О нас
Вашему вниманию
проЧТЕНИЕ
Информационные ресурсы
Краеведение
Родителям и детям
ЦСЗИ
Год экологии
Погода


Журнальный зал




Главная страница arrow Виртуальные выставки arrow Санкт-Петербург – культурная столица России

Санкт-Петербург – культурная столица России
Версия для печати Отправить на e-mail
Санкт-Петербург богат своей историей, куда входят: архитектурные строения и музеи, театры. Ежегодно сотни тысяч туристов приезжают в этот город со всего мира, чтобы насладиться этими величайшими архитектурными сооружениями. Большая часть городского архитектурного ансамбля внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Три важных составляющих города – это каналы, дворцы и соборы.

Среди всех достопримечательностей города музеи занимают особое место. Самые популярные и посещаемые музеи Санкт-Петербурга: Эрмитаж, Государственный Русский музей, Кунсткамера, музей-квартира Елизаровых, водный музей, музей связи, военно-морской музей, музей городского электротранспорта, музей религии, зоологический музей, музей горного института и музей Арктики и Антарктики.

Государственный Эрмитаж – один из самых крупнейших и известных художественных музеев мира. Экспозиция музея занимает более 350 залов. Сам музей занимает шесть зданий, которые расположены вдоль набережной Невы. В Эрмитаже собрана величайшая коллекция произведений искусства и памятников культуры.

Большое место занимал Петербург в творчестве таких писателей и поэтов, как М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, А.А. Ахматова, А.А. Блок, И.А. Бродский, Н.С. Гумилев, М.М. Зощенко, С.Д. Довлатов и многих других.

Виртуальная выставка «Санкт-Петербург — культурная столица России» посвящена истории развития и становления Санкт-Петербурга как культурной столицы нашей страны.

Выставка состоит из следующих разделов:

1. Город на Неве
2. Музеи Санкт-Петербурга
3. Эрмитажу – 250 лет
4. Литературный Петербург
5. Театральный Петербург
6. Прогулка по пригородам Санкт-Петербурга


1 раздел. Город на Неве

 На основе разнообразных маршрутов по городу авторы создают картину Ленинграда 80-90 годов ХХ века. Широко используя научные исследования последних лет, они характеризуют главные этапы жизни города в историческом, социальном и культурном аспектах, рассказывают о памятных ленинских и революционных местах.

Главная  задача этой книги – пробудить интерес к дальнейшему изучению истории своего дома, своей улицы, своего города, своего края.

Ленинград [Текст]: путеводитель / сост. В.А. Витязева, Б.М. Кириков. - Л.: Лениздат, 1986. – 366 с.
 Энциклопедия «Города России» предназначена для широкого круга читателей, включает свыше 1100 городов. Эта книга знакомит читателей с историей создания города на Неве, с его неповторимыми архитектурными ансамблями, музеями, памятниками.

Эта книга для тех, кто хочет как можно лучше узнать и полюбить город Санкт-Петербург.

Города России [Текст]: энциклопедия / гл. ред. М.Г. Лаппо. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 394 - 408 с.
 16 мая 1703 года была заложена новая крепость с названием Питерь-Бурьх. Название это крепость имела лишь 2 последующих месяца, с закладкой камня церкви Петра и Павла её автоматически переименовали в Петропавловскую крепость. «Питерь-Бурьхом» теперь стали именовать лишь поселение.

В 1709 году после Полтавы появились идеи о постройке в данном месте не просто города, но новой столицы, тем не менее, сама по себе застройка все еще проводилась нерегулярно и  безо всякой градоустанавливающей системы.

Просто считалось, что определенным центром нового города служит эта крепость, а в планах расположения предполагалось:
- отвести основной части Петербурга правый берег Невы за крепостью;
- Васильевский остров перерезать каналами и устроить там торговую часть столицы.

Энциклопедия для детей [Текст]. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / гл. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – С.14 – 22.
 Книга посвящена крупному политическому и военному деятелю России конца XVII - первой четверти XVIII в. Петру I.

Жизнь и деятельность Петра I рассматриваются на широком фоне социально-экономической и общественно-политической жизни, в неразрывной связи с решением стоящих перед страной задач.
В книге рассказывается о строительстве Санкт-Петербурга, план крепости которой  начертил лично Петр I. Изначально стены крепости были насыпными. Укрепления из камня стали делать только в 1706 году.  Город строился на месте болот, которые осушались силами вольнонаемных рабочих. Строительством городских сооружений руководили приглашенные зарубежные инженеры, а сами строительные работы проводили каменщики со всей страны. Для скорейшего возведения города Петр I запретил строительство из камня по всей стране, что вызвало приток специалистов в новый город. Первыми жителями нового города, как несложно догадаться, становились солдаты и матросы, несшие службу на данной территории, а также принудительно привезенные из других регионов крестьяне и ремесленники.

Павленко, Н.И. Петр Первый и его время [Текст] / Н.И. Павленко. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.
 Труд известного историка, заслуженного деятеля науки РСФСР Н. И. Павленко основан на источниках опубликованных и неопубликованных, на монографиях дореволюционных и советских специалистов, а также на многолетних разысканиях самого автора.

Книга повествует о преобразователе России Петре Великом - о его деяниях и личности, талантах и неутомимой энергии, успехах и неудачах на фоне событий того времени, о начале строительства Санкт-Петербурга. Также в книге рассказывается об очевидцах этих великих перемен, сторонниках Петра Великого и людях, которые этим переменам противостояли.

Павленко, Н.И. Петр Великий [Текст] / Н.И. Павленко. – М.: Мысль, 1990. – 592 с.
 Петербург меняется стремительнее, чем когда-либо. Что-то идет под снос, что-то перестраивается. Какие-то перемены вызывают бурные споры, какие-то проходят, не замеченные горожанами. Исчезают с лица города не просто здания - символы эпохи и поколения.

Книга Инны Соболевой расскажет о том, как менялся город Петра на протяжении всей своей истории. О том, каким был Петербург и каким уже никогда не будет снова.

Соболева, И.А. Утраченный Петербург [Текст] / И.А. Соболева. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с.
 Петербург - город особенный. Он вызывает интерес у огромного количества людей в мире не только своей архитектурной красотой, но и драматической судьбой. Миллионы туристов ежегодно знакомятся с ансамблями его центральных площадей, богатейшими музейными коллекциями и достопримечательностями.

