О нас
Вашему вниманию
проЧТЕНИЕ
Информационные ресурсы
Краеведение
Родителям и детям
ЦСЗИ
Год экологии
Погода


Журнальный зал





Уэльбек Мишель
Версия для печати Отправить на e-mail
 Мишель Уэльбек (Мишель Тома) – прозаик, поэт, эссеист, лауреат множества премий, в том числе  «Гран-При» в области литературы за роман «Элементарные частицы» (1998). На родине, во Франции,  его называют культовым писателем и «Карлом Марксом секса». Каждая его книга бестселлер. Мишель Уэльбек провоцирует во Франции скандал за скандалом. Авторитетнейший французский журнал «Lire»  откликаясь на выход его книги «Возможность острова» написал об Уэльбеке – «Он вдребезги разнес политкорректное мышление, чтобы дать слово своему поколению и своей эпохе».

М.Уэльбек родился на острове Реюньон владении Франции в Индийском океане. Его отец, проводник в горах, мать – врач-анестезиолог. После рождения сестры родители мало занимались его воспитанием. До шести лет он воспитывался  бабушкой и дедушкой, со стороны матери,   жившими в Алжире. В шесть лет его берет к себе бабушка со стороны отца, активная сторонница коммунистической партии. С ней у Мишеля складываются прекрасные отношения, и именно ее фамилию Уэльбек он выберет впоследствии своим литературным псевдонимом.

В шестнадцать лет Уэльбек открывает для себя произведения Говарда Лавкрафта, творчеству которого он посвятит спустя почти двадцать лет отдельную книгу. В 1975 году он поступает в Национальный агрономический институт Париж-Гриньон. Уже там начинаются его первые литературные изыскания – он создает просуществовавший недолго литературный журнал «Карамазов», для которого пишет несколько поэм, и предпринимает постановку любительского фильма. В 1978 году Уэльбек получает диплом по специальности «Экология и охрана окружающей среды». На этом он не останавливается и поступает в Национальную высшую школу имени Луи Люмьера на отделение кинематографии, которую заканчивает в 1981 году.

Далее в жизни Уэльбека наступает период безработицы и происходит разрыв с женой. Все это вызывает у него глубокую депрессию. С 1983 года Уэльбек работает в Париже системным администратором, потом некоторое время в Министерстве сельского хозяйства этот период его жизни, найдет отражение в его дебютном романе «Расширение пространства борьбы».

Литературную деятельность Мишель Уэльбек начинает с написания стихов и эссе. В 1991 году публикуются его первые книги – сборник эссе «Остаться живым», посвященный фигуре поэта в современном мире, и исследование о творчестве американского писателя, классика литературы ужасов, Говарда Филлипса  Лавкрафта «Лавкрафт против человечества, против прогресса». Годом позже появляется поэтический сборник «Погоня за счастьем». Его первые произведения остаются незамеченными.

Известность к Мишелю Уэльбеку приходит вместе с выходом его первого романа «Расширение пространства борьбы» (1994), в котором он ставит под сомнение либеральные достижения западного общества. Главным объектом критики становиться сексуальная свобода, на практике оборачивающаяся, по мнению писателя, очередной ловушкой для современного человека.     Главная идея, сформулированная  автором в его первом романе «Расширение пространства борьбы» это то что – Свободы нет. Все что принято называть свободой, ею вовсе не является и в большинстве случаев оборачивается рабством. Социум навязывает нам «норму», и все то, что называется демократией и сексуальной свободой, на деле является тисками, заставляющими жить нас по законам определенной иерархии. Таких иерархий две, Первая мужская, основана на деньгах, власти и страхе. Вторая, женская, основанная на сексе. И та, и другая давит нас, словно слизняков, с рекламных плакатов, с экранов телевизоров, в офисе и дома. Чтобы удержать человека в своей власти, обе иерархии придумали иллюзорный термин «индивидуальность», которая и выражается соответственно – в сексе и в способности сделать успешную карьеру. Индивидуализм порождает потребление без разбора и конкуренцию: биологическую и экономическую. Осознав отсутствие своей так называемой индивидуальности, современный западный человек впадает в глубокую депрессию. Почему? Потому что, совершенно  утратил связь с природой, разучился любить и забыл, что женские гениталии предназначены, главным образом, для продолжения рода. Люди хотят исключительно секса, забыв,  что на свете есть еще нежность и сострадание.

Герой Уэльбека,  суммируя свой личный горький опыт, задается вопросом: что есть экономический либерализм и сексуальная свобода – истинные блага или навязанные правила игры.      
Доминик Ногез пишет о романе Уэльбека:  ««Расширение пространства борьбы», его первый роман, продолжает другими средствами творчество моралиста (сурового) и «Бодлера супермаркетов». Он добавляет к этому точность своих портретов и остроту анализа, – который превращается в настоящую теорию функционирования общества – и любопытную смесь ярости и невозмутимости тона. Какой тон? Поверьте, в нем есть все. Красивого слова юмор, даже приправленного прилагательным «черный», недостаточно, чтобы его описать.

Конечно, есть и пасмурность, и даже мрачность в этой очень современной истории. Мы поочередно присутствуем при проводах на пенсию, при смерти от инфаркта  в магазине, попытке убийства при выходе с дискотеки, при автокатастрофе с летальным исходом, при вынужденной эвтаназии и нервной депрессии. Но все это почти,  безусловно, выше, чем остальное, и приправлено очень интересными отрывками из одноактной пьесы или «рассказов о животных» в жанре «Диалог шимпанзе и аиста», которые, смягчая черноту, делают ее даже привлекательной – вы читаете его с улыбкой. Если мы говорим о юморе, а мы о нем и говорим, то необходимо уточнить его оттенок. Мишель Уэльбек изобрел  серый юмор. «Серый» удачно подходит для определения социологической тональности книги.
Своей особой манерой, расслабленной и спокойной, в которой эйфорию сменяет разочарование, а нежность – злоба, и приправленной острым небанальным юмором, он вводит новый тон в литературу и притягивает внимание к произведению поэта-моралиста, о котором мы,  безусловно, не перестаем слышать».

