Игорь Юльевич Олейников родился 4 января 1953 года. Известный российский художник-иллюстратор, художник-постановщик анимационного кино. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2018), лауреат премии им. Х.К. Андерсена (2018). «Игорь Олейников, художник, иллюстратор детских книг» : [видеосюжет от 29 апр. 2013 г. ]. – Изображение (движущиеся ; двухмерное) : видео // Uoutube. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=packbbY2OAQ (дата обращения: 15.04.2020).
|
Творческая биография
Игорь Юльевич Олейников родился в подмосковном городе Люберцы, закончил Московский институт химического машиностроения. После окончания работал по специальности в проектном институте «Гипрокаучук».
В 1979 году Олейников пришел на студию «Союзмультфильм» в качестве помощника художника-постановщика. Основы ремесла иллюстратор постигал на практике, поскольку классического художественного образования так и не получил. Своими первыми учителями он называет художников «Союзмультфильма».
«Сначала мама учила, потом на «Союзмультфильме» Орлова Наташа, потом Зуйков Володя, потом Эдуард Назаров ну и Кирилл Челушкин, конечно. Никакого спецхудожественного заведения не кончал. Раньше даже гордился этим, теперь жалею».
Параллельно с мультипликацией, с 1986 года Олейников сотрудничает со многими детскими журналами: «Колобок и два жирафа», «Спокойной ночи, малыши!», «Миша», «Трамвай» и другими.
В анимации Игорь Олейников известен по фильмам «Тайна третьей планеты» (1981), «Последняя охота» (1982), «Сказка о царе Салтане» (1984), принимал участие в работе над лентой «Халиф-аист» (1981). В 1991-2000 гг. работал в российском филиале студии ВВС «Кристмас Филмз», где был поставлен рисованный мультфильм-фантазия по мотивам оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» (режиссёр Валерий Угаров). Фильм был высоко оценен на Тарусском анимационном фестивале. В следующем году на том же мероприятии художник получил приз за лучший персонаж фильма «Иона».
В 2000 году мультфильм «Подна и Подни» из цикла «Сказки народов мира» (режиссер Юрий Кулаков) завоевал Гран-при на анимационном фестивале «Золотая рыбка».
Как художник-постановщик создал фильмы «Мы с Шерлоком Холмсом» (1987), «Сказка о глупом муже» (1986), «Поползновение» (1987), «Сапожник и русалка» (1989), «В поисках Олуэн» (1990) и др.
С 2004 года Олейников рисует на студии «Солнечный дом».
С 1986 года параллельно с работой в анимации сотрудничает с детскими журналами «Миша», «Трамвай», «Куча-мала», «Улица Сезам», «Шаровая молния», «Спокойной ночи, малыши!», альманахом «Колобок и Два жирафа»), а также с книжными издательствами.
Среди его работ, выпущенных российскими издательствами: «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и Обратно» Дж.Р.Р. Толкина, «Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распе, «Разные рыбки» и «Разные кошечки» Б. Заходера, «Оранжевый верблюд», «Сказочная история мореплавания» и «Сказочная история воздухоплавания» А. Усачёва, «Приключения мышонка Десперо» К. Ди Камилло.
С 2001 года художник активно сотрудничает с издательствами Канады, США, Бельгии, Швейцарии, Италии, Кореи, Тайваня и Японии. Он участвовал в книжных выставках в России, Литве, Эстонии, Германии, Тайване, а также в Братиславской бьеннале «BIB» в 2003-м, 2004-м и 2005-м годах, был финалистом выставки «Болонья-2004».
В 2006 году получил диплом на Таллиннском триеннале иллюстрации стран Балтии.
Иллюстратор работал над такими книгами, как «Питер Пэн» Дж. Барри (частный заказ, Россия), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона (для итальянского «Fabri editori»), над книгой об Артуре и Гвен (США, «Dutton children’s books», 2008) и над книгами для тайваньского издательства «Gremm press».
На сегодняшний день Игорь Олейников проиллюстрировал множество книг, причем не только для детей младшего возраста. В списке его работ есть и «Король Артур», и «Аэлита» Алексея Толстого. Стиль художника безошибочно узнаваем. При этом серия работ к каждой книге уникальна и неповторима, снова и снова художник продолжает создавать уникальные миры.
Игорь Олейников о своем творчестве
Игорь Олейников обладает талантом создавать яркие, запоминающиеся образы и представлять их в динамике, действии. «Книга, как и кино, для меня – способ самовыражения, – говорит Олейников о своей работе. – В книге делаю кино, в кино – книгу. Так выходит само собой. Динамика внутри иллюстрации и внутри книги – то, к чему я стремлюсь. И, по возможности, несерьезный ироничный подход к теме. А вообще очень люблю рисовать». В своих произведениях Игорь Олейников создаёт удивительный, изящный и полный неожиданностей сказочный мир, однажды попав в который, можно заблудиться навсегда. |
***
У меня нет какого-то особого ритуала вхождения в рабочее состояние. Я просто выбираю ту литературу, которая мне интересна как художнику, а уж вдохновение, или, как я его называю, кураж, приходит само.