Зачастую после знакомства с красотами, не однажды изображенными многочисленными путеводителями, появляется желание уйти с главных туристических маршрутов и разузнать о Северной Венеции что-то новое и необычное, открыть для себя ее заповедные уголки.

Попробовать отыскать такие места можно с помощью книги, побывать для начала там, куда, по мнению автора, надо сходить или съездить, где можно сделать отличные фотографии на память. Все, что удастся увидеть, узнать и запечатлеть, станет "петербуржской историей по-вашему", ценной открыткой мгновений, прожитых в Петербурге.

Михайлов, А.М. Санкт-Петербург [Текст]: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с.


ВВЕРХ


2 раздел. «Музеи Санкт-Петербурга»

Справочник содержит сведения о музеях города Ленинграда, дает характеристику их экспозиций, рассказывает о культурно-просветительской работе, которую ведут музеи.

Музеи Ленинграда [Текст]: справочник / сост. В.И. Сидорова. – Л.: Лениздат, 1982. – 128 с.

Русский музей в Санкт-Петербурге является одним из самых больших музеев России, где находится коллекция из 400 000 экспонатов. Здесь собраны произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства с 9 по 20 век.

Это хранилище уникальных художественных ценностей, центр культурно-просветительской работы. В тоже время здесь ведется огромная научно-исследовательская работа.

Русский музей в Санкт-Петербурге // Лоцман путешествий. – Режим доступа: http://www.spb-guide.ru/page_493.htm. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).

Русский музей
 Кунсткамера в Санкт-Петербурге – это  один из старейших музеев Северной столицы и всей России. Он был создан по указу Петра Первого с целью собирания и исследования раритетов, рожденных как природой, так и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого – Кунсткамера Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных музеев в мире. В нем собрано более миллиона экспонатов. Более ста лет они служили исследователям в области археологии, анатомии и медицины.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге // Лоцман путешествий. – Режим доступа: http://www.spb-guide.ru/page_493.htm. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).

Кунсткамера
 Центральный Военно-морской музей в Санкт-Петербурге является одним из крупнейших морских музеев мира и одним из первых музеев Северной столицы. Здесь хранятся подлинные документы с автографами русских императоров, в том числе Петра Первого, а также Морской Устав 1724 года и петровские жалованные грамоты, документы периода Великой Отечественной войны и уникальные материалы с записями русских флотоводцев.

Документы фонда расскажут нам о жизни и службе русских моряков в XVIII-XX веках.

Военно-морской музей // Лоцман путешествий. – Режим доступа: http://www.spb-guide.ru/page_493.htm. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).

Центральный Военно-морской музей
 Знаменитая Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук была основана в 1839 году по указу императора Николая I и построена по проекту видного российского архитектора Александра Брюллова.

Главной составляющей интересной экскурсионной программы для посетителей Пулковской обсерватории является её Астрономический музей, экспонаты которого отражают историю развития российской астрономии XIX-XX веков. Музей расположен в Круглом зале Главного здания Обсерватории.

Сегодня посетители могут ознакомиться с уникальными экспонатами музея – геодезическими инструментами, измерительной и вычислительной техникой, с оптикой крупнейших телескопов XIX-XX веков, собранием астрономических часов, портретами астрономов и ученых прошлых веков; увидеть центр Круглого зала, через который проходит знаменитый Пулковский меридиан.

Астрономический музей Пулковской обсерватории// Городовой. – Режим доступа: http://www.museum.gorodovoy.spb.ru/museums/2939610.shtml. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).

Главная (Пулковская)
астрономическая обсерватория

 Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, основанный в 1908 году, является одним из крупнейших театральных музеев мира. Это собрание почти не имеет аналогов по историческому охвату, разнообразию и ценности экспонатов. Более 450 000 реликвий рассказывают о драматическом, оперном и балетном искусстве за всю историю существования театра в России.

Музей является не только хранилищем театрального и музыкального наследия, но и сценической площадкой для выступлений известных российских и зарубежных исполнителей. Таким образом, Музей становится связующей нитью между прошлым и настоящим российского театра. Ведь настоящее не может существовать без прошлого так же, как невозможно представить себе современный культурный ландшафт Петербурга без Музея театрального и музыкального искусства.

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства // Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/M148. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).
Санкт-Петербургский государственный
музей театрального и музыкального
искусства
 С истории создания Петропавловской крепости начинается история Санкт-Петербурга. С 1700 года Россия вела Северную войну со Швецией, к 1703 были отвоёваны приневские земли. Для их защиты от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться. Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву Охты) посчитали недостаточно пригодной для защиты Невы. Новое место 8 или 9 мая 1703 года выбирали Пётр I, Александр Данилович Меншиков и француз генерал-инженер Жозеф Гаспар Ламбер де Герен. Их выбор пал на Заячий остров.

16 (27) мая 1703 года на Заячьем острове заложили крепость Санкт-Петербург. Петра I при закладке крепости не было. "Журнал, или Подённые записки Петра I" указывает на его нахождение тогда на Олонецкой верфи. Руководил закладкой крепости Меншиков. Но первоначально создание крепости "Санкт-Питер-бурх" не подразумевало под собой основание города, тем более основание столицы. Эти события были связаны между собой уже позже, в целях политической пропаганды. В любом случае, этот день впоследствии стал считаться днём основания Петербурга.

Петропавловская крепость // Прогулки по Петербургу. – Режим доступа: http://walkspb.ru/zd/petrop_kr.html. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).

Петропавловская крепость
 Летний сад с коллекцией скульптуры и Летний дворец, как первая императорская летняя резиденция, составляют единый музейный комплекс. Сад был любимым детищем Петра I. Работы по его устройству начались в 1704 году. Время сильно изменило облик сада, но его первоначальная регулярная планировка полностью дошла до нашего времени.

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом.

По личному указанию Петра была "перебита" речка - сделана запруда на Безымянном ерике, прорыт гаванец - пристань Летнего сада, начаты работы по созданию фонтанной системы. Иван Матвеев построил и новые царские хоромы. Именно эту постройку видел в 1710-1711 годах автор "Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота": "Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами".

Летний дворец Петра I // Русский музей. – Режим доступа: http://rusmuseum.ru/museum/complex/let_sad/let_palace. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).
Летний дворец
Летний сад

ВВЕРХ


3 раздел. Эрмитажу – 250 лет

 Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге // Лоцман путешествий. – Режим доступа: http://www.spb-guide.ru/page_493.htm. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).
Эрмитаж
Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге // Лоцман. – Режим доступа: http://www.spb-guide.ru/page_493.htm. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).
 Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей.