«Расширение пространства борьбы», в отличие от других романов автора, отнюдь не рассчитано на эпатаж. Более всего он напоминает современного Мопассана или Бальзака, то бишь исконный французский психологический  натурализм. Не прочитав его, можно было бы оставаться в уверенности, что Уэльбек – работающий на публику скандалист, эротоман и фанфарон. Но это не так. Изящный бунт Уэльбека намного более действенен, нежели иные попытки леворадикалов.

Основные идеи «Расширения пространства борьбы» впоследствии успешно перекочуют и в другие  произведения писателя. По сути все они посвящены развенчанию всех возможных стереотипов свободы; от диктуемой государством свободы потребителя в супермаркете до якобы альтернативных идей шестидесятнического мэйнстрима ( досл. основное течение- массовая тенденция в культуре) с обязательным «фриловом» свободной любовью  и слиянием с природой, оборачивающимся скукой  и похотью.

Так в романе «элементарные частицы» писатель анализирует путь, проделанный западным обществом, начиная с сексуальной революции 60-х, и приходит к неутешительному выводу – человечество обречено. Эта книга приносит французскому автору  всемирную славу и государственную премию «Гран при» по литературе.

Последний на сегодня роман Уэльбека «Возможность острова» 2005 года завоевал литературную премию «Интералье». По мотивам своей книги Уэльбек поставил одноименный художественный фильм. Картина, премьера которой состоялась в августе 2008 года в рамках кинофестиваля в Локарно, не вызвала энтузиазма у критиков и удостоилась разгромных рецензий.
Мишель Уэльбек покинул Францию в конце 1990-х годов (возможно не последнюю роль в этом решении сыграли судебное преследование и угрозы со стороны представителей мусульманской общины), жил в Ирландии, затем в Испании. В настоящее время Уэльбек признан одним из самых известных в мире французских писателей.

Доминик Ногез в книге  «Уэльбек как он есть» пишет: «Он и философ, и романист, и поэт. Не стоит видеть в его рассуждениях о групповом сексе или клонировании провокацию, а в его высказываниях относительно ислама – намеренное издевательство или нетерпимость расиста. Из его многочисленных метких замечаний, порицаний, долгих размышлений вытекает следующее: 1) людям необходима религия (то есть, следуя этимологии, связь, система убеждений и поведения, которые гарантируют гармонию между людьми);  2) среди распространенных религий, если не затрагивать сам вопрос существования Бога, у него вызывают большой интерес – в порядке убывания – буддизм, католичество (которое рассматривается как политеизм с его святыми и Девой Марией) и, в самом низу списка среди прочих монотеистических религий, - ислам, который у него слишком сильно ассоциируется с определенной жестокостью в поведении; 3) все открыто: нужно исследовать и сравнивать традиционные религии и даже недавно появившиеся секты – хотя еще лучше придумать какую-нибудь новую».

И далее «С тех пор как Мишель добился успеха, его воспринимают в основном как памфлетиста, политического деятеля, шутника, проповедника, изрыгателя проклятий, провокатора – как кого угодно, только не писателя. Его не читают. Его книги просматривают (как, впрочем, и книги других современных инакомыслящих литераторов), заостряя внимание на пикантных фрагментах, отрывочных фразах, То есть на том,  что может дать повод для громкого скандала, а еще лучше – судебного процесса…» «…Вот кем мне представляется Мишель Уэльбек: человеком «посреди мира», который глядит вдаль. Не реакционером: реагирующим».
Смена шаблона


Для слабовидящих
Электронный каталог

ЦБС г.Орска: Электронный каталог

Новости

новости >> Уважаемые орчане!

Библиотека-филиал №6 предлагает вам новые книги.

Наш адрес: ул. Нефтяников, 1 «А».
Телефон: 25-56-95

новости >> подробнее...

новости >> Тревожный рассвет 41 года.

Годы Великой Отечественной войны были и остаются самым тяжёлым временем для всех представителей старшего поколения, и особенно для тех, кто сам пережил голод, холод, потери близких.

новости >> подробнее...

новости >> «Время читать!»

Уважаемые читатели!

Представляем вашему вниманию фантастику, поступившую в фонд читательской инициативы отдела обслуживания Центральной городской библиотеки им. Горького.

новости >> подробнее...

новости >> День памяти и скорби

В честь памяти защитников Отечества и начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в библиотеке-филиале №3 им. Т. Г. Шевченко проведен вечер памяти «Многое забудется, такое – никогда». На мероприятии присутствовали члены клуба «Фронтовичка».

новости >> подробнее...

Информация
Календарь
Календарь
Конкурс
Всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек
Статистика




?????? ???????????.


Централизованная библиотечная система г. Орска, 2009-2017
г.Орск, просп. Ленина, 13
тел.: 25-55-43, 25-39-64, 25-82-15
email: ??? ??????????? ??????????? e-mail ?????????? ???????????????? ? ????????-?????. ????? ??????? ???, ? ??? ?????? ???? ??????? Java-Script ???? ????? e-mail ??????? ?? ????-?????. ????? ??????? ???, ? ??? ?????? ???? ??????? Java-Script
Разработка Студия WEB-проектов MKWEB.ru