***
Во взрослой литературе нет понятия «книга-картинка», а в детской есть, и это мой любимый тип книги. В мире он существует уже давно, а у нас только-только начал развиваться. Каждая книга рассчитана на определенный возраст, исходя из чего и надо рисовать. Для трехлетних нужно одно, для семилетних – другое, а для двенадцатилетних – третье. Хотя я сомневаюсь, что в двенадцать лет дети еще читают книги
***
Книга, как и кино, для меня способ самовыражения. В книге делаю кино, в кино – книгу. Так выходит само собой. Динамика внутри иллюстрации и внутри книги – то, к чему я стремлюсь. И, по возможности, несерьезный ироничный подход к теме. А вообще очень люблю рисовать
***
Гуашью редко кто работает, но я предпочитаю именно её, так как гуашь не высыхает намертво – её всегда можно смыть, обработать, изменить её фактуру (в отличие от акрила, например). Берусь не за любую книгу, но только за ту, где есть нерв, напряжение, загадка, динамика. Не люблю каноны в иллюстрировании.
***
Считаю,что художник книги может создавать в иллюстрациях параллельный мир – параллельный тексту, но при этом передающий мысль автора. То есть, необязательно скурпулезнейше следовать тексту – но настроение и динамику выдерживать надо!
***
Когда-то я рисовал буквально, мне казалось, что надо идти по тексту. Теперь, мне кажется, что иллюстратор должен подталкивать к размышлению, чтобы человек, который смотрит книгу (ребёнок или взрослый), мог задуматься над текстом. Художник может найти такие вещи в тексте, которые незаметны для читателя, но они есть, скрыты в тексте, спрятаны в нём. Мне нравится эти места извлекать из текста и выделять. Я ничего не придумываю, просто стараюсь смотреть в самую глубь текста.
***
Я иду параллельно с автором, а не за ним. Предлагаю свою версию прочтения, которая тоже имеет право быть. Но это только в том случае, если текст позволяет. Есть много текстов, от которых никуда не отступишь, в которых надо идти как бы в колее автора, за ним.
***
Мне интересно привносить свой взгляд, ещё интереснее ломать стереотипы, показывать, что классический подход не единственный возможный, что в тексте могут быть другие уровни, что, в конце концов, положительный персонаж не так уж положителен, а отрицательный не так отрицателен.
Игорь Олейников – второй российский художник-иллюстратор – лауреат премии Андерсена. Первым лауреатом премии Андерсена в 1976 году стала Татьяна Маврина (1902–1986) – заслуженный художник РСФСР.
Денис Безносов, самый молодой член жюри премии Андерсена за всё время ее существования, о японском лауреате: Болонья «Эйко Кадоно – классик японской литературы. Она больше всего известна своей книгой о ведьме, которая переведена на русский, но в России нормально не издана. Есть только любительский перевод, который можно найти в интернете. В Америке и вообще в мире она очень популярна».
Медали и дипломы будут вручены победителям во время проведения 36-го Конгресса Международного совета по детской книге, который пройдет в Афинах в сентябре 2018 года.
При подготовке материала использовались следующие ресурсы:
1. Игорь Олейников // Картинки и разговоры : [сайт]. – URL: http://www.fairyroom.ru/?page_id=6168 (дата обращения: 20.01.2018).
2. Метелица, А. Художник Игорь Олейников: биография, иллюстрации / А. Метлица // Fb.ru : [сайт]. – URL: http://fb.ru/article/249929/hudojnik-igor-oleynikov-biografiya-illyustratsii (дата обращения: 20.01.2018).
3. Сказочные иллюстрации И. Олейникова // Lru. – URL : http://www.liveinternet.ru/users/5138897/post264872762?aid_refresh=yes# (дата обращения: 20.01.2018)
4. Цветкова, Е. Игорь Олейников о смелости в иллюстрации и новых «прочтениях» известных историй / Елена Цветкова // Хочу читать : сетевое издание . – URL https://want2read.ru/vokrug-da-okolo/igor-oleynikov-o-smelosti-v-illyustracii-i-novyih-prochteniyah-izvestnyih-istoriy/ (дата обращения: 12.04.2020)
5. Игорь Олейников: «Во мне сидит маленький режиссерчик» [беседа лауреатом премии Андерсена, художником-иллюстратором и мультипликатором Игорем Олейниковым : записал Михаил Визель] // Интернет-портал «ГодЛитературы.РФ», 2014. – URL https://godliteratury.ru/public-post/igor-oleynikov-vo-mne-sidit-malenk (дата обращения: 12.04.2020)