Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Однажды увидев работы Татьяны Алексеевны Мавриной, её уже не перепутаешь с другими художниками. Её творчество нередко называли лубочным, наивным, едва ли не примитивным – вероятно, не каждому дано оценить изысканность и самобытность её художественной манеры.

Татьяна Алексеевна Маврина родилась 20 декабря (7 декабря по старому стилю) 1902 года в Нижнем Новгороде в семье учителя и литератора Алексея Ивановича Лебедева. Мать, Анастасия Петровна, происходила из дворянского рода Мавриных и тоже занималась преподавательской деятельностью. В 1930 году Татьяна Лебедева взяла псевдоним – девичью фамилию матери.

«Смысл сказки всегда один – чудеса»
Т. А. Маврина

В некотором царстве, в некотором государстве, в мире фантастическом, пестром и ярком, живут и действуют сказочные герои, созданные воображением самобытной художницы.

В семье Лебедевых детей было четверо, и воспитывали их, как полагалось в интеллигентных семьях: чтение и рисование, обучение музыке и языкам, внимание к фольклору и народному искусству, которые, казалось, окружали и пронизывали всю жизнь. От этих лет сохранились альбомчики-тетради, которые делали дети их в семье. Это была игра в рукописный журнал. Младший брат Татьяны, Сергей – академик, основатель советской компьютерной промышленности. Из Нижнего в Москву семья Лебедевых переехала в 1920 году.

В 1921 году Маврина уже точно знала, что будет художником. Она выбрала изобразительное искусство – поступила во ВХУТЕМАС (высшие художественно-технические мастерские и институт). Изучала творчество французских художников. На определенном этапе студенчества увлеклась народным искусством (интересовалась иконописью, лубком, изразцами, пряничными досками). Собственный живописный язык, где цвет «звучит» открыто, мир широк и декоративен, а композиции смелы, Татьяна Маврина формировала постепенно. Становлению художника помогали педагоги Н. Синезубов, Г. Федоров, Р. Фальк.

Окончив ВХУТЕМАС в 1929 году, она вступила в объединение Группа «13», стала участником выставок объединения. В группе преобладали художники-графики, мастера живописного рисунка, которые отстаивали принципы независимого от идеологии артистизма и проповедовали живой рисунок.

Сами художники определили главные особенности своего творчества как «здоровое и радостное восприятие жизни, чуждое готических изломов и душевной неуравновешенности».

Начиная со второй выставки группы в 1930 г. Татьяна использовала псевдоним – девичью фамилию матери – «Маврина». Группа существовала до 1932 года.

В 1930-е годы Маврина занималась живописью, писала акварели, делала рисунки.

Многие ее работы этого времени близки французским постимпрессионистическим течениям.

 Гагаринский переулок 1946-й год.

После войны художница вновь открыла для себя мир народного творчества. Она не только любила и собирала иконы, глиняные игрушки, подносы и вышивки – со своим мужем, художником Н.В. Кузьминым, она собрала великолепную коллекцию – Маврина сама делала копии лубков и прялок, расписывала туески, старинные подносы и бутылки, вживалась в образ народного мастера.

 Коллекция Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина

Она создала свой собственный, «мавринский» почерк – декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитива.

В 1950-1960-е годы художница совершала многочисленные поездки по русским городам, делала зарисовки и эскизы для будущих работ.

Рогачевское шоссе. 1969 Суздаль. Базар.

Любимой темой стала природа, «земля и небо».

Большое значение в творчестве Т.А. Мавриной имеет и внимательное изучение ею старинной русской архитектуры.

Изображая ансамбли Сергиева-Посада, Переславля-Залесского, Москвы, Ростова Великого и других городов, художница в каждом листе находит особый цветовой ключ, передает общенациональные черты богатой, узорчатой, строго гармоничной древнерусской архитектуры.

Переславль-Залесский, 1963 Никольское-Урюпино, 1947
Суздаль, 1972 Звенигород. Гора, 1968

Ее трудолюбие восхищало окружающих, но сама Маврина никогда не понимала этого восхищения: рисовать, заниматься живописью для нее было так же естественно и необходимо, как дышать. В своём дневнике художница пишет: «Моей музой будет птица, берёза, конь».

