Дебютный роман французского писателя Лорана Бине «HHhH» вышел в 2010 году и получил Гонкуровскую премию. В центре сюжета — история убийства видного эсэсовца Рейнхарда Гейдриха, которое было совершено в Праге двумя отважными парашютистами из Англии — Яном Кубишем и Йозефом Габчиком. Необычное название — аббревиатура известной нацистской шутки «Himmlers Hirn heisst Heydrich» («Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом»). Роман написан в практически неопределяемом жанре: некоторые его страницы — несомненное публицистическое высказывание, другие — документальная проза, третьи заставляют со всей ответственностью причислить книгу к историческому тексту. Сам автор называет свое сочинение романом, но подчеркивает, что ничего в нем не выдумал. Более того, высшей своей целью Бине называет максимальную точность: он дает обещание читателям всегда предупреждать, если реплика героя или поворот сюжета окажется плодом его фантазии. Действительно, даже цвет машины, на которой ездит по Праге Гейдрих и в которой он получит смертельное ранение, Бине так и не смог точно установить — в музее, как оправдался автор, машина стоит черная, но в ряде свидетельств пишут, что она была зеленая. |
Бине с большим вниманием относится к своим героям и тщательно выписывает подробности их биографий и характеров, что определенно помогает русским читателям, ведь для многих из нас имена видных участников событий на Западном фронте ничего не значат. Чуть ли не половину книги Бине уделил Рейнхарду Гейдриху. На Нюрнбергском процессе роль главного из выживших злодеев досталась Розенбергу, но если верить (а не верить — оснований нет) фактам, изложенным Лораном Бине в «HHhH», вполне допустимо, что это место занял бы именно Гейдрих.
Этот человек был одним из самых влиятельных и страшных сподвижников Гитлера. Именно он озвучил способ «окончательного решения еврейского вопроса». Жестокий, тщеславный, холодный Гейдрих, «белокурая бестия», «пражский палач», стоит за такими чудовищными злодеяниями, как Бабий Яр, газовые грузовики и концентрационные лагеря. Лоран Бине не единожды повторил, насколько важным он считает его уничтожение для развития всего антифашистского сопротивления времен войны. Он восхищается Яном Кубишем и Йозефом Габчиком — молодыми людьми, осуществившими покушение, и считает их подлинными героями.
И вот здесь автор запускает в читателях механизм рефлексии, на которую, вероятно, он не совсем рассчитывал: Бине не сомневается в правильности и необходимости убийства Гейдриха, но он не объясняет, почему в этом не сомневается. Бине все ясно, он уверен в своей позиции, однако же изложенная им история заставляет каждого из читателей пройти свой путь терзаний, чтобы в конце книги остановиться на собственном мнении по этому вопросу. И у некоторых оно совпадет с позицией Бине, а у других, вполне возможно, нет.
В первый раз проблема коллаборационизма во всей своей моральной противоречивости всплывает на страницах романа, когда Бине рассказывает читателям о той цепочке ошибок, которые допустили европейские правительства еще до начала Второй мировой войны. В этой связи много места автор уделил истории о Мюнхенском сговоре: договоре, заключенном премьер-министром Англии Чемберленом, премьер-министром Франции Даладье, Гитлером и Муссолини о передаче Германии Судетской области, находящейся в составе Чехословакии. Президента Чехословакии Бенеша сильные того мира не позвали даже за стол переговоров, и он сидел в соседней комнате и ждал решения судьбы своей страны. Его страну (в расчете на мир для своих народов) предали, его стране предпочли Гитлера. Но это было еще не самое страшное. Самое страшное случилось, когда спустя несколько месяцев уже нового президента Чехословакии Гаху пригласили в Германию для аудиенции с Гитлером. Там Гаху предельно жестко поставили перед выбором, который он должен был сделать немедленно: или он подписывает акт о капитуляции Чехословакии, что означает сдачу страны без боя и немецкую оккупацию, или завтра немецкие танки, самолеты и солдаты войдут в города его страны и убьют всех, кого они смогут убить. Бине описывает этот драматический момент истории так:
Гаха сидит за столом перед документом, который следует подписать, он собирается уже поставить росчерк, но рука его дрожит. И перо замирает над бумагой. (...) «Я не могу это подписать, — заявляет он. — Если я подпишу акт о капитуляции, мой народ проклянет меня». Что верно, то верно. Однако Герингу и Риббентропу надо убедить Гаху, что отступать поздно, и они принимаются за дело. (...) И тут вдруг Гаха пошатнулся. Он потерял сознание. Теперь уже оцепенели два министра, оказавшиеся перед безжизненным телом.
