Новости библиотеки
На могиле Кормильцева установили очки
На могиле поэта и переводчика Ильи Кормильцева установили памятник в виде открытой книги и очков, сообщает «Московский комсомолец». Памятник состоит из двух стел черного и белого цвета, установленных перпендикулярно друг другу. Между стелами расположены очки, похожие по форме на очки, которые обычно носил автор текстов группы «Наутилус Помпилиус».
Также на одной из стел выгравированы слова из песни «Эта музыка будет вечной», которые Кормильцев написал для «Наутилуса»: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки». Церемония открытия памятника состоится 26 сентября, в день рождения поэта. В этот день Кормильцеву исполнилось бы 50 лет.
Илья Кормильцев скончался в Лондоне 4 февраля 2007 года после тяжелой болезни. 9 февраля он был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. Помимо работы с группой «Наутилус Помпилиус», Кормильцев был известен как переводчик, музыкальный и литературный критик и глава издательства «Ультра. Культура».
http://lenta.ru/news/2009/09/23/monument/
«Мастер и Маргарита»: мистика продолжается…
23 сентября культовый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» получит сразу два музыкальных воплощения: в Московском детском театре эстрады состоится премьера оперы-фантазии «Мастер и Маргарита» Валентина Овсянникова, а в «Театре Александра Градского» презентуют аудио-оперу «Мастер и Маргарита», записанную известным рок-музыкантом на четырех CD.Роман «Мастер и Маргарита» — очень благодатный сюжет для оперы. Особенно, если ее трактовать как фантасмагорию, а не акцентировать внимание на любовной, философской и религиозной темах, считает популярный исполнитель и композитор Александр Градский. «Роман большой, многоплановый и, конечно, некоторых персонажей в опере нет — нельзя объять необъятное. Опера и так идет почти четыре часа», — заметил Градский. А писалась она более тридцати лет:
«Я долго не решался приняться за оперу активно, как говорится, «взять быка за рога». Что-то придумывалось, например интересная мелодия, записывал ее, делал текстовые заметки. Поскольку роман мною очень любим, были определенные опасения, что можно испортить главное, не найти, если так можно сказать, «общего духа». То есть, удаляясь от прямого текста или пересказа, мне хотелось приближаться к нему духовно, идейно и даже эмоционально", — рассказал Александр Градский.
Валентин Овсянников, напротив, рассматривал роман Булгакова как «историю великой любви» и сделал главный акцент на образах Мастера и Маргариты. Композитор считает свое произведение фантазией, в которой исторические и мистические персонажи только дополняют основную сюжетную линию.
Как привлечь читателя к хорошей литературе?
Сегодня из ста книг, издаваемых в России за год, 40% оседает в Москве и Петербурге. До провинции доходит лишь малая часть! Мириться с такой ситуацией нельзя, — решили лауреаты национальной премии «Большая книга» и отправились по городам и весям, чтобы привлечь внимание читателей к современной литературе. Их маршрут: Мурманск — Кола — Мончегорск — Оленегорск — Североморск всего за три дня. Первая остановка — столица Заполярья!
Алексей Варламов, Илья Бояшов и Борис Евсеев — лауреаты и финалисты национальной литературной премии «Большая книга». Их произведения хорошо известны в столице, однако за ее пределами о них знают немногие.
Можно написать десятки отличных книг, но при этом так и остаться незамеченным. Все дело в рекламе! «Раскрученными» становятся те писатели, чьи книги хорошо продаются. А сегодня это, как правило, женские романы и детективы. Например, книги Дарьи Донцовой или Александры Марининой за раз выходят тиражом более двухсот тысяч, в то время как Алексей Варламов или Илья Бояшов такой роскоши себе позволить не могут — тираж их книг не более 10 000.
Еще лет 20 назад в советской России царил жуткий книжный дефицит. Сейчас ситуация круто изменилась, недостатка в книгах нет, зато появилась другая проблема. От изобилия на книжных прилавках просто теряешься!