В конце 1980-х годов Татьяна Алексеевна почти не покидала своего дома. Мир замкнулся в стенах малогабаритной квартиры, оклеенных любимой Мавриной золотой и серебряной бумагой. Вопреки болезням и недугам она отдавалась своей страсти – живописи: писала виды из окна, натюрморты, цветы. Ее работы последних лет столь пластически убедительны, несут столь мощный энергетический заряд, что позднее творчество Мавриной с полным правом можно поставить в один ряд с полотнами крупнейших мастеров 20 века.

Виды из кухни и спальни (откуда видна береза), из другого окна – дерево и гараж – стали ее Вселенной, сквозь них она наблюдала смену освещения, чередование времен года, вращение светил.

Те, кому довелось попасть в дом к Татьяне Алексеевне, бывали изумлены той невероятной внутренней силой, которая исходила от сухонькой девяностолетней женщины.

Эта воля к жизни, казалось, защищала ее от старческой немощи – она видела практически без очков, была в ясном уме, и, если и забывала что-то, никогда нельзя было сказать наверняка – забывчивость это или лукавство.

Художница просила приносить ей цветы и, получив в подарок букет, уже не скрывала своего желания поскорее выпроводить гостя и приняться за работу.

Так возникли нарциссы на фоне розовых берез, тюльпаны на заснеженном окне, красавец розовый гладиолус среди голубого лета. А один из последних натюрмортов, «Розы ночью» (1995), – винно-красные цветы на подоконнике на фоне синего неба с сияющим созвездием Ориона – можно назвать трагическим реквиемом перед неизбежным уходом в небытие.

Казалось бы, что может быть проще изображения обычного букета на подоконнике? Однако ее работы последних лет столь пластически убедительны, несут столь мощный энергетический заряд, что позднее творчество Мавриной с полным правом можно поставить в один ряд с полотнами крупнейших мастеров 20 века.

«Стояло время или шло назад» – эти строки Рильке, знакомые нам в переводе Пастернака, начинают автобиографию Мавриной.

«Стояние времени» – это то ощущение, которое изумляет при взгляде на поздние мавринские натюрморты.

Жизнеутверждающая сила и цветовая пластическая энергия этих работ вызывают ассоциации не только с искусством начала века, но и с творчеством молодого, полного сил человека.

Работы Татьяны Мавриной хранятся почти во всех крупнейших музеях нашей страны, в том числе в Государственной Третьяковской галереи, Государственном Русском музее, Саратовском художественном музее и в частных собраниях.


Особое место в творчестве художницы занимают ее жизнерадостные
и всегда солнечные иллюстрации к детским книжкам.

 Т.А. Маврина снискала известность и как иллюстратор, оформив более 200 книг. За свою деятельность в области книжной графики она была награждена серебряными медалями на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1960, 1965, 1977), первой премией на Международной выставке книжной графики в Брно (1966), дипломом имени Ивана Федорова, в 1975 году стала лауреатом Государственной премии СССР. Одной из немногих российских художников, ей была присуждена Международная премия Г. Х. Андерсена.

1976 год. «Золотая медаль Х.К. Андерсена» впервые вручена представителю России – Мавриной Татьяне Алексеевне, художнику-иллюстратору детской книги

Изящные буквы, заставки, украшения, естественно сочетающиеся с сюжетными иллюстрациями, придают оформлению книги цельность и стилевое единство, отвечающее поэтической цельности сказок. Отвечая на вопрос, почему она снова и снова иллюстрирует сказки, Татьяна Анатольевна говорила, что любовь к народному искусству, фольклору и истории она испытывала с самого детства. Отец художницы, педагог и литератор, очень любил книги и привил эту любовь своей дочери. Будущая художница знала наизусть много сказок и рисовала картинки к ним.

Художница считала, что сказочные персонажи живут не только в «тридевятом государстве», но и среди нас. Стоит немного пофантазировать, и они появятся на улицах древних русских городов. Поэтому каждая страница книг с иллюстрациями художницы – волшебная. Скачут по страницам книг добрые молодцы на могучих конях, стоят в глухом лесу избушки на курьих ножках, живут в высоких башнях красавицы.

Одной из первых книг, которую иллюстрировала Т.А. Маврина, была «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Увлечение А.С. Пушкиным осталось на всю жизнь. Наиболее известное оформление таких сказок А. С. Пушкина, как: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1946; «Руслан и Людмила», 1960; «У лукоморья», 1961.