Его название – Эрмитаж - в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.

Эрмитаж: история создания // История Российской империи. – Режим доступа: http://www.rosimperija.info/post/2171. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).
Музейный комплекс Эрмитаж
 В Эрмитаж в начале XIX века допуск публики производился ежедневно по билетам, выдававшимся хранителем.

Численность посетителей составляла около 3-4 тысяч в год, что соответствовало уровню других крупных европейских музеев. Одними из наиболее постоянных посетителей были художники. В 1852 году Эрмитаж был превращен в публичный музей с бесплатным посещением. Структура Эрмитажа 1805-1853:

1) Библиотеки, резные камни, медали;
2) Картины, бронза, изделия из мрамора;
3) Эстампы;
4) Рисунки;
5) Кабинет натуральной истории.

С 1805 года Эрмитаж осознается как музей, теперь там работают специалисты-хранители. Опись 1797 года – 3996 картин в Эрмитаже, в 1764 коллекция составляла 225 картин. В конце правления Николай 1 провел реорганизацию: распределил по 4 категориям – картины, картины для других дворцов, для кладовых, не имеющие значения (их продавали на аукционах).

Государственный Эрмитаж: история создания, этапы развития, особенности современной деятельности // Moscow-museums. – Режим доступа: http://moscow-museums.ru/. – Загл. с экр. –  (Дата обращения: 18.11.2014).
Зал Итальянских школ

А.Х.Кольб «Интерьеры залов
Зимнего дворца», акварель,
Эрмитаж, Санкт-Петербург

 Первые годы революции стали не самой светлой страницей в истории Эрмитажа. В 1917г. Эрмитаж и Зимний дворец были объявлены государственными музеями. Через три года 460 экспонатов из Эрмитажа были переданы в Музей изобразительных искусств в Москве. В 20-30 годы шел двухсторонний процесс – с одной стороны, в Эрмитаж свозились памятники из других музеев и национализированных частных коллекций, а с другой, произведения искусства из собрания Эрмитажа продавались за границу и передавались в музеи союзных республик.

История Эрмитажа // Санкт-Петербург. – Режим доступа: http://www.opeterburge.ru/index_55_ 56_62.html. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).

Эрмитаж. Парадная лестница
История Эрмитажа также может считать и то время, когда это был просто Зимний Дворец императрицы.

Благодаря своему увлечению искусством, Екатерина очень быстро поняла, что в одном крыле здания ей поместиться будет очень сложно, и поэтому, было принято строить второе крыло здания. Постройка продолжалась с 1764 по 1767. Новое здание получило имя «Новый Эрмитаж». Позже был построен Большой Эрмитаж (1775 год), и Эрмитажный театр (1783 год).
 
Эрмитаж. История известного на весь мир музея // Истории создания. – Режим доступа: http://storyof.ru/chelovek/ermitazh/. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).
Белова-Романова Елена.
Портрет императрицы Екатерины II

Одновременно с восстановлением Зимнего дворца после пожара 1837 года император Николай I решил построить новое здание Эрмитажа и открыть в нем публичный музей, доступный для всех любителей искусства. Проект здания, получившего позднее официальное наименование Новый Эрмитаж, был заказан баварскому архитектору Лео фон Кленце, имевшему опыт строительства музейных зданий: он построил в Мюнхене здания Пинакотеки и Глиптотеки, которые в 1838 году посетил Николай I.

Новый Эрмитаж строился с 1842 по 1851 год. Строительство велось архитектором В.П.Стасовым и его помощником архитектором Н.Е.Ефимовым. Новый Эрмитаж органично вписался между Малым Эрмитажем и Зимней канавкой, соединившись с севера со Старым Эрмитажем. Его главный фасад обращен к югу, на Миллионную улицу. Связанный через Малый Эрмитаж с Зимним дворцом, Новый Эрмитаж стал, таким образом, неотъемлемой частью единого архитектурного ансамбля – резиденции и музея.

Государственный Эрмитаж – полная история музея // Ларчик. – Режим доступа: http://www.larchik.com.ua/p/erm1.html. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).
Костюм мундирный императрицы
Екатерины II по форме Лейб-Гвардии
Семеновского полка

«Восковая персона» Петра I.
Скульптор Б.К.Растрелли. 1725.

 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и сотрудники Эрмитажа сразу же приступили к эвакуации музейных коллекций. 30 июня первый железнодорожный эшелон, состоявший из багажных вагонов, увез в тыл около полумиллиона экспонатов Эрмитажа. Второй эшелон отбыл из Ленинграда 20 июля – с ним было отправлено около 700 тысяч экспонатов. Ящики с эрмитажными коллекциями разместили в подвалах Ипатьевского особняка, где в 1918 году был расстрелян Николай II и его семья, часть экспонатов в картинной галерее и костеле Свердловска.

Директором филиала Эрмитажа в Свердловске был назначен В.Ф. Левинсон-Лессинг.

Третий эшелон из Ленинграда уйти не успел. Экспонаты остались в осажденном городе. В течение 900 блокадных дней сотрудники Эрмитажа делали все возможное и невозможное для сохранения музейных сокровищ.

Эрмитаж в годы Великой Отечественной войны // Эрмитаж-250. – Режим доступа: http://250.hermitage.ru/index/show/22. –  Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).
Подготовка к эвакуации. 1941
 В честь празднования 250-летия Государственного Эрмитажа 6 декабря 2014 года на Дворцовой площади по инициативе Правительства Санкт-Петербурга и при организационной поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга состоится уникальное видео-мэппинг представление, посвященное судьбе легендарного музея, тесно переплетенной с историей Санкт-Петербурга и России.

В честь 250-летия Государственного Эрмитажа // АРТ-Центр. – Режим доступа: http://www.art-center.ru/news/1238/. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 18.11.2014).
Настоящий альбом посвящен одному из величайших музеев мира – Эрмитажу  в Санкт-Петербурге.

Текст состоит из отдельных глав-рассказов о собирателях "по приказу" и "по должности", о дипломатах, сотрудниках и директорах Эрмитажа.

Это – рассказы о фанатичных коллекционерах, чьи собрания вошли в состав эрмитажных собраний, таких как Н. Лихачев и А. Базилевский.
Это - рассказы о династиях знатных собирателей, о Строгановых, Шереметевых, о том, как их коллекции попали в Эрмитаж после революции.
Это – история музейного передела, когда коллекции уходили из Эрмитажа и в Эрмитаж приходили, в частности - история коллекций Морозова и Щукина.
Это – рассказ о находках последних лет, о Закупочной комиссии, о щедрых и скромных дарах друзей Эрмитажа.

