Ю. А. Васнецов был главным художником Института игрушки. В конце 1945 г. вернувшись в Ленинград, преподавал в ленинградской школе изобразительных искусств, создавал костюмы и декорации спектаклей по пьесам А. Горького для ленинградских театров.
В 1971 г. был создан анимационный фильм «Терем-теремок» по рисункам Ю. А. Васнецова.
     
В 1971 году Юрий Алексеевич стал лауреатом Государственной премии – за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок «Ладушки» и «Радуга-дуга».

Творчество художника было высоко оценено, ему присвоили звания: Заслуженный художник РСФСР (1946 г.), Народный художник РСФСР (1966 г.)

Творчество Юрия Васнецова представлено в собраниях крупнейших российских музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, в многочисленных частных коллекциях.

Но самой высокой наградой художника остаётся благодарная память потомков.

 

Список источников

1. Бианки, Виталий. «Болото». Рисунки Ю. Васнецова. . – Текст : электронный // RARUS'S GALLERY : [сайт]. – URL: http://www.raruss.ru/childrens-books/page-child8/3571-vasnetsov-bianky-bog.html (дата обращения: 14.04.2020).
2. Васнецов Юрий Алексеевич. – Текст : электронный // Бариюс : [сайт]. – URL: http://www.barius.ru/biblioteka/illustrator/13 (дата обращения: 25.03.2020)/
3. Великий сказочник из Вятки Юрий Васнецов. – Текст : электронный // ВО!круг книг : [сайт]. –2015 – 22 марта. – URL: http://vokrugknig.blogspot.com/2015/03/blog-post_22.html (дата обращения: 14.04.2020).
4. История в фотографиях. Юрий Васнецов. – Текст : электронный // Livejournal : [сайт]. –2013 – 23 января. – URL: https://foto-history.livejournal.com/3104737.html (дата обращения: 14.04.2020).
5. Репка. Рисунки Юрия Васнецова. – Текст : электронный // RARUS'S GALLERY : [сайт]. – URL: http://www.raruss.ru/childrens-books/page-child8/3564-vasnetsov-repka.html (дата обращения: 14.04.2020).
6. Сказочный художник детства Юрий Васнецов : [проект]. – Текст : электронный // «ДБ РК им. В.Ф. Морозова» : [сайт]. – URL: http://dubrk.karelia.ru/vasnecov/index.htm (дата обращения: 14.04.2020).
7. Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973). – Текст : электронный // Недописанная страница : [сайт]. – URL: http://s-marshak.ru/illustr/vasnecov/vasnecov.htm (дата обращения: 14.04.2020).


***

8. Батаева, Е. И. Милая моя Родина : литературно-музыкальная композиция / Е. И. Батаева, Н. Ю. Князева. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 7. – С. 80–87.
9. Гриценко, З. Поэзия реальной жизни в сказочных иллюстрациях Ю. Васнецова / З. Гриценко. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 60–67.
10. Хандюк, А. И. Путешествие в мир картин В.М. Васнецова / А. И. Хандюк. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2015. – № 3. – С. 37–40.