И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери.

Татьяна Алексеевна также иллюстрировала сборники: «По щучьему велению», «Русские сказки», «За тридевять земель» и другие. Обращение к традициям народного искусства, к национальным истокам сказки помогло Т.А. Мавриной развить чувство декоративности, стать певцом русской сказки, в пластических зримых образах соединить фантастику с окружающей жизнью.

Неповторимый «мавринский стиль» основан на принципах и формах произведений народного искусства: силуэтное решение композиции, яркий колорит, многоярусное развертывание сюжета и др. Легкость, свобода и непринужденность рисунка, изящество линий, богатство колорита, тонкость цветовых отношений, строгий отбор средств, кажущаяся детскость изображения присущи брызжущим веселостью и энергией иллюстрациям Т.А. Мавриной.

Художница не только рисовала иллюстрации к сказкам, но и находила народную пословицу, которая отражает главную идею сказки, и писала ее пословицу кистью над заглавием.

Очень красочно она оформляла титульный лист. Обычно он занимает целый ряд разворотов книги. Рассматривая его, можно увидеть сразу несколько сказочных сюжетов.

«Смысл сказки всегда один – чудеса», – любила говорить Татьяна Алексеевна.

Т.А. Маврина выступала и как иллюстратор собственных книг: «Пряники пекутся, коту в лапы не даются», «Сказочная азбука», «Сказочные звери».

 
Сказочные звери

Её чудо-звери явились из языческих правремен, из волшебного далека, где волк служил человеку и взлетал с ним под облака. Татьяна Маврина, как никто другой, ощущала волшебную природу Зверя, его тайну, его связь со Вселенной.

 


Чудо-азбука

 

Вышедшую в 1969 году «Сказочную азбуку» Татьяны Мавриной нередко называют апогеем её творчества. Добрая и озорная, она почти за руку вводила маленького читателя в волшебный мир русской сказки, знакомила его с красотой народного декоративного искусства – от лубка до пряничных узоров и глиняной игрушки.

Некоторые считают, что «Азбука» Мавриной – еще один вариант иллюстрации к сказкам. Книга для самых маленьких отражает богатство народной фантазии. Изучая буквы, наши чада познают добрую шутку, получают ненавязчивые наставления, радуются чудесам.

Расцвечивая алфавит, художник создала сложный узор из множества сказок. Дети любят игру «в слова». Маврина Татьяна использовала эту «хитрость», её азбука учит играя. Образы, населяющие каждую буковку, живут и действуют в одном ключе со своими сказочными прототипами.

Вечный ребенок в душе, Маврина не всегда давала ответы на загадки. Она предлагала ребятишкам разгадать их самостоятельно. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы.


***

Важнейшая особенность искусства Т.А. Мавриной – связь поэзии сказки и пластической красоты разных видов народного декоративно-прикладного искусства. В нарядной красочности иллюстраций можно увидеть обаяние народной глиняной игрушки, русского лубка, бытовой керамики, пряников, изразцов, старинных костюмов. Творчество Т.А. Мавриной помогает раскрыть неисчерпаемое богатство народной эстетики, ощутить национальную основу фольклора.

Колорит книг Т.А. Мавриной тесно связан с выведенными веками цветовыми формулами народного искусства. Цветовой фон ее листов плотно заселен пятнами разной величины и формы, изображение не читается на этом фоне, но вырастает из него. Цветовая гармония ее картин звучит многоголосой перекличкой сходных цветовых мотивов или строится по принципу смелых цветовых контрастов. Художница смело обобщает форму, стремится к яркому, мажорному звучанию произведений.