Издание прекрасно иллюстрировано.

Неверов, О. Я. Эрмитаж. Собрания и собиратели [Текст]: альбом/ О. Я. Неверов, Пиотровский М. Б. – СПб.: Славия, 1997. – 242 с.

Эта книга проведет по залам одного из прекрасных музеев мира – Эрмитажу, чьи великолепные собрания ставят его в ряд наиболее значительных учреждений культуры в современном мире. Музей  уникален, и поможет вам погрузиться в атмосферу города Санкт-Петербурга, узнать историю России, ее прошлое и настоящее.

100 великих музеев мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах [Текст] / пер. с нем. К.Ф. Лунина, А.В. Милосердовой, Е.П. Рубцовой. – М.: ООО «ТД «Изд-во Мир книги», 2006. – 208 с.: цв. ил.
Книга, рассказывает об истории зарождения музея Эрмитажа, о том, как частные коллекции страстных собирателей и меценатов превращались в великие музейные собрания.

100 великих музеев мира [Текст] / Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2008. – С. 223 – 230.
Книга, посвященная самым выдающимся дворцовым сооружениям разных стран и народов. Читателя ждут встречи с такими шедеврами мировой архитектуры, как дворец царя Соломона, «Золотой дом» Нерона, Виндзорский замок, замок графа Дракулы, фонтаны Версаля, царский дворец в Ливадии, Зимний дворец.

100 великих дворцов мира [Текст] / Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2001. – С. 341 – 349.



4 раздел. Литературный Петербург


Анна Андреевна Ахматова



К 110-летию со дня рождения Анны Ахматовой вниманию читателей вышел сборник воспоминаний о ней, в большинстве своем ранее не публиковавшихся.

Сборник был создан на основе сделанных в 60-80-е гг. магнитофонных записей бесед известного литературоведа В.Д. Дувакина и его учеников с людьми, близко знавшими Ахматову в разные годы ее жизни (М. Вольпиным, С.Бернштейном, А. и Г.Козловскими, В.Василенко, Н.Пахомовым и др.).

Анна Ахматова а записях Дувакина [Текст] / сост. О.С. Фигурнова. – М.: Наталис, 1999. – 367 с., ил.
Яркая и многогранная личность Анны Ахматовой предстает со страниц воспоминаний А. Наймана, которому довелось работать литературным секретарем Анны Андреевны, вести беседы о жизни, литературе, политики.

Найман, А. Г. Рассказы о Анне Ахматовой [Текст]: из книги «Конец первой половины ХХ века» /А. Г. Найман. – М.: Худож. лит., 1989. – 302 с.
В книге прослеживается творческий путь А.А. Ахматовой – последнего классика ХХ столетия, вышедшего из «серебряного века» русской литературы, вобравшего в свою поэзию все многообразие отечественной и мировой литературы.

Кормилов, С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам [Текст] / С.И. Корнилов. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 128 с.
Расположен музей Ахматовой в самом центре Санкт-Петербурга, в Шереметевском дворце.
В 1911-1914 годах к Южному флигелю дворца был пристроен третий этаж, где и поселилась семья Ахматовой. Анна Андреевна говорила, что большую часть жизни она провела в одном из самых замечательных дворцов Петербурга.

Почему флигель Шереметьевского дворца называют «Фонтанным домом» непонятно. Возможно, здесь проявилась обычная склонность нигилистической интеллигенции отрицать свою причастность и зависимость от сильных мира сего.

Музей, открывшийся в Санкт-Петербурге в 1989 году, ко дню столетнего юбилея Анны Ахматовой, рассказывает не только о ней и ее семье. Музей посвятили всем тем представителям поколения Ахматовой, которые противостояли, так называемому тоталитарному режиму, правящему страной.
В 2003 году экспозицию музея разделили на две части. Первая, мемориальная часть, посвящена облику квартиры Пуниных-Ахматовых.

Здесь полностью воссоздана обстановка квартиры, царившая в 20-40-е годы. Вторая часть музея носит историко-литературный характер.

Музей Ахматовой // Музеи Санкт-Петербурга. – Режим доступа: http://arina-tour.ru/gid/museum/ahmatovoy/muzey_ahmatovoy.htm. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).

Стол, за которым работала А.А.Ахматова

Александр Александрович Блок


Сборник вышел к 100-летию со дня рождения русского поэта. Авторы статей – известные исследователи творчества А. Блока, ученые-литературоведы, критики и публицисты.

Сборник расширят у читателей  представление о творческом мире поэта Александра Блока.

В мире Блока [Текст]: сборник статей / сост. А. Михайлов, Ст. Лесневский. – М.: Сов. писатель, 1980. – 536 с.
Автор, пользуясь богатым архивным материалом, вводит читателя в загадочный и прекрасный творческий мир Александра Блока, рассказывает о сложном жизненном пути замечательного поэта, о соратниках и противниках по литературной борьбе.

Енишерлов, В. Александр Блок. Штрихи к судьбе [Текст] / В. Енишерлов. – М.: Современник, 1980. – 304 с.

Александр Лавров – один  из крупнейших специалистов в области истории литературы начала ХХ века.

В сборник вошли наиболее известные и наиболее востребованные из его статей о творчестве А. Блока и новые неопубликованные работы. Блок среди людей и Блок среди книг - таковы две основные тематические сферы, в рамки которых вписываются сосредоточенные в сборнике разыскания и этюды.

Лавров, А. Этюды о Блоке [Текст] / А. Лавров. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. – 320 с.

Музей А. Блока был открыт к столетию со дня рождения великого русского поэта Александра Александровича Блока 25 ноября 1980 года в том доме, где он прожил с 1912 по 1921 год.
В судьбе Александра Блока этот дом занимает особое место. Он был построен в уникальном районе Коломна - именно здесь, в театре на Офицерской улице произошла премьера его пьесы "Балаганчик", на этой же улице жила некоторое время его мать, а дом № 57 стал последним пристанищем великого поэта. Атмосфера в доме располагала к творчеству - именно здесь поэтом были созданы его лучшие циклы стихов, поэмы "Соловьиный сад" и "Двенадцать", пьеса "Роза и крест".

В  квартире поэта и сейчас происходят важные для культурной жизни Петербурга события - литературные вечера и конференции. Ведь в творчестве поэта еще столько неразгаданных тайн.