Однако в итоге акт все-таки будет подписан:
Без пяти четыре утра Гаха ставит под смертным приговором своей стране подпись. «Я пожертвовал государством, чтобы спасти нацию», — верит этот дурачок. Похоже, глупость Чемберлена была заразна.
Сейчас после всего, что известно о режиме оккупации, об уничтожении евреев, не возникает сомнения в том, что сражаться и проиграть (а значит — позволить умереть тысячам людей) лучше, чем проиграть без боя. Но тогда, в 1938 году, от президента Чехословакии требовалось огромное мужество, чтобы выбрать между смертью и позором, и никто не может знать, а как бы он сам поступил на его месте.
Но факт остается фактом. Чемберлен и Даладье пожертвовали государством Чехия ради собственных, как они считали, наций, Гаха тоже пожертвовал Чехией ради чешской же нации. И только Кубиш и Габчик, в обоих смыслах слова герои романа Бине, поступят совершенно иначе: они пожертвуют собой, они пожертвуют сотнями, тысячами жизней своих соотечественников ради призрачной возможности (в 1942 году победа еще была неочевидной) спасти Чехию. Они выбрали не нацию, они выбрали страну, победу и нечто противоположное фашизму — назовем это добром. И Лоран Бине целиком и полностью на их стороне.
В числе последствий убийства такого важного для нацисткой партии человека, как Гейдрих, Бине перечисляет, во-первых, казни всех, кто помогал в Чехии Кубишу и Габчику, во-вторых, уничтожение деревни Лидице (убийство на месте всех мужчин и отправка в концлагеря женщин и детей) и, наконец, убийство самих Кубиша и Габчика вместе с их соратниками. Случится и ряд косвенных последствий. Самое невообразимое у Бине представлено лаконичной цитатой:
Одна из самых мрачных особенностей Равенсбрюка (концлагерь — В. К.) — опыты по вивисекции, которые ставились над 74 молодыми узницами. Эти опыты проводились с августа 1942 года по август 1943, и заключались они в том, что женщинам делали калечащие их операции с намерением воспроизвести раны, которые стоили жизни гауляйтеру Чехословакии Рейнхарду Гейдриху. Профессор Гебхардт, который не смог спасти его от газовой гангрены, решил проверить, можно ли было добиться другого исхода, применяя сульфамиды, и вводил с этой целью бациллоносители в нанесенные молодым женщинам раны.
Невозможно не подумать в этом месте, что если бы Габчик и Кубиш не убили Гейдриха, многие женщины не подверглись бы пыткам... Но Бине настаивает, утверждает героизм, заключенный в уничтожении фашистского палача. И главный труд читателей заключен именно в этом: представить, вообразить тот перевернутый, страшный мир Второй мировой, когда любой акт сопротивления становится дороже жизни многих людей, которые обязательно погибнут, оплачивая поступок героев.
...Все, кого потом судили за помощь, за поддержку парашютистов, отважно заявляли прямо в лицо судьям-нацистам, что ни о чем не жалеют, ни в чем не раскаиваются, более того — гордятся возможностью умереть за родину.
Способность людей воспарить духом, стать больше, выше самих себя в отдельные моменты жизни — вот ода, воспетая Лораном Бине. И тут же — бесконечное самоуничижение, сомнение в том, что сам он способен на подобное.
http://prochtenie.ru/reviews/28619