 


Творческий союз Юрия Коваля и Татьяны Мавриной

Волшебные книги и удивительная история их создания... Мы привыкли к тому, что писатель написал рассказ, а художник делает к нему иллюстрации или, что бывает реже, художник сделал рисунки, а писатель сочиняет к ним рассказ. С этими книгами всё вышло неожиданно. Маврина не иллюстрировала лирические зарисовки Коваля, а подбирала созвучные им рисунки из уже сделанных. Книги создавались как коллажи из картин и слов, придуманных и написанных Мавриной и Ковалём независимо друг от друга! Татьяна Маврина рисовала, не думая (и не зная) о рассказах, просто сама рассказывала о том, что видела, но на своём языке – языке красок, линий, цвета, света. А Юрий Коваль, который много путешествовал, ходил, смотрел и умел видеть, записывал свои впечатления. Красота рассказов Коваля в их простоте, нежности, чистой душе, в них нет вычурных фраз, заумной многослойности. Но его картины остаются в памяти надолго, их невозможно забыть, потому что они о том, что окружает нас каждый день, стоит только приглядеться...

Самое интересное, что в разное время, независимо друг от друга они бывали в одних и тех же местах и рассказывали об одном и том же – о весенних берёзах и снеге, о бабочках, небе и птичках. И оказалось, что жанровые зарисовки Юрия Коваля, тонкие и слегка ироничные, сродни мавринским картинкам, наполненным добрым юмором и глубокой любовью. Разумеется, эти потрясающие рисунки и короткие лирические рассказы могут жить отдельно, сами по себе. Но вместе им уютнее и веселее! На обложке книги стоят два автора, причем Маврина первой, именно потому, что иллюстрации в этих книгах – самостоятельное и самодостаточное содержание.

Мы же имеем возможность держать в руках настоящий шедевр, созданный двумя талантливыми людьми.

Современники вспоминали веселый нрав и улыбку, с которой она начинала любое дело. Ее трудолюбие восхищало окружающих, но сама Маврина никогда не понимала этого восхищения: рисовать, заниматься живописью для нее было так же естественно и необходимо, как дышать. Татьяна Алексеевна Маврина щедро проявила свое дарование в различных творческих направлениях. Добрая и озорная, она почти за руку ввела маленького читателя в волшебный мир русской сказки, познакомила его с красотой народного декоративного искусства – от лубка до пряничных узоров и глиняной игрушки. Творчество Т.А. Мавриной помогает раскрыть неисчерпаемое богатство народной эстетики, ощутить национальную основу фольклора.


Книги Татьяны Алексеевны Мавриной:

Маврина, Т. Гуси, лебеди да журавли… : Блоковское Подмосковье / Татьяна Маврина. – Москва : Прогресс- Плеяда, 2005. – 144 с.: ил.

Замечательная русская художница Татьяна Алексеевна Маврина (1902-1996) очень любила поэзию Александра Блока и часто странствовала по окрестностям Шахматова, многократно воспетого поэтом в стихах о России. Наивное, детское, сказочное видение художницы родственно символическим образам Александра Блока, видевшего Русь, Россию в ореоле народной легенды: «Ты и во сне необычайна...» В этой книге акварели и рисунки Татьяны Мавриной перемежаются со стихами и прозой Александра Блока.

Маврина, Т. Пути-дороги : Из путевых альбомов художника / Татьяна Маврина. – Ленинград : Художник РСФСР, 1980. – 179 с.: ил. – Текст : непосредственный.

Художница много и часто ездила по старинным русским городам, рисовала с натуры. Но ее нарядно раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными воображением автора. Результатом многолетних путешествий Мавриной стала изданная в 1980 г. книга-альбом «Пути-дороги», где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России: Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других.

Маврина, Т.А. Жеребенок : рассказы : [для дошк. возраста] / Т.А. Маврина, Ю. Коваль. – М. : Детская литература, 1989. – 51 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.

Книга состоит из рассказов-миниатюр Юрия Коваля с иллюстрациями Татьяны Мавриной. «Жеребенок» – шестая, совместно созданная мастерами книга. Ее населяют коты и вороны, заяц, собирающий букет, и прекрасные лебеди.

Маврина, Т.А. Снег [для ст. дошк. возраста] / Т.А. Маврина, Ю.И. Коваль. – М. : Детская литература, 1985. – 57 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.

В книгу вошли шесть рассказов-миниатюр о красоте зимней природы, о сказочном лесном царстве.

Маврина Т. А. Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки. – М. : Малыш, 1986. – 81 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.

Эта книга  про происхождение русских игрушек.

 

Литература о жизни и творчестве Татьяны Алексеевны Мавриной:

1. Дмитриева, Н. А. Татьяна Маврина : графика. Живопись: альбом / Н. А. Дмитриева ; ред. Л. С. Бубнова. – Москва : Сов. художник, 1981. – 127 с. : ил. – (Мастера советского искусства). – Текст : непосредственный.