Музей-квартира А. А. Блока // Санкт-Петербург. – Режим доступа: http://www.opeterburge.ru/index_55_95.html. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).

Кабинет А.Блока

Иосиф Александрович Бродский



В книгу лауреата Нобелевской премии по литературе (1997) Иосифа Бродского вошли его написанные автобиографические и философские эссе, посвященные творчеству Анны Ахматовой Надежды и Осипа Мандельштам, Марины Цветаевой и др.

Бродский, И. Меньше единицы [Текст] : избранные эссе/ И. Бродский; пер. с англ. под ред. В. Голышева, 1999. – 472 с.
"Диалоги с Бродским" - книга для русской литературной культуры уникальная. Известно, что в последние годы Бродский крайне болезненно и раздраженно относился к самой возможности изучения его, так сказать, внелитературной биографии, опасаясь - не без оснований – что интерес к его поэзии подменяется интересом к личным аспектам жизни и стихи будут казаться всего лишь плоским вариантом автобиографии.

Он воспроизводит прошлое как художественный текст, отсекая лишнее - по его мнению, - выявляя не букву, а дух событий, а когда в этом есть надобность, и конструируя ситуации. Это не обман - это творчество, мифотворчество. Перед нами - в значительной степени - автобиографический миф. Но ценность "Диалогов" от этого не уменьшается, а увеличивается.

Выяснить те или иные бытовые обстоятельства, в конце концов, по силам старательным и профессиональным исследователям. Реконструировать представление о событиях, точку зрения самого героя невозможно без его помощи. В "Диалогах" выявляется самопредставление, самовосприятие Бродского.

Волков, С. Диалоги с Иосифом Бродским [Текст] : лит. биографии / С. Волков. – М. : Изд-во Независимая газета, 1998. – 328 с.
Жизнеописания Иосифа Бродского не существует, несмотря на вполне закономерный интерес читателей к его личности и судьбе.

Книга «Иосиф Бродский глазами современников» в известной степени восполняет этот пробел в истории культуры XX века. Читатель видит поэта глазами его друзей, переводчиков, издателей из России, США, Англии, Франции, Италии, Польши, Швеции, Израиля.

В итоге создается широкая картина жизни Иосифа Бродского в разные периоды. Читатель получает представление о личности одной из самых ярких и загадочных фигур последних десятилетий русской и мировой культуры.

Полухина, В. «Бродский глазами современников» [Текст]: сборник интервью / В. Полухина. – Спб.: «Журнал «Звезда»,1977. – 336 с.
Дом, в котором жил знаменитый поэт и нобелевский лауреат И. А. Бродский, был связан с литературой задолго до того, как в нем поселилась семья Иосифа Александровича.

В середине ХХ века в 28-й квартире этого дома поселился Иосиф Бродский со своими родителями. Кроме них, там уже проживали три разные семьи. Бродским достались две смежные комнаты, одну из которых, совсем маленькую, занял Иосиф. Позже, в своих воспоминаниях, Бродский напишет, что жил с отцом и матерью "в полутора комнатах" и писал свои первые стихи "на десяти квадратных метрах, которые были лучшими квадратными метрами в его жизни".
 
Из этой квартиры И. А. Бродский, обвиненный в тунеядстве, уехал в архангельскую ссылку. После того как он был досрочно освобожден, ему долго не удавалось прописаться обратно к родителям, но в конце концов, благодаря поддержке композитора Д. Д. Шостаковича, он смог вернуться на свои любимые "десять квадратных метров". Впрочем, ненадолго - через несколько лет поэт эмигрировал в Австрию, а затем переехал в США.

Музей-квартира И.А. Бродского // Spbin.ru/ – Режим доступа: http://www.spbin.ru/encyclopedia/museums-flats/brodsky.htm. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).
Музей-квартира И.А.Бродского

Николай Степанович Гумилев



Автор, Вера Лукницкая - не литературовед. Она остановилась на собственном жанре: выбрала для своей работы ценные дневниковые записи биографий Гумилева и Ахматовой - Лукницкого; выдержки из писем Гумилева к Брюсову, полностью списанные с подлинников Лукницким в 1925 г. у вдовы В. Я. Брюсова; несколько бесед с современниками Гумилева, записанные Лукницким.

В книге использованы и некоторые выдержки из зарубежных публикаций, что вполне оправдано для представления образа.

Благодаря выбранному жанру автор дает возможность широкому читателю наиболее полно познакомиться с жизнью и деятельностью русского поэта – одной из центральных фигур литературного мира начала века. В. Лукницкая - предлагает читателям книгу о Николае Гумилеве, использовав часть записей из дневников П. Н. Лукницкого, которые дополняют новыми сведениями историю отечественной культуры.

Лукницкая, В.К. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких [Текст] / В.К. Лукницкая. – Л.: Лениздат, 1990. – 302., ил.

Сергей Донатович Довлатов


В книгу (раздел «Из эпистолярного наследия») вошли около ста писем Сергея Довлатова из армии (1962-1963), Таллина (1974-1975) и Вены (1978-1979), отражающие наименее известные периоды жизни прозаика.

В разделы «Слова друзей» и «Уже история» помещены личные воспоминания о писателе близких ему людей, в том числе известных писателей, а также исследования его творчества филологов из разных стран мира.

Сергей Довлатов [Текст]: творчество, личность, судьба (итоги Первой международной конференции "Довлатовские чтения") / сост. А. Ю. Арьев. — СПб.: "Звезда", 1999. — 320 с.
Книги Сергея Довлатова изданы на многих европейских языках, а также на японском и иврите, то есть на языках Востока. Появилась довольно обширная литература о самом Довлатове. У автора сборника Елены Довлатовой возникла идея опубликовать под одной обложкой часть собранного материала, чтобы те, кому он понадобится, не сталкивался в работе с дополнительными трудностями, связанными с розыском.

О Довлатове. Статьи, рецензии, воспоминания. [Текст]. — Тверь: "Другие берега", 2001. — 224 с.


Михаил Михайлович Зощенко


В чем заключалось неповторимое своеобразие таланта Зощенко? Чем дорог художник не только своим коллегам-современникам, но и современному читателю? Что помешало ему раскрыть свой талант в полной мере? Для того чтобы дать ответ на эти вопросы, потребуется пройти вместе с писателем дорогой никогда не прекращавшихся поисков, позволивших Зощенко обрести не только неповторимое лицо, неповторимую интонацию, но и своего многомиллионного читателя.