Лучшим навигатором в этом деле служит библиотека, — считает Илья Бояшов, автор документальных книг о военно-морском флоте. Именно здесь можно определиться с выбором и найти то, что действительно стоит почитать! Андрей Гагауз — постоянный читатель научной библиотеки и большой поклонник творчества Алексея Варламова. С писателем встречался, правда, это было в школьные годы. Сейчас уже курсантом пришел на очередную встречу с автором любимых книг.
Встреча с писателями оказалась насыщенной. Столичных гостей буквально засыпали вопросами.
Проект «Большая книга» — встречи в провинции» действует уже три года. За это время его делегаты побывали в Новосибирской и Томской областях, встретились с читателями Курского региона. Теперь приехали и в Мурманск. А уже завтра столичные гости отправятся домой.
http://www.tv21.ru/index.php?menuid=1&newsid=14444
Объявлен шорт-лист Бунинской премии
В Москве 21 сентября 2009 года обнародован короткий список финалистов литературной премии имени Ивана Бунина. В этом году награда присуждается за произведение художественной публицистики. Имя лауреата станет известно 22 октября 2009 года, в день рождения писателя. Бакунцев Антон. Публикации: «Казуистика античеховизма», «Незализанный» классик, или Профанация культуры», «Львиное сердце».
Бондаренко Владимир. Публикации: «Поколение одиночек», «Трубадуры имперской России».
Волков Валентин. « Печаль о братьях Киреевских».
Данилкин Лев. «Нумерация с хвоста. Путеводитель по русской литературе».
Кантор Владимир. «Смерть пенсионера».
Круглов Тимофей. «Виновны в защите Родины, или русский».
Кучерская Майя. «Наплевать на дьявола. Пощечина общественному вкусу».
Лощиц Юрий. Избранное.
Прилепин Захар. «TerraTartarara: Это касается лично меня».
Протоиерей о. Владимир (Бороздинов). Публикации: «Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)», «Вера и знание», « Крест Христов — основа нашего спасения», «Деревенские будни».
Проханов Александр. Подшивка передовиц газеты «Завтра» за 2008 год и книги «Симфония «пятой империи», «Имперская кристаллография».
Пушков Алексей. «Путинские качели. Постскриптум: десять лет в окружении».
Щербаков Александр. «Душа мастера: рассказы, бывальщины, притчи».
Щербаков Юрий. «Ликуя и скорбя».
Яшин Алексей. Публикации: «Ешьте крабов», «Живописный паноптикум: Современный русский литературный лубок»
В длинном списке премии, объявленном в августе 2009 года, значилось 60 книг.
В предыдущие годы лауреатами награды становились Юрий Поляков, Вадим Месяц, Андрей Дементьев, Андрей Битов и другие авторы.
http://lenta.ru/news/2009/09/21/bunin/
Фестиваль поэзии в Ялте проводит конкурс
С 9 до 11 октября в Ялте состоится Третий Международный «Синани-Фест-2009». Конкурсная программа фестиваля связана с рассказом Антона Чехова «Дама с собачкой», который был написан ровно сто десять лет назад. Произведения, подаваемые на конкурс, должны прямо или косвенно затрагивать сюжет, образы или темы чеховского рассказа.
В конкурсе могут принять участие все желающие, независимо от возраста, места жительства, известности, профессиональной подготовки, членства в творческих союзах.
Авторы могут представить стихи, написанные на русском или украинском языке.
Для участия в конкурсе на адрес фестиваля Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. подается заявка-анкета и подборка стихотворений по теме конкурса. Заявки необходимо прислать до 25 сентября 2009 года.
В состав Жюри основной конкурсной программы входят известные поэты, редакторы литературных журналов, издатели, деятели культуры, лауреаты и победители первого и второго фестивалей «СИНАНИ-ФЕСТ».
Победитель и лауреаты определяются простым большинством голосов. Автор, получивший наибольшее количество голосов, объявляется победителем конкурса и обладателем «Гран-При» третьего международного фестиваля поэзии «СИНАНИ-ФЕСТ».
Произведения победителей и участников конкурса могут быть опубликованы в журналах «Знамя» (Москва), «Радуга» (Киев), «Зинзивер» (СПб) и «Ялтинском литературном альманахе». Отбор произведений для публикации производится редакцией этих изданий.
