Журнальный зал


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 После большого перерыва художник Михаил Шемякин вернулся к книжной графике. И если когда-то давно он делал иллюстрации, как говорится, из любви к искусству, по внутреннему зову, то на этот раз — по заказу. Он проиллюстрировал книгу стихов Владимира Высоцкого, с которым дружил. В свое время Шемякин даже пошел на курсы звукорежиссуры, чтобы в Париже записывать его песни. Теперь же он сделал иллюстрации к 42 стихотворениям — по числу лет жизни Владимира Высоцкого. Куратор выставки Наталья Дельгядо рассказала: «Как правило, Михаил Шемякин выбирает какое-то четверостишье или двустишье Высоцкого подписывает эти иллюстрации. Можно понять, о какой песне идет речь. Причем воспроизводит он их в технике каллиграфии. И если присмотреться, то можно все увидеть. Вот строки: «Мне снятся бесы, хоботы и черти».

По первому образованию художник Светлана Филиппова — филолог. Любовь к литературе привела ее из анимации к книжной графике. Иллюстрации к роману «Чевенгур» Андрея Платонова она сделала в порошковой технике, которая сейчас часто используется в анимации, — молотый кофе, стекло, фотография. «Во-первых, колорит. Мне нравится, что композиция создается с помощью света и тени, есть какая-то таинственность», — рассказала она.

Современные иллюстраторы не ограничиваются традиционными техниками офорта и литографии. Уникальное явление — иллюстрации, выполненные в технике надглазурной росписи по фарфору. Или на глубоком черном фоне — тоже случай не рядовой. Но именно так увидели сюжет романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и его героев братья Трауготы. Литературные пристрастия художников — особая тема. Рядом с «Мастером и Маргаритой», «Шерлоком Холмсом», «Алисой в Стране чудес» — русские народные сказки Афанасьева, «Процесс» Кафки, Энеида.

«Замечательный петербургский художник Латиф Казбеков предложил иллюстрировать книгу Лао-Цзы. Довольно сложно представить, что можно проиллюстрировать философский трактат. Там действуют абстрактные категории, общие понятия, метафизика», — рассказала куратор выставки. Вряд ли иллюстрации Латифа Казбекова смогут объяснить сложные философские понятия, но проникнуть в строй восточной системы мышления они точно помогут.

Удивительно, что в то время, как прилавки заполнены коммерческими книгами, напечатанными на дешевой бумаге, а компьютеры становятся библиотекой, искусство книжной иллюстрации переживает новую волну расцвета. Автор знаменитого мультяшного льва Бонифация, Народный художник России Сергей Алимов совсем не жалеет, что оставил анимацию ради книг. Теперь он зависит не от режиссера, а от великих писателей. «Компьютер — компьютером, а книги должны существовать как произведение искусства, чтобы приятно было ее в руки взять», — уверен он.

«Компьютер заменит все, но компьютерные носители быстро устаревают. Когда-нибудь в небытие уйдут и те флэшки, которыми мы пользуемся. Как ни странно, книга остается самым долговременным носителем информации», — уверяет Наталья Дельгядо.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=372328&cid=549