Написанный с привлечением малоизвестного и неизвестного материала, очерк жизни и творчества М.М.Зощенко дает представление о нелегком жизненном и творческом пути одного из талантливейших русских писателей.

Старков, А. Михаил Зощенко [Текст] / А. Старков. – М.: Сов. писатель, 1990. – 254 с.
Книга рассказывает о творчестве известного советского юмориста и сатирика Михаила Зощенко (1895-1958). Автор показывает, как была выработана писателем манера письма, раскрывает связи прозы Зощенко с произведениями Пушкина, Гоголя, Достоевского и с работой советских писателей: Маяковского, Леонова, В.С. Иванова и др.
Книга знакомит читателя с неизвестными архивными материалами: письмами писателя, его литературным наследием.

Чудакова, М.О. Поэтика Михаила Зощенко [Текст] / М.О. Чупакова. – М.: Наука, 1979. – 200 с.
Государственный литературно-мемориальный музей М. М. Зощенко был открыт в 1992 году в последней квартире писателя – в знаменитом писательском доме на канале Грибоедова, 9 (современный адрес – Малая Конюшенная, 4/2).

В разные годы одновременно с М. Зощенко в этом доме жили Б.Корнилов, Н. Заболоцкий, Е. Шварц, М. Слонимский, О. Форш, Б. Эйхенбаум, Б.Томашевский и многие другие деятели литературы и искусства. В дом на канале Грибоедова, 9 Зощенко переехал в 1934 году, потом неоднократно менял квартиры, и в последние годы жизни оказался в небольшой двухкомнатной квартире № 119. Сейчас одна из комнат – мемориальная, это кабинет писателя, во второй комнате (бывшая комната его жены Веры Владимировны Зощенко) размещена литературная экспозиция.

Уникальность музея М. Зощенко состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка, в которой проходили дни писателя с января 1955 по июль 1958 года, воссоздана с детальной точностью. Музей М. М. Зощенко – единственный литературный музей в Санкт-Петербурге, посвященный писателю советского периода и жизни интеллигенции в сложную эпоху 1930 – 1950-х годов.

Литературно-мемориальный музей М.М. Зощенко // Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/M135. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).
Мемориальная доска на доме,
где жил М.Зощенко

Кабинет писателя

Осип Эмильевич Мандельштам


Воспоминания Надежды Мандельштам вошли в историю русской литературы XX столетия и стали бесспорным ее достоянием.

В томе 1 - драгоценные свидетельства о жизни великого поэта Осипа Мандельштама, его литературном окружении - А.Ахматовой, Н.Гумилеве, М.Цветаевой, М.Волошине и других, а также попытка осмыслить истоки и трагическую суть нашего времени.

Том 2 «Воспоминания» представляют широкую панораму литературной и общественной жизни 1910-1960-х годов. Но главный их герой, конечно же, Осип Мандельштам - один из самых блистательных поэтов XX века.

Мандельштам, Н.Я. Воспоминания. В 2-х т. Т. 1. [Текст] / Н.Я. Мандельштам. – М. : Согласие, 1999. – 576 с.
Мест, прочно связанных с Мандельштамом в Санкт-Петербурге не так уж много, но экскурсия просто провезет по городу, в который Мандельштам был влюблен.

Мандельштам в Санкт-Петербурге // Туристическая компания Арина. – Режим доступа: http://arina-tour.ru/spb/excursoin/spb_group/literatura/literaturnye_excursii. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).


5 раздел. Театральный Петербург

За более чем два столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы Осип Петров, оттачивали свое мастерство и достигли вершин славы такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская. Блистали на сцене артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. Театр был свидетелем расцвета таланта гениальных художников-декораторов, таких как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский. И многие, многие другие.

Издавна так повелось, что Мариинский театр ведет родословную, отсчитывает век от 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Театр дал новое имя площади – она дошла до наших дней как Театральная.

Мариинский театр// Артис. – Режим доступа: http://artis.spb.ru/teatr.php?teatr=241. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).
Мариинский театр
Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина – легендарный Александринский театр – является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.

Российский государственный театр драмы на протяжении двух с половиной столетий служил атрибутом Российской государственности. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры.

О театре// Александринский театр. – Режим доступа: http://www.alexandrinsky.ru/about/history/. – Дата обращения: 21.11.2014.
Театр драмы им. А.С.Пушкина
Эрмитажный театр входит в знаменитый архитектурный ансамбль Эрмитажных зданий. Здание театра было построено в 1783-1787 годы  для Екатерины II по проекту архитектора Дж.Кваренги. Эрмитажный театр  считали во второй половине XVIII века  одним из лучших камерных театров в мире. Сюда могли попасть только важные гости и узкий круг приближенных императрицы.

Приказ о возведении  при Эрмитаже каменного театра был подписан 23 сентября 1783 года. Императрица хотела, чтобы театр был построен  между Зимним дворцом и Ламотовым павильоном (Малый Эрмитаж), недалеко от ее личных покоев. Однако в ноябре 1783 года вышел новый указ Екатерины  о постройке Каменного театра на месте Лейб-Компанского корпуса. Для перехода в новое здание должна была быть сооружена «через канал арка с галереею».

Д.Кваренги спроектировал  зрительный зал нового театра в виде амфитеатра, так как в этом случае открывался прекрасный обзор не только сцены, но и зрительных мест. Каждый зритель получал возможность видеть всех окружающих.

В настоящее время здесь выступают знаменитые музыканты со всего мира, проходят спектакли Мариинского театра, проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы. В фойе театра проводятся выставки, посвященные  тем, чья деятельность связана с Эрмитажем.

Эрмитажный театр. Санкт-Петербург // Сайт путеводитель по Санкт-Петербургу. – Режим доступа: http://www.hellopiter.ru/Hermitage_theatre.html. - Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).
Эрмитажный театр
Название «Театр эстрады имени Аркадия Райкина», говорит само за себя. Имя Аркадия Исааковича Райкина, которое он носит, имя Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, Народного артиста Советского Союза, режиссёра, актёра театра и кино, мастера эстрады, конферансье и юмориста обязывает труппу делать все, чтобы зритель на представлениях не только смеялся, но и задумывался о жизни и о своей роли в ней.

Сцена театра стала началом триумфального шествия по концертным залам России и зарубежья для Э. Пьехи и Э. Хиля, В. Полунина, И. Олейникова и Ю. Стоянова, Р. Карцева и В. Ильченко, М. Жванецкого и С. Альтова и еще многих и многих артистов с известными на всю страну именами.

