Переписка началась в октябре 2008-го, последнее на данный момент письмо датировано июнем этого года.
В письмах Улицкая расспрашивает Ходорковского о его тюремном опыте, сравнивая его с опытом таких знаменитых российских узников, как Бродский, Шаламов и Солженицын.
Кроме того, Улицкая интересуется личными воспоминаниями Ходорковского, тем, как он формировал свои взгляды на жизнь и почему пошел на опасный для него конфликт с властями. «Думаю, могу определить себя как вольтерьянца, т.е. сторонника свободомыслия, свободы слова. Б.Н. Ельцин в этом плане был моим идеалом», — пишет Ходорковский, добавляя: «Разгром НТВ в 2001-м (я пытался им помочь деньгами, что мне вменили в первом процессе) стал моим «Рубиконом».
Ходорковский описывает также свои отношения с властью и методы ведения бизнеса в 90-е годы. «После преодоления кризиса [1998 года] мои жизненные установки начали меняться», — замечает он при этом. «Я считаю, что в целом законы у нас нормальные, не хуже и не лучше, чем в остальных странах, а вот с правоприменением, с судами — катастрофа», — пишет он по поводу разгрома ЮКОСа. «Я не революционер», — добавляет он, признаваясь также: «А вот общечеловеческие ценности пробивались ко мне долго. Думаю, именно тогда, когда они «пробились», я и восстал. Было это в 2001 году».
«Конечно, такая развязка не была моей целью, — комментирует Ходорковский исход дела ЮКОСа. — Но меня загнали в угол, из которого другого достойного выхода не было. Мудрый человек, вероятно, избежал бы такой альтернативы».
В 2000-е год Михаил Ходорковский вступил в конфликт с российскими властями и сейчас отбывает 8-летний тюремный срок. Кроме того, в настоящий момент на него заведено второе уголовное дело. В начале сентября Ходорковский выразил мнение, что власти хотят продержать его в тюрьме до смерти.
«Новая газета» и сайт Радио Свобода опубликовали отрывки из заочного
диалога писательницы Людмилы Улицкой с Михаилом Ходорковским.
Полный текст появится в октябрьском номере журнала «Знамя» и одновременно на сайте Радио Свобода. Собеседникам было интересно друг с другом, судя по тому, что это общение растянулось на несколько месяцев.
Прежде подобный литературный опыт появился у писателей Бориса Акунина (Григория Чхартишвили) и Бориса Стругацкого.
Обозреватель РС попросил Людмилу Улицкую рассказать Радио Свобода, как по мере развития диалога менялось ее отношение к Михаилу Ходорковскому.
http://www.svobodanews.ru/content/article/1820056.html