Подробности о Конкурсе и программе Фестиваля сообщаются на официальном сайте «Синани-Феста-2009»: http://sinanifest.com.ua/news/1252849138
http://www.krupaspb.ru/piterbook/business/news.html?nn=1143
Последний роман Маркеса будет экранизирован в Мексике
Последний роман нобелевского лауреата колумбийца Габриэля Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» будет экранизирован в Мексике, сообщило колумбийское радио Caracol.Фильм совместного производства Испании, Мексики и Дании будет снят при спонсорской поддержке международного медиа-холдинга Televisa. Съемки начнутся уже в октябре в городе Пуэбла, расположенном в 120 километрах от столицы страны Мехико.
Экранизацию, бюджет которой превышает 8 миллионов долларов, осуществит 82-летний датский режиссер Хеннинг Карлсен (Henning Carlsen), известный как постановщик и сценарист фильма «Голод», снятого в 1966 году. Сценарий написан Жаном-Клодом Карьером, соавтором сценариев «позднего» Луиса Бунюэля, сообщила радиостанция.
Ранее были экранизированы другие произведения всемирно знаменитого писателя: «Хроника объявленной смерти», «Полковнику никто не пишет» и «Любовь во времена чумы».
Последний роман Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» был опубликован в 2004 году. За два года до этого вышла первая книга из запланированной им биографической трилогии, написанная в жанре «магического реализма», — «Жить, чтобы рассказать о жизни» (она немедленно стала бестселлером в испаноязычном мире).
У живого классика есть несколько неизданных произведений, а также почти завершенная книга о любви «Мы увидимся в августе», которая должна появиться в конце 2009 году.
В романе «Вспоминая моих грустных шлюх» объемом в пять глав повествуется о том, как 90-летний журналист отправился в посещаемый им на протяжении многих лет бордель, чтобы отметить свой день рождения ночью «сумасшедшего секса» с 14-летней девственницей. Но там его поджидала настоящая любовь, какой у него никогда в жизни не было.
РИА Новости
Стартовал всероссийский конкурс молодых писателей
По итогам литературного конкурса «Facultet» выйдут четыре книги с работами победителей.
Организаторы всероссийского литературного конкурса «Facultet» начали прием конкурсных работ от молодых писателей и поэтов.
«В конкурсе может принять участие любой молодой писатель или поэт в возрасте от 14 до 30 лет, вне зависимости от места жительства. Прием работ продлится до 1 октября. По результатам конкурса выйдут четыре книги с работами победителей.
Цель «Facultetа 2009» — найти одаренных писателей и поэтов, чьи произведения посвящены событиям и людям настоящего времени. В числе организаторов конкурса — факультет журналистики МГУ.
http://city-fm.ru/news/?id=347888
Семейный архив Андрея Платонова
Нынешний сентябрь для всех, кто любит русскую литературу, – месяц Андрея Платонова. 1 сентября – 110 лет со дня его рождения. 21–23 сентября – Международная конференция в Институте мировой литературы РАН. А на недавней книжной ярмарке в Москве читателям было представлено первое собрание сочинений Платонова.Его выпуск начало издательство «Время». Поддержку издательству оказывает администрация Воронежской области — на презентации зачитывалось приветствие губернатора А. Гордеева.
Издательство подчеркивает: это не «весь Платонов». «Весь Платонов» появится хорошо если к 200-летию Андрея Платоновича. Не потому, что кто-то медлит. Просто открывается писатель постепенно. Недавно, например, в Институт мировой литературы РАН от его семьи поступил личный архив писателя, а там немало нового и неожиданного.
На вопрос корреспондента «АН», как этот архив выглядит чисто внешне, внук писателя Антон Мартыненко пожал плечами: старые бумаги. Считайте, что их кубометра два. В основном литературные труды: рукописи, черновики, есть несколько непубликовавшихся рассказов. Личная и деловая переписка. Документация на изобретения — Платонов ведь был еще и талантливым инженером...
— Интересовал этот архив многих, но моя мама Мария Андреевна к дедушкиному наследию относилась трепетно. Не любила литературную тусовку, не хотела кого попало подпускать к семейным делам, да и истинных специалистов по Платонову оказалось не так много. Архив не был закрыт для исследователей, однако мама сама вела его разбор, готовила тексты. Потом ее не стало. А ИМЛИ РАН давно этот архив у нас просил...