Театр эстрады им. Аркадия Райкина// Kudago.com. – Режим доступа:  http://kudago.com/spb/ place/teatr-estrady-imeni-rajkina/. - Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).
Театр эстрады имени Аркадия Райкина
Театр «Приют Комедианта» был основан 19 февраля 1987 года актером Юрием Томошевским, который задумал воплотить в жизнь идею «театра одного артиста». В конце 80-х годов на заре перестройки большой популярностью пользовались спектакли по поэзии «серебряного века».

С 1995 года театр возглавляет режиссер и продюсер Виктор Минков. В 1997 году при поддержке ведущих деятелей культуры Санкт-Петербурга "Приют комедианта" получает помещение в центре города, на Садовой улице, 27, и начинает работать как классический театр, осуществляющий масштабные постановки.

На тринадцатом году существования театра Виктор Минков вводит новую модель работы: первый в России государственный театр без постоянной труппы, синтез русского репертуарного и западного контрактного театра. Предложения Минкова принимаются правительством Санкт-Петербурга, и небольшая штатная труппа прекращает свое существование.
«Государственная антреприза» - это принципиально новая модель существования театра в условиях современной рыночной экономики, успешно решающая две важные задачи. Сохраняется репертуар, но на каждый новый проект собирается новая команда: режиссер, актеры, художник, балетмейстер - все работают по временному контракту. Благодаря такой системе зрители могут увидеть ведущих российских и петербургских актеров на одной сцене.

Театр «Приют Комедианта» //Кино-Театр. ru. – Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/teatr/242. -  Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).

Театр «Приют Комедианта»
Театр «Лицедеи» является еще одним уникальным феноменом города на Неве. «Лицедеи» - театр клоунады, единственный в России, который обладает собственной сценой. Датой основания театра «Лицедеи» считается 1968 год, когда Вячеслав Полунин вместе со студией пантомимы Р.Славского поставил спектакль «21 новелла о смешном и серьезном».

В 1979 году санкт-петербургский театр клоунады «Лицедеи» переезжает в Ленинградский дворец молодежи. Лишь в 2009 году у театра «Лицедеи» в СПб появляется собственное здание и собственная сцена.

В репертуаре театра «Лицедеи» представлены спектакли «Игра втроем», «Покатуха», «Ай-яй-ревю», «Открытый урок» и многие другие. Афиша театра «Лицедеи» представляет спектакль для детей и взрослых «Прекрасная Вампука», который уже некоторое время с неизменным успехом идет на сцене Лейкин-клуба. На сентябрьских афишах театра «Лицедеи» можно увидеть анонсы таких спектаклей и программ, как «Покатуха», «Могота», «В акапелле только девушки», «Детская Покатуха» и другие.

Театр «Лицедеи» // Сityspb. – Режим доступа: http://www.cityspb.ru/blog-460505/0/. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).
Труппа театра «Лицедеи»
Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (Большой драматический театр, с 1932 года — имени М. Горького, с 1964 до 1992 года — Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького) — театр в Санкт-Петербурге, один из первых театров, созданных после Октябрьской революции.

Назван в честь своего прославленного режиссёра и художественного руководителя Г. А. Товстоногова.

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова// Мomotik. – Режим доступа: http://momotik.ru/ramoefepusav/. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).
Большой драматический театр
имени Г.А.Товстоногова

Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова — основан в Ленинграде 1 ноября 1988 года актёром, антрепренёром Рудольфом Давыдовичем Фурмановым.

Первый российский негосударственный театр, основанный в конце 80-х гг. ХХ века, который соединил в своей организационной модели регламент контрактной системы в трудовых отношениях с артистами, подвижный принцип антрепризы и достоинства русского регулярного репертуарного театра.

Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова// ВикипедиЯ. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. – Загл. с экр. – (Дата обращения: 21.11.2014).
Театр «Русская антреприза»
имени Андрея Миронова



6 раздел. Прогулка по пригородам Санкт-Петербурга

Государственный музей-заповедник "Царское Село" - памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII - начала ХХ века. Целый ряд царствований, начиная с Екатерины I и кончая Николаем II, оставил в Царском Селе свой отпечаток, следы своего бытования. Композиционным центром памятника является Екатерининский дворец - великолепное сооружение в стиле русского барокко: восхищают роскошью убранства Большой зал дворца и "Золотая анфилада" парадных залов, среди которых - всемирно известная возрождаемая Янтарная комната.

Один из лучших образцов мировой архитектуры классицизма - Александровский дворец, где можно познакомиться с бытом последних Романовых - Николая II и Александры Федоровны. На территории Екатерининского и Александровского парков, общей площадью свыше 300 гектаров, расположено более 100 архитектурных сооружений: от величественных дворцов и монументальных памятников до павильонов, мостов, мраморных монументов, экзотических сооружений, исполненных в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры.

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село" // Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/M119. – (Дата обращения: 18.11.2014)
Государственный музей-заповедник
"Царское Село"

Город Пушкин - один из ближайших пригородов Петербурга. Он находится всего в 25 км к югу от Петербурга и представляет собой музей под открытым небом. Дворцово-парковый ансамбль музея-заповедника "Царское село" является всемирнопризнанным памятником, охраняемым ЮНЕСКО. С 1710 по 1917 год город назывался Царское село, в 1917 году был переименован в Детское село, а в 1937 приобрёл нынешнее имя - Пушкин. На территории музея-заповедника находится 6 парков, среди которых два самых известных - Екатерининский парк и Александровский парк.

Окрестности и пригороды Петербурга. Пушкин // Весь Петербург. - Режим доступа: http://allpeterburg.ru/sights/Prigorody.php. - Дата обращения: 2014.11.21

Музей-заповедник "Царское село"
Появление этого чуда стало возможным благодаря инициативе Петра I, который собственноручно разработал системы подачи воды. Великолепный парк начинается возле Большого Петергофского дворца, с Большого каскада, от которого прямо до Финского залива ведёт канал — своеобразная линия симметрии петергофского парка. Сам каскад и несколько других фонтанов Петергофа посвящены победе России в Северной войне — ключевому моменту в российской истории, сделавшему её Империей.

Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль // Весь мир как на ладони. – Режим доступа: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=412. – Дата обращения: 18.11.2014
Петергоф
Строительство Марли началось в 1720 году, после завершения работ по выемке грунта из большого пруда. Проект дворца подготовил архитектор И. Браунштейн. Осмотрев будущий дворец, Петр I нашел его слишком малым и потребовал надстроить еще этаж. С середины XVIII столетия дворец, предназначенный для проживания «знатных особ», превратился в своеобразный музей-хранилище.

Петродворец. Марли. Эрмитаж [Текст]: альбом/ авт.-сост. Н.Н. Вернова, В.М. Тенехина. – Л.: Лениздат, 1987. – 80 с.
Дворец Марли в Петродворце
В книге рассказывается о создании известного дворцово-паркового ансамбля Петродворца, расположенного в 29 километрах от Санкт-Петербурга одного из высших достижений русской культуры, великолепного примера органичного синтеза архитектуры и скульптуры, садово-паркового и инженерного искусства.

Петродворец. Музеи и парки [Текст]: альбом/ авт.-сост. И.М. Гуревич. – Л.: Лениздат, 1980. – 86 с.
Петродворец
Гатчина - пригород Петербурга, находящийся на расстоянии 45км от центра города. Дворцово-парковый ансамбль Гатчины входит в состав объектов культурного мирового наследия ЮНЕСКО. Гатчина привлекает взгляды миллионов людей со всего мира своей архитектурой, парками и таинственными историями. Главные достопримечательности Гатчины: Большой Гатчинский дворец, Приоратский дворец, система подземных ходов, памятник Павлу I, многочисленные павильоны и оранжереи, расположенные на площади свыше 700 га.

Окрестности и пригороды Петербурга. Гатчина// Весь Петербург.- Режим доступа: http://allpeterburg.ru/sights/Prigorody.php. - Дата обращения: 2014.11.21
Гатчина
Кронштадт находится на острове Котлин, наземный путь к которому стал существовать лишь с 1983 года, когда к острову была построена с северной стороны автодорога. Сейчас через остров проходит кольцевая автомобильная дорога. Все главные достопримечательности Кронштадта включены в состав объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. При посещении Кронштадта можно осмотреть Морской Никольский собор, построенный в начале XX века, Петровский док, памятники, форты Тотлебен, Обручев, Шанц, Кроншлот, Имератор Александр I, Великий князь Константин и другие.

Окрестности и пригороды Петербурга. Крондштадт// Весь Петербург.- Режим доступа: http://allpeterburg.ru/sights/Prigorody.php. - Дата обращения: 2014.11.21
Крепость в Кронштадте
Ломоносово - пригород Петербурга, расположенный в 33 км к западу от города. Международная организация ЮНЕСКО присвоила дворцово-парковому ансамблю Ораниенбаум статус памятника культуры мирового культурного наследия. Комплекс дворцов и парков находится на территории современного Ломоносова, приобрёвшего это название в 1948 году. На территории Нижнего сада и Верхнего парка расположен Большой Меншиковский дворец, дворец Петра III, Китайский дворец, ворота крепости Петерштадт, различные павильоны и навесы из вьющихся растений.

Окрестности и пригороды Петербурга. Ломоносов// Весь Петербург.- Режим доступа: http://allpeterburg.ru/sights/Prigorody.php. - Дата обращения: 2014.11.21
Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум
Дворцово-парковый ансамбль Павловска - последняя и самая большая из летних резиденций, созданных в конце XVIII - начале XIX века, созданных династией Романовых. Павловский парк входит в перечень самых красивых пейзажных парков мира. Павловский парк с 1989 года значится в составе объектов мирового культурного наследия, охраняемых ЮНЕСКО. Здесь расположен величественный Павловский дворец, памятник Павлу I, колоннада Аполлона, множество павильонов и музеев.

Окрестности и пригороды Петербурга. Павловск// Весь Петербург.- Режим доступа: http://allpeterburg.ru/sights/Prigorody.php. - Дата обращения: 2014.11.21
Дворцово-парковый ансамбль Павловска
Шлиссельбург - один из древнейших городов Ленинградской области. Город находится в 24 км к востоку от Петербурга, в месте, где Ладожское озеро даёт начало реке Нева. Шлиссельбург приобрёл свою известность благодаря построенной здесь в 1323 году старинной русской крепости Орешек. Крепость Орешек является уникальным памятником архитектуры времён новгородского князя Юрия Даниловича. В городе много уцелевших и действующих церквей постройки XVIII-XIX веков, Староладожский канал, памятник Петру I и музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда".

Окрестности и пригороды Петербурга. Шлиссенбург// Весь Петербург.- Режим доступа: http://allpeterburg.ru/sights/Prigorody.php . - Дата обращения: 2014.11.21
Крепость Орешек


Смена шаблона


Для слабовидящих
Электронный каталог

ЦБС г.Орска: Электронный каталог

Новости

новости >> «Из рук в руки, от сердца к сердцу»

Уважаемые читатели!

Представляем вашему вниманию фантастику и фэнтези, поступившую в фонд читательской инициативы отдела обслуживания Центральной городской библиотеки им. Горького.

новости >> подробнее...

новости >> «Занимайся спортом – получай здоровье оптом»

Уважаемые читатели!

12 августа отмечается День физкультурника в России.
Представляем вашему вниманию книги из фонда отдела обслуживания Центральной городской библиотеки им. Горького, которые помогут Вам сохранить и укрепить свое здоровье.

новости >> подробнее...

новости >> «Из рук в руки, от сердца к сердцу»

Уважаемые читатели!

Представляем вашему вниманию фантастику и фэнтези, поступившую в фонд читательской инициативы отдела обслуживания Центральной городской библиотеки им. Горького.

новости >> подробнее...

новости >> «Из рук в руки, от сердца к сердцу»

Уважаемые читатели!

Представляем вашему вниманию отраслевую литератур, поступившую в фонд отдела обслуживания Центральной городской библиотеки им. Горького.

новости >> подробнее...

Информация
Календарь
Календарь
Конкурс
Всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек
Статистика




?????? ???????????.


Централизованная библиотечная система г. Орска, 2009-2017
г.Орск, просп. Ленина, 13
тел.: 25-55-43, 25-39-64, 25-82-15
email: ??? ??????????? ??????????? e-mail ?????????? ???????????????? ? ????????-?????. ????? ??????? ???, ? ??? ?????? ???? ??????? Java-Script ???? ????? e-mail ??????? ?? ????-?????. ????? ??????? ???, ? ??? ?????? ???? ??????? Java-Script
Разработка Студия WEB-проектов MKWEB.ru