2. Костин, В. И. Татьяна Алексеевна Маврина / В. И. Костин ; [предисл. Е. Дороша]. – Москва : Сов. художник, 1966. – 179 с. : ил. – Текст : непосредственный.

3. Бернштейн, Д. «Цветы» и «обнаженные» Татьяны Мавриной / Д. Бернштейн. – Текст : непосредственный // Декоративное искусство. – 1997. – № 1-2. – С. 97–99.

4. Дмитриева, Н. А. Татьяна Маврина : Графика. Живопись. Альбом / Н. А. Дмитриева. – Москва : Сов. Художник, 1981. – 127 с.: ил. – (Мастера советского искусства). – Текст : непосредственный.

5. Кудрявцев. Л. Как сказка стала книгой / Л. Кудрявцев. – Текст : непосредственный // Искусство в школе. – 1994 – № 1. – С. 51–63.

6. Чудецкая, А. Неизвестная жизнь Татьяны Алексеевны Мавриной / А. Чудецкая. – Текст : непосредственный // Юный художник. – 1997. – № 10. – С. 12–14.


Электронные ресурсы:

1. Кислицына, К. «Видеть ту же красоту, что была триста лет назад» / Ксения Кислицына. – Текст : электронный // Газета.ru : [сайт]. – 2017. – 20 декабря. – URL: https://www.gazeta.ru/culture/2017/12/19/a_11500928.shtml (дата обращения: 24.10.2019).

2. Мизикина, Л. Татьяна Маврина: первая русская, получившая премию Андерсена / Лилит Мазикина. – Текст : электронный // Домашний очаг. – [Сайт]. – URL: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/psihologiya/tatyana-mavrina-pervaya-russkaya-poluchivshaya-premiyu-andersena/ (дата обращения: 24.10.2019).

3. Татьяна Алексеевна Маврина. – Текст : электронный // ПроДетЛит. Всероссийская энциклопедия детской литературы : [сайт]. – URL:
https://prodetlit.ru/index.php/%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0 (дата обращения: 28.10.2019).    

4. Татьяна Алексеевна Маврина. Альбом «Загорск». – Текст : электронный // LiveJournal. – URL: https://all-drawings.livejournal.com/578275.html (дата обращения: 24.10.2019).

5. Татьяна Маврина. – Текст : электронный // Книги с картинками-Искусство книжной иллюстрации. Художники. – [Сайт]. – URL: https://knigiskartinkami.ru/hudozhniki/tatyana-mavrina/ (дата обращения: 24.10.2019).

6. Маврина Т. Сказочная азбука. – Текст : электронный // RARUS'S GALLERY. – [Сайт]. – URL: http://www.raruss.ru/russian-abc/1060-mavrina-abc.html (дата обращения: 24.10.2019).

Видеосюжеты:

1. Татьяна Алексеевна Маврина. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Youtube.com. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=dDNyYZu9PIk (дата обращения: 24.10.2019). –  Дата загрузки: 1 декабря 2018 г.

Татьяна Алексеевна Маврина – единственная из русских художников получила премию имени Ганса Христиана Андерсена. Так высоко оценили ее оформление поэмы «Руслан и Людмила».

2. Шелудченко, А. Путешествия Татьяны Мавриной / Александр Шелудченко. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Youtube.com. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=nz35FD0yHTQ (дата обращения: 24.10.2019). –  Дата загрузки: 6 июня 2013 г.

Александр Шелудченко, доцент Московского Полиграфического института, наследник авторских прав на произведения Татьяны Мавриной рассказывает о путешествиях художницы по России и самодельных книгах, которые она делала из акварелей и рисунков, привезенных из поездок.

3. «Моя Москва» – Т.А. Маврина. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : электронное // Youtube.com. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=W2X2K_NtqUw (дата обращения: 24.10.2019). –  Дата загрузки: 2 октября 2015 г.

В столичном отделении ЮниКредит Банк на Большой Грузинской, 58-60 действовала выставка картин, посвященная Москве: городские пейзажи Татьяны Мавриной, Антонины Сафроновой и Николая Волкова.