Какая дальнейшая судьба архива? Прежде всего, подчеркнул наш собеседник, документы нужно отреставрировать. При жизни Платонова у него и нормальная бумага под рукой не всегда оказывалась, многое написано на обороте каких-то ведомостей, старых документов. Реально это пожелтевшие, ломкие страницы, исписанные быстрым почерком, — иногда чернилами, иногда карандашом. Что-то от времени стерлось, надо вчитываться. В дальнейшем архив, возможно, будет перенесен на современные носители. Плюс, само собой, литературоведческие исследования. Ведь программа-максимум — академическое издание.
http://www.argumenti.ru/publications/10825
Автора «Хоббита» учили перед войной на криптографа
В марте 1939 года британский писатель Дж.Р.Р. Толкиен, автор «Хоббита» и «Властелина колец», проходил стажировку в лондонском отделении Government Code and Cypher School, секретного правительственного института криптографии. Этот факт впервые предан огласке только сейчас, сообщает газета The Daily Telegraph. Издание отмечает, что имя Толкиена значилось в списке из полусотни потенциальных кандидатов для работы в Блетчли-парке. Этот перечень готовился в конце 1930-х годов, когда британское правительство начало предпринимать практические кадровые меры для подготовки к будущей войне. По крайней мере, 13 человек, в том числе Толкиен, согласились принять участие в стажировке весной 1939-го, за полгода до начала военных действий. Толкиен успешно занимался: в его досье стоит высокая оценка.
По окончании трехдневной стажировки Толкиен, правда, не принял предложение поработать в Блетчли-парке, национальном шифровальном центре. В случае согласия ему бы полагался оклад в 500 фунтов в год (50 тысяч фунтов в современном эквиваленте). Причины отказа писателя неизвестны, но, возможно, он не хотел терять возможность заниматься литературой (большую часть «Властелина колец» он написал именно в годы Второй мировой войны).
Примечательно, что The Daily Telegraph получила сведения об участии Толкиена в программе института криптографии на условиях анонимности от сотрудника Government Communications Headquarters, управления правительственных служб связи. Документы, в которых упоминается Толкиен, показываются сейчас на выставке в штаб-квартире управления. Экспозицию могут осматривать только сотрудники этого ведомства.
http://lenta.ru/news/2009/09/17/tolkien/
Чтение Кафки оказалось полезно для умственных способностей
Калифорнийские и канадские психологи опытным путем показали, что чтение сюрреалистической прозы Франца Кафки благоприятно воздействует на механизмы познания и обучения. Выводы исследователей из университета Санта-Барбары (штат Калифорния) и университета Британской Колумбии опубликованы в сентябрьском номере журнала Psychological Science, а синопсис статьи приводит газета The Guardian. Участники эксперимента были разбиты на две группы. Первым было предложено прочесть известный рассказ «Сельский врач», а второй группе эту же историю о докторе, едущем «с земной коляской и неземными лошадьми» к тяжелобольному пациенту в метель, изложили в сильно упрощенном и упорядоченном виде. Далее все участники получили задачи, в которых требовалось выявлять закономерности в последовательности символов. Оказалось, что те, кто читал более трудный и путаный текст, справлялись с заданием лучше: непривычная, кажущаяся бессмысленной история невольно вынуждала читателей к поиску новых логических структур.
Трэвис Пру (Travis Proulx), автор исследования, отмечает, что в эксперименте использовалось известное явление: люди чувствуют себя неуютно, если нарушаются ожидаемые ассоциации. Это ощущение приходит как во время чтения сюрреалистического рассказа, так и при анализе собственного противоречивого поведения. В обоих случаях это чувство хочется преодолеть, и поэтому у людей появляется мотивация к поиску новых структур. Правда, если человек готов к тому, что ему предстоит такого рода отчуждение, то механизм не сработает. Следовательно, заключает Пру, целенаправленное чтение Кафки накануне экзамена вряд ли принципиально улучшит результаты испытания.
http://lenta.ru/news/2009/09/18/kafka/












